Файл: Основные этапы развития отечественных классификаций зубочелюстных аномалий. Н. И. Агапов (1928).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целесообразно выделить 4 группы методов воздействия на зубочелюстные аномалии:

1) Миогимнастика.

2) Миогимнастика + аппаратурное лечение

3) Аппаратурное лечение

4) Комплексное лечение ( хирургическое в сочетании с аппаратурным)

 Миогимнастика - как самостоятельный метод лечения аномалий может быть применен у детей в период молочного прикуса. Функция мышц определяет развитие костей, в том числе лицевого скелета. Нарушение динамического равновесия в функции мышц-антагонистов является частой причиной развития зубочелюстных аномалий. Суть лечения миогимнастикой заключается в тренировке ослабленной группы мышц. Обоснование и разработке метода миогимнастики принадлежит Роджерсу ( A.P.Rogers ,1926). Миогимнастика должна входить в плановую санацию дошкольников. В детских комбинатах должны быть организованы группы детей с определенными видами аномалий по возрастному принципу. Занятия 2 раза в день ( по 8-15 минут) проводят медицинские работники детских дошкольных учреждений при обучающей и контролирующей функции ортодонта. В каждой занимающейся группе должно быть не более 8-10 детей. Урок по миогимнастике состоит из трех частей: а) вводная (несколько общегигиенических упражнений); б) основная (специальные миогимнастические упражнения); в) заключительная ( снижение общей нагрузки). Основные принципы миогимнастики:

1. Сокращения упражняемых мускулов должны совершаться с максимальной амплитудой;

2. Интенсивность сокращения мускулатуры должна соответствовать ей физиологической роли, но не быть чрезмерной;

3. Быстроту и продолжительность сокращений мускулатуры нужно приноровить к особенностям проводимого движения. Вначале они должны быть медленными, непорывистыми и проводиться регулярно;

4. Между двумя последовательными сокращениями необходима пауза покоя продолжительностью не менее продолжительности самого сокращения;

5. Сокращения проводятся несколько раз до легкой усталости;

6. Миогимнастика применяется у детей , начиная с 4-летнего возраста (A.P.Rogers, 1926)
9.перестройка миостатического рефлекса

Импульсы по II и III ветвям тройничного нерва поступают в чувствительные ядра продолговатого мозга. Оттуда в чувствительные ядра зрительного бугра и далее в чувствительную зону переднего полушарии коры головного мозга. Там они переключаются с чувствительных на двигательные ядра и по нервным центробежным путям возвращаются к жевательным мышцам, вызывая реакцию сокращения. Чем больше опущена нижняя челюсть, тем больше растягивается жевательная мускулатура. Постепенно вырабатывается новая длина мышечного волокна в состоянии физиологического покоя. В этом состоит сущность функциональной предварительной перестройки миотатического рефлекса.


Методика.На верхнюю челюсть изготавливается съемная пластинка с накусочной площадкой во фронтальном отделе, где имеет место смыкание зубов (в боковых отделах - дезокклюзия) У больных, пользующихся съемными протезами, можно повысить высоту нижнего отдела лица на старых протезах. Все давление переносится на передние зубы, где величина жевательного давления в 2-2.5 раза меньше по сравнению с областью жевательных зубов (сила сжатия в области передних зубов - 30 кг, а в области моляров - 80 кг), поэтому субъективных расстройств в процессе перестройки рефлекса не наступает. Пластинкой пользуются постоянно.

Во время перестройки тонус мышц резко возрастает (в течение 2 недель), затем постепенно уменьшается. Следует вновь повысить высоту нижнего отдела лица - это метод последовательной дезокклюзии. Перестройка миотатического рефлекса происходит в среднем в течение 4-6 недель.

В клинике судят о перестройке по ощущениям больного (чувство комфорта возникает у больного с пластинкой во рту, без нее - чувство неудобства).

Миотатические рефлексы проявляются при функциональных состояниях, связанных с растяжением жевательной мускулатуры. Начало миотатическому рефлексу дают импульсы, возникающие в рецепторах, находящихся непосредственно в жевательных мышцах и в их сухожилиях. Эти рецепторы раздражаются при растяжении мышц, вследствие чего последние рефлекторно сокращаются. Чем больше опущена НЧ, тем больше растягивается жевательная мускулатура. В ответ на растяжение мышц наступает их рефлекторное сокращение, процесс растяжения мышц проявляется в изменении их тонуса как в статическом состоянии, так и во время функции. Постепенно вырабатывается новая длина мышечного волокна в состоянии физиологического покоя. В этом состоит сущность функциональной предварительной перестройки миотатического рефлекса.

Методика. На верхнюю челюсть изготавливается съемная пластинка с накусочной площадкой во фронтальном отделе, где имеет место смыкание зубов (в боковых отделах - дезокклюзия) У больных, пользующихся съемными протезами, можно повысить высоту нижнего отдела лица на старых протезах. Все давление переносится на передние зубы, где величина жевательного давления в 2-2.5 раза меньше по сравнению с областью жевательных зубов (сила сжатия в области передних зубов - 30 кг, а в области моляров - 80 кг), поэтому субъективных расстройств в процессе перестройки рефлекса не наступает. Пластинкой пользуются постоянно.


Во время перестройки тонус мышц резко возрастает (в течение 2 недель), затем постепенно уменьшается. Следует вновь повысить высоту нижнего отдела лица - это метод последовательной дезокклюзии. Перестройка миотатического рефлекса происходит в среднем в течение 4-6 недель.

В клинике судят о перестройке по ощущениям больного (чувство комфорта возникает у больного с пластинкой во рту, без нее - чувство неудобства).

Также эти рефлексы могут действовать в сочетании, например, при разобщении прикуса с опорой на естественных зубах происходит взаимодействие миотатического и пародонто-мускулярного рефлексов, а при разобщении прикуса посредством протезов или аппаратов взаимодействуют миотатический и гингиво-мускулярный рефлексы.

10. Устранение парафункций.

Парафункции — стереотипно с той или иной частотой повторяю­щаяся активность определенных групп мышц вне акта жевания и обычных физиологических функ­ций, которая осуществляется нео­сознанно и не поддается самоконт­ролю.

Для обозначения парафункции применяют следующие термины: «орофациальная дискинезия», «мо­торный тик», «вредная привычка», «аутодеструктивный процесс» и др.

Бруксизм — одна из разновидно­стей парафункции, обозначает скрип зубов в ночное время.

Бруксиомания — скрип зубов в дневное время.

В настоящее время нет единого мнения об этиологии парафункции. С одной стороны, признается, что па­рафункции могут быть следствием не­достаточной припасовки, фиксации и стабилизации съемных протезов, преждевременных контактов зубов, а с другой стороны, рассматривают со­матические заболевания, стрессовые психологические нагрузки как важ­нейшие этиологические факторы.

Преобладает мнение, что мест­ные неблагоприятные факторы по­лости рта (например, нарушения окклюзии) в сочетании с психоло­гическим стрессом — основная причина возникновения симптомов бруксизма. Одним из возможных этиологических факторов является шейный остеохондроз

 Изменения наступают во всех участках зубочелюстно-лице-вой системы. Образуются стертые площадки на зубах, клиновидные дефекты, трещины и сколы эмали (рис. 5.21), гиперцементоз, ложные пульпиты, переломы коронок и корней зубов, повышенная чувст­вительность зубов на механические, химические и термические раздра­жители. Изменения в пародонте: подвижность зубов, их смещение, рецессия десневого края, краевой


валик маргинального пародонта. В жевательных мышцах наблюда­ются повышение тонуса и связан­ные с ним нарушения кровоснаб­жения, обмена веществ в мышеч­ной ткани, воспаление и фиброз­ные изменения.

Гипертрофия преимущественно в области собственно жевательной мышцы возникает в результате изо­метрических сокращений мышцы при стискивании зубов.

Кроме того, могут быть обнару­жены: красный плоский лишай, фибромы слизистой оболочки по­лости рта, фестончатый язык намины под съемными про­тезами.

Изменения ВНЧС: нарушение взаимного расположения дисков и головок, щелчки в суставе. Дисло­кация дисков обусловлена гиперто­нусом верхней части наружной крыловидной мышцы, которая прикрепляется к диску

Часто бывают жалобы на эстети­ческую недостаточность (короткие передние зубы).

Осложнением бруксизма являет­ся боль в ВНЧС, голове, различных областях лица как следствие длите­льного нарушения функции мышц. При ночном бруксизме тризм и боль больше выражены по утрам, при дневном проявлении парафун-кции они усиливаются к вечеру, при психоэмоциональных напряже­ниях. У многих пациентов ночной бруксизм возникает периодически, сопровождается незначительной стертостью отдельных зубов, лег­ким напряжением жевательных мышц при пробуждении, щелчками в ВНЧС.

Нередко наблюдается значитель­ная стертость зубов, прежде всего верхних клыков на той стороне, в направлении которой совершаются бруксирующие движения. Если та­кие движения совершаются в пе-реднезаднем направлении, то сти­раются и передние зубы

Для устранения пара-функций жевательных мышц используется комплексная терапия, содержащая психотерапию, физиотерапию, медикаментозное и ортопедическое лечение. Последнее, как правило, включает применение ортопедических аппаратов -капп, накладывающихся на весь зубной ряд верхней или нижней челюсти. 

11.Вопросы организации проведения миогимнастики в детских дошкольных коллективах.

Проведение миогимнастики должно соответствовать основным педагогическим принципам — систематичности, последовательности, сознательности и активности, доступности и индивидуальности, повторности и прогрессирования наглядности Основные правила проведения миогимнастики следующие:


  1. сокращения мышц должны совершаться с максимальной амплитудой;

  2. интенсивность сокращения мышц не должна быть чрезмерной, а должна быть в физиологических пределах;

  3. скорость и продолжительность сокращений должны постепенно увеличиваться;

  4. между двумя последовательными сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения;

  5. сокращения мышц при каждом упражнении должны быть повторены несколько раз и продолжаться до появления легкой местной усталости;

  6. наиболее благоприятный возраст для проведения миогимнастики — от 4 до 7 лет.


Миогимнастические упражнения назначаются без аппаратов или со специальными аппаратами (диск Фриэля, индивидуальная и стандартная вестибулярная пластинка, эквилибра- тор, вертушка ручная, активатор и др.). Наибольшее распрост
ранение из специальных аппаратов получили вестибулярные пластинки (стандартная и индивидуальная). Обе эти формы вестибулярных пластинок имеют свои недостатки. Стандартная пластинка выпускается трех размеров, что естественно недостаточно для разнообразия форм жевательного аппарата у детей различного возраста. Изготовление индивидуальной пластинки трудоемко, может быть произведено только в лечебном учреждении. Мы готовим вестибулярные пластинки по стандартным моделям, которые получаем от детей с нормальным строением жевательного аппарата. В зависимости от размера зубов (сумма ширины коронок верхних четырех резцов), возраста ребенка, типа лица (широтный индекс лица) создается банк стандартных моделей. По этим моделям заготавливаются вестибулярные пластинки в зуботехнической лаборатории. В дошкольном учреждении или школе детям требуется определить лишь размеры зубов, форму лица и соответственно возрасту подобрать заранее изготовленные вестибулярные пластинки
Работу по профилактике зубочелюстных аномалий и деформаций, в том числе проведение миогимнастики, осуществляют ортодонт, участковый детский стоматолог совместно с медицинским и педагогическим персоналом детских дошкольных учреждений и школ.
Нами разработана примерная схема организации проведения миогимнастики в детских дошкольных учреждениях.

  1. Изучение распространенности зубочелюстных аномалий

  • ортодонт, участковый детский стоматолог.

  1. Семинар с участковыми детскими стоматологами по методике проведения миогимнастики — ортодонт.

  2. Формирование групп детей для проведения миогимнастики — ортодонт, участковый детский стоматолог.

  3. Семинар-практикум с воспитателями детских дошкольных учреждений — ортодонт.

  4. Санпросветработа с родителями и детьми — участковый детский стоматолог.

  5. Проведение миогимнастики — воспитатель детского дошкольного учреждения.

  6. Контроль эффективности миогимнастики и коррекция сформированных групп — ортодонт, участковый детский стоматолог.