ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 608
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
2.10. Контроль исполнения решений в бизнесе
На каждом предприятии для совершенствования производства ежедневно издаются приказы, указания, постановления, выносятся решения. Все они должны выполняться, иначе получить положительный эффект от действия всех этих документов просто не удастся. Однако, как показывает опыт, зачастую все эти указания и распоряжения тонут в кипе других важных документов, теряются, не выполняются и наносят огромный вред производству. Следовательно, для успешного управления производством и повышения его эффективности необходимо ввести в практику деятельности предприятий жесткий контроль за исполнением решений администрации по тем или иным вопросам управления.
На многих предприятиях такой контроль действует, но не везде, и от этого предприятия многое теряют: снижается эффективность бизнеса, наносится ущерб производству.
Как же осуществлять необходимый контроль исполнения решений в бизнесе? На современном этапе, в современных условиях компьютеризации управленческой деятельности такой контроль сводится к следующему.
Каждое решение, постановление или приказ генерального директора фирмы вносится в компьютер, где указываются суть документа, срок его исполнения, ответственные исполнители, кто должен контролировать решение и даты периодического контроля исполнения решения. Эти данные вводятся в оперативную память, и при достижении календарного времени компьютер выдает информацию о необходимости проведения контроля данного решения.
Тот, кто по приказу курирует контроль исполнения решения, осуществляет текущую проверку исполнения. В случае невыполнения задания ответственным лицом выясняются причины невыполнения, принимаются меры по оказанию помощи исполнителю, а информация об отставании и невыполнении текущего задания передается генеральному директору или его заместителю.
В дальнейшем периодически контроль за ходом выполнения различных решений возобновляется, чем и достигается его высокая эффективность.
Опыт показывает, что введение обязательного контроля за исполнением различных документов дирекции положительно влияет на повышение исполнительской дисциплины и помогает в управлении предприятием.
2.11. Координация деятельности в бизнесе
Несмотря на наличие на предприятиях оперативно-производственного планирования, часто ритмичность производства нарушается в силу наличия множества текущих причин. К таким причинам относятся плохое материально-техническое снабжение, срыв производства, низкая трудовая и технологическая дисциплина и т.п. Следовательно, предприятию требуется особая управленческая служба, каковой практически является диспетчирование производства. Эта служба способствует оперативному устранению неполадок в процессе производства, принимает меры по ликвидации аварий, поломок, следит за ходом производственного процесса с целью выполнения работ и операций без перерывов и остановок, фиксирует простои рабочих и оборудования, выясняя их причины, и информирует администрацию производственного подразделения о возникших неполадках на участке или в цехе, а также занимается распределением работ между отдельными исполнителями в случае индивидуального типа производства.
Таким образом, диспетчерская служба выполняет чрезвычайно важную работу по координации деятельности подразделений предприятия и полностью себя оправдывает, обеспечивая более высокую загрузку и выравнивание занятости между участками производства.
2.12. Мониторинг производственно-хозяйственной
деятельности предприятия
Деятельность любого предприятия связана не только с тем, чтобы организовать производство, обеспечив его необходимыми ресурсами, но и с тем, чтобы постоянно следить за текущей деятельностью предприятия, вносить коррективы в управленческие решения с целью достижения плановых результатов. Все это предполагает постоянное сравнение основных экономических и финансовых фактических результатов деятельности предприятия с заранее рассчитанными и запланированными показателями.
К числу таких важнейших показателей, которые принимаются и устанавливаются на единицу времени, относятся:
• выручка от реализации товаров и указанных услуг;
• совокупные затраты на осуществление производственной деятельности предприятия;
• балансовая прибыль предприятия;
• рентабельность производства;
• валовой доход;
• уровень оплаты труда работников;
• денежные средства на расчетном счете предприятия;
• кредиторская задолженность предприятия;
• дебиторская задолженность.
Перечисленные показатели являются предметом пристального внимания менеджеров высшего управленческого звена — от генерального директора до его функциональных заместителей.
Рассчитав значения всех указанных показателей, которые необходимо получить на конец планового периода, следует представить информацию с разбивкой по временным интервалам. В качестве таковых принимаются: календарный день, календарная пятидневка, неделя, декада, полумесяц, месяц, квартал, полугодие, год. Выбор того или иного интервала остается полностью за конкретной фирмой и зависит от ее возможностей в получении фактической информации по отдельным показателям, наличия в ее структуре информационно-вычислительного центра и прочих факторов. Чем меньше временной интервал информационного обеспечения, тем легче и эффективнее окажется система информационного обеспечения и текущего управления предприятием и тем своевременней будет реакция высшего управленческого звена на возможные отклонения от плана.
Плановые значения важнейших показателей — это только одна сторона многогранной управленческой деятельности фирмы, контролируемая администрацией. Чтобы обеспечить его выполнение, нужно постоянно следить за тем, чтобы фактические результаты не отклонялись в худшую сторону от плановых, т.е. требуется постоянный контроль.
Имеющаяся информация о фактическом текущем состоянии фирмы должна стать предметом пристального внимания ее управленцев и возглавляемых ими служб, чтобы в случае необходимости срочно разработать и предложить конкретные меры по устранению выявленных недостатков.
Таким образом, контроль исполнения планового задания в современном производстве — одна из важнейших функций управления предприятием.
Хорошо известно, что важнейшие экономические и финансовые показатели деятельности фирмы представляют сумму результатов, полученных от реализации программ производства по конкретным номенклатурно-ассортиментным позициям продукции и оказываемых услуг. Именно по каждой товарной позиции следует рассчитать плановые показатели на конкретную календарную дату и затем сравнивать их значения с достигнутыми аналогичными показателями на ту же дату. Полученные результаты складываются по всем товарным позициям.
Разумеется, каждое предприятие имеет свои специфические особенности, отличающие его от остальных предприятий отрасли, региона, прочих отраслей и территориально-административных районов. Однако в методологическом
аспекте нужно рассмотреть вопрос о том, как осуществлять информационно-аналитический контроль за деятельностью абстрактной фирмы в каждом временном интервале. Рассмотрим данный вопрос на примере, конкретных показателей, представляющих интерес для менеджеров высшего командного звена — генерального директора фирмы и по функциональных или линейных заместителей.
К таким показателям относятся: выручка от реализации товарной продукции (доход); совокупные затраты, связанные с производством и реализацией продукции; балансовая прибыль предприятия; денежные средства на банковском счете. Все эти показатели рассчитываются на конкретный временной интервал с разбивкой по отрезкам времени внутри интервала.
Допустим, что бизнес-план предприятия на конкретный календарный год сверстан и известны плановые значения всех перечисленных показателей с разбивкой по кварталам. Тогда в обобщенном виде можно записать, что общая выручка предприятия за календарный год представляет собой сумму выручек за все его четыре квартала:
В = B1 + В2 + В3 + В4 , (2.2)
где В1, В2 , В3, В4 — соответственно выручка предприятия за первый, второй, третий и четвертый кварталы.
Выделим внутри квартала контрольные отрезки времени (дни, пятидневки, недели, декады или месяцы). Выбор временного отрезка зависит от многих причин, в том числе от длительности производственного цикла, характера выпускаемой продукции и т.п. Для методологического рассмотрения данной проблемы будем исходить из наиболее представительного временного отрезка, каким является календарный день квартала, затем можно переходить к более укрупненным временным характеристикам.
Каждый квартал может содержать 90, 91 или 92 календарных дня. Ни меньше, ни больше указанного количества быть не может. Поэтому будем исходить из того, что квартал должен быть рассчитан на 92 календарных дня. Если количество дней будет меньше, то лишние дни будут иметь в календарной шкале квартала прочерки. Они и будут означать, что дальше следует переход к следующему кварталу.
Необходимо также наладить учет и отчетность результатов деятельности фирмы по каждой товарной позиции. Предположим, что фирма выпускает продукцию по двум товарным позициям. Представим, что по плану выручка I квартала по первой товарной позиции составляет — В11 = 135 тыс. руб., а по второй товарной позиции В
12 = 270 тыс. руб. Тогда, считая, что I квартал содержит 90 календарных дней, можно определить среднюю выручку на каждый календарный день. Она составит 1,5 тыс. руб. в день по первой и 3,0 тыс. руб. в день по второй товарной позиции. На этом основании можно составить таблицу по каждой товарной позиции и в целом по предприятию по обеим позициям за I квартал (табл. 2.1).
|
Выручка предприятия по контрольным отрезкам времени по товарным позициям (плановая и фактическая), тыс. руб.
Показатели | Дни квартала | ||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | и т.д. | 89 | 90 | 91 | 92 | |||||||||||||
Плановая выручка, тыс. руб. | первая товарная позиция | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||||||||
вторая товарная позиция | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | |||||||||||
Итого по товарным позициям | нарастающим итогом | 1,5 | 3,0 | 4,5 | 6,0 | 7,5 | 9,0 | 10,5 | | 133,5 | 135 | — | — | ||||||||||
3,0 | 6,0 | 9,0 | 12 | 15 | 18 | 21 | | 267 | 270 | — | — | ||||||||||||
Общий итог | 4.5 | 9,0 | 13,5 | 18,0 | 22,5 | 27,0 | 31,5 | | 400,5 | 405 | — | — | |||||||||||
Фактическая выручка, тыс. руб. | первая товарная позиция | 1,4 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,6 | 1,8 | | 1,8 | 2,0 | — | — | ||||||||||
вторая товарная позиция | 2,8 | 2,5 | 2,7 | 2,9 | 3,1 | 3,3 | 3,2 | | 3,1 | 4,0 | — | — | |||||||||||
Итого по товарным позициям | нарастающим итогом | 1,4 | 2,7 | 4,2 | 5,8 | 7,5 | 9,1 | 10,9 | | 132 | 134 | — | — | ||||||||||
2,8 | 5,3 | 8,3 | 11,2 | 14,3 | 17,6 | 20,8 | | 268 | 272 | — | — | ||||||||||||
Общий долг | 4,2 | 8,0 | 12,5 | 17.0 | 21,8 | 26,7 | 31,7 | | 400 | 406 | — | — |