ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 572
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Информация на рис. 2.2 представлена с 35-го дня по 41-й день квартала. На первый день указанного интервала имеет место фактическое отставание прибыли от плана на 3%. Это обусловлено тем, что доход отстает от плана на 0,1%, а затраты опережают план на 0,8%. В результате предпринятых соответствующими службами фирмы мер на конец периода положение выправилось: прибыль опережает плановую величину на 1,7% за счет того, что доход опережает план на 1,4%, а затраты отстают от плана на 0,1 %.
Таким образом, с генерального директора удается снять выполнение не свойственных ему функций и заниматься стратегическими вопросами, передав текущие оперативные решения на более низкий уровень управления.
Как же организовать представление необходимой информации каждой соответствующей службе предприятия — от генерального директора и его заместителей до управленческих подразделений низшего уровня? Для этого необходимо наладить сбор первичной информации от каждой дочерней фирмы, от каждого филиала предприятия и передачу ее в информационно-вычислительный центр предприятия, где она будет соответствующим образом перерабатываться.
Анализ такой информации даст возможность принимать стратегические решения по совершенствованию инновационной и ценовой политики фирмы, повышению качества производимой продукции, увеличению объема ее производства, определить долю фирмы на конкретном рынке.
2.14. Регулирование деятельности в бизнесе
Как бы ни старались управленцы при выработке управленческого решения о деятельности фирмы на будущий период, получить абсолютно точное плановое задание не удастся. И дело здесь не в том, что квалификация плановиков недостаточно высока, а в том, что в рыночной экономике действует множество факторов, и почти все они не являются детерминированными, однозначными, а проявляют себя многозначно, по вероятностным законам. Знать заранее, какой в будущем окажется рыночная ситуация, как она проявит себя по отношению к данному предприятию, не дано никому.
Следовательно, при выработке планово-управленческого решения менеджеры фирмы должны так составить производственный план предприятия, чтобы точнее предвидеть возможные отклонения фактических показателей от плановых в худшую сторону. Тогда появится возможность заранее подготовиться к тому, что ситуация на рынке будет складываться негативно для данного предприятия. Рассмотрим подробнее вопрос отклонения фактических результатов от принятого планово-управленческого решения.
Рис.2.3. Зоны планово-управленческих решений
и фактических результатов производства
На рис. 2.3 представлены возможные положения фирмы в будущей рыночной ситуации. Это может быть зона повышения прибыли по сравнению с прошлым периодом, который принимается за базу сравнения (для такой зоны индекс прибыли будет больше единицы). Возможно и попадание в зону снижения прибыли (для нее индекс прибыли находится в диапазоне от нуля до единицы). И наконец, фирма может оказаться в зоне отрицательной прибыли, или убыточной зоне, для которой индекс прибыли будет меньше нуля.
Внутри описанных зон располагаются все возможные планово-управленческие решения и фактические результаты деятельности предприятия.
Пусть предприятие спланировало свою деятельность на будущий плановый период, установив для себя определенный объём производства продукции, цену товара, по которой намечается его реализация потребителю, а также совокупные затраты на производство.
Исходя из плановых величин важнейших прибылеобразующих параметров, индекс прибыли, величину которого планируется достичь в будущем периоде после реализации произведенного товара, составит J = 1,2. Это значит, что в случае успешного выполнения запланированного результата, прибыль предприятия возрастет по сравнению с базисным периодом на 20% (см. выделенную точку на рис. 2.3. с соответствующими координатами).
Разумеется, получить такой результат практически не удастся в силу многочисленных причин, которые в совокупности приведут фактическую прибыль к некоторому отклонению от планового задания. Вопрос, однако, заключается в том, каково будет это отклонение и в какую сторону от фиксированной точки оно будет направлено, поскольку будущая рыночная ситуация в силу своей неопределенности может развиваться и позитивно, и негативно по отношению к данному предприятию.
Если все действующие параметры рыночной ситуации окажутся благоприятными для экономики данной фирмы, то индекс прибыли будет перемещаться вправо от запланированной координаты ее индекса. Прирост составит более 20%.
Однако рыночная ситуация может развиваться по негативному сценарию. Тогда фактически прибыль будет существенно меньше запланированной, ее индекс начнет смещаться влево и может в принципе занять координату меньше нулевой отметки, т.е. привести фирму к убыточному состоянию.
Получается парадоксальная ситуация: вроде бы фирма все предусмотрела, просчитала, сверстала обоснованный план производства продукции, определила будущую цену своего товара, наконец была убеждена в получении запланированной прибыли, а в результате — фактический убыток производства.
К сожалению, в рыночной экономике такое случается довольно часто. Периодически можно встретить в средствах массовой информации и в специальной литературе сообщения о том, что такие-то фирмы потерпели крах и разорились. И причин этому довольно много: инфляция сверх ожидаемой, непредвиденный рост цен на производственные ресурсы, недостаток покупательной способности потребителей продукции, нехватка каких-то очень нужных ресурсов, неплатежи потребителей за полученную продукцию и др. В результате совокупного действия указанных причин и в случае неблагоприятного развития событий, когда они все направлены в сторону ухудшения рыночной ситуации для данной фирмы, она может не только потерять часть запланированной прибыли, но и оказаться в убыточной зоне.
Итак, при неблагоприятном развитии рыночных событий в принципе возможны следующие ситуации с результатами производства:
• прибыль может оказаться меньше запланированной, но все же больше ее базисной величины (когда индекс прибыли будет больше 1,0, но меньше 1,2);
• прибыль может оказаться меньше базисной величины, т.е. меньше 1,0, но больше нуля;
• и самый худший вариант — прибыль окажется отрицательной, т.е. будет меньше нуля.
Можно ли как-то положительно и оперативно воздействовать на процесс производства, управлять неблагоприятной ситуацией, чтобы предприятие не попадало в тяжелое положение и не оказалось на грани банкротства? Нам представляется, что это не только возможно, но и необходимо. В этом как раз и заключается смысл функции регулирования производства в бизнесе. Суть его сводится к следующему.
Предшествующие операции по управлению производством, включая анализ возможного отклонения фактических результатов от плана в негативную сторону, оценка этого отклонения позволяют приступить к выполнению заключительной его части по регулированию производственной деятельности по всем возможным направлениям.
Прежде всего можно порекомендовать предприятиям тщательно следить за общей экономической ситуацией в стране, за темпами инфляции, анализировать, как меняется стоимость свободно конвертируемой валюты, решать, не лучше ли свои денежные средства перевести в более стабильную валюту, чтобы не попасть в ситуацию августа 1998 г. Надо прогнозировать с максимально возможной точностью будущие цены на используемые ресурсы, задавая три оценки по их величине: минимальную, наиболее вероятную и максимальную. Тогда будет легче определить наиболее тяжелое положение с затратами на производство продукции в плановом периоде.
Следует также как можно точнее прогнозировать возможное отклонение от базиса платежеспособности потребителей продукции, точно оценивать рыночную долю предприятия по объему продаж товара в базисном периоде и тщательно прогнозировать (давая три оценки: минимум, наиболее вероятное значение и максимум) поведение конкурентов в плановом периоде в части увеличения объема поставок на рынок своих товаров и политики цен.
Вся эта информация просто необходима для принятия наиболее точного планово-управленческого решения и сведения к минимуму возможной погрешности по сравнению с наихудшим фактическим результатом, тем более что передовой производственный опыт убедительно показывает справедливость этого тезиса. Те фирмы, которые многие годы собирают досье на каждого конкурента, следят за рынком, за ценами на производимые товары, изучают своих потребителей и т.д., как правило, успешно ведут свое дело, добиваются больших успехов в бизнесе. Они с большой точностью предсказывают будущую рыночную ситуацию и стараются использовать ее в собственных интересах.
Однако и при такой политике фирмы не застрахованы от ошибок и просчетов, от убыточности производства. Следовательно, все вышеперечисленное в части обеспечения плановой работы необходимой информацией остается справедливым, необходимым, но не достаточным. Без регулирования производственной деятельности с учетом возникающей рыночной ситуации обойтись невозможно.
Учитывая складывающуюся обстановку на рынке, надо проводить такую коррекцию поведения, которая может помочь предприятию смягчить свое тяжелое положение. Однако, сталкиваясь с конкретной ситуацией, не каждое предприятие может адекватно и оперативно прореагировать на нее. Решение, как правило, надо принимать быстро и решительно. Если времени на проведение глубокого анализа нет, то тогда ошибки неизбежны. Регулирование производства в этом случае не только не поможет, но даже усугубит и без того тяжелое положение фирмы.
Нам представляется, что выход из этого положения лежит в сочетании двух прогрессивных факторов. Во-первых, при принятии планово-управленческих решений и регулировании производства надо широко пользоваться компьютерной технологией, опираться на качественные программные продукты и современную вычислительную технику. Тогда можно будет в считанные минуты проигрывать различные рыночные ситуации и отбирать прогрессивные решения, используя машинную имитацию конкретных производственных результатов и возникающих рыночных событий. Во-вторых, желательно к любой негативной рыночной ситуации подготовиться заранее. Для этого имитируется конкретная ситуация, реализация которой без коррекции приведет фирму к убыточному состоянию, и тогда для нее подготавливается заранее готовое решение, позволяющее спасти положение в кризисных условиях.
Заранее подготовленные решения отражают как бы конкретные рыночные сценарии, вся совокупность которых позволит найти единственно правильное решение — наилучшее в данной ситуации. Такое решение надо незамедлительно проводить в жизнь, регулируя ход своего производства адекватно возникшей рыночной ситуации.