Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 85–87).

Задание 30.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Сколько стоит 1 кг масла?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Решение:

1) 1 кг = 1000 г.

2) 1000 : 250 = 4 (раза) – больше.

3) 32 · 4 = 128 (р.).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Задание 31.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

– Решите задачу.

– Чему равна масса ртути в пятилитровом баллоне?

Запись: 1 л ртути – 13 кг 600 г

5 л ртути – ? кг

Решение: 13 кг 600 г · 5 = 68 кг.

Задание 32.

– Рассмотрите диаграмму. Назовите рост каждого из детей.
– Кто из детей самый высокий?

– Кто по росту ниже Оли?

– Есть ли дети одинакового роста?

– Кто по росту выше Оли, но ниже Юры?

– На сколько сантиметров Ира ниже Зои?

– Кто из девочек выше всех других девочек?

– Верно ли, что из мальчиков самый высокий Яша?

– На сколько сантиметров Тая выше Иры?

Решение:

Оля – 128 см. Юра – 140 см. Зоя – 125 см.

Ира – 123 см. Яша – 134 см. Тая – 125 см.

– Юра самый высокий.

– Ира, Зоя, Тая по росту ниже Оли.

– Зоя и Тая одинакового роста.

– Яша по росту выше Оли, но ниже Юры.

– На 2 сантиметра Ира ниже Зои.

– Оля выше всех других девочек.

– Неверно, что из мальчиков самый высокий Яша.

– На 2 сантиметра Тая выше Иры.

Задание 33.

– Предложите способ устного вычисления данной суммы.

– Надо разбить все слагаемые на удобные пары для сложения:

50 + 60 = 110 53 + 57 = 110

51 + 59 = 110 54 + 56 = 110

52 + 58 = 110

– Получили пять раз сумму 110. Это будет 550.

Задание 34.

– Начертите и вырежьте данные фигуры.

– Составьте из всех четырех фигур прямоугольник.

Выполняют практическое задание.

Задание 35.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

– Решите задачу.

– На сколько дороже обойдется покупателю покупка телевизора?

Решение:

1) 8500 : 10 = 850 (руб.) – надо заплатить сразу.

2) 750 · 11 = 8250 (руб.) – оплата за 11 месяцев.

3) 8250 + 850 = 9100 (руб.) – стоимость телевизора.

4) 9100 – 8500 = 600 (руб.) – переплата.

Задание 36

– Выразите массу самого большого золотого самородка в килограммах и граммах

Решение:

36200 грамм = 36 кг 200 грамм

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают работу, выбирая символ-фигуру:

– Я работал…



Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Выражать доброжелательность



Урок 102. Деление на трёхзначное число. Алгоритм деления

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для повторения алгоритма письменного деления на трехзначное число; способствовать формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с алгоритмом письменного деления на трехзначное число;

научатся применять алгоритм письменного деления на трехзначное число; объяснять выполнение деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число

Метапредметные:

Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование.

Регулятивные: контролируют свою деятельность: обнаруживают ошибки логического характера и ошибки вычислительного характера.

Коммуникативные: излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения

Личностные: понимают значение границ собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Решите задачу.

а) За 1 час поезд проходит 60 км. Сколько километров он пройдет за 1 минуту?

б) За 1 минуту девочка проходит 60 м. Сколько метров она проходит за 1 секунду?

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.

Ответы:

а) 1 километр он пройдет за 1 минуту.
б) 1 метр девочка проходит за 1 секунду.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель

и задачу

– Определите количество цифр в частном.

3704 : 8 24030 : 6 3236 : 4

10035 : 5 5184 : 9 22400 : 400

35042 : 7 7528 : 8 20036 : 4

Решение:

3704 : 8 – три цифры

24030 : 6 – четыре цифры

3236 : 4 – три цифры

10035 : 5 – четыре цифры

5184 : 9 – три цифры

22400 : 400 – две цифры

35042 : 7 – четыре цифры

7528 : 8 – три цифры

20036 : 4 – четыре цифры

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 88).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.


– Составьте алгоритм деления на трехзначное число.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


Составляют алгоритм деления на трехзначное число.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Осуществлять контроль

Задание 2.

– Найдите частное.

23166 : 429 = 54 20412 : 378 = 54

64980 : 684 = 95 20319 : 521 = 39

19536 : 444 = 44 36261 : 153 = 237

69471 : 837 = 83 19869 : 537 = 37

957220 : 209 = 4580

Задание 3

– Проверьте умножением, правильно ли выполнено деление

Решение:

162409 : 403 = 403

403 · 403 = 162409 – верно

27336 : 402 = 608 – неверно

608 · 402 = 244416

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 90–92).

Задание 13.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

– Проверьте, верны ли равенства и неравенства.


Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Решение:

706 + 43 = 749 – верно

270 · 2 : 10 > 54 – неверно

769 – 45 = 724 – верно

880 : 44 · 10 > 100 – верно

45 + 432 = 477 – верно

488 – 135 < 353 – неверно

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Задание 14.

– Назовите результаты действий.

– Какие математические правила вы использовали?

Выполняют вычисления по цепочке.

Задание 15.

– Приведите пример, опровергающий или подтверждающий высказывание.

1) Высказывание «Среди ломаных есть замкнутые ломаные» истинно.









2) Высказывание «Нельзя начертить два пересекающихся луча» ложно.



3) Высказывание «Существуют треугольники с равными сторонами» истинно.



4) Высказывание «Существуют два числа, произведение которых равно 70» истинно.

35 · 2 = 70;

7 · 10 = 70.

Задание 16*.

– В пакете 9 кг крупы. Как с помощью чашечных весов и гирь массой 50 г и 200 г развесить всю крупу в два пакета так, чтобы в одном было 2 кг, а в другом 7 кг, при условии, что можно сделать только три взвешивания?

1-е взвешивание: 9 кг крупы разложить в 2 пакета по 4 кг 500 г с помощью весов.

2-е взвешивание: 4 кг 500 г крупы разложить в 2 пакета по 2 кг 250 г с помощью весов.

3-е взвешивание: от 2 кг 250 кг крупы отмерить 250 г с помощью гирь массой 50 г и 200 г. И т. д.

Задание 17.

– Выполните задание самостоятельно, проведите взаимопроверку в парах.

Работают самостоятельно.

Задание 18.

– Найдите значения выражений.

Решение:

1070 + 86 · 101 – 2008 – 2116 : 46 = 7702

123 · 60 + 1356 : 12 + 5041 : 71 · 15 · 5 = 12818

190 · 50 – 3283 : 49 + 69046 : 23 = 12435

2491 : 47 + 8364 : 82 – 3094 : 91 = 121

Задание 19

– Выполните вычисления. Сделайте записи по образцу

Решение:

71 – 9 = 71 – 10 + 1 = 61 + 1 = 62

327 + 99 = 327 + 100 – 1 = 427 – 1 = 426

5263 – 999 = 5263 – 1000 + 1 = 4263 + 1 = 4264

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Осуществлять итоговый контроль



Урок 103. Порядок действий. Деление на трёхзначное число

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для повторения алгоритма письменного деления на трехзначное число; способствовать формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с алгоритмом письменного деления на трехзначное число;

научатся применять алгоритм письменного деления на трехзначное число; объяснять выполнение деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число

Метапредметные:

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе; выражают этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Подчеркните первое неполное делимое и количество цифр в частном:












Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.

Решение:

64218 : 36 – четыре цифры в частном

783104 : 608 – четыре цифры в частном

5931027 : 8691 – три цифры в частном

40075 : 86 – три цифры в частном

Выделять существенную информацию из текста задачи.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать

в соответствии

с целевой установкой

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 89).

Задание 4.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Найдите значения выражений.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Решение:

1) (1494 + 1854) : (1104 – 1077) · 378 = 46872

2) 27463 · 0 + 37400 : 136 = 275

3) (76114 : 19 – 3928) · 751 + 60521 = 119099

4) 166842 : 207 · 207 = 166842

5) 203 · 604 – 140904 : 456 + 0 : 33987 =

= 122303

6) (87147 : 207 – 87527 : 803) · 312 = 97344

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия

в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять контроль по результату

Задание 5.

– Составьте выражения и найдите их значения.

Решение:

1) (13479 + 16397) : (1276 – 968) = 97

2) (14374 – 13389) · (9300 : 372) = 24625

Задание 6

– Повторите алгоритм деления многозначного числа на трехзначное число.

– Выполните деление

Решение:

230202 : 378 = 609 84854 : 406 = 209

32922 : 279 = 118 460756 : 508 = 907

2231100 : 670 = 3330 4087140 : 102 = 40070

631350 : 305 = 2070 529156 : 503 = 1052

IV. Включение нового

в активное использование в сочетании

с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 91–93).

Задание 17.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Применять правила делового сотрудничества.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

– По какому правилу расположены числа?

– Назовите следующие три числа.

– Каждое следующее число уменьшают на 100.

– 15300, 15200, 15100, 15000, 14900, 14800.

Задание 18.

– Найдите значения выражений.

Выполняют вычисления.

Задание 19.

– Выполните устные вычисления.

Работают самостоятельно.

Задание 20.

– Выполните «подъем в гору», работая в парах.

Работают в парах.

Задание 21*.

– Сколько путей ведут от озера к лесу, если идти по указанным тропинкам через деревню?

– Рис. 1 – 3 дороги; рис. 2 – 6 дорог; рис. 3 – 6 дорог; рис. 4 – 9 дорог.

Задание 22*.

– Решите задачу с помощью таблицы.



Желтая

Зеленая

Красная

Желтое










Зеленое










Красное













Решение:



Желтая

Зеленая

Красная

Желтое





+

Зеленое

+





Красное



+






Задание 23*.

– Решите задачу с помощью таблицы.




Такса

Пудель

Овчарка

Катя










Валя










Оля













Решение.




Такса

Пудель

Овчарка

Катя





+

Валя



+



Оля

+








Задание 24*

– Решите задачу с помощью таблицы.




Стакан

Кружка

Чашка

Кофе










Молоко










Сок













Решение.




Стакан

Кружка

Чашка

Кофе





+

Молоко

+





Сок



+






V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Методика «Оценочная лесенка».



Способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



Урок 104. Автоматизация навыка деления на трёхзначное число

Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для повторения алгоритма письменного деления на трехзначное число; способствовать формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с алгоритмом письменного деления на трехзначное число;

научатся применять алгоритм письменного деления на трехзначное число; объяснять выполнение деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют моделирование; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики; осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации

Личностные: формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Узнайте, каким мог быть делитель. Помните о «ловушках»:



















Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.

Определяют делитель:

Трехзначный

Четырехзначный

Двузначный

Четырехзначный

Однозначный

«Ловушка»




Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Задачи.

‒ Решите задачу.

а) За сутки из неисправного крана утекает 27 л воды. За сколько суток из крана утечет 108 л воды? Сколько литров воды утечет за сутки из 20 неисправных кранов?

б) В двух бочках было 60 л воды. Когда из одной бочки взяли 12 л, то воды в бочках осталось поровну. Сколько литров воды было в каждой бочке сначала?

Решение:

а) За 4 дня из крана утечет 108 л воды. 540 литров воды утечет за сутки из 20 неисправных кранов.
б) 24 литра и 36 литров было в бочке сначала.



Геометрический материал

– Из кубиков составлены две фигуры. Объем кубика – 1 дм3.

– Чему равен объем каждой фигуры?



Ответ: 14 дм3, 90 дм3