Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 592

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Объект и предмет криминалистики,

ее место среди наук

Система криминалистики

ГЛАВА 2. История криминалистики

Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.

Глава 25. Розыскная деятельность следователя

25.1 Понятие розыскной деятельности следователя

25.2 Розыскные версии. Планирование розыска

Глава 29. Расследование изнасилований

Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил

39.4 Последующие и иные действия

Глава 42. Расследование преступлений, связанных с

уклонением от уплаты таможенных платежей

42.1 Криминалистическая характеристика преступлений

связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий

по их разрешению

42.3 Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

Глава 43. Расследование преступлений в сфере

компьютерной информации

43.1 Расследование фактов неправомерного доступа

к компьютерной информации

43.2 Расследование создания, использования и распространения

вредоносных компьютерных программ

Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними

44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,

совершаемых несовершеннолетними



Когда ДТП совершается в вечернее или ночное время при недостаточ­ном освещении, необходимо разобраться с видимостью и обзорностью с мес­та водителя в кабине транспортного средства. Для этого надо провести экс­перименты на видимость и обзорность из кабины транспортного средства при ближнем и дальнем свете фар. Садясь в кабину автомобиля на место во­дителя и, включив ближний и дальний свет фар, установить расстояния ви­димости и обзорности при фиксированном или неподвижном положении го­ловы водителя и с некоторым поворотом в нужную сторону. Затем то же са­мое выполнить при искусственном освещении без света фар. Результаты экс­периментов записать в соответствующие пункты протокола осмотра. При не­обходимости следует вписать в протокол дополнительные сведения, не пре­дусмотренные в его отдельных пунктах, но имеющие большое значение для расследования ДТП.

Если дорожное происшествие произошло на регулируемом перекрестке улиц или пересечении дорог, автоинспектор и следователь должны точно за­фиксировать в протоколе осмотра время своего прибытия и какой сигнал светофора был в это время включен для каждого направления движения. До­ждавшись очередной смены сигналов в светофоре, указать, через сколько се­кунд и в какое время она произошла. Далее следует определить с помощью секундомера продолжительность сигналов для каждого направления движе­ния. Данные о работе сигналов светофора нужно отразить в протоколе ос­мотра. Если будут точно зафиксированы время происшествия и указанные выше данные, получив официальную справку о продолжительности сигналов светофора и сравнив их и установленными фактическими величинами, мож­но будет в первом подходе установить, какой сигнал был включен в момент происшествия для каждого из направлений движения. Сверив часы следова­теля и автоинспектора с часами, по которым зафиксировано время соверше­ния происшествия, можно будет внести соответствующие коррективы и уточнить, какой сигнал и для какого направления движения был включен в момент ДТП.

Осмотр транспортного средства. При осмотре транспортного средст­ва, участвовавшего в происшествии, необходимо квалифицированно и объек­тивно заполнить все пункты протокола осмотра. В первую очередь нужно тщательно исследовать повреждения: определить их линейные и объемные размеры (длину, ширину, глубину), высоту расположения от поверхности земли, а также определить их координаты относительно какой-либо повреж­денной части транспортного средства. Очень важно сфотографировать по­вреждения.


Далее осматриваем все узлы и механизмы транспортных средств, кото­рые в первую очередь влияют на безопасность движения: тормозную систе­му, рулевое управление, внешние световые приборы, ходовую часть и др., устанавливаем их техническое состояние.

Исправность тормозов необходимо исследовать, соблюдая требования ГОСТа «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».

Если позволяет техническое состояние транспортного средства, участ­вовавшего в ДТП, то лучшим и удобным способом определения эффективно­сти его торможения является установление фактического замедления с по­мощью деселерометра, так как это намного проще, чем определение тормоз­ного пути. В последнем случае на автомобиль необходимо установить «пятое колесо» с регистрирующим прибором для определения скорости движения перед торможением и записи тормозного пути, а также «пистолет», стре­ляющий краской или мелом на проезжую часть в момент нажатия водителем на педаль тормоза. Для определения замедления можно использовать раз­личные деселерометры: жидкостные, инерционные и маятниковые (например, маятниковый деселерометр, имеющийся в следственном чемодане ин­спектора ГИБДД).

Установив деселерометр в кабину транспортного средства на участке пути, где произошло ДТП, нужно разогнать его до 40 км/ч и затормозить до полной остановки. Если не позволяет дорожная обстановка, то эксперимент нужно провести на другом участке с аналогичным дорожным покрытием. Деселерометр покажет фактическую величину замедления, которую надо сравнить с нормами по указанному ГОСТу. Если замедление равно или больше нормативного, то рабочая тормозная система считается исправной, и дальнейшее исследование ее не требуется. Если оно меньше нормативного, тормоза считаются неисправными. В этом случае с помощью специалистов необходимо разобраться в причинах, исследовав все детали тормозной сис­темы. Недопустимо употребление в протоколе такой довольно распростра­ненной оценки, как «слабо держит тормоз», и ей подобных.

При сравнении фактического замедления транспортного средства с нормативным нужно иметь в виду следующее. Нормативы замедления в ГОСТе установлены на сухом, чистом цементно- или асфальтобетонном по­крытии. Если на месте происшествия будет другое покрытие и в мокром или влажном состоянии
, то необходимо ввести корректировку в величину факти­ческого замедления. Для этого нормативное замедление по ГОСТу нужно по­множить на коэффициент сцепления шин с сухим цементно- или асфальтобе­тонным покрытием. Тогда получим нормативное замедление для дорожного покрытия, на котором произошло ДТП.

Если деселерометр зафиксирует замедление транспортного средства при торможении перед или во время ДТП, то это позволит, во-первых, оце­нить состояние его тормозов или эффективность торможения, во-вторых, ве­личину фактического замедления следователь сможет представить как исходный материал для производства расчетов при проведении автотехниче­ской экспертизы.

Исправность рулевого управления, внешних световых приборов, стек­лоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, колес и шин, двигате­ля, прочих элементов конструкции необходимо оценивать, также сравнивая с требованиями ГОСТа, приведенными в приложении к Правилам дорожного движения.


Допрос свидетелей, потерпевших, водителей. Важным источником сведений об обстоятельствах преступления явля­ются показания свидетелей, потерпевших, водителей, участвовавших в до­рожно-транспортном происшествии. В процессе допроса следователь ис­пользует осведомленность допрашиваемого лица о дорожном происшествии в целях проверки имеющихся по делу доказательств и получения новых све­дений, уточняющих и углубляющих его представления о расследуемом со­бытии. Допрос свидетелей, потерпевших и водителей транспортных средств, участвовавших в дорожном происшествии, имеет свои особенности.

Свидетели дорожно-транспортного преступления понимают смысл происходящего на дороге не сразу. Причина наблюдаемых ими фактов вос­создается их сознанием и ретроспективным пониманием наблюдаемых ими событий на основе прошлого жизненного опыта. Созерцательная оценка уви­денного при значительном опыте наблюдателя и малосодержательном вос­принятом сигнале им преувеличивается. Наоборот, содержательный сигнал, воспринятый ощущением, при незначительном опыте свидетеля не вызовет у него понимания явления.

Отмеченные особенности формирования показаний свидетелей-очевидцев ДТП, конечно, осложняют их допрос. Следователю нужно оказать допрашиваемым необходимую помощь в их мыслительной репродуктивной деятельности. Задача состоит в том, чтобы свидетель вспомнил и воспроиз­вел чувственные наглядные образы фактов и явлений, которые он непосред­ственно воспринимал. В этом помогут и конкретные вопросы, ответы на ко­торые осознавались бы допрашиваемым как выполнение элементарной зада­чи: вспомнить и сообщить следователю только то, что он непосредственно видел (воспринимал зрением и другими ощущениями) в конкретный момент наблюдения дорожного происшествия.

Другая особенность формирования показаний при допросе участников и свидетелей дорожного происшествия связана с редкой индивидуальностью наблюдавшихся ими обстоятельств расследуемого события. Допрашиваемый не только впервые оказывается свидетелем необычного для него события, но его накопленных знаний о дорожных происшествиях бывает совершенно не­достаточно для репродукции в показаниях того, что им не воспринималось. Поэтому, сообщение сведений об обстоятельствах дорожного происшествия, (которые допрашиваемый не мог придумать), само по себе подтверждает достоверность его показаний.


В зависимости от предмета допроса круг допрашиваемых лиц может подразделяться на следующие группы: лица, которые непосредственно воспринимали существенные обстоя­тельства дорожного происшествия; лица, осведомленные об условиях и обстоятельствах, предшествовав­ших началу возникновения опасности в дорожном движении и развитию происшествия; лица, вступавшие после дорожного происшествия в личный контакт с его непосредственными участниками, поэтому с их слов информированные о характере поступков, связанных с расследованием ДТП, и обстоятельствах происшествия;; лица, способные сообщить сведения, характеризующие личности уча­стников ДТП, в особенности водителей транспортных средств, с точки зрения их психологических и профессиональных качеств как участников до­рожного движения.

При расследовании ДТП нужно уделять особое внимание показаниям непосредственных активных участников дорожного происшествия: води­телей транспортных средств, которых следует отнести к первой группе. Они полнее и лучше восприняли развитие до­рожной ситуации, чем многие допрошенные при расследовании свидетели. Вместе с тем в их показаниях больше недосказанности, неточностей и даже вымысла. Наблюдения показывают, что водители после дорожного происше­ствия обычно преувеличивают опасность действий конфликтующего с ними участника дорожного движения или его возможности предупредить ДТП. Поэтому нужно находить пути к проверке их показаний и особенно оценке ими скорости движения транспортных средств, пройденного ими пути, рас­стояния, на котором появилось препятствие на дороге.

Во вторую группу свидетелей может входить широкий круг лиц. В их числе должностные лица транспортной организации или предприятия, ответ­ственные за техническое состояние машин; диспетчеры, оформляющие путе­вые документы; медицинские работники, проводившие предрейсовые осмот­ры водителей; должностные лица, в распоряжение которых был направлен автомобиль или другое механическое транспортное средство и т. д. Допро­сом этих свидетелей можно установить техническое состояние машины при выходе ее на линию, осведомленность водителя об особенностях дороги по маршруту движения, состояние самого водителя перед выходом в рейс и в пути. Многие обстоятельства, составляющие предмет допроса, отражаются в различных документах. Их изучение позволяет следователю определить круг лиц, при допросе которых можно получить многие дополнительные разъяс­нения относительно обстоятельств, нашедших отражение в документах.