Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оченьхо­рошаяпогода. Вотивашдом, дверьвашейквартиры, вызвонитеилистучите, кто-топодходиткдверииспра­шивает: «Ктотам?.. Отвечайте!» (Преподавательуказы­ваетнакого-нибудьизстудентов.) Несколькочеловек произносятфразу. Преподавательподсказывает, назы­ваявсе, чтохарактеризуетприятныйотпуск, своимвесе­лым, бодрымтоном, онвкакой-тостепенидаетобразец интонации. Новсеравнокаждыйговорит, конечно, по-своему. Еслидажесначалачувствуетсякакая-тонере­шительностьифразазвучитнеярко, неубедительно, то постепенногруппаоживляется, входитвовкусигры. Уточ­нимситуацию. Ктоподошелкдвери? Например, млад­шая
сестра. Какбудемейговорить—проситьилитребо­вать? Теперьзвучитуже«неоткройте», а«открой» ... Это допустимо. Некоторыеподставляютимя: «Зина, открой скорее», хотятизменитьформуглагола: «Открывайско­рее». Этогоненадопозволять. Изменениедолжнопро­исходитьтольковинтонации. Атеперьпеременимобста­новку. Вывыехаливхорошуюпогоду, априехалидо­мойздесьдождьипрохладно. Плащуложенвчемо­дан, думалидобежатьтак, адождь-тоусилился, выпро­мокли, атутещедверьнесразуоткрывают. Нетерпение проявляетсявголосе. Ктожалобнопросит, ктосердито требует. Пытаютсяпереставитьслова: «Скорееоткрой­те!»Ноэтонеразрешается. Иградолжнаидтибыстро, весело

, 1015 минут. Ненадодолгождать, есликто-то неможетрешитьсяответитьсразу. Пустьскажетдругой студент. Походуигрыпреподавательбыстровставляет отдельныезамечания, какбымеждупрочимвысказыва­етоценки: «О, какаянетерпеливая», «Несердитесь, сей­часоткрою», «Вотэтояпонимаювынабралисьсил», «Неверится, чтовамбылохорошонакурорте», «Увас, наверное, платьеизплотнойматерии, ивынепромок-

ли», «Оченьхорошо. Ведьнеприятно, когдаструйкахо­лоднойводызашиворотпотекла»ит.д. ит.д. Кто-тоиз студентовтянетпростуженным, сиплымбасом: «О-открой скорее». Игра
можетпродолжаться 1015 минут, даже 20, взависимостиотнастроениягруппы, оттого, уда­лосьлинайтикакие-тодополнительныедетали, подхва­ченныестудентами, вызвавшиеяркиепереживания.

Теперьподытожим. Какимобразомвывыражаливаше нетерпение, жалобуиливеселоенастроение, какимспо­собомвыдобивались, чтобывамбыстрееоткрыли дверь? Словаведьоставалисьодниитеже? Выдей­ствовалисловомспомощьюинтонации. Выторопили, чтобывамскорееоткрылидверь, пустиливдом. Нопо­чемужевытакспешили? Длячеговамнужнобылопо­скореепопастьдомой? Причиныицелиприразныхоб­стоятельствахбылиразные. Вспомнитеих. Студенты говорят, чтоимхотелосьпоскореерассказатьо
том, как хорошобылолетом, авдругомслучаехотелось,как можноскорееснятьмокроеплатье, согреться, выпить горячегочая. «Значит, говоритпреподаватель, вы какбыпросебяговорили«Хорошо-токакбыло»или«Ой, холодно, противно, скореебыстянутьэтомокроепла­тье». Ит.д. Выдействовалисловами, вашаинтонация меняласьвзависимостиотвашихнамерений, желаний: поскорееобовсемрассказать: «Холодно-токак! Безоб­разие, неслышатоничто-ли? Увидятонименя, вотуди­вятся». Ноотчегожезависелиэтижелания, намерения? Оттехвпечатлений, переживаний, которыеувасвэтот моментбыли, т.е