Файл: Основные этапы развития отечественных классификаций зубочелюстных аномалий. Н. И. Агапов (1928).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип профилактического направления в борьбе с зубочелюстными аномалиями и деформациями значительно снижает трудозатраты, способствует гармоничному развитию подрастающего поколения и полностью соответствует гуманным основам здравоохранения. Миогимнастика является одним из методов достижения этих целей.
Нами предлагаются общие комплексы миогимнастических упражнений, которые могут быть взяты за основу для работы с детг.ми в детских дошкольных учреждениях для профилактики и лечения зубочелюстных аномалий и деформаций.
Каждый общий комплекс состоит из нескольких малых комплексов, что позволяет включить эти упражнения в плановые занятия по физическому воспитанию, развитию речи, подвижные игры, не требуя выделения специального времени. При составлении комплексов учитывался возраст детей.
У детей с нарушением функции смыкания губ перед началом занятий можно определить силу мышц приротовой области, с тем, чтобы в процессе тренировки этих мышц проводить объективный контроль происходящих изменений. С этой целью мы используем устройство для измерения силы мышц приротовой области, которое состоит из 2 пластмассовых пластинок, соединенных пружиной с измерительной шкалой. Ребенок максимально сжимает пластинки губами, и по отклонению стрелки на измерительной шкале регистрируется величина силы в граммах. Пластмассовые пластинки снабжены съемными насадками, что позволяет работать с большой группой детей
КОМПЛЕКС МИОГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ (для детей младшей и средней групп)
-
Упражнения для нормализации функции дыхания (выполняются на утренней зарядке, уроках физкультуры, во время прогулки).
Исходное положение: состояние правильной осанки — голову и туловище держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь раздвинута, лопатки прилегают к спине, живот подтянут и коленные суставы выпрямлены.
Упражнение № 1. Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот "надувается", затем расширяется [рудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение № 2. Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) — наоборот.
Упражнение № 3. Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) — втягивается.
Упражнение № 4. Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На 3 шага вдох, на 4 шага — выдох. Через 3—4 дня продолжительность выдоха следует увеличить на 1 счет (5, 6 и т.д.).
Упражнение № 5. Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
-
Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры (выполняются на утренней зарядке, на уроках физкультуры).
Исходное положение: спина прямая, руки на поясе.
Упражнение № 1. Голову попеременно максимально откидывать назад, наклонять вперед.
Упражнение № 2. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.
Упражнение № 3. Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не опуская подбородок вправо, затем влево.
-
Упражнения для нормализации функции смыкания губ (выполняются на занятиях по развитию речи).
Исходное положение: сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, коленные суставы согнуты, ноги вместе, пятки вместе, живот подтянут.
Упражнение № 1. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение № 2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение № 3. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые 1убы.
13 Выбор метода лечения в зависимости от степени тяжести и возраста пациента.
По глубине распространения аномалии можно условно разделить на зубоалъвеолярные, челюстные (скелетные) и комбинированные. Каждая из этих форм имеет свою морфологическую и клиническую характеристику и стандартного решения при выборе метода лечения здесь не может быть.
Наследственные, тяжелые приобретенные аномалии развития челюстей не могут быть устранены ортодонтическим лечением даже у детей, а подлежат хирургическому или аппаратурно-хирургическому лечению.
Для лечения и профилактики аномалий применяются следующие методы:
-
аппаратурный; -
аппаратурно-хирургический; -
хирургический; -
функциональный (миогимнастика, лечебная гимнастика и др.).
Аппаратурный метод
устранения аномалий рассчитан на применение различных механических приспособлений (ортодонтических аппаратов), с помощью которых удается изменить в желаемом направлении взаимоотношение зубных рядов, их форму, положение отдельных или групп зубов. Аппаратурный метод наиболее эффективен в детском и юношеском возрасте.
Этот метод (аппаратурно-хирургический) устранения аномалий жевательно-речевого аппарата рекомендуется применять у взрослых, т.е. в возрасте, когда сроки аппаратурного лечения затягиваются, либо оно неэффективно.
Хирургические методы устранения аномалий применяются тогда, когда необходима реконструкция органа с изменением его формы, чего с помощью ортодонтических аппаратов сделать не удается. Хирургическое пособие обычно применяется после того, как закончится рост челюстей.
К функциональным методам устранения аномалий относится миогимнастика. Она также выполняет и профилактическую роль.
Степень сложности ортодонтического лечения
I cтепень - лечение незначительной деформации в пределах зубного ряда;
II степень - лечение аномалий зубных рядов с перемещением до 3 мм;
III степень - лечение аномалий зубных рядов с перемещением зубов до 5 мм в любой плоскости, аномалии прикуса, не требующее удаления зубов, скелетные аномалии прикуса у растущих пациентов;
IV степень -лечение аномалий прикуса с перемещением зубов более 5 мм в любой плоскости:
- лечение с удалением зубов при скелетных аномалий прикуса;
Альтернативное лечение без удаления зубов;
- лечение с применением внеротовых и внутриротовых аппаратов;
- лечение с применением мини-имплантов;
- лечение на лингвальных брекетах;
- лечение длительностью более 18 месяцев;
- лечение ортокраниальных дисфункций;
- лечение дисфункций ВНЧС;
- подготовка к челюстно-лицевой хирургии;
12. Планирование ортодонтического лечения.
Перечень конкретных лечебных задач, сформулированных в той последовательности, в какой они должны быть реализованы, должен логически вытекать из структуры диагноза. При составлении плана лечения необходимо руководствоваться следующими положениями:
1. В первую очередь следует предусмотреть лечение сопутствующих заболеваний, наличие которых может повлиять на успех лечения основного заболевания (санация носоглотки, лечение рахита, бронхолегочных заболеваний и др.).
2. На втором месте должно быть предусмотрено лечение стоматологических заболеваний, которые не относятся к сфере деятельности врача-ортодонта, но могут оказать влияние на результат ор-тодонтического лечения (патология тканей пародонта, кариес и его осложнения, заболевания слизистой оболочки полости рта).
3. Далее предусматриваются хирургические вмешательства, которые необходимо провести данному больному в целях сокращения сроков ортодонтического лечения и достижения устойчивых результатов (удаление отдельных зубов, коррекция уздечек, компак-тостеотомия).
4. В последнюю очередь решаются задачи по лечению основной (ортодонтической) патологии, причем сначала должно быть предусмотрено исправление положения отдельных зубов и нормализация формы зубных рядов, а затем исправление прикуса. При этом целесообразно указать, какими путями планируется достичь нормализации соотношения зубных рядов (воздействие на передние зубы,
|
уменьшение размеров зубного ряда, перемещение нижней челюсти и т. д.). Такая конкретизация лечебных задач позволяет правильно обосновать метод лечения и конструкцию аппарата.
В приведенном выше клиническом примере план лечения больного может быть представлен следующим образом:
1. Нормализация осанки с помощью коррегирующей гимнастики в условиях физкультурного диспансера.
2. Нормализация носового дыхания (лечение у ЛОР-врача, дыхательная гимнастика, упражнения для круговой мышцы рта).
3. Гигиеническое обучение.
4. Гимнастика мышц языка.
5. Расширение верхнего зубного ряда.
6. Мезиальное перемещение нижней челюсти и стимулирование ее развития с помощью бионатора Янсона.
Ошибки, допущенные при планировании лечения, могут свести на нет успехи, достигнутые врачом на этапе обследования и диагностики.
Наиболее частые ошибки при планировании лечения состоят в следующем:
- включение в план лечения нереальных или трудновыполнимых задач (перемещение верхней челюсти дистально или стимуляция роста нижней челюсти, когда он уже завершен, и т. д.);
- нарушение последовательности в решении лечебных задач (например, попытка переместить нижнюю челюсть мезиально при наличии ретрузии верхних резцов);
- несоответствие содержания плана лечения характеру имеющейся аномалии - алогичность плана лечения (например, стремление устранить мезиальную окклюзию путем вестибулярного перемещения верхних резцов у больных с чрезмерным развитием нижней челюсти или уменьшить размеры нормально развитой нижней челюсти у больного с недоразвитой верхней челюстью и т. д.).
14. Комбинированный метод лечения.