Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


Урок 96. Закрепление навыка деления на однозначное число

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для уточнения способов проверки правильности вычислений; способствовать формированию умений выполнять деление многозначных чисел на однозначное число

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с письменным алгоритмом деления многозначного числа на однозначное;

научатся выполнять письменный алгоритм деления многозначного числа на однозначное; использовать и объяснять способы проверки правильности вычислений; анализировать выполнение деления многозначных чисел на однозначное число

Метапредметные:

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию

Личностные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Найдите частное.

63 : 21 96 : 6 6000 : 2000

46 : 23 72 : 6 5600 : 800

88 : 22 75 : 5 420000 : 700

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

Решение:

63 : 21 = 3 96 : 6 = 16 6000 : 2000 = 3

46 : 23 = 2 72 : 6 = 12 5600 : 800 = 7

88 : 22 = 4 75 : 5 = 15 420000 : 700 = 600

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу




– В данных выражениях выделите первое неполное делимое и определите количество цифр в частном.















Решение:

18330 : 705 – две цифры в частном.

219618 : 249– три цифры в частном.

46935 : 63 – три цифры в частном.

4680 : 3 – четыре цифры в частном.

432 : 4 – три цифры в частном.

140448 : 456 – три цифры в частном.




– Можно ли разложить: а) 3724; б) 5252 карандаша в коробки по 4 штуки в каждую?

Решение:

а) 3724 : 4 = 931 б) 5214 : 4 = 1313

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учеб-нику (с. 75).

Задание 8*.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Чему равна длина прямоугольника?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Запись:

Фигуры

а

b

S

1-й прямоугольник



9 м



2-й прямоугольник

? м

9 м

Решение:

1) 2133 : 3 = 711 (м2) – площадь 2-го прямоугольника.

2) 711 : 9 = 79 (м) – длина 2-го прямоугольника.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Осуществлять контроль по результату

Задание 9.

– По какой цене стали продавать диван, если его первоначальная цена была 4560 р.?

Решение:

1) 4560 : 10 = 456 (р.) – на столько снизилась цена в первый раз.

2) 4560 – 456 = 4104 (р.) – цена дивана после первого снижения.

3) 4104 : 4 = 1026 (р.) – на столько снизилась цена второй раз.

4) 4104 – 1026 = 3078 (р.) – цена дивана после второго снижения

Задание 10

– Чему равно частное? Как проверить результат с помощью умножения?

џ Если делитель равен 1, то частное равно делимому. В математике это предложение записывают так: при любом значении а верно равенство а : 1 = а

Решение:

268 : 1 = 268; 1254 : 1 = 1254.

268 · 1 = 268; 1254 · 1 = 1254.

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 78–79).

Задание 24.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Через сколько минут Петя догонит Сережу?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Запись:

Дети



t

s

Сережа

100 м/мин

? мин

300 м

Петя

160 м/мин

Решение:

1) 160 – 100 = 60 (м/мин) – скорость изменения расстояния.

2) 300 : 60 = 5 (мин) – догонит.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Планировать способы взаимодействия

Задание 25.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Сколько свёклы осталось на базе?

Запись: Было – 30 т

1-й грузовик – 2 т 500 кг

2-й грузовик – 3 т

3-й грузовик – 4 т 800 кг

Осталось – ?

Решение:








Задание 26.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– За сколько минут ученик делает одну деталь?

Запись:

Работники

Производительность

Время

работы

Объем

работы

Мастер




1 ч

40 мин

50 дет.

Ученик

?

50 дет.

Решение: I способ

1) 1 ч 40 мин = 100 мин;

100 : 50 = 2 (мин) – 1 деталь делает мастер.

2) 2 · 2 = 4 (мин) – 1 деталь делает ученик.

II способ

1) 1 ч 40 мин · 2 = 3 ч 20 мин;

3 ч 20 мин = 200 мин – работает ученик.

2) 200 : 50 = 4 (мин) – 1 деталь делает ученик.

Задание 27*.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

какое расстояние будет между самолетами через 30 минут после вылета?

Запись:



t

s

850 км/ч

30 мин

? км

950 км/ч

Решение:

1) 850 + 950 = 1800 (км/ч) – скорость удаления.

2) 60 : 30 = 2 (раза) – меньше.

3) 1800 : 2 = 900 (км) – расстояние через 30 мин.

Задание 28.

– Назовите пары чисел, которые соответствуют вершинам четырехугольника АВСМ.

Решение:

А (1; 4); В (5; 9); С (9; 6); М (6; 1).

Задание 29.

– Какую форму имеют предметы или их части?

– Форму шара имеют глобус, мяч.

– Форму цилиндра имеет термос.

– Форму конуса имеет сачок.

– Форму пирамиды имеет крыша.

– Форму параллелепипеда имеет аквариум.

Задание 30

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

какова цена шубы?

Решение:

30000 : 10 = 3000 (р.) – снизили цену.

30000 – 3000 = 27000 (р.) – новая цена шубы

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Рефлексивный прием «Смайлики»: ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: «Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?»

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость



Урок 97. Контрольная работа № 6 по теме «Деление многозначного числа

на однозначное.

Деление на 10, 100, 1000…»

Тип урока: контроль и оценивание знаний и способов действий

Педагогические задачи: проверить усвоение алгоритмов деления многозначного числа на однозначное и умножения многозначных чисел, умение решать задачи

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с письменным алгоритмом деления многозначного числа на однозначное;

научатся выполнять письменный алгоритм деления многозначного числа на однозначное; использовать и объяснять способы проверки правильности вычислений; анализировать выполнение деления многозначных чисел на однозначное число

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: контролируют свою деятельность: обнаруживают ошибки логического характера и ошибки вычислительного характера.

Коммуникативные: умеют устанавливать, с какими учебными задачами могут справиться самостоятельно

Личностные: понимают значение границ собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

I. Содержание контрольной работы.

Вариант 1

Знакомит с содержанием контрольной работы, комментирует задания.
1. Найди значения выражений:

4780 · 26 53 084 : 4 255 681 : 9

935 · 607 272 580 : 3 10 735 : 5

2. Запиши выражения и найди их значения:

8407 уменьшить на 3312.

Во сколько раз 57 000 больше 19?

7264 увеличить в 100 раз.

Сумму чисел 375 и 927 уменьшить в 6 раз.

На сколько произведение 534 · 803 больше

28 189?

3. За 4 пакета молока заплатили 32 р. Сколько стоят 5 таких пакетов?

Задают вопросы по содержанию контрольной работы. Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы.

1. Ответы:

124280 13271 28409

567545 90860 2147

2. Ответы:

8407 – 3312 = 5095

57000 : 19 = 3000

7264 · 100 = 726400

(375 + 927) : 6 = 217

534 · 803 – 28189 = 400613
3. Решение:

1) 32 : 4 = 8 (р.) – стоит 1 пакет молока.

2) 8 · 5 = 40 (р.) – стоят 5 пакетов молока

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Вариант 2

1. Найди значения выражений:

9340 · 27 80 118 : 9 422 814 : 7

578 · 406 281 890 : 5 16 824 : 3

2. Запиши выражения и найди их значения:

5309 уменьшить на 2429.

Во сколько раз 52 000 больше 13?

8423 увеличить в 100 раз.

Сумму чисел 729 и 1584 уменьшить в 9 раз.

На сколько произведение чисел 247 и 509 больше 32 964?

3. За 4 порции мороженого заплатили 28 р. Сколько нужно заплатить за 3 такие же порции мороженого?

1. Ответы:

252180 8902 60402

234668 56378 5608

2. Ответы:

5309 – 2429 = 2880

52000 : 13 = 4000

8423 · 100 = 842300

(729 + 1584) : 9 = 257

247 · 509 – 32964 = 92759
3. Решение:

1) 28 : 4 = 7 (р.) – стоит 1 мороженое.

2) 7 · 3 = 21 (р.) – стоят 3 мороженых

II. Итог урока. Рефлексия

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

– Что было трудным в контрольной работе?

– Кто успешно справился со всеми заданиями?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



Урок 98. Деление на двузначное число. Алгоритм деления

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: способствовать формированию умений делить многозначное число на двузначное и трехзначное число; создать условия для составления алгоритма письменного деления на трехзначное число

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с алгоритмом письменного деления на двузначное число;

научатся применять алгоритм письменного деления на двузначное число; объяснять выполнение деления многозначного числа на двузначное

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в ависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию.

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Личностные: договариваются с одноклассниками, совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка.

Задача

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

– Определите, каким может быть первое неполное делимое:
















Возможные ответы:

41368 : 4137 137501 : 1376 97653 : 977

61138 : 6114 15784 : 1579 3070815 : 307082

– Найдите значения выражений:

6633 : 11 8899 : 11

4455 : 11 7766: 11

Ответы:

6633 : 11 = 603 8899 : 11 = 809

4455 : 11 =405 7766: 11 = 706

– Поставьте в «окошко» цифры так, чтобы число делилось на 4:

97281 : 4 38792 : 4

36373 : 4 728154 : 4

Ответы:

972812 : 4 387928 : 4

363732 : 4 7281544 : 4

– Отцу и сыну 52 года. Отец старше сына на 32 года. Сколько лет каждому?

Ответ: сыну – 10 лет, отцу – 42 года

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 80–81).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Составьте алгоритм деления многозначного числа на двузначное.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Составляют алгоритм деления многозначного числа на двузначное.



Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль по результату

Задание 2.

– Выполните деление.

– Какие математические знания помогли вам выполнить это задание?

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга.

Решение:

10455 : 85 = 123 8357 : 61 = 137

8508 : 12 = 709 78273 : 39 = 2007

27090 : 45 = 602 33684 : 12 = 2807

Задание 3.

– Выполните действия. Проверьте результаты с помощью калькулятора.

Решение:

82320 : 28 : 14 : 7 = 30 990 : 55 · 16 : 72 = 4

Задание 4

– Выполните деление.

– Какие математические знания помогли вам выполнить это задание?

Решение:

268800 : 84 = 3200 196196 : 14 = 14014

121000 : 11 = 11000 144144 : 12 = 12012

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учеб-нику (с. 83–84).

Задание 19.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.
– Выполните задание самостоятельно, запишите только результаты. проведите взаимопроверку в парах.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Работают самостоятельно.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Задание 20.

– Подтвердите или опровергните каждое высказывание, приводя примеры.


1) Высказывание «В любом многоугольнике вершин и сторон поровну» истинно.



3 вершины

3 стороны

2) Высказывание «Любая незамкнутая ломаная линия имеет столько же вершин, сколько звеньев» ложно.



5 вершин

4 звена

3) Высказывание «Среди прямоугольников нет таких, у которых длина равна ширине» ложно.



АВ = ВС = CD = DA

АВСD – квадрат

4) Высказывание «Среди квадратов нет ни одного прямоугольника» ложно.



АВСD – квадрат

А =  В =  С =  D = 90 °




Задание 21.

– Во сколько раз число в верхнем ряду меньше числа, записанного под ним?

Решение:

10000 : 1000 = 10 8400 : 100 = 84

60000 : 10 = 6000 50000 : 10000 = 5

4000 : 1000 = 4

Задание 22

– Выполните деление.

– Какие математические знания помогли вам выполнить это задание?

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга

Решение:

10170 : 5 = 2034 242432 : 8 = 30304

406630 : 7 = 58090 960038 : 2 = 480019

480270 : 6 = 80045 6013200 : 3 = 2004400

1010097 : 9 = 112233 89991 : 9 = 9999

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить деление на двузначное число?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способность

к самооценке

на основе критерия успешности учебной деятельности