Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 293

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

119
К числу функций, связанных с подготовкой и переподготовкой водителей, относятся:
− установление федеральных требований к содержанию образо- вания и разработке учебных планов и программ;
− обеспечение разработки учебно-методических материалов;
− разработка новых перспективных подходов к организации об- разовательного процесса в образовательных учреждениях;
− определение требований и порядка лицензирования, аттеста- ции и государственной аккредитации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей различных категорий.
Следует заметить, что ряд функций государственного управления в части подготовки, переподготовки водителей автотранспортных средств закреплены за Министерством транспорта Российской Феде- рации, а вопросы пропаганды Правил дорожного движения организует
МВД России. В этой связи необходимо более чёткое разделение пол- номочий и функций в этой сфере.
Министерство здравоохранения Российской Федерации разраба- тывает и реализует федеральные целевые и государственные научно- технические программы по развитию здравоохранения и оказанию медицинской помощи, в том числе программу создания функциональ- ной подсистемы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и осуществление руководства её деятельностью совместно с
Министерством чрезвычайных ситуаций.
Выполнение специальных задач по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения регламентировано рядом норма- тивных правовых документов по медицинскому освидетельствованию и переосвидетельствованию водителей различных категорий, порядку проведения предрейсовых медицинских осмотров, оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Госстандарт России является федеральным органом исполнитель- ной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Госстандарт России осуществляет свою деятельность непосредст- венно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, мет- рологии и сертификации и государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами.
Основными задачами Госстандарта России в области обеспечения безопасности дорожного движения является принятие в действие госу- дарственных стандартов Российской Федерации, а также установление правил применения в Российской Федерации международных стандар-


120
тов. К ведению Госстандарта России относятся функции государст- венного регулирования безопасности дорожного движения при проек- тировании, изготовлении и реализации автотранспортных средств и технических средств организации дорожного движения, при проведе- нии работ и услуг по автомобильным перевозкам, ремонту и техниче- скому обслуживанию автотранспортных средств.
Система ВАДС – взаимосвязанная система, состоящая из элемен- тов: водитель, автомобиль, дорога, среда. При выходе из строя хотя бы одного элемента системы нормальное функционирование ВАДС на- рушается или становится невозможным. Для обеспечения эффективно- го и безопасного функционирования системы ВАДС необходимо: со- вершенствовать подготовку водителей; совершенствовать конструкции и поддерживать техническое состояние транспортных средств; расши- рять строительство улиц и дорог; оптимально организовывать процесс дорожного движения.
С позиции системного подхода деятельность по организации движения (управление системой ВАДС) может быть рассмотрена как последовательно осуществляемая на трёх уровнях управления, конеч- ной целью которой является безопасность движения.
1 уровень предусматривает создание системы законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также стандартов, правил, содер- жащих общие требования безопасности по всем компонентам системы
ВАДС.
2 уровень предусматривает непосредственную реализацию требо- ваний 1 уровня в процессе создания транспортных средств, строитель- ства, реконструкции, содержания улично-дорожной сети, организации дорожного движения, подготовке водителей и обучении населения.
3 уровень предусматривает организацию контроля надёжности функционирования всех компонентов системы ВАДС в процессе до- рожного движения и принятие соответствующих мер для восстановле- ния уровня безопасности.
На уровне субъектов Федерации рассматриваются практические вопросы обеспечения функционирования системы ВАДС. Все они входят в компетенцию соответствующих структур управления и под- ведомственных им организаций и решаются применительно к кон- кретному региону. Эти направления охватывают основные виды дея- тельности по обеспечению эффективного функционирования системы
ВАДС, главным образом применительно к задачам, которые должны решаться специалистами по организации дорожного движения. В чис- ле названных направлений важное значение имеют также деятельность медицинских служб по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, рабо- та средств массовой информации (газеты, радио, телевидение) по про-


121
паганде безопасности движения, обучение различных категорий насе- ления в школах, других учебных заведениях правилам дорожного движения, работа органов страхования и др.
Деятельность по обеспечению эффективного функционирования комплекса ВАДС не может быть сосредоточена в каком-то одном ве- домстве или учреждении. С ростом автомобилизации всё большее зна- чение приобретает деятельность по обеспечению оптимальной органи- зации дорожного движения, обычно осуществляемая на ведомствен- ном и местном уровнях.
Специфика и проблематика дорожного движения системы «води- тель–автомобиль–дорога–среда» – (ВАДС) состоит из ряда подсистем, функционирующих в определённой среде – среде движения.
При изучении аспектов безопасности системы особого внимания требуют, в первую очередь, мероприятия и средства, направленные как на уменьшение вероятности возникновения ДТП, так и на снижение тяжести последствий состоявшегося ДТП.
Комплекс средств, включающий элементы конструкции автомо- биля, обустройства дорог, организации дорожного движения, приме- нение или использование которого реализуется через активные дейст- вия человека, управляющего транспортным средством, принято харак- теризовать как активную составляющую безопасности системы – «ак- тивная безопасность», и систему мероприятий, направленную на сни- жение тяжести последствий ДТП – пассивной составляющей – «пас- сивной безопасностью». Доминантой активной безопасности системы является водитель со стандартным набором функций оператора произ- вольной системы – приём и обработка информации, принятие решения и реализация управляющих действий – и сложнейшей спецификой сферы профессиональной деятельности.
При благоприятных дорожных условиях водитель работает в про- извольном режиме (темпе), он свободен в выборе скорости, дистанции движения и не ограничен в маневрах. В плотном потоке темп его дея- тельности становится навязанным. Время для оценки обстановки уменьшается. От водителя требуется готовность к действиям в неожи- данно меняющейся дорожной обстановке.
Готовность обеспечивается устойчивостью и высокой интенсивно- стью внимания. К важным профессиональным качествам следует отне- сти способность водителя прогнозировать дорожную обстановку, а так- же одновременно с этим следить за дорожными знаками, светофорами, дорожной разметкой, изменением дороги в плане и профиле и т.д.
Длительность пребывания водителя в подобном состоянии определя- ется персонифицированным «запасом прочности» – наиболее распро- странённой категорией понятия «надёжность». В свою очередь, на-


122
дёжность обеспечивается такими характеристиками, как пригодность, работоспособность, обученность и мотивация.
Пригодность определяется личностными, психофизиологически- ми качествами водителя, состоянием его здоровья. Используемая ме- тодика – медицинское освидетельствование, в некоторых случаях – психофизиологический отбор, т.е. обследование психофизиологиче- ских качеств претендента и сопоставление их с заранее заданными
(полученными экспериментально) критериями.
Работоспособность зависит от режима труда и отдыха, условий на рабочем месте, состояния здоровья, режима питания, образа жизни и т.д. Устойчиво высокая работоспособность наблюдается в течение первых трёх-четырёх часов от начала управления транспортным сред- ством, после восьми-девяти часов непрерывного управления работо- способность резко снижается. Она зависит также от употребления ал- коголя, наркотических и некоторых лекарственных препаратов.
Обученность водителя определяется наличием у него необходи- мого объёма знаний и навыков. Отчасти они приобретаются в процессе профессионального обучения, отчасти – в результате самообучения в процессе работы. Особую актуальность приобретают качество и эф- фективность учебного процесса, индивидуальные особенности обу- чаемого, свойства нервной системы и личностные свойства.
Мотивация выражается в заинтересованности водителя в процес- се работы, результатах труда, удовлетворённости работой в целом.
Мотивация обеспечивается и поддерживается режимом труда, оплатой труда, условиями работы, состоянием автомобиля, отношениями с ад- министрацией предприятия и коллективом предприятия, многими дру- гими факторами. Если интересы водителя лежат вне сферы его про- фессиональной деятельности, то это затрудняет образование «новых навыков», снижает эффективность его работы, появляются ошибки, отсутствует потребность повышать свою квалификацию и мастерство.
Следующим звеном в системе, имеющим важное значение для обеспечения активной безопасности, является автомобиль.
Конструктивной безопасностью автомобиля называется свойство предотвращать ДТП, снижать тяжесть его последствий и не причинять вреда людям и окружающей среде. Конструктивную безопасность де- лят на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую.
Активная безопасность – это свойство автомобиля снижать веро- ятность возникновения ДТП или полностью его предотвращать. Оно проявляется в период, когда в опасной дорожной обстановке водитель ещё может изменить характер движения автомобиля. Активная безо- пасность зависит от компоновочных параметров автомобиля (габарит-


123
ных и весовых), его динамичности, устойчивости, управляемости и информативности.
Пассивная безопасность – это свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП, если оно всё же случилось. Оно проявляет- ся в период, когда водитель уже не в состоянии управлять автомоби- лем и изменять характер его движения, т.е. непосредственно при столкновении, наезде, опрокидывании.
Послеаварийная безопасность – это свойство автомобиля умень- шать тяжесть последствий ДТП после остановки и предотвращать воз- никновение новых аварий. Для этого внедряют противопожарные ме- роприятия, облегчают эвакуацию пассажиров и водителя из аварийно- го автомобиля.
Экологическая безопасность – это свойство автомобиля, позво- ляющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окру- жающей среде в процессе эксплуатации. Мероприятиями по уменьше- нию вредного воздействия автомобилей на окружающую среду следу- ет считать снижение токсичности отработавших газов и уровня шума.
Сущность основных функций активной безопасности автомо- биля – отсутствие внезапных отказов конструктивных систем автомо- биля (отказная безопасность), особенно связанных с возможностью манёвра, а также обеспечение возможности водителя уверенно, с ком- фортом управлять механической подсистемой «автомобиль–дорога»
(эксплуатационная безопасность).
Важной функцией активной безопасности является соответствие тяговой и тормозной динамики автомобиля дорожным условиям и транспортным ситуациям, а также психофизиологическим особенно- стям водителя. Возможность осуществления манёвра на ходу движе- ния в основном зависит от тяговой и тормозной динамики автомобиля: тормозная динамика влияет на величину остановочного пути, который должен быть наименьшим и, кроме того, тормозная система должна позволять водителю очень гибко выбирать необходимую интенсив- ность торможения; тяговая динамика в значительной степени влияет на уверенность водителя в таких дорожно-транспортных ситуациях, как обгон, объезд, переезд перекрёстков и пересечение автомобильных дорог, т.е. при маневрировании в плане. В тех же ситуациях, когда торможение уже невозможно, тяговая динамика имеет первостепенное значение для выхода из критических ситуаций.
Основными качествами конструкции автомобиля, влияющими на активную безопасность, являются:
− компоновка автомобиля;