Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и т.п.; но то же окончание может быть образовано группой из двух слов, из которых на первом лежит ударение более сильное, а на втором —более слабое, например:
-
Ударение в былинах часто переносится с предмета на эпитет
-
При чтении былинных стихов нужно уметь ощущать и выдерживать леймические паузы (лейма — пауза длительностью в один слог, редко — в два, отсутствие которой вызывает нарушение ритма). По свидетельству Б.А. Буяльского, «продолжительность каждой из... пауз равна одному слогу. Чтобы ощутить и точно выдержать такую паузу, ее можно в процессе чтения мысленно заполнять произносимым в уме слогом:
[наш] [наш]
Ай ты славный богатырь святорусский»2.
7) «Интонируя былинные стихи, следует учитывать и действие принципа равнодлительности, заключающееся в том, что рядом стоящие, связанные между собой части текста (в данном случае былинные стихи) различной слоговой емкости требуют одинакового времени для их произнесения. В результате этого стих с большим количеством слогов читается в более ускоренном темпе, нежели стих с меньшим слоговым объемом, например:
____________________________
1Жирмунский В.М. Теория Стиха. - Л., 1975. - С. 216.
2Б у я л ь с к и й Б. А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. - С. 120
Он стоял заутрену во Муроме (11 слогов),
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев-град... (15 слогов)
Вторая из цитированных строк читается гораздо быстрее первой»1.
Научиться чтению былин педагогу достаточно трудно. Этим занимаются лишь некоторые учителя-энтузиасты. Тем более почти невозможно научить этому младших школьников. Однако такие опыты, и довольно успешные, проводятся, о чем, например, свидетельствует исследование Н. Душкиной2.
Учителю начальных классов нужно стремиться к исполнению, как можно более близкому природе народного первоисточника.
Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из былины «Добрыня и Змей». Прочитайте его с учетом высказанных здесь рекомендаций.
Тут повыехал Добрынюшка в чисто поле
На добром коне на богатырском,
Тут он ездил целый день с утра до вечера
Да по славну по раздольицу чисту полю,
Похотелось молодому-то Добрынюшке,
Ему съездити во далече чисто поле,
Да ко тем горам ко Сорочинским,
Да ко тем норам да ко змеиным,
И пустил он коня да богатырского,
И поехал по раздольицу чисту полю!
_________________________
1Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. - С. 120-121.
2Д у ш к и н а Н. В. Методика обучения младших школьников чтению былин. Автореф. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. — М, 1990.
А и день за днем — будто дождь дождит,
А неделя за неделей — как река бежит,
А и день он едет по красному по солнышку,
А и ночь едет по светлому по месяцу;
Приезжал он ко горам да к Сорочинским,
Стал он ездить по раздольицу чисту полю,
Он-то ездил целый день с утра до вечера —
Потоптал он много-множество змеенышей!..
Заключительныезадания
-
Сделайте выборку из действующей программы по чтению для начальной школы. Выпишите нормативы работы над выразительностью чтения по классам. -
Дайте себе отчет в степени готовности к работе над выразительностью речи младших школьников.
Оглавление
От автора 3
Основные положения системы К.С.Станиславского,
определяющие работу над выразительностью речи 5
Средства выразительности устной речи 15
Техника речи 16
Интонация 37
Неязыковые средства выразительности устной речи 76
Подготовка педагога к исполнению литературных
произведений 79
Обучение младших школьников выразительному чтению. ..85
Особенности исполнения литературных произведений
разных жанров 117
Загадки 117
Сказка 118
Басня 123
Поэзия 130
Рассказ 138
Драматургия 140
Былина 142
Учебное издание
Кубасова Ольга Владимировна
Выразительное чтение
Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений
Редактор В. Я. Мелкумяпц. Художник В. И. Фепогенов.
Технический редактор Р. Ю. Волкова.
Компьютерная верстка: М. М. Смирнов.
Корректор И. Н. Голубева
Подписано в печать с готовых диапозитивов 12.01.98.
Формат 84x108/32. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 7,56. Тираж 10 000 экз. Заказ №„23.
ЛР № 071190 от 11.07.95 Издательский центр «Академия».
129336, Москва, ул. Норильская, 36.
Тел./факс (095) 474-94-54, (095) 475-28-10.
Отпечатано с готовых диапозитивов на ИПП «Уральский рабочий».
620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.