Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 55
141
ников движения относятся столкновения транспортных средств и на- езды на пешехода. На эти виды ДТП приходится почти 70% общего числа погибших и раненых.
В Российской Федерации ежегодно в 75% случаев ДТП происхо- дит по вине водителей, а в 25% – по вине пешеходов. Около 10% ДТП произходят из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, а около 2% – из-за технических неисправностей транспортных средств.
(Превышение суммы 100% объясняется одновременной регистрацией нескольких причин возникновения ДТП. Например, часто автокатаст- рофа происходит из-за того, что водитель выбирает скорость движения транспортного средства без учёта его технического состояния или до- рожных условий.)
Результаты исследований и данные статистики свидетельствуют, что основной причиной совершения водителями ДТП является их не- дисциплинированность, что выражается в нарушении ими Правил до- рожного движения. Наибольшее число ДТП возникает из-за управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии (почти 25%), превы- шение скорости (более 17%), нарушения правил обгона (почти 16%).
Наиболее типичными причинами ДТП с особо тяжёлыми послед- ствиями являются: нарушения правил обгона (более 45%), превыше- ние скорости (почти 20%), нетрезвое состояние водителя (11%), нару- шение правил маневрирования (9%), проезда перекрёстков (6,5%), проезда железнодорожных переездов (4,5%), перевозки людей (до 4%), несоблюдение дистанции (более 2,5%), неподчинение сигналам регу- лирования (до 2%), переутомление, сон за рулём (до 2%).
ДТП протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд.
Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка
, при которой какое- нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся
(другое транспортное средство, пешеход, животное).
В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для её ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка,
в которой предотвратить ДТП технически невозможно. В такой обста- новке водитель не может избежать ДТП, даже используя все техниче- ские средства, имеющиеся в его распоряжении.
Например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересе- кающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную до- рожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевремен- но затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд.
142
Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастает в аварийную и наезд станет неизбежным.
Результаты анализа ДТП выражаются таблицами, которые иногда включают много различных показателей, поэтому они становятся труд- но обозреваемыми, что затрудняет их анализ. В связи с этим из обоб- щённых таблиц для исследования выбираются необходимые данные, которые располагаются в виде статистических вариационных рядов.
К примеру, график изменения ДТП по часам суток, построенный с применением сглаживания динамических рядов данных ДТП. Графо- аналитическая обработка показывает, что по степени аварийности суточные часы могут быть разделены на пять интервалов: период (I–I) повышенной опасности с 14.00 до 19.00, опасный период (II–II) с 11.00 до 14.00 и с 19.00 до 21.00; период средней опасности (III–III) с 8.00 до 11.00 и с 21.00 до 22.00; период малой опасности (IV–IV) с 6.00 до 8.00 и с 22.00 до 23.00 и относительно безопасный период
(V–V) с 23.00 до 6.00.
Учёт дорожно-транспортных происшествий. Правила учёта до- рожно-транспортных происшествий утверждены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 (в ред. По- становлений Правительства Российской Федерации от 01.12.1997
№ 1513, от 31.07.1998 № 866, от 02.02.2000 № 100, от 01.02.2005 № 49, от 19.11.2008 № 859, от 14.02.2009 № 106).
Правила учёта дорожно-транспортных происшествий обязатель- ны для выполнения на всей территории Российской Федерации и ис- пользуют следующие понятия:
− «дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участи- ем, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;
− «дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или не- сколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочи- ны и разделительные полосы при их наличии;
− «транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленно- го на нём (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключе- нием вьючных и верховых животных);
143
− «владельцы транспортных средств» – юридические лица неза- висимо от форм собственности, являющиеся собственниками транс- портных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транс- портными средствами в установленном порядке;
− «погибший» – лицо, погибшее на месте дорожно-транспортно- го происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 по- следующих суток;
− «раненый» – лицо, получившее в дорожно-транспортном про- исшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.
Учёту подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Учёт дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.
Учёт дорожно-транспортных происшествий осуществляется:
− органами внутренних дел;
− владельцами транспортных средств;
− государственными органами управления автомобильными до- рогами, владельцами ведомственных и частных дорог.
Медицинские организации ведут учёт погибших и раненых в до- рожно-транспортных происшествиях.
В государственную статистическую отчётность по дорожно- транспортным происшествиям включаются сведения только о дорож- но-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.
В государственную статистическую отчётность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:
− во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда по- страдали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;
− при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных ра- бот, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);
− в результате стихийных бедствий;
− вследствие нарушения правил техники безопасности и экс- плуатации транспортных средств (запуск двигателя при включённой передаче, при сцепке–расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);
144
− в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или дей- ствиями, совершёнными в состоянии невменяемости;
− в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.
Государственная статистическая отчётность по дорожно-транс- портным происшествиям ведётся органами внутренних дел на основе учётных данных этих органов.
Форма государственной статистической отчётности по дорожно- транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внут- ренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерст- вом транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики.
Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются от- крытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.
Учёт дорожно-транспортных происшествий в органах внутрен-
них дел. Органы внутренних дел производят учёт дорожно-транспорт- ных происшествий на территории обслуживания.
На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о ко- тором подлежат включению в государственную статистическую от- чётность, заполняется карточка учёта дорожно-транспортного проис- шествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутрен- них дел Российской Федерации.
Порядок организации учёта дорожно-транспортных происшест- вий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и дос- товерностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транс- портном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.
Главные государственные инспекторы безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, организуют сверку с медицинскими организациями сведений о погибших и ране- ных в дорожно-транспортных происшествиях, а также не реже одного раза в месяц предоставляют владельцам транспортных средств, госу- дарственным органам управления автомобильными дорогами, вла- дельцам ведомственных и частных дорог возможность проведения сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях.
145
Учёт дорожно-транспортных происшествий владельцами
транспортных средств. Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
Форма учёта дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Рос- сийской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорож- но-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транс- портных средств.
Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управле- ниями органа внутренних дел по районам, городам и иным муници- пальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Учёт дорожно-транспортных происшествий государственными
органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведом-
ственных и частных дорог. Государственные органы управления ав- томобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершённые на дорогах, находящихся в их ведении.
Форма учёта дорожно-транспортных происшествий государст- венными органами управления автомобильными дорогами, владельца- ми ведомственных и частных дорог определяется Российским дорож- ным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел
Российской Федерации.
Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог обязаны немедленно со- общать в управление органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким му- ниципальным образованиям, о каждом дорожно-транспортном проис- шествии, совершённом на дорогах, находящихся в их ведении.
Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог ежемесячно сверяют с управлениями органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муници- пальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происше- ствиях, совершённых на дорогах, находящихся в их ведении.
146
Учёт погибших и раненых в дорожно-транспортных происшест-
виях в медицинских организациях. Медицинские организации учиты- вают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Форма учёта медицинскими организациями сведений о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется Ми- нистерством здравоохранения и социального развития Российской Фе- дерации по согласованию с Министерством внутренних дел Россий- ской Федерации.
Медицинские организации обязаны немедленно сообщить в орга- ны внутренних дел по месту своего нахождения:
− о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратив- шихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях;
− о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, направ- ленных в другие медицинские организации.
Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахожде- ния сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после до- рожно-транспортного происшествия.
Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.
Медицинские организации обязаны представлять органам внут- ренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или дос- тавленных для оказания медицинской помощи.
Порядок заполнения и кодирования карточки учёта дорожно-
транспортного происшествия. Карточка заполняется работником под- разделения ГИБДД, оформляющим материалы по ДТП. Заполнение по- зиций производится непосредственно текстом (где это предусмотрено) и проставлением отметок у соответствующего значения показателя.
Заполненная Карточка (в двух экземплярах) подписывается глав- ным государственным автомобильным инспектором города или района
(района в городе) или командиром строевого подразделения дорожно- патрульной службы ГИБДД. Первый экземпляр Карточки в срок не свыше трёх суток направляется в ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъекта
Российской Федерации, а дубликат Карточки хранится в подразделе- нии ГИБДД в течение двух лет.