Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 235
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оченьхорошаяпогода. Вотивашдом, дверьвашейквартиры, — вызвонитеилистучите, кто-топодходиткдверииспрашивает: «Ктотам?.. Отвечайте!» (Преподавательуказываетнакого-нибудьизстудентов.) Несколькочеловек произносятфразу. Преподавательподсказывает, называявсе, чтохарактеризуетприятныйотпуск, своимвеселым, бодрымтоном, онвкакой-тостепенидаетобразец интонации. Новсеравнокаждыйговорит, конечно, по-своему. Еслидажесначалачувствуетсякакая-тонерешительностьифразазвучитнеярко, неубедительно, то постепенногруппаоживляется, входитвовкусигры. Уточнимситуацию. Ктоподошелкдвери? Например, младшая
сестра. Какбудемейговорить—проситьилитребовать? Теперьзвучитуже«неоткройте», а«открой» ... Это допустимо. Некоторыеподставляютимя: «Зина, открой скорее», хотятизменитьформуглагола: «Открывайскорее». Этогоненадопозволять. Изменениедолжнопроисходитьтольковинтонации. Атеперьпеременимобстановку. Вывыехаливхорошуюпогоду, априехалидомой—здесьдождьипрохладно. Плащуложенвчемодан, думалидобежатьтак, адождь-тоусилился, выпромокли, атутещедверьнесразуоткрывают. Нетерпение проявляетсявголосе. Ктожалобнопросит, ктосердито требует. Пытаютсяпереставитьслова: «Скорееоткройте!»Ноэтонеразрешается. Иградолжнаидтибыстро, весело
, 10—15 минут. Ненадодолгождать, есликто-то неможетрешитьсяответитьсразу. Пустьскажетдругой студент. Походуигрыпреподавательбыстровставляет отдельныезамечания, какбымеждупрочимвысказываетоценки: «О, какаянетерпеливая», «Несердитесь, сейчасоткрою», «Вотэтояпонимаю—вынабралисьсил», «Неверится, чтовамбылохорошонакурорте», «Увас, наверное, платьеизплотнойматерии, ивынепромок-
ли», «Оченьхорошо. Ведьнеприятно, когдаструйкахолоднойводызашиворотпотекла»ит.д. ит.д. Кто-тоиз студентовтянетпростуженным, сиплымбасом: «О-открой скорее». Игра
можетпродолжаться 10—15 минут, даже 20, взависимостиотнастроениягруппы, оттого, удалосьлинайтикакие-тодополнительныедетали, подхваченныестудентами, вызвавшиеяркиепереживания.
Теперьподытожим. Какимобразомвывыражаливаше нетерпение, жалобуиливеселоенастроение, какимспособомвыдобивались, чтобывамбыстрееоткрыли дверь? Словаведьоставалисьодниитеже? Выдействовалисловомспомощьюинтонации. Выторопили, чтобывамскорееоткрылидверь, пустиливдом. Нопочемужевытакспешили? Длячеговамнужнобылопоскореепопастьдомой? Причиныицелиприразныхобстоятельствахбылиразные. Вспомнитеих. Студенты говорят, чтоимхотелосьпоскореерассказатьо
том, как хорошобылолетом, авдругомслучае—хотелось,как можноскорееснятьмокроеплатье, согреться, выпить горячегочая. «Значит, —говоритпреподаватель, —вы какбыпросебяговорили«Хорошо-токакбыло»или«Ой, холодно, противно, скореебыстянутьэтомокроеплатье». Ит.д. Выдействовалисловами, вашаинтонация меняласьвзависимостиотвашихнамерений, желаний: поскорееобовсемрассказать: «Холодно-токак! Безобразие, неслышатоничто-ли? Увидятонименя, вотудивятся». Ноотчегожезависелиэтижелания, намерения? Оттехвпечатлений, переживаний, которыеувасвэтот моментбыли, т.е
сестра. Какбудемейговорить—проситьилитребовать? Теперьзвучитуже«неоткройте», а«открой» ... Это допустимо. Некоторыеподставляютимя: «Зина, открой скорее», хотятизменитьформуглагола: «Открывайскорее». Этогоненадопозволять. Изменениедолжнопроисходитьтольковинтонации. Атеперьпеременимобстановку. Вывыехаливхорошуюпогоду, априехалидомой—здесьдождьипрохладно. Плащуложенвчемодан, думалидобежатьтак, адождь-тоусилился, выпромокли, атутещедверьнесразуоткрывают. Нетерпение проявляетсявголосе. Ктожалобнопросит, ктосердито требует. Пытаютсяпереставитьслова: «Скорееоткройте!»Ноэтонеразрешается. Иградолжнаидтибыстро, весело
, 10—15 минут. Ненадодолгождать, есликто-то неможетрешитьсяответитьсразу. Пустьскажетдругой студент. Походуигрыпреподавательбыстровставляет отдельныезамечания, какбымеждупрочимвысказываетоценки: «О, какаянетерпеливая», «Несердитесь, сейчасоткрою», «Вотэтояпонимаю—вынабралисьсил», «Неверится, чтовамбылохорошонакурорте», «Увас, наверное, платьеизплотнойматерии, ивынепромок-
ли», «Оченьхорошо. Ведьнеприятно, когдаструйкахолоднойводызашиворотпотекла»ит.д. ит.д. Кто-тоиз студентовтянетпростуженным, сиплымбасом: «О-открой скорее». Игра
можетпродолжаться 10—15 минут, даже 20, взависимостиотнастроениягруппы, оттого, удалосьлинайтикакие-тодополнительныедетали, подхваченныестудентами, вызвавшиеяркиепереживания.
Теперьподытожим. Какимобразомвывыражаливаше нетерпение, жалобуиливеселоенастроение, какимспособомвыдобивались, чтобывамбыстрееоткрыли дверь? Словаведьоставалисьодниитеже? Выдействовалисловомспомощьюинтонации. Выторопили, чтобывамскорееоткрылидверь, пустиливдом. Нопочемужевытакспешили? Длячеговамнужнобылопоскореепопастьдомой? Причиныицелиприразныхобстоятельствахбылиразные. Вспомнитеих. Студенты говорят, чтоимхотелосьпоскореерассказатьо
том, как хорошобылолетом, авдругомслучае—хотелось,как можноскорееснятьмокроеплатье, согреться, выпить горячегочая. «Значит, —говоритпреподаватель, —вы какбыпросебяговорили«Хорошо-токакбыло»или«Ой, холодно, противно, скореебыстянутьэтомокроеплатье». Ит.д. Выдействовалисловами, вашаинтонация меняласьвзависимостиотвашихнамерений, желаний: поскорееобовсемрассказать: «Холодно-токак! Безобразие, неслышатоничто-ли? Увидятонименя, вотудивятся». Ноотчегожезависелиэтижелания, намерения? Оттехвпечатлений, переживаний, которыеувасвэтот моментбыли, т.е