Файл: Основные этапы развития отечественных классификаций зубочелюстных аномалий. Н. И. Агапов (1928).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип профилактического направления в борьбе с зубочелюстными аномалиями и деформациями значительно снижает трудозатраты, способствует гармоничному развитию подрастающего поколения и полностью соответствует гуманным основам здравоохранения. Миогимнастика является одним из методов достижения этих целей.
Нами предлагаются общие комплексы миогимнастических упражнений, которые могут быть взяты за основу для работы с детг.ми в детских дошкольных учреждениях для профилактики и лечения зубочелюстных аномалий и деформаций.


Каждый общий комплекс состоит из нескольких малых комплексов, что позволяет включить эти упражнения в плановые занятия по физическому воспитанию, развитию речи, подвижные игры, не требуя выделения специального времени. При составлении комплексов учитывался возраст детей.
У детей с нарушением функции смыкания губ перед началом занятий можно определить силу мышц приротовой области, с тем, чтобы в процессе тренировки этих мышц проводить объективный контроль происходящих изменений. С этой целью мы используем устройство для измерения силы мышц приротовой области, которое состоит из 2 пластмассовых пластинок, соединенных пружиной с измерительной шкалой. Ребенок максимально сжимает пластинки губами, и по отклонению стрелки на измерительной шкале регистрируется величина силы в граммах. Пластмассовые пластинки снабжены съемными насадками, что позволяет работать с большой группой детей

КОМПЛЕКС МИОГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ (для детей младшей и средней групп)

  1. Упражнения для нормализации функции дыхания (выполняются на утренней зарядке, уроках физкультуры, во время прогулки).


Исходное положение: состояние правильной осанки — голову и туловище держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь раздвинута, лопатки прилегают к спине, живот подтянут и коленные суставы выпрямлены.
Упражнение № 1. Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот "надувается", затем расширяется [рудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение № 2. Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) — наоборот.
Упражнение № 3. Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) — втягивается.



Упражнение № 4. Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На 3 шага вдох, на 4 шага — выдох. Через 3—4 дня продолжительность выдоха следует увеличить на 1 счет (5, 6 и т.д.).
Упражнение № 5. Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).

  1. Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры (выполняются на утренней зарядке, на уроках физкультуры).


Исходное положение: спина прямая, руки на поясе.
Упражнение № 1. Голову попеременно максимально откидывать назад, наклонять вперед.
Упражнение № 2. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.
Упражнение № 3. Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не опуская подбородок вправо, затем влево.

  1. Упражнения для нормализации функции смыкания губ (выполняются на занятиях по развитию речи).


Исходное положение: сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, коленные суставы согнуты, ноги вместе, пятки вместе, живот подтянут.
Упражнение № 1. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение № 2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение № 3. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые 1убы.
13 Выбор метода лечения в зависимости от степени тяжести и возраста пациента.

По глубине распространения аномалии можно условно разде­лить на зубоалъвеолярные, челюстные (скелетные) и комбиниро­ванные. Каждая из этих форм имеет свою морфологическую и кли­ническую характеристику и стандартного решения при выборе мето­да лечения здесь не может быть.

Наследственные, тяжелые приобретенные аномалии развития челюстей не могут быть устранены ортодонтическим лечением даже у детей, а подлежат хирургическому или аппаратурно-хирургическому лечению.

Для лечения и профилактики аномалий применяются следующие методы:

  1. аппаратурный;

  2. аппаратурно-хирургический;

  3. хирургический;

  4. функциональный (миогимнастика, лечебная гимнастика и др.).


Аппаратурный метод
устранения аномалий рассчитан на применение различных механических приспособлений (ортодонтических аппаратов), с помощью которых удается изменить в желае­мом направлении взаимоотношение зубных рядов, их форму, поло­жение отдельных или групп зубов. Аппаратурный метод наиболее эффективен в детском и юношеском возрасте.

Этот метод (аппаратурно-хирургический) устранения анома­лий жевательно-речевого аппарата рекомендуется применять у взрослых, т.е. в возрасте, когда сроки аппаратурного лечения затяги­ваются, либо оно неэффективно.

Хирургические методы устранения аномалий применяются тогда, когда необходима реконструкция органа с изменением его формы, чего с помощью ортодонтических аппаратов сделать не уда­ется. Хирургическое пособие обычно применяется после того, как за­кончится рост челюстей.

К функциональным методам устранения аномалий относится миогимнастика. Она также выполняет и профилактическую роль.

Степень сложности ортодонтического лечения

I cтепень - лечение незначительной деформации в пределах зубного ряда;
II степень - лечение аномалий зубных рядов с перемещением до 3 мм;
III степень - лечение аномалий зубных рядов с перемещением зубов до 5 мм в любой плоскости, аномалии прикуса, не требующее удаления зубов, скелетные аномалии прикуса у растущих пациентов;
IV степень -лечение аномалий прикуса с перемещением зубов более 5 мм в любой плоскости:

- лечение с удалением зубов при скелетных аномалий прикуса;

Альтернативное лечение без  удаления зубов;

- лечение с применением внеротовых  и внутриротовых аппаратов;

- лечение с применением мини-имплантов;

- лечение на лингвальных брекетах;

- лечение длительностью более 18 месяцев;

- лечение ортокраниальных дисфункций;

- лечение дисфункций ВНЧС;

- подготовка к челюстно-лицевой хирургии;

12. Планирование ортодонтического лечения.

Перечень конкретных лечебных задач, сформулированных в той последовательности, в какой они должны быть реализованы, должен логически вытекать из структуры диагноза. При составлении плана лечения необходимо руководствоваться следующими положениями:


1. В первую очередь следует предусмотреть лечение сопутствующих заболеваний, наличие которых может повлиять на успех лечения основного заболевания (санация носоглотки, лечение рахита, бронхолегочных заболеваний и др.).

2. На втором месте должно быть предусмотрено лечение стоматологических заболеваний, которые не относятся к сфере деятельности врача-ортодонта, но могут оказать влияние на результат ор-тодонтического лечения (патология тканей пародонта, кариес и его осложнения, заболевания слизистой оболочки полости рта).

3. Далее предусматриваются хирургические вмешательства, которые необходимо провести данному больному в целях сокращения сроков ортодонтического лечения и достижения устойчивых результатов (удаление отдельных зубов, коррекция уздечек, компак-тостеотомия).

4. В последнюю очередь решаются задачи по лечению основной (ортодонтической) патологии, причем сначала должно быть предусмотрено исправление положения отдельных зубов и нормализация формы зубных рядов, а затем исправление прикуса. При этом целесообразно указать, какими путями планируется достичь нормализации соотношения зубных рядов (воздействие на передние зубы,




уменьшение размеров зубного ряда, перемещение нижней челюсти и т. д.). Такая конкретизация лечебных задач позволяет правильно обосновать метод лечения и конструкцию аппарата.

В приведенном выше клиническом примере план лечения больного может быть представлен следующим образом:

1. Нормализация осанки с помощью коррегирующей гимнастики в условиях физкультурного диспансера.

2. Нормализация носового дыхания (лечение у ЛОР-врача, дыхательная гимнастика, упражнения для круговой мышцы рта).

3. Гигиеническое обучение.

4. Гимнастика мышц языка.

5. Расширение верхнего зубного ряда.

6. Мезиальное перемещение нижней челюсти и стимулирование ее развития с помощью бионатора Янсона.

Ошибки, допущенные при планировании лечения, могут свести на нет успехи, достигнутые врачом на этапе обследования и диагностики.

Наиболее частые ошибки при планировании лечения состоят в следующем:

- включение в план лечения нереальных или трудновыполнимых задач (перемещение верхней челюсти дистально или стимуляция роста нижней челюсти, когда он уже завершен, и т. д.);

- нарушение последовательности в решении лечебных задач (например, попытка переместить нижнюю челюсть мезиально при наличии ретрузии верхних резцов);


- несоответствие содержания плана лечения характеру имеющейся аномалии - алогичность плана лечения (например, стремление устранить мезиальную окклюзию путем вестибулярного перемещения верхних резцов у больных с чрезмерным развитием нижней челюсти или уменьшить размеры нормально развитой нижней челюсти у больного с недоразвитой верхней челюстью и т. д.).

14. Комбинированный метод лечения.