Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выразительноечтениестихотворенияучащимися. Словарнаяработа.

Прочтитестихипросебяирешите, чемонивамнра­вятся.

Прочитайтепервуючастьстихотворения. Откуда пришлазима? Почемуеепоэтназвалволшебницей?

  • Прочитайтевторуючасть. Очемона? Слово«сне Пушкиннеупотребляет, таккаквразныхместахснегра ный. Какойснегнадеревьях? наполях? наберегуреки

  • Прочитайтетретьючастьстихотворения. Чтопоэт называет«проказамиматушкизимы»?

  • Прочитайтестихотворениевцелом. Подумайте, киесловаподсказываютнам, чтопоэтпоказываетдолгуюзиму, анеодномгновениезимы. («Идет—пришла «Рассыпалась». «Недвижнаярека». «Брегаснедвижноюрекоюсравнялапухлойпеленою». «Блеснулм роз». «Проказыматушкизимы».)

  • Перечитаемсамыетрудныеместатекста. Прочитайтепервыестрокитак, чтобыбылослышно, какдует суровыйсеверныйветер.

  • Прочитайтестрокуоволшебнице-зимесчувство радостиитаинственно, каксказку.

  • Отработаемпаузывстроке: «Пришла, рассып лась. Клоками...»Повысьтеголосиприсоединитепоследнеесловокследующейстроке, сделавмаленькую стиховуюпаузу: «Повисланасукахдубов».


Дочитайтеоснеге. Похвалитезимузато, чтопри неслатакмногоснега.

Последниедвестрокипрочитаемвесело, бодро, громко.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Обобщение. Каквыпоняли, любитлиПушкинрус скуюзиму? Почему? Назовитеслова, вкоторыхярко выраженаэталюбовь. Любителизимувы? Зачто?

КонкурсвыразительногочтениястиховА.С. Пушки на. Заучиваниетекстанаизусть. Цель: ктолучшепокажетголосомкрасотуроднойприроды, передастсвои чувстваимыслиавтора1.
РАССКАЗ


  1. Какие из известных вам условий достижения выразительности речи имеют отношение к чтению ли­тературы эпического рода — рассказа?

_________________________

1 Первова Г. М. Обучение чтению детской литературы в на­чальных классах. — Тамбов, 1993. — С. 55 — 56.


2.Познакомившись с высказываниями мастеров ху­дожественного слова, сформулируйте рекомендации к выразительному чтению, вытекающие из наличия в рассказе сюжета и персонажей.

1)«Внимание слушателей и общение с ними в боль­шей степени зависят от умения вычертить сюжетную линию рассказываемого, от умения заинтриговать ею слушателей. Но самым важным условием общения яв­ляется точноезнаниетого, о чем ты расска­зываешь. Без этого не может быть истинного общения.



Перед рассказчиком всегда стоит задача не только самому сделаться живым заинтересованным свидете­лем событий, но непременно активно заинтересовать слушателей настолько, чтобы они также стали участ­никами происходящего.

Рассказывая, надо уметь показывать! <...> Но часто чтецы, как это ни странно, отлично зная всю разницу между театром и искусством рассказыва­ния, вместо того чтобы рассказыватьслу­шателямо героях, начинают их играть, стара­ются перевоплотиться в образ и тем самым прерывают линию воображения слушателей, прекращают обще­ние с ними. Происходит это, вероятно, потому, что часто кажется, что сыграть тот или иной персонаж рас­сказа легче и проще, чем рассказать о нем, и что, играя, можно ярче воздействовать на воображение слушателя. Это неверно»1.

2) «Как читать рассказ, — говорил Станиславский, — в котором несколько действующих лиц? Предположим, что вы читаете «Злоумышленника». Вы должны расска­зать о мыслях крестьянина, но не изображать его дик­ции. В вашу интонацию может вкрасться его интонация и даже жест, потому что вы уже начинаете действовать и переживать за него. Но если вы перестанете действо­вать и начнете и з о б р а ж а т ь, вы попадете в штамп. Вы должны входить в предлагаемые обстоятельства дей­ствующих лиц, но не копировать их, передавать свое отношение к ним, а не изображать их интонации.

Не забывайте, что у вас есть отношение рас­сказчика к этому человеку, о котором вы говорите, и сколько бы в рассказе ни было действующих лиц, к каждому из них у вас будет свое отношение — это сделает их разнообразными.

________________________

1Журавлев Д. Н. Уже будучи актером театра... // Об искусстве чтеца. - М., 1960. - С. 57-58.


Помните, что, начиная рассказывать, вы должны точно знать, во имя чего вы рассказываете, какие мыс­ли и чувства вы хотите вызвать в слушателе.

И к этой основной цели вы должны стремиться»1.

3. Исходя из всего известного вам о художествен­ном исполнении прозы, подготовьтесь и прочитайте любой рассказ из учебника для начальной школы. По­
мните совет И.М. Москвина: «Надо сказать, что чи­тать рассказ, пожалуй, труднее, чем исполнять роль в пьесе. Здесь самое главное — не потерять простоты. Читая, актер должен все время представлять себе, что вот собрались его приятели, которым он должен рас­сказать что-то интересное, и это интересное он будет рассказывать именно им»2.

Попросите товарища дать оценку вашему чтению.

Как вы считаете, правила выразительного исполнения действительны только при чтении или, в той же мере, при пересказе прозаических произведений?

4. Самостоятельно сформулируйте рекомендации для чтения эпической поэзии (стихов с сюжетом, персо­нажами...).

Подготовьтесь и прочитайте одно из эпических сти­хотворений. (Например: В.В. Маяковский. Кем быть? СВ. Михалков. А что у вас? С.Я. Маршак. Рассказ о неизвестном герое.)

Запишите свое исполнение на магнитофон, сделай­те анализ своего чтения.
ДРАМАТУРГИЯ

Пьесы предназначены для постановки на сцене. Однако в школе читаются произведения драматургического жанра (чаще — отрывки из них).

В чем же отличие чтения драматургии от исполнения прозы?

___________________________

1 Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. — М, 1970. — С. 78.

2 Москвин И.М. Беседа с молодыми актерами // Иван Михай­лович Москвин. 1874-1946. - М., 1948. - С. 66.
Задача читающего текст пьесы — преподнести события как бы происходящими на воображаемой сцене. При чтении в «ли­цах» используются актерские средства (элементы перевопло­щения), но сохраняется оценочное начало. Это хорошо объяс­нил А. Закушняк: «Основная разница между актером и рас­сказчиком заключается в том, что, играя Лапкина («Злой маль­чик» Чехова), актеру надо перевоплощаться в него, а рассказчику необходимо показать Лапкина. Лапкин, например, объясняет­ся в любви. Актер театра делает это в качестве самого Лапкина, а рассказчик, словно «подглядывая» за ним, показывает, как Лапкин объясняются в любви: смешно, трогательно или глупо (это зависит от отношения к нему рассказчика).

Актер, играя толстого человека, должен быть толст, а чтец, рассказывая о нем, может быть худым. Играя хохочущего человека, актер должен действительно хохотать, а рассказ­чик может сказать: «он страшно хохотал» (без хохота) и сде­лать так, что будет смешно»
1.


Представьте начало пьесы С. Козлова «Снежный цве­ток» в трех вариантах:


Картина первая

Лес. Солнечный морозный день перед Новым годом. Зайцы ведут хоровод вокруг елки.

Зайцы (поют).
Мы снежок притопчем

На большой поляне,

Елочку украсим,
___________________________

1 О мастерстве художественного слова. — Л., 1938. — С. 76.


Сядем, посидим,

Посидим немножко,

Отдохнем и встанем,

Ежика с Медведем

В гости пригласим.

(Дружно подхватывают припев.)

Елка новогодняя!..

Вбегает Зайчонок.

Зайчонок (кричит). Ой! Ой! Стойте! Медвежонок заболел! (Та­раторит.) Я к нему прибегаю, приглашаем, говорю, вас, Медве­жонок, с нами встречать Новый год, а он... а он... (Плачет.) Первый заяц. Что? Второй заяц. Что? Третий заяц. Что?

Зайчонок. Лежи-и-ит... (И опять реветь.) Первый заяц. Зайцы! Наряжайте елку! А я — за доктором! Ты, Зайчонок, беги зови Ежика: Ежик Медвежонку первый друг. Зайчонок. Бегу! (Убегает.)

Второй заяц (третьему). Ай-яй-яй! Надо же! Перед самым Новым годом! Ну пошли за игрушками.

Третий заяц (горячо). Доктор его вылечит. Обязатель­но вылечит. Вот, помню, когда я заболел... Уходят.
БЫЛИНА
Чтение былин, русских народных эпических песен о богатырях, происходит на ритмико-мелодической основе. Что это значит?

1) Былинные стихи исполняются речитативом (полунапевно), ритмично.

  1. В былинном стихе в большинстве случаев имеются три-четыре смысловых ударения.

  2. Ударение на третьем слоге от конца имеет не только акцентологический, но и напевный характер.

  3. «Если стих оканчивается на слово с трехсложным (дактилическим) окончанием, последний слог получает в музы­кальном исполнении дополнительное метрическое отягче­ние, например: