ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 558

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6.2 — мониторинг производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия;

6.3 — оценка отклонений от плана по временным интерва­лам и по отдельным структурным подразделениям.

Заключительная, седьмая функция управления — регулирование деятельности. Данная функция предусматривает осуществление внутрифирменной управленческой обратной связи между входом в систему и выходом из нее. При выполнении всех названных функций и технологических управленческих операций фирма может рассчитывать на положительные результаты в своей произ­водственно-хозяйственной деятельности и обеспечить их выпол­нение в рамках установленного планового диапазона.

Однако, как показывает многолетний обширный производ­ственный опыт, даже если менеджмент фирмы находится на очень высоком квалификационном уровне, получить хорошие, а иногда просто минимально необходимые положительные результаты производства фирмам не удается. В их деятельности наблюдаются спад производства, сокращение балансовой или чистой прибыли, нехватка оборотных средств, задержка денеж­ных расчетов со своими поставщиками и потребителями и дру­гие негативные явления, обычно нарастающие и постепенно ве­дущие фирму к финансовой несостоятельности и банкротству. И в этом не всегда виновато само предприятие и его управлен­цы. Нередко фирмы попадают в тяжелое экономическое и фи­нансовое положение по вине внешнего контура управления. В этот контур входят Президент, Правительство, Государственная Дума, губернаторы регионов и прочие территориальные органы управления. Они издают законы, постановления, указы, распоряжения, которые должны выполняться предприятиями, но гро­зят им тяжелыми последствиями.

Чтобы этого не происходило, должна быть налажена опера­тивная обратная управленческая связь между всеми функциони­рующими предприятиями и высшими внешними управленче­скими службами государства. Последние должны постоянно по­лучать с предприятий информационные отклики на последствия принятых документов в области взаимоотношений между бизне­сом и государственными органами. С этой целью по результатам выполнения первых пяти управленческих функций на предпри­ятиях должна поступать оперативная управленческая обратная связь, а по результатам последней — внешний контур управле­ния государством должен вносить поправки к действующим регламентирующим документам. Обратная связь должна идти по многим направлениям, включая прямые обращения предпри­ятий в высшие органы управления, широкое освещение поло­жения дел в бизнесе в средствах массовой информации (газеты, журналы, монографии, радио, телевидение).


Результаты обширного обсуждения и коррективы в действую­щие управленческие документы поступят на вход действующих предприятий бизнеса и принесут безусловную пользу националь­ной экономике, расширят предпринимательский корпус, увеличат количество действующих рабочих мест, приведут к повышению уровня жизни народа и, разумеется, будут способствовать увеличе­нию собираемости федеральных и региональных налогов. Все это в конечном счете приведет к снижению социальной напряженности в обществе и повысит уровень его благосостояния.


Вопросы для самопроверки и самоконтроля


1. Что такое бизнес и предпринимательство?

2. Укажите основные сферы бизнеса.

3. Что собой представляет инфраструктура бизнеса?

4. Что такое предприятие?

5. Как различаются предприятия по формам собственности?

6. Как различаются предприятия в зависимости от количест­ва их собственников?

7. Назовите организационно-правовые формы предприятий.

8. Какие организационно-экономические формы предпри­ятий вы знаете?

9. Назовите основные элементы окружающей внешней среды по отношению к предприятию.

10. Почему предприятие можно отнести к производственно-хозяйственной системе?

11. Что является важнейшей составляющей мотивации дея­тельности предприятия?

12. Напишите формулу чистой прибыли предприятия. Какие элементы входят в состав этой формулы, и как они влияют на величину чистой прибыли предприятия?

13. Назовите основные принципы рационального хозяйствования предприятия в рыночных условиях.

14. Как отражаются налоговая система и проценты за бан­ковский кредит на эффективности деятельности предприятия?

15. Укажите логическую связь и взаимозависимость между ценой товара, объемом его производства и себестоимостью.

16. Приведите перечень производственных ресурсов, кото­рые предприятие использует в своей деятельности.

17. Какую роль играет технология производства в экономике предприятия?

18. Какую роль для предприятия играют оборотные средства?

19. Перечислите производственные подразделения предпри­ятия. Что собой представляет его производственная структура?

20. Какие типовые производственные процессы имеют место на предприятии при его функционировании?

21. Назовите основные функции управления предприятием.

22. Какую роль на предприятии играет организация произ­водства?

23. Что такое внутрипроизводственные резервы и какова их роль для повышения эффективности предприятия?

24. Что такое стратегия развития предприятия? На какой пе­риод обычно составляется план стратегического развития пред­приятия?

25. Какие вопросы следует предприятию проработать, чтобы представить основные направления стратегического развития?

26. Что следует принимать в качестве критерия стратегиче­ского развития предприятия?

27. Назовите важнейшие факторные показатели деятельно­сти предприятия, от величины которых будет зависеть фактиче­ская величина избранного критерия стратегического развития предприятия.


28. Какое воздействие на факторные показатели оказывает внутрифирменная и внешняя среда предприятия?

29. Что такое тактика реализации стратегического развития предприятия? По какому критерию она может строиться?

30. Какова роль компьютерной технологии в решении про­блемы стратегического развития предприятия и как ее можно для этого использовать?

31. Дайте перечень управленческих операций внутрифир­менного контура управления предприятием.

32. Что из себя представляет внешний контур управления предприятием?

33. В чем смысл обратной связи внутрифирменного и внеш­него контуров управления предприятием?
Глава 2. Содержание функций управления бизнесом
2.1. Информационное обеспечение бизнеса

Информация для бизнеса — исходная составляющая при­нятия планово-управленческого решения, его исполнения, кон­троля и регулирования производственного процесса. В основе информационного обеспечения лежат постоянный сбор, хране­ние, переработка, обновление и подготовка к использованию раз­личных данных о производстве, его результатах, о тенденциях развития, о закономерностях и перспективах исследуемого бизне­са в будущем и другие статистические данные.

Целесообразно всю информацию по бизнесу и управлению им систематизировать определенным образом.

А. По характеру стабильности информации.

1. Статистическая информация о прошлом периоде.

2. Производная информация, полученная в результате обра­ботки статистической информации.

Б. По источнику получения информации.

1. Информация внутрифирменная.

2. Информация внешняя, которая должна отслеживать все процессы и явления, происходящие за пределами данного пред­приятия, но имеющие для него определенное значение.

В. По точности информации.

1. Информация фактическая, полученная по свершившемуся факту и поэтому принимаемая как точная.

2. Информация прогнозная, которую принимают на основе прогноза будущих процессов и явлений, и поэтому несущая оп­ределенную погрешность.

Г. По источнику получения внешней информации.

1. Информация рыночная, учитывающая действие рыночных процессов и явлений.

2. Информация законодательная, которая действовала в прошлом периоде, но может быть изменена в законодательном порядке.


Конкретизируем характер используемой информации для управленческой деятельности.

К внутрифирменной информации, представляющей интерес для выработки и принятия планово-управленческого решения, относятся следующие статистические данные о работе предпри­ятия в прошлом по отдельным временным интервалам:

• объемы производства продукции по каждой ассортимент­ной позиции в натуральном выражении;

• объемы продаж этой продукции по периодам;

• цены товаров по ассортиментным позициям, по периодам и рыночным нишам, в которых реализуются данные товары;

• рентабельность производства в целом по предприятию и по отдельным товарным позициям;

• производственная мощность предприятия по товарным позициям;

• уровень использования производственной мощности;

• общие текущие затраты на производство продукции;

• удельный вес переменных и постоянных затрат в общих затратах предприятия;

• затраты предприятия по экономическим элементам (в це­лом, а также с выделением долей переменных и постоянных за­трат) на оплату труда, социальные платежи (налоги), на сырье и материалы, на топливо, энергию, амортизацию и проч.;

• структура себестоимости продукции по переменным и по­стоянным затратам.

Вся статистическая информация соответствующим образом должна быть обработана методами бухгалтерского учета. Полу­ченная на ее основе необходимая управленческая информация и будет использоваться при расчетах и обосновании планово-управленческих решений. Таким образом, практически вся ис­пользуемая для управления информация носит производный ха­рактер, т.е. исходная статистическая информация должна быть соответствующим образом переработана и подготовлена для дальнейшего потребления.

К внутрифирменной информации можно также отнести ин­формацию, которую надо прогнозировать предприятию на буду­щий период. К ней можно отнести следующие данные об изме­нении прошлых затрат, которые принимаются за базу сравнения:

• прогноз изменения затрат по экономическим элементам в абсолютном выражении (оплата труда, социальный налог, сырье и материалы, топливо и энергия, амортизация и пр.) в разрезе переменной и постоянной их доли;

• прогноз изменения себестоимости продукции в будущем периоде в целом, а также отдельно по переменной и постоянной составляющим.

Внешняя информация для принятия управленческих реше­ний в основном прогнозная и может быть подразделена на ры­ночную и законодательную. К ней относятся: