Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 582
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объект и предмет криминалистики,
ГЛАВА 2. История криминалистики
Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.
Глава 25. Розыскная деятельность следователя
25.1 Понятие розыскной деятельности следователя
25.2 Розыскные версии. Планирование розыска
Глава 29. Расследование изнасилований
Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил
39.4 Последующие и иные действия
Глава 42. Расследование преступлений, связанных с
уклонением от уплаты таможенных платежей
42.1 Криминалистическая характеристика преступлений
связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей
42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий
Глава 43. Расследование преступлений в сфере
43.1 Расследование фактов неправомерного доступа
43.2 Расследование создания, использования и распространения
вредоносных компьютерных программ
Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними
44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,
Подготовка к назначению экспертизы заканчивается вынесением постановления. В его описательной части должны быть изложены обстоятельства и механизм происшествия с указанием всех необходимых сведений, которые эксперт будет использовать в качестве исходных.
Вопросы должны быть ясными, понятными, непосредственно относящимися к данному происшествию, их нельзя связывать с юридической оценкой обстоятельств и установлением вины участников.
Можно предложить такой примерный перечень вопросов, относящихся к исследованию технического состояния транспорта: каково техническое состояние транспортного средства, участвовавшего в происшествии? (Этот вопрос нужно ставить, когда эксперт непосредственно осматривал транспортное средство или когда соответствующее заключение госавтоинспектора вызывает сомнение); возможно ли получение транспортным средством повреждений, перечисленных в протоколе осмотра, и каков механизм их образования.
В целях определения некоторых элементов механизма происшествия в момент его непосредственного совершения, исходя из обнаруженных повреждений (например, какими именно частями произошло столкновение, его угол, положение транспортного средства и пешехода на проезжей части и т. д.) ставятся перед экспертом следующие вопросы: возможно ли произвольное (без вмешательства водителя или другого лица) изменение режима работы рулевого механизма, рулевых приводов, ножного или ручного тормозов, других агрегатов и механизмов и могло ли это повлиять на безопасность движения?; установить причину разрушения отдельных деталей (технически не правильные эксплуатация и обслуживание, производственно-технический брак, конструктивные недостатки и нарушения технических условий при изготовлении, в процессе работы, недоброкачественность деталей, усталость металла и т.д.) и время его возникновения: в момент происшествия, до него или после?; могли ли водители и другие лица, ответственные за ремонт, обслуживание и эксплуатацию транспорта, обнаружить неисправности и разрушение деталей, узлов и механизмов во время обслуживания и ремонта, перед выпуском на линию и во время работы?; есть ли причинная связь между неисправностями и разрушениями, с одной стороны, и происшествием - с другой, в частности, какое из этих обстоятельств является непосредственной причиной происшествия?; какой ремонт - капитальный, текущий - должен быть произведен для устранения полученных повреждений?
Вопросы, относящиеся к установлению механизма происшествия, возможности предотвращения последнего, также необходимо ставить исходя из конкретных обстоятельств. Перечень этих вопросов примерно таков: определить скорость движения транспортного средства по одному или нескольким перечисленным данным: по следам непосредственного торможения - юза, величине пути движения накатом (движение без торможения при нейтральном положении рычага переключения передач); следам бокового скольжения при заносе, величине радиуса поворота следов или дороги перед опрокидыванием или заносом, по следам бокового скольжения и углам направления их перед столкновением и после него, величине угла опрокидывания и расстояния перемещения после него, по показаниям водителя о том, на каком
расстоянии он начал реагировать на опасность, на каком расстоянии до непосредственного места происшествия нажал на педаль тормоза и др.; соответствует ли скорость транспортного средства, установленная расчетным или следственным путем, требованиям безопасности движения в данных условиях?; есть ли причинная связь между превышением скорости движения и происшествием?; какова будет безопасная скорость движения, исходя из видимости и обзорности на том или ином расстоянии?
При установленной скорости движения и конкретных дорожных условиях определить длину пути непосредственного торможения - юза, тормозного пути (с момента нажатия на педаль тормоза до остановки), остановочного пути (с момента начала реакции водителя на опасность до остановки) возможно разрешить при постановке следующих вопросов: на каком расстоянии от транспорта появилась опасность (пешеход, транспортное средство и др.) и была ли возможность ее обнаружить?; на каком расстоянии от появившейся опасности водитель начал реагировать на нее?; принял ли он необходимые меры для предотвращения происшествия?; соответствуют ли с технической точки зрения механизму происшествия показания участников и свидетелей о появлении опасности?; сколько метров должна составить дистанция безопасности с учетом скорости движения транспортных средств и дорожных условий?; можно ли производить обгон транспортного средства в данной дорожной обстановке?; находятся ли конкретный участок пути, мост или дорожное сооружение в исправном и пригодном для движения состоянии, отвечают ли они требованиям соответствующих нормативных документов?; отвечают ли требованиям безопасности движения продольный или поперечный уклоны пути и радиус поворота дороги?; можно ли было предотвратить данное происшествие, с учетом возможностей торможения, устойчивости, управляемости, маневренности и других эксплуатационных качеств транспортных средств, а также расстояния, позволяющего обнаружить опасность?; какие пункты Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации, Правил техники безопасности и других нормативных документов не выполнены водителями, пешеходами, инженерно-техническими и другими работниками, ответственными за эксплуатацию, ремонт и обслуживание транспортных средств, и др. Если нельзя устранить противоречия в обстоятельствах происшествия, об этом следует указать в постановлении, а затем, поставив соответствующие вопросы, требовать от эксперта отдельных выводов по ним.
Выводы судебной автотехнической экспертизы касаются важнейших вопросов исследования ДТП. В частности, они устанавливают, соответствовали или нет действия участников происшествия требованиям правил и нормативных документов, либо указывают, как те должны были поступать в сложившейся обстановке.
Оценивая заключение эксперта следователю надлежит исходить из того, что каждый вывод эксперта должен быть обоснован теоретически, подтверждаться соответствующими расчетами или экспериментами, со ссылкой в некоторых случаях и на источники литературы. Все это должно быть изложено в исследовательской части заключения, с той полнотой и простотой, которые бы позволяли проверить объективность и достоверность выводов. Они не могут считаться достоверными, если указанное требование не выполнено.
Судебно-медицинская экспертиза разрешает в основном три группы очень важных для расследования по делу вопросов, касающихся:
I. Трупа потерпевшего или водителя. В основном эти вопросы сводятся к установлению: 1) категории, рода смерти и обстоятельств её наступления, как-то: насильственная или не насильственная, когда наступила, причинена ли на месте обнаружения трупа или в другом месте и др; 2) тяжести телесных повреждений и причин наступления смерти, например: отчего последовала смерть покойного, последовала ли смерть от полученных повреждений и др.; 3) характеристики повреждений, обнаруженных на трупе потерпевшего или водителя, а именно: какие имеются повреждения на трупе, типичны ли смертельные повреждения на трупе для автотравмы и проч.; 4) определения механизма и последовательности образования различных групп или отдельных повреждений на трупе и положения тела на различных этапах травмирующего воздействия, как-то: причинены ли имеющиеся на трупе раны воздействием определённых частей автомашины, какой частью автомобиля или каким орудием причинены повреждения, не образовались ли данные повреждения от первоначального удара или они образованы при последующих ударах. Наиболее сложный вопрос - какова была поза покойного в момент наезда, судя по локализации имеющихся на нем повреждений, можно ли по локализации и характеру повреждений определить положение потерпевшего по отношению к автомашине в момент наезда и т. д. Решение этого вопроса в некоторых случаях возможно только путем комплексной судебно-медицинской и криминалистической экспертизы или судебно-медицинской и автотехнической экспертизы.
II. Живых лиц. Вопросы в основном касаются степени тяжести полученных повреждений (а также состояния опьянения водителей и потерпевших), а именно: какие имеются у потерпевшего повреждения, степень тяжести телесных повреждений, причинено ли повреждениями расстройство здоровья потерпевшего, механизм образования повреждений (удар, падение и проч.), их давность и другие.
III. Биологических особенностей отдельных объектов, а именно: 1) Принадлежит ли обнаруженная на автомашине или месте происшествия кровь человеку, 2) принадлежит ли обнаруженная кровь животному и какому животному, 3) каковы тип и группа крови (человека), 4) не совпадает ли кровь по типу и группе с кровью потерпевшего, 5) региональное происхождение крови, 6) волосы человека или животного обнаружены при осмотре на автомашине, 7) цвет волос, 8) с какой части тела эти волосы и не вырваны ли они, 9) не сходны ли по своим признакам они с волосами потерпевшего, 10) принадлежит ли человеку обнаруженное на автомашине вещество, похожее на вещество головного мозга, 11) являются ли данные следы мозговым веществом и другие.
Иногда по делам этой категории проводится судебно-медицинская экспертиза по материалам дела (истории болезни), например, в случаях, когда смерть потерпевшего последовала не непосредственно на месте аварии, наезда и т. п., а спустя длительное время после лечения в больнице, либо когда необходимо установить степень тяжести полученных потерпевшим повреждений, что по тем или иным причинам не удалось сделать или освидетельствовать потерпевшего в момент автопроисшествия. В последнем случае в распоряжение эксперта предоставляются материалы уголовного дела и история болезни.
Криминалистические экспертизы. По рассматриваемым делам криминалистическая экспертиза может быть очень разнообразной и включать в себя трасологические исследования следов транспортных средств, следов ног человека, животных, дактилоскопические исследования пальцевых отпечатков, почерковедческие и технико-криминалистические исследования документов, исследование целого по части (по краям излома ветровых стекол и стекол автомобильных фар и т.д.) и другие исследования, проводимые в целях идентификации объектов.
Наиболее распространены трасологические исследования различных следов. Наибольшее значение имеет идентификация транспорта по двум видам следов: а) следам столкновения, наезда, которые образуются от удара бампером, крылом, кузовом, радиатором автомашины о различные предметы (другие транспортные средства, деревья, заборы и т. д.), причем на первых также может отобразиться структура и особенности соприкасавшегося с ним объекта (например, структура ткани одежды потерпевшего и т. д.) и б) следам от протектора шин (при наличии отобразившихся в следе дефектов и иных особенностей).
В большинстве случаев последняя группа следов используется для установления групповой принадлежности транспорта (тип, вид, модель), что также имеет большое значение для раскрытия преступления даже при вероятном выводе эксперта, так как сужает круг поисков скрывшейся автомашины или иного транспортного средства.
Исследование следов столкновения, как правило, помогает восстановить механизм дорожно-транспортного происшествия, и во многих случаях является единственным способом установления обстоятельств автопроисшествия: при столкновениях, наездах: 1) какое из транспортных средств находилось в движении, 2) направление движения транспортного средства, 3) взаиморасположение машины и объекта столкновения непосредственно в момент нанесения удара, 4) какой частью транспортного средства был нанесен удар и др.
Кроме указанных вопросов, на разрешение трасологической экспертизы по рассматриваемым следам могут быть поставлены вопросы:
- при розыске транспорта: 1) какой моделью шины оставлены следы на месте дорожно-транспортного происшествия, 2) какими техническими данными или особенностями характеризуется транспортное средство, судя по оставленным на месте происшествия следам (например, применялись ли цепи противоскольжения, какова база, минимальный дорожный просвет и т. д.), не оставлен ли след на месте происшествия конкретным транспортом, не оставлены ли следы на самой автомашине определенными конкретными объектами, 5) не однотипен ли рисунок (структура) ткани одежды потерпевшего с рисунком, отобразившимся на какой-либо детали транспортного средства, 6) не совмещается ли найденный кусочек сухой краски на месте происшествия с определенным местом отсутствия краски на автотранспорте, 7) не оставлены ли следы протектора, радиатора на теле, одежде потерпевшего данной автомашиной. Решение этого вопроса в части одежды и тела потерпевшего целесообразно проводить совместно с судебно-медицинским экспертом, т. е. путем комплексной экспертизы.
- при розыске и изобличении преступника: 1) кем из числа определённых лиц оставлены следы ног на месте автопроисшествия и другие; при восстановлении механизма происшествия: 2) имеются ли на обуви потерпевшего следы скольжения и другие.
Идентификация целого по части позволяет установить принадлежность отломившихся деталей (частей) конкретной автомашине или иному транспортному средству. При ударе автомашины о препятствие на месте дорожно-транспортного происшествия часто обнаруживаются осколки ветровых боковых и лобовых стёкол, кусочки разбитых фар и подфарников, стоп-сигнала, зеркал, прокладочной резины, резиновых щитков и т. п., а также кусочки части облицовки радиатора, щепки, отколовшиеся от борта кузова либо отломившиеся металлические детали - ручки от дверцы кабины, крюк бампера и т. д.