Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


и т.п.; но то же окончание может быть образовано группой из двух слов, из которых на первом лежит ударение более сильное, а на втором —более слабое, например:




  1. Ударение в былинах часто переносится с предмета на эпитет





  1. При чтении былинных стихов нужно уметь ощущать и выдерживать леймические паузы (лейма — пауза длительно­стью в один слог, редко — в два, отсутствие которой вызывает нарушение ритма). По свидетельству Б.А. Буяльского, «про­должительность каждой из... пауз равна одному слогу. Что­бы ощутить и точно выдержать такую паузу, ее можно в про­цессе чтения мысленно заполнять произносимым в уме слогом:

[наш] [наш]

Ай ты славный богатырь святорусский»2.

7) «Интонируя былинные стихи, следует учитывать и дей­ствие принципа равнодлительности, заключающееся в том, что рядом стоящие, связанные между собой части текста (в данном случае былинные стихи) различной слоговой емкос­ти требуют одинакового времени для их произнесения. В результате этого стих с большим количеством слогов читает­ся в более ускоренном темпе, нежели стих с меньшим слого­вым объемом, например:
____________________________

1Жирмунский В.М. Теория Стиха. - Л., 1975. - С. 216.

2Б у я л ь с к и й Б. А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. - С. 120

Он стоял заутрену во Муроме (11 слогов),
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев-град... (15 слогов)

Вторая из цитированных строк читается гораздо быстрее первой»1.

Научиться чтению былин педагогу достаточно трудно. Этим занимаются лишь некоторые учителя-энтузиасты. Тем более почти невозможно научить этому младших школьников. Од­нако такие опыты, и довольно успешные, проводятся, о чем, например, свидетельствует исследование Н. Душкиной2.

Учителю начальных классов нужно стремиться к испол­нению, как можно более близкому природе народного пер­воисточника.



Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из былины «Добрыня и Змей». Прочитайте его с уче­том высказанных здесь рекомендаций.

Тут повыехал Добрынюшка в чисто поле

На добром коне на богатырском,

Тут он ездил целый день с утра до вечера

Да по славну по раздольицу чисту полю,

Похотелось молодому-то Добрынюшке,

Ему съездити во далече чисто поле,

Да ко тем горам ко Сорочинским,

Да ко тем норам да ко змеиным,

И пустил он коня да богатырского,

И поехал по раздольицу чисту полю!

_________________________

1Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. - С. 120-121.

2Д у ш к и н а Н. В. Методика обучения младших школьников чтению былин. Автореф. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. — М, 1990.




А и день за днем — будто дождь дождит,

А неделя за неделей — как река бежит,

А и день он едет по красному по солнышку,

А и ночь едет по светлому по месяцу;
Приезжал он ко горам да к Сорочинским,

Стал он ездить по раздольицу чисту полю,

Он-то ездил целый день с утра до вечера —

Потоптал он много-множество змеенышей!..

Заключительныезадания

  1. Сделайте выборку из действующей программы по чтению для начальной школы. Выпишите нормати­вы работы над выразительностью чтения по классам.

  2. Дайте себе отчет в степени готовности к работе над выразительностью речи младших школьников.


Оглавление

От автора 3

Основные положения системы К.С.Станиславского,

определяющие работу над выразительностью речи 5

Средства выразительности устной речи 15

Техника речи 16

Интонация 37

Неязыковые средства выразительности устной речи 76

Подготовка педагога к исполнению литературных

произведений 79

Обучение младших школьников выразительному чтению. ..85

Особенности исполнения литературных произведений

разных жанров 117

Загадки 117

Сказка 118

Басня 123



Поэзия 130

Рассказ 138

Драматургия 140

Былина 142

Учебное издание

Кубасова Ольга Владимировна

Выразительное чтение

Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений

Редактор В. Я. Мелкумяпц. Художник В. И. Фепогенов.

Технический редактор Р. Ю. Волкова.

Компьютерная верстка: М. М. Смирнов.

Корректор И. Н. Голубева

Подписано в печать с готовых диапозитивов 12.01.98.

Формат 84x108/32. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 7,56. Тираж 10 000 экз. Заказ №„23.

ЛР № 071190 от 11.07.95 Издательский центр «Академия».

129336, Москва, ул. Норильская, 36.

Тел./факс (095) 474-94-54, (095) 475-28-10.

Отпечатано с готовых диапозитивов на ИПП «Уральский рабочий».

620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.