Файл: Содержание Введение Глава Понятие о лексикосемантической группе.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первая научная ячейка появилась в Киргизии в 1926 г., когда был создан Государственный музей краеведения. На его базе в 1928 г. возник комплексный научно-исследовательский институт краеведения, из которого в дальнейшем вырос ряд самостоятельных научных учреждении: институт
животноводства, институт киргизского языка и письменности и др. Затем в
республике появились многочисленные ведомственные научные учреждения: ветеринарная, селекционная и плодоовощная станции, институт эпидемиологии, успешно развивал свою деятельность Комитет наук.
В 1943 г. благодаря помощи русских ученых возник Киргизский филиал Академии наук СССР, а на его базе в 1954 г. была создана национальная Академия наук. Это было выдающееся событие в развитии культуры киргизского народа. В составе учреждений Академии наук три отделения: естественно-технических наук, биологических наук и общественных наук. Эти отделения объединяют 13 институтов и несколько самостоятельных отделов, а также ботанический сад и музеи, в которых работает свыше 500 научных сотрудников.
В настоящее время в Академии наук Киргизской ССР представлены уже такие важные специальности, как ядерная физика и радиофизика, математика и механика, электроника, автоматика и телемеханика, горное дело и металлургия, органическая химия. В конце 1960 г. в Академии наук и вузах республики насчитывалось 2315 научных работников, в том числе 643 кандидата и доктора наук. Академия наук координирует в общей сложности деятельность 39 научных учреждений республики, обслуживающих различные нужды народного хозяйства и культурного строительства, и высших учебных заведений. Она превратилась в крупный центр научной мысли и подготовки кадров. В аспирантуре высших учебных заведений и Академии наук Киргизской ССР проходят подготовку более 180 будущих ученых, большая часть которых — киргизы. За годы своего существования Академия наук Киргизской ССР и другие научные учреждения подготовили много ценных научных исследований, содействующих дальнейшему развитию народного хозяйства республики, раскрывающих ее несметные природные богатства, помогающих развитию национальной культуры. Наука все теснее связывается с производством. В содружестве с практиками ученые Киргизии (совместно с учеными Казахстана) вывели высокопродуктивные породы скота, геологи провели важные исследования по выявлению полезных ископаемых, проделана работа по определению путей наилучшего
использования богатейших гидроэнергетических ресурсов, ценные результаты дали опыты создания искусственных сенокосов в горных условиях, сделано обобщенное описание почв Чуйской долины, разработан новый способ кормления крупного рогатого скота, подготовлены и выпущены в свет двухтомная «История Киргизии», ряд монографий, освещающих отдельные проблемы истории киргизского народа, издан капитальный русско-киргизский словарь.
Устное поэтическое Крупную роль в культуре киргизов играло устное творчество и художественно-народное поэтическое творчество. В нем в многозвенная литература многогранной и ЯрКОй форме, отображены своеобразные исторические судьбы народа, его самобытная древняя культура, трудовая жизнь, надежды и чаяния, поэтическое восприятие природы.
На пути развития устного народного творчества стояло в прошлом много препятствий. Социальный и национальный гнет, влияние идеологии ислама задерживали естественный рост народных талантов. Но вопреки всем трудностям трудовой народ рождал своих певцов (акын), которые скитались от кочевья к кочевью со своим нехитрым комузом и несли народу свое творчество. Некоторые из них поднимали свой гневный голос против манапов и баев, жестоко угнетавших трудовой люд, против царских приспешников, призывали к борьбе. Неудивительно, что баи и манапы преследовали акынов, отказывавшихся подчинять свою творческую деятельность их интересам. Несмотря на травлю, издевательства со стороны манапов и баев, стремившихся приспособить народное творчество к своим вкусам, оно продолжало жить и развиваться, сохраняя лучшие демократические и художественные традиции. Донесенное до наших дней киргизское устное творчество отличается большим жанровым разнообразием. Наряду с трудовыми, лирическими и обрядовыми песнями значительное развитие в творчестве киргизского народа получили и другие виды народных произведений: сказки, предания, героические поэмы типа народных романов и в особенности богатырский эпос.
Кочевой образ жизни киргизов в прошлом породил такие произведения, как пастушеские женские песни (бекбекей) и песни пастухов-табунщиков (шырылдац).
Песни бекбекей исполнялись женщинами и девушками ночью, когда они караулили овечьи отары возле аила. Пение их сопровождалось протяжными заунывными выкриками. В песнях женщины предостерегали друг друга о грозящей от волков опасности, призывали к бдительной охране отар, угрожали волкам:
Надо чутко в загоне стеречь овец!
Из боярышника жердь у меня.
Волк-ворюга, тебе смерть у меня!
Только сунься волк, окружим!
Палками его оглушим!
Песни шырылдан распевали пастухи, приходившие с далеких пастбищ в аилы за пищей. Пели:
Шырылдан — это наш удел
Мы сегодня не смеем спать.
Только был бы табун наш цел,
Сон успеем мы наверстать
Помимо трудовых пастушеских песен, существовали песни, сопровождавшие процессы земледельческого труда, в частности молотьбу, Песни, исполнявшиеся во время молотьбы, назывались оп-майда.
Жизненный опыт народа и его мудрость получили яркое -отражение в многообразных пословицах и поговорках.
Как и всякие народные изречения, киргизские пословицы и поговорки в образной и доходчивой форме прививают любовь к родине и к народу, воспитывают чувство мужества, порицают пороки осуждают зло. Они были раньше тесно связаны со скотоводческим, а отчасти и с военно-кочевым бытом народа. На почве этого жанра устного народного творчества выросли самостоятельные, специфические для киргизского фольклора произведения, представляющие собой нравоучительные песни и поэмы. Они состоят из бытующих в народе пословиц (часто имеющих стихотворную форму) и рифмованных афоризмов. Такие поэмы называются санат (поучение или пример, достойный подражания). Пословицы подбираются или на одну какую-либо тему, или разнообразны по тематике, но в целом выступают в виде поэтических моральных поучений. Другой вид нравоучительных поэм (насыят, т. е. наставление, совет) включает пословицу лишь в качестве дополнительного элемента. Более поздние дореволюционные насыяты содержали наставление об обучении ремеслу и грамоте, в них говорилось о пользе знаний.
Существовали насыяты и религиозного содержания. Большое место в киргизском фольклоре занимает песенное творчество. Это связано в первую
очередь с выдающимся поэтическим даром киргизов, с их редкой способностью к импровизации, к воплощению в поэтических образах и в стихотворной форме всех наиболее значительных событий окружающей жизни.
Широкое развитие песни связано также с музыкальной одаренностью народа. Ведущую роль в песенном жанре занимает лирика. Здесь и песни любовные (секетбай), и песни-жалобы (арман), исполнявшиеся по случаю какого-либо горя, личной утраты. В них рассказывается о нужде и бедности, о насильственном замужестве. К песням-жалобам примыкают песни-прощания (коштошуу), исполнявшиеся при прощании с родным краем, с народом, с близкими, с любимой. Особую разновидность представляют песни-состязания (айтыш), исполняемые во время своеобразных поэтических
и музыкальных турниров ' между народными поэтами — акынами.
Состязаются в умении владеть даром импровизации чаще всего два акына, но на больших празднествах устраивались раньше состязания, в которых принимали участие многие из присутствующих Иногда проводились также состязания-диалоги, которые состояли из загадок и разгадок. В прошлом киргизские манапы культивировали жанр песен-восхвалений (мактоо). Им противостояли слагавшиеся демократически настроенными акынами песни- издёвки (кордоо), высмеивавшие баев, манапов, а также вообще разные неблаговидные поступки людей.
Существуют песни различных возрастных групп, особенно молодежи, которые поют обычно во время игр, во время качания на качелях, девичьи песни-состязания (акый или акыйнек). Большой любовью к детям насыщены колыбельные песни. Среди бытовых песен видное место занимали причитания и обрядовые песни, которыми, в частности, сопровождались свадебный и погребальный обряды.
Перед отправлением невесты из родительского дома в дом будущего мужа ее мать, родственницы и подруги пели трогательные песни-плачи. В них с большой силой раскрывалось бесправие девушки, выходившей замуж, и содержались наставления дочери о том, как вести себя в доме мужа, просьбы к родителям мужа хорошо обращаться с невесткой. Большой художественной силы достигали похоронные плачи (кошок), слагавшиеся обычно женщинами. В одних случаях это были причитания, короткие лирические произведения, в других же — более крупные произведения типа элегий, подробно повествующие о жизни покойного. Последнего типа плачи зачастую слагались в прошлом профессиональными певцами по заказу феодальной знати. Содержанием их было прославление «заслуг» того или иного манапа с целью идеологического воздействия на трудящихся. Причитания, исполнявшиеся в дни поминания умерших, перерастали в особые поминальные песни — жоктоо. Причитания-плачи исполняются иногда и в паше время. Большое место в устном творчестве киргизов занимает эпический жанр.
Один из циклов посвящен тризне по ташкентскому хану Кокетею, союзнику Манаса. Тяжело раненный в последнем походе, Манас возвращается в долину Таласа, где и умирает. Вторая часть трилогии «Манас», поэма «Семетей», относится к жизни сына Манаса—Семетея, а третья, «Сейтек», посвящена сыну Семетея — Сейтеку. По объему «Семетей» не уступает первой части трилогии. В отличие от «Манаса», стиль которого характеризуется чертами торжественности, суровой героики, поэмам «Семетей» и «Сейтек» присущи черты лирических произведений. Первый исследователь «Манаса» Ч. Валиханов указывал, что в нем нашли
отражение «образ жизни, обычаи, нравы, география, религиозные и медицинские познания киргизов и международные отношения их».
В «Манасе» подробно разработано несколько отдельных сюжетов, из которых наиболее крупными являются сватовство и женитьба Манаса на Каныкей, заговор семи ханов против Манаса, переселение к Манасу его родственников — каз-каман. Большое место в эпосе занимает социально- бытовой материал: мастерски написанные картины свадьбы, поминок, народных игр и развлечений, домашнего быта.
Манас выведен в эпосе как главное, стержневое действующее лицо, вокруг которого группируются все остальные. В поэме нет почти ни одного эпизода, где бы не участвовал сам Манас. Эпос рисует замечательные образы киргизских женщин и прежде всего красавицы Каныкей — умной и проницательной жены Манаса, верной и мужественной подруги богатыря. Большое место в поэме отведено Ак-Кула — волшебному коню Манаса. Многое в «Манасе» относится к области сказочного, фантастического, богато представлена в нем мифология. Но часть событий, которые описываются в «Манасе», является художественным отображением некоторых периодов истории киргизской народности и консолидировавшихся в ней племен, в том числе и довольно древних.
Киргизам неоднократно приходилось выступать против чужеземных захватчиков и угнетателей — монгольских, ойратских, узбекских и других феодалов и ханов. В большинстве военных эпизодов эпоса отражены события, связанные с ожесточенной борьбой киргизских племен против ойратов (джунгаров), вторгавшихся на территорию Средней Азии в XV— XVIII вв. Мотив борьбы с джунгарами сближает киргизский эпос с эпосами других народов Средней Азии (казахов, узбеков, каракалпаков). Вместе с тем, в эпосе «Манас» нашли отражение и эпизоды более раннего исторического прошлого киргизских племен, с характерным для него господством военно-демократического строя. «Манас» представляет собой в целом чрезвычайно сложный «сплав» различных по происхождению и времени возникновения жанров и сюжетов. Он складывался на протяжении длительного времени, постепенно обрастая все новыми сюжетами и песнями, впитывая в себя прежде всего эпические сказания тех племен, которые образовали в конечном итоге киргизскую народность.
В упомянутом выше сочинении «Маджмус ат- таварих» содержится прозаический пересказ некоторых эпизодов из эпоса «Манас», которые свидетельствуют в пользу существования казахско- ногайского слоя в эпосе. В своей основе эпос «Манас»,