Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 99. Упражнение в делении на двузначное число.
Контрольный устный счёт № 6
Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий | ||
Педагогические задачи: создать условия для составления алгоритма письменного деления на трехзначное число; способствовать формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число; совершенствовать умения решать арифметические задачи | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с алгоритмом письменного деления на двузначное число; научатся применять алгоритм письменного деления на двузначное число; объяснять выполнение деления многозначного числа на двузначное | Метапредметные: Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие. Коммуникативные: умеют формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками) | Личностные: проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | ||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Организует устный счет с целью актуализации знаний. ‒ Решите задачу.
| Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Решение: 1) 130 – 10 = 120 (м) – две длины. 2) 120 : 2 = 60 (м) – длина участка. 3) 60 · 10 = 600 (м2) – площадь участка. | Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | ||||||||||||||||||||
| – В данных примерах восстановите цифры вместо знака «*»:
– Где «ловушка»? | Решение:
– В первом и последнем ребусе «ловушка». | |||||||||||||||||||||
| По заготовке определите количество цифр в частном:
| Решение:
| |||||||||||||||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учеб-нику (с. 81–82). Задание 5. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Вычислите частное. – Сложите результаты деления. Если получится число 11531, то деление выполнено верно. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решение: 238266 : 61 = 3906 238266 : 62 = 3843 238266 : 63 = 3782 Проверка: 3906 + 3843 + 3782 = 11531. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату | ||||||||||||||||||||
Задание 6*. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Чему равна площадь прямоугольника? | Запись:
Решение: 1) 4225 : 65 = 65 (дм) – длина 1-го прямоугольника. 2) 65 : 5 = 13 (дм) – длина 2-го прямоугольника. 3) 65 : 13 = 5 (дм) – ширина 2-го прямоугольника. 4) 13 · 5 = 65 (дм2) – площадь 2-го прямоугольника. | |||||||||||||||||||||
Задание 7. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Сколько имеется килограммов винограда каждого сорта? | Запись:
Решение: 1) 35 + 48 = 83 (ящ.) – всего. 2) 1162 : 83 = 14 (кг) – 1 ящ. 3) 35 · 14 = 490 (кг) – сорт «Изабелла». 4) 48 · 14 = 672 (кг) – сорт «Мускат». | |||||||||||||||||||||
Задание 8. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу разными способами. – Сколько килограммов моркови в 32 мешках? | Запись: 16 м. – 768 кг 32 м. – ? кг Решение: I способ 1) 768 : 16 = 48 (кг) – 1 мешок. 2) 48 · 32 = 1536 (кг) – 32 мешка. II способ 1) 32 : 16 = 2 (раза) – больше. 2) 768 · 2 = 1536 (кг) в 32 мешках. | |||||||||||||||||||||
Задание 9* | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Сколько картофеля собрали с каждого поля? | Запись:
Решение: 1) 84 – 56 = 28 (м.) – весят 1 т 400 кг. 2) 1400 : 28 = 50 (кг) – 1 мешок. 3) 50 · 56 = 2800 (кг) – с 1-го поля. 4) 50 · 84 = 4200 (кг) – со 2-го поля | |||||||||||||||||||||
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учеб-нику (с. 84). Задание 23. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Найдите значение выражений. 0 : 2412 + 456 · 1 – 78 : 1 + 354 · 0 = 451 – 78 = = 373 | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Решение: 0 : 2412 + 456 · 1 – 78 : 1 + 354 · 0 = 456 – 78 = = 378. (678 – 125 · 5 + 781 · 0) · 1 = 53. 1000 – (456 · 104 + 8907) · 0 = 1000. 0 : (4567 – 4399 + 56 · 42) = 0. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия | ||||||||||||||||||||
Задание 24. | – Рассчитайте количество продуктов на 1 кг муки. | Запись:
| |||||||||||||||||||||
Задание 25. | – Рассчитайте количество продуктов на 2 кг мяса. | Запись:
| |||||||||||||||||||||
Задание 26* | – Площадь прямоугольника 24 см2. Можно ли из этого прямоугольника вырезать квадрат с длиной стороны 4 см? – Какие математические знания помогли вам выполнить это задание? | – Можно, если прямоугольник имеет длины сторон 4 см и 6 см | |||||||||||||||||||||
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Урок 100. Закрепление навыка деления на двузначное число.
Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число»
Тип урока: контроль и оценивание знаний и способов действий | ||
Педагогические задачи: создать условия для повторения алгоритма письменного деления на трехзначное число; способствовать формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с алгоритмом письменного деления на двузначное число; научатся применять алгоритм письменного деления на двузначное число; объяснять выполнение деления многозначного числа на двузначное | Метапредметные: Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке. Коммуникативные: слушают и понимают речь других; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою | Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Найдите частное: 68 : 34 34 : 17 72 : 18 96 : 32 84 : 21 52 : 13 | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. Решение: 68 : 34 = 2 34 : 17 = 2 72 : 18 = 4 96 : 32 = 3 84 : 21 = 4 52 : 13 = 4 | Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой | |||||||||||
| – Зная первое неполное делимое, определите количество цифр в частном:
Для каждого примера запишите по одному числу, которое могло быть делителем. | Решение:
| ||||||||||||
Задача | – Решите задачу. По дороге в школу мальчик считал свои шаги. Сначала он считал шаги парами и насчитал 55 пар, потом – тройками и насчитал 30 троек. Сколько всего шагов он насчитал? | Решение: 55 · 2 + 30 · 3 = 200 (ш.) – насчитал мальчик | ||||||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учеб-нику (с. 82). Задание 10. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Вычислите значения выражений. – Какие математические знания помогли вам выполнить это задание? – Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решение: (4826 : 38 + 62 · 11 – 2398 : 22) : 35 = 20 (59937 – 304752 : 21 – 1117 · 17) : 12 = 2203 (25287 + 48 589) : 92 – 92 · 10 : 2 = 343 397370 : 79 – (327 · 84 – 5295) : 57 = 4641. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге. Осуществлять контроль | |||||||||||
Задание 11. | – Лыжник идет по лыжне со скоростью 18 км/ч. – Сколько метров в час проходит лыжник? – Сколько метров в минуту проходит лыжник? – Сколько метров в секунду проходит лыжник? | Решение: 18000 метров в час проходит лыжник. 300 метров в минуту проходит лыжник. 5 метров в секунду проходит лыжник. | ||||||||||||
Задание 12. | – Пешеход идет со скоростью 6 км/ч. Выразите его скорость в метрах в минуту. | Решение: 6 км/ч = 6000 м/ч = 100 м/мин. | ||||||||||||
Задание 13. | – Самолет летит со скоростью 960 км/ч. Выразите его скорость в километрах в минуту. | Решение: 960 км/ч = 16 км/мин. | ||||||||||||
Задание 14. | – Автомобиль едет со скоростью 120 км/ч. Какова его скорость в метрах в минуту? | Решение: 120 км/ч = 2 км/мин = 2000 м/мин. | ||||||||||||
Задание 15 | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Выполнил ли токарь дневную норму? | Запись:
Решение: 1) 1755 : 27 = 65 (дет.) – производительность. 2) 68 · 27 = 1836 (дет.) – выполнил с новой производительностью | ||||||||||||
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учеб-нику (с. 85). Задание 27. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Запись:
Решение: 1) 66 + 18 = 84 (км/ч) – скорость сближения. 2) 84 · 3 = 252 (км) – проехали. 3) 252 + 46 = 298 (км) – расстояние между селами. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок | |||||||||||
Задание 28. | – Какие числа можно записать в «окошках», чтобы неравенства были верными? | Решение: 4 < 5 0 < 1 36 : 9 < 5 8 > 5 12 + 3 < 16 8 · 4 < 40 | ||||||||||||
Задание 29 | – Через сколько минут после встречи друг охотника дойдет до шалаша по той же дороге, если он идет со скоростью 80 м/мин? | Запись:
Решение: 1) 96 · 30 = 2880 (м) – расстояние. 2) 2880 : 80 = 36 (мин) – идет друг | ||||||||||||
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
Урок 101. Автоматизация навыка деления многозначного числа на двузначное
Тип урока: комбинированный | ||
Педагогические задачи: создать условия для повторения алгоритма письменного деления на трехзначное число; способствовать формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с алгоритмом письменного деления на двузначное число; научатся применять алгоритм письменного деления на двузначное число; объяснять выполнение деления многозначного числа на двузначное | Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; адекватно оценивают результаты своей деятельности. Коммуникативные: учатся разрешать конфликт: выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решение и реализуют его | Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения; осознают роль языка и речи в жизни людей |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | ||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – На доске записаны две строки чисел. Найдите сумму чисел верхней строки. Найдите сумму чисел нижней строки, не складывая их между собой: а) 320 540 160 120 300 520 140 100 б) 320 540 160 120 300 560 140 140 | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета. Решение: а) 320 + 540 + 160 + 120 = 1140 300 + 520 + 140 + 100 = 1060 б) 320 + 540 + 160 + 120 = 1140 300 + 560 + 140 + 140 = 1140 | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. | ||||||||
– Найдите «лишнюю» величину: а) км, дм, ч, мм, см; б) мин, с, сут., век, ч, см; в) кг, т, ц, ч, г. | Решение: а) ч; б) см; в) ч. | ||||||||||
– Зная первое неполное делимое, определите количество цифр в частном:
Для каждого выражения запишите по одному числу, которое могло быть делителем | Решение: Четыре цифры Три цифры Четыре цифры Пять цифр Три цифры Четыре цифры 34075 : 32; 62394 : 600; 173928 : 170; 260817 : 25; 574025 : 5730; 9752 : 8 | ||||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 83). Задание 16. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Во сколько раз ответ Вани меньше правильного ответа? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решение: 108 : 18 = 6 (раз) ‒ ответ Вани меньше. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Осуществлять контроль по результату | ||||||||
Задание 17. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – сколько километров проедет автомобиль с той же скоростью? | Запись:
Решение: 1) 1148 : 14 = 82 (км/ч) – скорость. 2) 19 · 82 = 1558 (км) – проехал за 19 ч. | |||||||||
Задание 18 | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Через сколько часов машины встретятся? | Запись:
Решение: 1) 43 + 56 = 99 (км/ч) – скорость сближения. 2) 693 : 99 = 7 (ч) – встретятся | |||||||||