Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 592
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объект и предмет криминалистики,
ГЛАВА 2. История криминалистики
Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.
Глава 25. Розыскная деятельность следователя
25.1 Понятие розыскной деятельности следователя
25.2 Розыскные версии. Планирование розыска
Глава 29. Расследование изнасилований
Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил
39.4 Последующие и иные действия
Глава 42. Расследование преступлений, связанных с
уклонением от уплаты таможенных платежей
42.1 Криминалистическая характеристика преступлений
связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей
42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий
Глава 43. Расследование преступлений в сфере
43.1 Расследование фактов неправомерного доступа
43.2 Расследование создания, использования и распространения
вредоносных компьютерных программ
Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними
44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,
Когда ДТП совершается в вечернее или ночное время при недостаточном освещении, необходимо разобраться с видимостью и обзорностью с места водителя в кабине транспортного средства. Для этого надо провести эксперименты на видимость и обзорность из кабины транспортного средства при ближнем и дальнем свете фар. Садясь в кабину автомобиля на место водителя и, включив ближний и дальний свет фар, установить расстояния видимости и обзорности при фиксированном или неподвижном положении головы водителя и с некоторым поворотом в нужную сторону. Затем то же самое выполнить при искусственном освещении без света фар. Результаты экспериментов записать в соответствующие пункты протокола осмотра. При необходимости следует вписать в протокол дополнительные сведения, не предусмотренные в его отдельных пунктах, но имеющие большое значение для расследования ДТП.
Если дорожное происшествие произошло на регулируемом перекрестке улиц или пересечении дорог, автоинспектор и следователь должны точно зафиксировать в протоколе осмотра время своего прибытия и какой сигнал светофора был в это время включен для каждого направления движения. Дождавшись очередной смены сигналов в светофоре, указать, через сколько секунд и в какое время она произошла. Далее следует определить с помощью секундомера продолжительность сигналов для каждого направления движения. Данные о работе сигналов светофора нужно отразить в протоколе осмотра. Если будут точно зафиксированы время происшествия и указанные выше данные, получив официальную справку о продолжительности сигналов светофора и сравнив их и установленными фактическими величинами, можно будет в первом подходе установить, какой сигнал был включен в момент происшествия для каждого из направлений движения. Сверив часы следователя и автоинспектора с часами, по которым зафиксировано время совершения происшествия, можно будет внести соответствующие коррективы и уточнить, какой сигнал и для какого направления движения был включен в момент ДТП.
Осмотр транспортного средства. При осмотре транспортного средства, участвовавшего в происшествии, необходимо квалифицированно и объективно заполнить все пункты протокола осмотра. В первую очередь нужно тщательно исследовать повреждения: определить их линейные и объемные размеры (длину, ширину, глубину), высоту расположения от поверхности земли, а также определить их координаты относительно какой-либо поврежденной части транспортного средства. Очень важно сфотографировать повреждения.
Далее осматриваем все узлы и механизмы транспортных средств, которые в первую очередь влияют на безопасность движения: тормозную систему, рулевое управление, внешние световые приборы, ходовую часть и др., устанавливаем их техническое состояние.
Исправность тормозов необходимо исследовать, соблюдая требования ГОСТа «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».
Если позволяет техническое состояние транспортного средства, участвовавшего в ДТП, то лучшим и удобным способом определения эффективности его торможения является установление фактического замедления с помощью деселерометра, так как это намного проще, чем определение тормозного пути. В последнем случае на автомобиль необходимо установить «пятое колесо» с регистрирующим прибором для определения скорости движения перед торможением и записи тормозного пути, а также «пистолет», стреляющий краской или мелом на проезжую часть в момент нажатия водителем на педаль тормоза. Для определения замедления можно использовать различные деселерометры: жидкостные, инерционные и маятниковые (например, маятниковый деселерометр, имеющийся в следственном чемодане инспектора ГИБДД).
Установив деселерометр в кабину транспортного средства на участке пути, где произошло ДТП, нужно разогнать его до 40 км/ч и затормозить до полной остановки. Если не позволяет дорожная обстановка, то эксперимент нужно провести на другом участке с аналогичным дорожным покрытием. Деселерометр покажет фактическую величину замедления, которую надо сравнить с нормами по указанному ГОСТу. Если замедление равно или больше нормативного, то рабочая тормозная система считается исправной, и дальнейшее исследование ее не требуется. Если оно меньше нормативного, тормоза считаются неисправными. В этом случае с помощью специалистов необходимо разобраться в причинах, исследовав все детали тормозной системы. Недопустимо употребление в протоколе такой довольно распространенной оценки, как «слабо держит тормоз», и ей подобных.
При сравнении фактического замедления транспортного средства с нормативным нужно иметь в виду следующее. Нормативы замедления в ГОСТе установлены на сухом, чистом цементно- или асфальтобетонном покрытии. Если на месте происшествия будет другое покрытие и в мокром или влажном состоянии
, то необходимо ввести корректировку в величину фактического замедления. Для этого нормативное замедление по ГОСТу нужно помножить на коэффициент сцепления шин с сухим цементно- или асфальтобетонным покрытием. Тогда получим нормативное замедление для дорожного покрытия, на котором произошло ДТП.
Если деселерометр зафиксирует замедление транспортного средства при торможении перед или во время ДТП, то это позволит, во-первых, оценить состояние его тормозов или эффективность торможения, во-вторых, величину фактического замедления следователь сможет представить как исходный материал для производства расчетов при проведении автотехнической экспертизы.
Исправность рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, колес и шин, двигателя, прочих элементов конструкции необходимо оценивать, также сравнивая с требованиями ГОСТа, приведенными в приложении к Правилам дорожного движения.
Допрос свидетелей, потерпевших, водителей. Важным источником сведений об обстоятельствах преступления являются показания свидетелей, потерпевших, водителей, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии. В процессе допроса следователь использует осведомленность допрашиваемого лица о дорожном происшествии в целях проверки имеющихся по делу доказательств и получения новых сведений, уточняющих и углубляющих его представления о расследуемом событии. Допрос свидетелей, потерпевших и водителей транспортных средств, участвовавших в дорожном происшествии, имеет свои особенности.
Свидетели дорожно-транспортного преступления понимают смысл происходящего на дороге не сразу. Причина наблюдаемых ими фактов воссоздается их сознанием и ретроспективным пониманием наблюдаемых ими событий на основе прошлого жизненного опыта. Созерцательная оценка увиденного при значительном опыте наблюдателя и малосодержательном воспринятом сигнале им преувеличивается. Наоборот, содержательный сигнал, воспринятый ощущением, при незначительном опыте свидетеля не вызовет у него понимания явления.
Отмеченные особенности формирования показаний свидетелей-очевидцев ДТП, конечно, осложняют их допрос. Следователю нужно оказать допрашиваемым необходимую помощь в их мыслительной репродуктивной деятельности. Задача состоит в том, чтобы свидетель вспомнил и воспроизвел чувственные наглядные образы фактов и явлений, которые он непосредственно воспринимал. В этом помогут и конкретные вопросы, ответы на которые осознавались бы допрашиваемым как выполнение элементарной задачи: вспомнить и сообщить следователю только то, что он непосредственно видел (воспринимал зрением и другими ощущениями) в конкретный момент наблюдения дорожного происшествия.
Другая особенность формирования показаний при допросе участников и свидетелей дорожного происшествия связана с редкой индивидуальностью наблюдавшихся ими обстоятельств расследуемого события. Допрашиваемый не только впервые оказывается свидетелем необычного для него события, но его накопленных знаний о дорожных происшествиях бывает совершенно недостаточно для репродукции в показаниях того, что им не воспринималось. Поэтому, сообщение сведений об обстоятельствах дорожного происшествия, (которые допрашиваемый не мог придумать), само по себе подтверждает достоверность его показаний.
В зависимости от предмета допроса круг допрашиваемых лиц может подразделяться на следующие группы: лица, которые непосредственно воспринимали существенные обстоятельства дорожного происшествия; лица, осведомленные об условиях и обстоятельствах, предшествовавших началу возникновения опасности в дорожном движении и развитию происшествия; лица, вступавшие после дорожного происшествия в личный контакт с его непосредственными участниками, поэтому с их слов информированные о характере поступков, связанных с расследованием ДТП, и обстоятельствах происшествия;; лица, способные сообщить сведения, характеризующие личности участников ДТП, в особенности водителей транспортных средств, с точки зрения их психологических и профессиональных качеств как участников дорожного движения.
При расследовании ДТП нужно уделять особое внимание показаниям непосредственных активных участников дорожного происшествия: водителей транспортных средств, которых следует отнести к первой группе. Они полнее и лучше восприняли развитие дорожной ситуации, чем многие допрошенные при расследовании свидетели. Вместе с тем в их показаниях больше недосказанности, неточностей и даже вымысла. Наблюдения показывают, что водители после дорожного происшествия обычно преувеличивают опасность действий конфликтующего с ними участника дорожного движения или его возможности предупредить ДТП. Поэтому нужно находить пути к проверке их показаний и особенно оценке ими скорости движения транспортных средств, пройденного ими пути, расстояния, на котором появилось препятствие на дороге.
Во вторую группу свидетелей может входить широкий круг лиц. В их числе должностные лица транспортной организации или предприятия, ответственные за техническое состояние машин; диспетчеры, оформляющие путевые документы; медицинские работники, проводившие предрейсовые осмотры водителей; должностные лица, в распоряжение которых был направлен автомобиль или другое механическое транспортное средство и т. д. Допросом этих свидетелей можно установить техническое состояние машины при выходе ее на линию, осведомленность водителя об особенностях дороги по маршруту движения, состояние самого водителя перед выходом в рейс и в пути. Многие обстоятельства, составляющие предмет допроса, отражаются в различных документах. Их изучение позволяет следователю определить круг лиц, при допросе которых можно получить многие дополнительные разъяснения относительно обстоятельств, нашедших отражение в документах.