Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выразительноечтениестихотворенияучащимися. Словарнаяработа.
Прочтитестихипросебяирешите, чемонивамнравятся.
— Прочитайтепервуючастьстихотворения. Откуда пришлазима? Почемуеепоэтназвалволшебницей?
-
Прочитайтевторуючасть. Очемона? Слово«сне Пушкиннеупотребляет, таккаквразныхместахснегра ный. Какойснегнадеревьях? наполях? наберегуреки
-
Прочитайтетретьючастьстихотворения. Чтопоэт называет«проказамиматушкизимы»? -
Прочитайтестихотворениевцелом. Подумайте, киесловаподсказываютнам, чтопоэтпоказываетдолгуюзиму, анеодномгновениезимы. («Идет—пришла «Рассыпалась». «Недвижнаярека». «Брегаснедвижноюрекоюсравнялапухлойпеленою». «Блеснулм роз». «Проказыматушкизимы».) -
Перечитаемсамыетрудныеместатекста. Прочитайтепервыестрокитак, чтобыбылослышно, какдует суровыйсеверныйветер. -
Прочитайтестрокуоволшебнице-зимесчувство радостиитаинственно, каксказку. -
Отработаемпаузывстроке: «Пришла, рассып лась. Клоками...»Повысьтеголосиприсоединитепоследнеесловокследующейстроке, сделавмаленькую стиховуюпаузу: «Повисланасукахдубов».
—Дочитайтеоснеге. Похвалитезимузато, чтопри неслатакмногоснега.
—Последниедвестрокипрочитаемвесело, бодро, громко.
Обобщение. Каквыпоняли, любитлиПушкинрус скуюзиму? Почему? Назовитеслова, вкоторыхярко выраженаэталюбовь. Любителизимувы? Зачто?
КонкурсвыразительногочтениястиховА.С. Пушки на. Заучиваниетекстанаизусть. Цель: ктолучшепокажетголосомкрасотуроднойприроды, передастсвои чувстваимыслиавтора1.
РАССКАЗ
-
Какие из известных вам условий достижения выразительности речи имеют отношение к чтению литературы эпического рода — рассказа?
_________________________
1 Первова Г. М. Обучение чтению детской литературы в начальных классах. — Тамбов, 1993. — С. 55 — 56.
2.Познакомившись с высказываниями мастеров художественного слова, сформулируйте рекомендации к выразительному чтению, вытекающие из наличия в рассказе сюжета и персонажей.
1)«Внимание слушателей и общение с ними в большей степени зависят от умения вычертить сюжетную линию рассказываемого, от умения заинтриговать ею слушателей. Но самым важным условием общения является точноезнаниетого, о чем ты рассказываешь. Без этого не может быть истинного общения.
Перед рассказчиком всегда стоит задача не только самому сделаться живым заинтересованным свидетелем событий, но непременно активно заинтересовать слушателей настолько, чтобы они также стали участниками происходящего.
Рассказывая, надо уметь показывать! <...> Но часто чтецы, как это ни странно, отлично зная всю разницу между театром и искусством рассказывания, вместо того чтобы рассказыватьслушателямо героях, начинают их играть, стараются перевоплотиться в образ и тем самым прерывают линию воображения слушателей, прекращают общение с ними. Происходит это, вероятно, потому, что часто кажется, что сыграть тот или иной персонаж рассказа легче и проще, чем рассказать о нем, и что, играя, можно ярче воздействовать на воображение слушателя. Это неверно»1.
2) «Как читать рассказ, — говорил Станиславский, — в котором несколько действующих лиц? Предположим, что вы читаете «Злоумышленника». Вы должны рассказать о мыслях крестьянина, но не изображать его дикции. В вашу интонацию может вкрасться его интонация и даже жест, потому что вы уже начинаете действовать и переживать за него. Но если вы перестанете действовать и начнете и з о б р а ж а т ь, вы попадете в штамп. Вы должны входить в предлагаемые обстоятельства действующих лиц, но не копировать их, передавать свое отношение к ним, а не изображать их интонации.
Не забывайте, что у вас есть отношение рассказчика к этому человеку, о котором вы говорите, и сколько бы в рассказе ни было действующих лиц, к каждому из них у вас будет свое отношение — это сделает их разнообразными.
________________________
1Журавлев Д. Н. Уже будучи актером театра... // Об искусстве чтеца. - М., 1960. - С. 57-58.
Помните, что, начиная рассказывать, вы должны точно знать, во имя чего вы рассказываете, какие мысли и чувства вы хотите вызвать в слушателе.
И к этой основной цели вы должны стремиться»1.
3. Исходя из всего известного вам о художественном исполнении прозы, подготовьтесь и прочитайте любой рассказ из учебника для начальной школы. По
мните совет И.М. Москвина: «Надо сказать, что читать рассказ, пожалуй, труднее, чем исполнять роль в пьесе. Здесь самое главное — не потерять простоты. Читая, актер должен все время представлять себе, что вот собрались его приятели, которым он должен рассказать что-то интересное, и это интересное он будет рассказывать именно им»2.
Попросите товарища дать оценку вашему чтению.
Как вы считаете, правила выразительного исполнения действительны только при чтении или, в той же мере, при пересказе прозаических произведений?
4. Самостоятельно сформулируйте рекомендации для чтения эпической поэзии (стихов с сюжетом, персонажами...).
Подготовьтесь и прочитайте одно из эпических стихотворений. (Например: В.В. Маяковский. Кем быть? СВ. Михалков. А что у вас? С.Я. Маршак. Рассказ о неизвестном герое.)
Запишите свое исполнение на магнитофон, сделайте анализ своего чтения.
ДРАМАТУРГИЯ
Пьесы предназначены для постановки на сцене. Однако в школе читаются произведения драматургического жанра (чаще — отрывки из них).
В чем же отличие чтения драматургии от исполнения прозы?
___________________________
1 Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. — М, 1970. — С. 78.
2 Москвин И.М. Беседа с молодыми актерами // Иван Михайлович Москвин. 1874-1946. - М., 1948. - С. 66.
Задача читающего текст пьесы — преподнести события как бы происходящими на воображаемой сцене. При чтении в «лицах» используются актерские средства (элементы перевоплощения), но сохраняется оценочное начало. Это хорошо объяснил А. Закушняк: «Основная разница между актером и рассказчиком заключается в том, что, играя Лапкина («Злой мальчик» Чехова), актеру надо перевоплощаться в него, а рассказчику необходимо показать Лапкина. Лапкин, например, объясняется в любви. Актер театра делает это в качестве самого Лапкина, а рассказчик, словно «подглядывая» за ним, показывает, как Лапкин объясняются в любви: смешно, трогательно или глупо (это зависит от отношения к нему рассказчика).
Актер, играя толстого человека, должен быть толст, а чтец, рассказывая о нем, может быть худым. Играя хохочущего человека, актер должен действительно хохотать, а рассказчик может сказать: «он страшно хохотал» (без хохота) и сделать так, что будет смешно»
1.
Представьте начало пьесы С. Козлова «Снежный цветок» в трех вариантах:
Картина первая
Лес. Солнечный морозный день перед Новым годом. Зайцы ведут хоровод вокруг елки.
Зайцы (поют).
Мы снежок притопчем
На большой поляне,
Елочку украсим,
___________________________
1 О мастерстве художественного слова. — Л., 1938. — С. 76.
Сядем, посидим,
Посидим немножко,
Отдохнем и встанем,
Ежика с Медведем
В гости пригласим.
(Дружно подхватывают припев.)
Елка новогодняя!..
Вбегает Зайчонок.
Зайчонок (кричит). Ой! Ой! Стойте! Медвежонок заболел! (Тараторит.) Я к нему прибегаю, приглашаем, говорю, вас, Медвежонок, с нами встречать Новый год, а он... а он... (Плачет.) Первый заяц. Что? Второй заяц. Что? Третий заяц. Что?
Зайчонок. Лежи-и-ит... (И опять реветь.) Первый заяц. Зайцы! Наряжайте елку! А я — за доктором! Ты, Зайчонок, беги зови Ежика: Ежик Медвежонку первый друг. Зайчонок. Бегу! (Убегает.)
Второй заяц (третьему). Ай-яй-яй! Надо же! Перед самым Новым годом! Ну пошли за игрушками.
Третий заяц (горячо). Доктор его вылечит. Обязательно вылечит. Вот, помню, когда я заболел... Уходят.
БЫЛИНА
Чтение былин, русских народных эпических песен о богатырях, происходит на ритмико-мелодической основе. Что это значит?
1) Былинные стихи исполняются речитативом (полунапевно), ритмично.
-
В былинном стихе в большинстве случаев имеются три-четыре смысловых ударения. -
Ударение на третьем слоге от конца имеет не только акцентологический, но и напевный характер. -
«Если стих оканчивается на слово с трехсложным (дактилическим) окончанием, последний слог получает в музыкальном исполнении дополнительное метрическое отягчение, например: