Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 99. Упражнение в делении на двузначное число.

Контрольный устный счёт № 6

Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для составления алгоритма письменного деления на трехзначное число; способствовать формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число; совершенствовать умения решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с алгоритмом письменного деления на двузначное число;

научатся применять алгоритм письменного деления на двузначное число; объяснять выполнение деления многозначного числа на двузначное

Метапредметные:

Познавательные: выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие.

Коммуникативные: умеют формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

(учителем, сверстниками)

Личностные: проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
‒ Решите задачу.

Участок прямоугольной формы примыкает к дому, длина которого 10 м. С трех сторон участок обнесен изгородью длиной 130 м. Чему равна площадь этого участка?






Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.
Решение:

1) 130 – 10 = 120 (м) – две длины.

2) 120 : 2 = 60 (м) – длина участка.

3) 60 · 10 = 600 (м2) – площадь участка.

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения

по существу полученного задания




– В данных примерах восстановите цифры вместо знака «*»:









– Где «ловушка»?

Решение:










– В первом и последнем ребусе «ловушка».




По заготовке определите количество цифр в частном:
















Решение:

Четыре цифры

Две цифры

Три цифры










Четыре цифры

Три цифры

Три цифры




III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учеб-нику (с. 81–82).

Задание 5.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.
– Вычислите частное.

– Сложите результаты деления. Если получится число 11531, то деление выполнено верно.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Решение:

238266 : 61 = 3906 238266 : 62 = 3843

238266 : 63 = 3782

Проверка: 3906 + 3843 + 3782 = 11531.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату

Задание 6*.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Чему равна площадь прямоугольника?

Запись:

Прямо-угольник

Длина

Ширина

Площадь

1





4225 дм2

2

? дм2

Решение:

1) 4225 : 65 = 65 (дм) – длина 1-го прямоугольника.

2) 65 : 5 = 13 (дм) – длина 2-го прямоугольника.

3) 65 : 13 = 5 (дм) – ширина 2-го прямоугольника.

4) 13 · 5 = 65 (дм2) – площадь 2-го прямоугольника.

Задание 7.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Сколько имеется килограммов винограда каждого сорта?

Запись:

Виноград

Масса

1 ящика

Кол-во

Общая

масса

Сорт

«Изабелла»

1 кг

одинак.

35 ящ.



Сорт

«Мускат»

48 ящ.

Решение:

1) 35 + 48 = 83 (ящ.) – всего.

2) 1162 : 83 = 14 (кг) – 1 ящ.

3) 35 · 14 = 490 (кг) – сорт «Изабелла».

4) 48 · 14 = 672 (кг) – сорт «Мускат».

Задание 8.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу разными способами.

– Сколько килограммов моркови в 32 мешках?

Запись: 16 м. – 768 кг

32 м. – ? кг

Решение: I способ

1) 768 : 16 = 48 (кг) – 1 мешок.

2) 48 · 32 = 1536 (кг) – 32 мешка.

II способ

1) 32 : 16 = 2 (раза) – больше.

2) 768 · 2 = 1536 (кг) в 32 мешках.


Задание 9*

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Сколько картофеля собрали с каждого поля?

Запись:

Поле

Масса

1 мешка

Кол-во

Общая масса

1

1 кг одинак.

56 м.



2

84 м.

Решение:

1) 84 – 56 = 28 (м.) – весят 1 т 400 кг.

2) 1400 : 28 = 50 (кг) – 1 мешок.

3) 50 · 56 = 2800 (кг) – с 1-го поля.

4) 50 · 84 = 4200 (кг) – со 2-го поля

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учеб-нику (с. 84).

Задание 23.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

– Найдите значение выражений.

0 : 2412 + 456 · 1 – 78 : 1 + 354 · 0 = 451 – 78 =

= 373

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Решение:

0 : 2412 + 456 · 1 – 78 : 1 + 354 · 0 = 456 – 78 =

= 378.

(678 – 125 · 5 + 781 · 0) · 1 = 53.

1000 – (456 · 104 + 8907) · 0 = 1000.

0 : (4567 – 4399 + 56 · 42) = 0.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели

в соответствии

с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Задание 24.

– Рассчитайте количество продуктов на 1 кг муки.

Запись:

Продукты

На 500 г муки

На 1 кг муки

Молоко

2 стакана

4 стакана

Яйца

2 шт.

4 шт.

Сахар

полторы

ст. ложки

3 ст. ложки

Сливочное

масло

3 ст. ложки

6 ст. ложек

Соль

половина

ч. ложки

1 ч. ложка

Дрожжи

25 г

50 г




Задание 25.

– Рассчитайте количество продуктов на 2 кг мяса.

Запись:

Продукты

На 500 г мяса

На 2 кг мяса

Репчатый лук

2 шт.

8 шт.

Зеленый лук

100 г

400 г

Помидоры

200 г

800 г

Лимон

половина

2 шт.

Уксус

1 ст. ложка

4 ст. ложки

Масло

1 ст. ложка

4 ст. ложки




Задание 26*

– Площадь прямоугольника 24 см2. Можно ли из этого прямоугольника вырезать квадрат с длиной стороны 4 см?

– Какие математические знания помогли вам выполнить это задание?

– Можно, если прямоугольник имеет длины сторон 4 см и 6 см

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



Урок 100. Закрепление навыка деления на двузначное число.

Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число»

Тип урока: контроль и оценивание знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для повторения алгоритма письменного деления на трехзначное число; способствовать формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с алгоритмом письменного деления на двузначное число;

научатся применять алгоритм письменного деления на двузначное число; объяснять выполнение деления многозначного числа на двузначное

Метапредметные:

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Найдите частное:

68 : 34 34 : 17 72 : 18

96 : 32 84 : 21 52 : 13

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.
Решение:

68 : 34 = 2 34 : 17 = 2 72 : 18 = 4

96 : 32 = 3 84 : 21 = 4 52 : 13 = 4

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой




– Зная первое неполное делимое, определите количество цифр в частном:













Для каждого примера запишите по одному числу, которое могло быть делителем.

Решение:



Четыре цифры

Три цифры

Пять цифр




Четыре цифры

Две цифры

Три цифры




Задача

– Решите задачу.

По дороге в школу мальчик считал свои шаги. Сначала он считал шаги парами и насчитал 55 пар, потом – тройками и насчитал 30 троек. Сколько всего шагов он насчитал?

Решение:

55 · 2 + 30 · 3 = 200 (ш.) – насчитал мальчик

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учеб-нику (с. 82).

Задание 10.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.
– Вычислите значения выражений.

– Какие математические знания помогли вам выполнить это задание?

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Решение:

(4826 : 38 + 62 · 11 – 2398 : 22) : 35 = 20

(59937 – 304752 : 21 – 1117 · 17) : 12 = 2203

(25287 + 48 589) : 92 – 92 · 10 : 2 = 343

397370 : 79 – (327 · 84 – 5295) : 57 = 4641.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения

учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге.

Осуществлять контроль

Задание 11.

– Лыжник идет по лыжне со скоростью 18 км/ч.

– Сколько метров в час проходит лыжник?

– Сколько метров в минуту проходит лыжник?

– Сколько метров в секунду проходит лыжник?

Решение:

18000 метров в час проходит лыжник.

300 метров в минуту проходит лыжник.

5 метров в секунду проходит лыжник.

Задание 12.

– Пешеход идет со скоростью 6 км/ч. Выразите его скорость в метрах в минуту.

Решение:

6 км/ч = 6000 м/ч = 100 м/мин.

Задание 13.

– Самолет летит со скоростью 960 км/ч. Выразите его скорость в километрах в минуту.

Решение:

960 км/ч = 16 км/мин.

Задание 14.

– Автомобиль едет со скоростью 120 км/ч. Какова его скорость в метрах в минуту?

Решение:

120 км/ч = 2 км/мин = 2000 м/мин.

Задание 15

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Выполнил ли токарь дневную норму?

Запись:

План/факт

Производительность

Время

работы

Объем

работы

По плану

? дет.

27 дн.

1755 дет.

По факту

68 дет.

27 дн.

?

Решение:

1) 1755 : 27 = 65 (дет.) – производительность.

2) 68 · 27 = 1836 (дет.) – выполнил с новой производительностью

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учеб-нику (с. 85).

Задание 27.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.
– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

Решите задачу.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Запись:



t

s

66 км/ч

3 ч

Проехали – ? км

Осталось – 46 км

Весь путь – ? км

18 км/ч

Решение:

1) 66 + 18 = 84 (км/ч) – скорость сближения.

2) 84 · 3 = 252 (км) – проехали.

3) 252 + 46 = 298 (км) – расстояние между селами.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок

Задание 28.

– Какие числа можно записать в «окошках», чтобы неравенства были верными?

Решение:

4 < 5 0 < 1 36 : 9 < 5

8 > 5 12 + 3 < 16 8 · 4 < 40

Задание 29

– Через сколько минут после встречи друг охотника дойдет до шалаша по той же дороге, если он идет со скоростью
80 м/мин?

Запись:

Участники движения



t

s

Охотник

96 м/мин

30 мин

? м

Друг охотника

80 м/мин

? мин

? м

Решение:

1) 96 · 30 = 2880 (м) – расстояние.

2) 2880 : 80 = 36 (мин) – идет друг

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость



Урок 101. Автоматизация навыка деления многозначного числа на двузначное

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для повторения алгоритма письменного деления на трехзначное число; способствовать формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с алгоритмом письменного деления на двузначное число;

научатся применять алгоритм письменного деления на двузначное число; объяснять выполнение деления многозначного числа на двузначное

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; адекватно оценивают результаты своей деятельности.

Коммуникативные: учатся разрешать конфликт: выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решение и реализуют его

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения; осознают роль языка и речи в жизни людей

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– На доске записаны две строки чисел. Найдите сумму чисел верхней строки. Найдите сумму чисел нижней строки, не складывая их между собой:

а) 320 540 160 120

300 520 140 100

б) 320 540 160 120

300 560 140 140

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.

Выполняют задания устного счета.

Решение:

а) 320 + 540 + 160 + 120 = 1140

300 + 520 + 140 + 100 = 1060

б) 320 + 540 + 160 + 120 = 1140

300 + 560 + 140 + 140 = 1140

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

– Найдите «лишнюю» величину:

а) км, дм, ч, мм, см;

б) мин, с, сут., век, ч, см;

в) кг, т, ц, ч, г.

Решение:

а) ч;

б) см;

в) ч.

– Зная первое неполное делимое, определите количество цифр в частном:














Для каждого выражения запишите по одному числу, которое могло быть делителем

Решение:

Четыре цифры Три цифры Четыре цифры
Пять цифр Три цифры Четыре цифры

34075 : 32; 62394 : 600; 173928 : 170; 260817 : 25; 574025 : 5730; 9752 : 8

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 83).

Задание 16.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Во сколько раз ответ Вани меньше правильного ответа?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


Решение:

108 : 18 = 6 (раз) ‒ ответ Вани меньше.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Осуществлять контроль по результату

Задание 17.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

сколько километров проедет автомобиль с той же скоростью?

Запись:



t

s

? км/ч

14 ч

1148 км

одинаков.

19 ч

? км

Решение:

1) 1148 : 14 = 82 (км/ч) – скорость.

2) 19 · 82 = 1558 (км) – проехал за 19 ч.

Задание 18

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Через сколько часов машины встретятся?

Запись:



t

s

43 км/ч

? ч

693 км

56 км/ч

Решение:

1) 43 + 56 = 99 (км/ч) – скорость сближения.

2) 693 : 99 = 7 (ч) – встретятся