ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 559

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а будет равен коэффициенту b. Из этого следует, что каждый товаропроизводитель будет вести се­бя вроде бы и независимо от других, но практически точно так же, как и все прочие его конкуренты. Если внести в приведенную формулу указанную поправку, то формула для определения цены товара несколько изменится и примет следующий вид:


Теперь появилась возможность получить окончательную формулу для определения коэффициента эластичности спроса помидоров от цены:


Проведем анализ этой формулы с целью дальнейшего ее уп­рощения. Прежде всего отметим, что в самый разгар сезона реа­лизации помидоров, когда их товарная масса на рынке достигнет максимума, цена за I кг самая минимальная. Так, в сезон 2000 г. цена в пиковый момент на рынках Ростова-на-Дону составляла 5 руб./кг. Примем ежедневный объем продаж помидоров на рынке в этот период за единицу. В начале сезона, а также в его конце цена на помидоры составляла 25 руб./кг. В этот период объем продаж помидоров был в десятки раз меньше, чем в разгар сезо­на. Поэтому для расчетов относительно начала или конца сезона можно принять следующую информацию: d= 5 (25 : 5) и b < 0,1. Кроме того, примем для данного случая Д = 1,0, поскольку за два месяца (от начала сезона до пика и от пика до конца сезона) до­ходы потребителей помидоров практически не изменились.

Тогда, Кэц = (I − b) : (d− 1) = (1 − 0,1): (5 − 1) = 0,225.

Если принять величину b< 0,1, то тогда получим

Кэц = ( 1− 0) : (5-1) = 0,25.

Таким образом, истинное значение коэффициента ценовой эластичности находится между 0,225 и 0,25. Для расчетов можно принять среднее значение между этими двумя цифрами, т.е. принять Kэц = 0,24.

Подводя итог, можно констатировать, что практически все­гда при наличии определенной квалификации и желания удает­ся определить коэффициенты эластичности спроса конкретного товара от цены.


Вопросы для самопроверки и самоконтроля


1. Что такое спрос и предложение товара?

2. Как формулируются экономические законы спроса и пред­ложения?

3. Что собой представляет цена равновесия спроса и пред­ложения товара?

4. Как влияют ценовой и неценовые факторы на величину спроса и предложения товара?

5. Что такое эластичность спроса от цены товара?

6. Что собой представляет показатель эластичности спроса от дохода потребителей?

7. Как определить показатель эластичности спроса от каче­ства товара?

8. Как получить формулу для определения цены товара?

9. От каких неценовых факторов зависит цена товара?

10. Как определить совокупный спрос на конкретный товар?

11. Какие ценовые стратегии вам известны из теории марке­тинга?

12. Какие модели рынка с точки зрения конкуренции встре­чаются на практике?

13. Что собой представляют чистая конкуренция и чистая монополия?

14. Охарактеризуйте монополистическую конкуренцию и олигополию.

15. Приведите примеры различных моделей рынка и соот­ветствующей им продукции, обращающейся в этих рынках.

16. Что такое совокупный спрос товара?

17. Что собой представляет совокупное предложение товара?

18. Как количественно выразить совокупное предложение товара при действующем производстве и при вхождении в от­расль?

19. Как влияют модели рынка на поведение фирмы?

20. Что наиболее характерно в поведении фирмы при чистой конкуренции?

21. То же — при монополистической конкуренции?

22. То же — при олигополии?

23. То же — при монополии?

24. Какие частные случаи в управлении фирмой вы можете назвать и что для них характерно с точки зрения контроля над рынком и цены товара?

25. Какая исходная информация нужна для оптимизации планового решения?

26. По каким критериям можно получить оптимальное пла­новое решение?

27. Как оптимизировать плановое решение по критерию максимума прибыли фирмы?

28. Как оптимизировать решение по максимуму выручки фирмы?

29. Как оптимизировать решение по максимуму рентабель­ности фирмы?

30. Как соотносятся планы фирмы, принятые по разным критериям?

31. Какие внешние и внутренние факторы воздействуют на экономику предприятия?

32. Какое значение для фирмы имеет выбор того или иного планово-управленческого решения?



33. Какую роль играет оптимизация деятельности предпри­ятия?

34. Как фирма посредством управления может оптимизиро­вать свою деятельность?

35. Какие направления управленческих решений вы можете назвать?

36. Как может воздействовать фирма на свои затраты?

37. Каким образом фирма может управлять доходами своих потребителей?

38. Как поведение конкурентов отражается на положении конкретной фирмы и как она может его использовать?

39. Какие важные направления в области управления вы можете еще назвать (кроме уже отмеченных)?

40. Как обеспечить фирму необходимой информацией для реализации эффективной управленческой деятельности?

41. Какие особенности имеет сезонное производство сельскохозяйственной продукции?

42. Как можно упрощенным способом определить коэффи­циенты ценовой эластичности овощей и фруктов?

43. Объясните, как определен коэффициент ценовой эла­стичности помидоров.
Глава 6. Новое предпринимательское дело.

Анализ показателей дея­тельности предприятий (фирм)
6.1. Показатели деятельности предприятия

при затратном ценообразовании

В условиях рынка цена товара играет ключевую роль в фор­мировании результатов деятельности фирмы и является одним из важнейших параметров, влияющих на величину прибыли, на рентабельность производства, выручку, вновь созданную стои­мость и прочие показатели.

Как же формируется цена товара в условиях рыночного хозяйствования? Как, опираясь на сиюминутную рыночную цену товара, спрогнозировать ее величину в будущем, когда новое предпринимательское дело начнет функционировать?

Рассматривая проблему ценообразования товара в рынке, можно указать на две методологические схемы: первая — затратное ценообразование, в основу которого заложены предстоящие затраты фирмы на производство и реализацию продукции, вторая — рыночное ценообразование, когда цена формируется под влиянием спроса и предложения товаров на рынке.

Методологически затратное ценообразование строится по схеме — «затраты плюс...». Под плюсом понимается некото­рая величина прибыли, которая закладывается фирмой при создании нового дела в виде определенной, заранее плани­руемой рентабельности производства. Такое ценообразование широко применяется фирмами при отсутствии сколь-нибудь ощутимой конкуренции со стороны других предприятий, производящих аналогичный товар. Перечислим те ниши рынка, в которых может успешно применяться затратное ценообразо­вание;


• производство и продажа товаров монополиями (моно­польный рынок);

• частичное производство и продажа товаров в условиях олигопольного рынка (особенно при сговоре действующих фирм между собой о проведении единой ценовой политики);

• производство товаров на базе заказов потребителей (фор­мирование портфеля заказов на основе договорных цен);

• производство продукции в условиях значительного ее дефицита и неудовлетворенности спроса;

• продажа товаров в условиях локально-изолированной ниши рынка (например, при отсутствии транспортных связей, из за неблагоприятных условий погоды и т.п.).

Учитывая изложенные обстоятельства, можно записать формулу для определения цены товара в следующем виде:

Ц = С + П = С + РС = С(1 + Р), (6.1)

где Ц — цена единицы товара, производство которого будет осуществляться в новом предпринимательском проекте;

С — себестоимость единицы продукции после освоения производственной мощности будущего предприятия;

П — планируемая прибыль на единицу продукции после освоения производственной мощности предприятия

П = Р · С, (6.2)

где Р — планируемая рентабельность производства продукции после освоения производственной мощности предприятия; (в долях от единицы).

Запишем формулу для определения себестоимости единицы продукции, составляющей основу затратного ценообразования:

(6.3)

где Cпер — переменные затраты на единицу товарной продукции (заработная плата со всеми начислениями основных производственных рабочих, выполняющих технологические операции по сдельным расценкам; затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, расходуемые непосредственно на изготовление готовой товарной продукции; затраты на топливо и энергию расходуемые на технологические операции, и пр.);

Cпoc — условно-постоянные затраты в абсолютном выражении за календарный год (заработная плата со все» начислениями всех прочих категорий работающих, находившихся на повременной оплате труда; затраты на сырье и материалы, расходуемые на вспомогательные и обслуживающие операции; затраты на запасные части к оборудованию транспортным средствам; затраты на топливо и энергию расходуемые на отопление, освещение, вентиляцию; арендная плата за используемые производственные площади, оборудование, амортизация основных производственных фондов, платежи за страхование имущества и хозяйственной деятельности, прочие платежи, не зависящие от объема выпускаемой продукции);


N — планируемый годовой объем производимой товар­ной продукции после освоения производственной мощности предприятия в натуральном выражении.

Следует отметить, что плановая величина объема продукции не должна превышать производственной мощности предприятия за вычетом резервной ее части. Это условие можно записать в виде неравенства

NNm (l — Mp), (6.4)

где Nm — величина годовой производственной мощности предприятия в натуральном выражении;

Mp — резервируемая часть производственной мощно­сти предприятия в долях от единицы (устанавливается фир­мой для себя самостоятельно в зависимости от характера про­дукции, ее стоимости, договорных обязательств перед потре­бителями и штрафных санкций за задержку с поставкой готовой продукции; обычно эта величина принимается в пределах 0,1—0,4).

Приняв определенную величину годовой производствен­ной программы с учетом установленного в соответствии с формулой 6.4 ограничения, рассчитывается себестоимость единицы товарной продукции по формуле 6.3. Теперь, чтобы рассчитать цену единицы выпускаемого товара, надо опреде­лить уровень планируемой рентабельности производства. Его величина устанавливается фирмой исходя из следующих со­ображений. Во-первых, фирма стремится работать с рента­бельностью как можно более высокой. Ведь это, как прави­ло, монопольная фирма, не имеющая конкурентов или имеющая очень слабых конкурентов, не способных оказать влияние на рыночную цену товара. Во-вторых, маловероят­но, что фирма начнет создавать новое предпринимательское дело, если ей не будет обеспечена рентабельность производ­ства больше 20—25%. В-третьих, фирма должна учитывать, что чрезмерная рентабельность производства приведет к очень высокой цене товара, и спрос на него резко сократит­ся. Поэтому фирма будет хоть и стремиться работать с высокой рентабельностью, ограничивать свои аппетиты возмож­ностью продажи производимых ею товаров. И наконец, в-четвертых, в большинстве рыночных стран, включая и Рос­сию, функционируют антимонопольные комитеты, которые на основе действующего в стране антимонопольного законо­дательства регламентируют уровень рентабельности произ­водства монопольных предприятий. Так что монопольные фирмы не совсем свободны в установлении рентабельности собственного производства.