Файл: Конспект лекций по дисциплине Грузовые перевозки Мариуполь 2013 г. Гвуз Приазовский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Горев А.Э.Грузовые автомобильные перевозки: Учебное пособие для студ.высш.учебных заведений/ А.Э.Горев. – М.:Изд.центр «Академия», 2001. – 288 с.

6. Ходош М.С. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для автотрансп. Техникумов. – 4-е изд., перераб. и доп. - - М.: Транспорт, 1986. – 208с.

7. Транспортне право Украiни: навч. посiб./ Демський Е.Ф., Гiжевський В.К. та iнш. – К.: Юрiнком Iнтер, 2002. – 416с.
4.1 Характеристика современного состояния автомобильного транспорта

Автомобильный транспорт сегодня является мощным сектором украинской экономики, который обслуживает практически все отрасли хозяйства и слои населения.

Автомобильный парк Украины насчитывает более 7 млн. единиц автомобилей. Структура существующего парка: грузовых автомобилей -15,5%, автобусов – 2,6 %, легковых автомобилей – 81,9 %. Сегодня процесс автомобилизации имеет глобальный характер, как в мире, так и в Украине. За период с 1990 года парк автомобильного подвижного состава Украины в целом увеличился на 45 %, парк легковых - на 66 %.

Мировой парк зарегистрированного подвижного состава автотранспорта насчитывает почти 600 млн. единиц, из них 86 % легковых автомобилей, 13 % - грузовые и только 1% - автобусы. Наибольшее количество подвижного состава находится в Европе – 40%, в Америке – 32%, Азии – 21%.

В Украине в собственности граждан насчитывается 115 легковых автомобилей на 1000 человек населения, в то время как в промышленно развитых странах этот показатель выше в 4-5 раз.

Сегодня на долю автомобильного транспорта приходится более чем 68 % объёма перевезенных грузов и 89% пассажиров. Ежедневно автомобильным транспортом перевозится более 2,6 млн.тонн грузов и 9,0 млн. пассажиров.

На протяжении последних лет наибольшего развития достигли международные грузовые , международные и междугородние пассажирские перевозки. Международные автомобильные перевозки осуществляют почти 3500 юридических лица нашего государства, в этой сфере занято более 50 тис. чел., задействовано около 20 тыс. автомобилей.

Автомобильный транспорт относится к отраслям, с которых началась широкомасштабная приватизация в Украине. В его сфере массово возникли открытые акционерные общества и малые предпринимательские структуры. В первую очередь были приватизированы автотранспортные предприятия, которые осуществляли перевозку грузов.


Малое предприятие, с одной стороны, способствует появлению конкурентной среды, оперативно реагирует на изменения конъюнктуры рынка транспортных услуг, решает проблему занятости населения, с другой, - значительно усложняет реализацию государственной политики в отрасли.

Стремительное развитие рыночных отношений в области автомобильного транспорта, государственное регулирование тарифов на автобусные перевозки на маршрутах общего пользования, большие объёмы льготных категорий пассажиров с правом бесплатного проезда привели к значительным перекосам в развитии рынка автотранспортных услуг. Развивались те сегменты рынка, деятельность которых позволяла предпринимателям получать максимальную прибыль. Как следствие, большинство автотранспортных предприятий, которые осуществляют пассажирские перевозки, являются убыточными.
4.2. Система управления автомобильным транспортом

Автомобильный транспорт – это совокупность транспортных средств, с помощью которых осуществляется перевозка пассажиров и грузов автомобильными дорогами, а также выполнение специальных производственных функций.

Автомобильный транспорт включает:

  1. автомобильный транспорт общего пользования, удовлетворяющий потребности населения и общественного производства в перевозках. Его составляют перевозчики, автостанции, автовокзалы, исполнители ремонта и технического обслуживания автомобильных транспортных средств, грузовые терминалы, грузовые автомобильные станции и контейнерные пункты;

  2. автомобильные транспортные средства субъектов предпринимательской деятельности, объединений и организаций, которые используются только для собственных нужд;

  3. автомобильные транспортные средства физических лиц, которые используются ими только в личных целях.

Управление автомобильным транспортом в Украине осуществляется следующим образом. Общее управление автомобильной отраслью принадлежит Министерству транспорта Украины. Непосредственно управление предприятиями автомобильной отрасли возложено на Государственный департамент автомобильного транспорта, который управляет автотранспортными, транспортно-экспедиционными, авторемонтными, промышленными и другими предприятиями, организациями и объединениями, которые находятся в его подчинении.


Основной задачей Государственного департамента автомобильного транспорта является обеспечение государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта и осуществление контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности требований нормативных актов, стандартов и норм, которые регулируют перевозки пассажиров и грузов автотранспортом., а также разработка основных направлений развития автомобильного транспорта, новых типов автотранспортных средств, выдача лицензий, подготовка нормативных документов, которые относятся деятельности автотранспорта.

Производственно-хозяйственную деятельность по организации и выполнению перевозок грузов осуществляют автотранспортные управления Министерства транспорта и автотранспортные предприятия.

Управления выполняют такие функции:

- разрабатывают проекты нормативно-технической документации, связанные с регулированием деятельности автомобильного транспорта;

- обеспечивают в соответствии с законодательством государственное регулирование деятельности и контроль за исполнением субъектами предпринимательской деятельности правил перевозок пассажиров и грузов, требований законодательства касающихся безопасности транспортного процесса, других нормативных актов, которые определяют порядок функционирования автотранспорта;

-осуществляют сертификацию транспортных средств и услуг по перевозке пассажиров на постоянных автобусных маршрутах;

- проводят конкурсы на перевозку пассажиров автотранспортом на междугородных и пригородных маршрутах;

- решают вопросы по взаимодействию с другими органами, деятельность которых связана с контролем работы автотранспорта.

Основным звеном автотранспортной отрасли является автотранспортное предприятие.
4.3. Технология и организация автомобильных перевозок

Технологияавтомобильного транспорта складывается из многочисленных технологических процессов, определяющих порядок:

содержания, технического обслуживания и ремонта подвижного состава и автомобильных дорог, а также других элементов технического оснащения;

осуществления начальных, конечных и собственно движенческих операций, обеспечивающих перевозочный процесс грузов и пассажиров.


Организация на автомобильном транспорте представляет систему, определяющую взаимодействие его звеньев и подразделений при выполнении перевозочного процесса и вспомогательных функций на каждой степени иерархии.

В основе организации перевозочного процесса лежат документы, регламентирующие взаимоотношения и действия органов автомобильного транспорта между собой и с пользователями (клиентурой). К таким документам относятся в первую очередь: Устав автомобильного транспорта и Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, а также Правила безопасности дорожного движения.

К важнейшим документам, определяющим форму организации, относятся также графики движения автобусов, грузовых автомобилей и автопоездов на междугородных, пригородных и городских линиях; планы маршрутизации перевозок; документы, регламентирующие порядок международных перевозок и др.

Устав автомобильного транспорта регулирует наиболее важные и основные вопросы автомобильных перевозок и обязательный к выполнению всеми транспортными организациями и предприятиями независимо от формы собственности.

Важным источником автотранспортного права являются Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённые приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 г № 363.

Разделы Правил содержат основные обязанности и права участников транспортного процесса (перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя).
4.4. Классификация грузовых автомобильных перевозок

В связи с многообразием условий выполнения перевозок и видов грузов грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

1) по отраслям:

- промышленные грузы занимают около 30 % от общего объема перевозок. Это грузы промышленных предприятий, включая сырье, готовую продукцию, топливо, перевозимые между промышленными объектами, узлами внешнего транспорта и складскими территориями;

- строительные — 35 %;

- сельскохозяйственные — 10;

- потребительские — 20;

- прочие — 5 %;

2) по размеру партий груза:

- массовые;

- мелкопартионные;

3) по территориальному признаку:

- технологические;

- пригородные;

- междугородные;

3) по способу выполнения:


- прямого сообщения;

- терминальные;

- смешанного сообщения;

4) по времени освоения:

- постоянные;

- сезонные;

- временные;

5) по типу организации:

- централизованные;

- децентрализованные.

В зависимости от перечисленных условий сильно различаются требования к используемому ПС, технологии и организации перевозок, методики планирования и средствам контроля и управления движением ПС.
4.5. Подвижной состав автотранспорта

Подвижной состав автомобильного транс­порта — это автомобили, полуприцепы и прицепы. Автомобили представляют собой главную и наиболее сложную часть подвижного состава, определяющую технический уровень и экономико-эксплуатационные характеристики всех других элементов оснащения.

Автомобили в соответствии с принятой классификацией делятся на транспортные, специальные и спортивные. Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров, специальные — для выполнения различных технических функций (подъемные краны, передвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные и т. п.), спортивные — преимущественно для достижения определенных рекордов скорости.

Транспортные автомобили в свою очередь подразделяют на 3 основные категории: пассажирские, к которым относятся легковые автомобили и автобусы; грузовые — для перевозки грузов различных наименований и тягачи, не имеющие собственных грузовых емкостей и предназначенные для буксировки полуприцепов и прицепов.

Тягач, соединенный с полуприцепом или прицепом, а также автомобиль, соединенный с прицепом, носит название автопоезда. Автопоезд может состоять из активной единицы (тягача или автомобиля) и нескольких прицепных единиц.

К основным технико-эксплуатационным характеристикам подвижного состава относятся: вместимость, измеряемая числом пассажиров (для пассажирских автомобилей), грузоподъемность в тоннах и тип кузова (для грузовых автомобилей), максимальная конструкционная скорость движения, мощность двигателя, число всех и ведущих колес, полная масса и максимальная нагрузка на дорогу от осей автомобиля, габаритная длина, ширина и высота автомобиля или автопоезда.
4.6. Перевозочные документы при выполнении грузовых перевозок автотранспортом

При выполнении перевозок на каждом автотранспортном средстве (АТС) должны быть документы, которые относятся к документам строгой отчетности (име­ют серию и учетный номер). В общем случае такими документами считаются: