Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 111. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х – 5 = 7

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для развития умений решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15; способствовать формированию умений решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

научатся применять правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий (первого слагаемого, первого множителя, уменьшаемого и делимого); объяснять нахождение неизвестного компонента арифметических действий

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи

Личностные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Найдите первое неполное делимое; определите количество цифр в частном.












Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.

Решение:

37545 : 5 = четыре цифры в частном

67248 : 12 = четыре цифры в частном

13876 : 43 = три цифры в частном

5976405 : 128 = пять цифр в частном

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения

Интеллектуальная разминка.

– Вставьте пропущенные цифры, чтобы равенства были верными.

1326 : 13 = 2 7280 : 14 =

2515 : 5 = 0

5656 : 7 = 0 728 : 14 = 2

515 : 5 = 3

Решение:
1326 : 13 = 102 7280 : 14 = 520 2515 : 5 = 503

5656 : 7 = 808 728 : 14 = 52 515 : 5 = 103

Задание на смекалку

Геологи нашли 7 камней, массы которых 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 кг. Эти камни разложили в четыре рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинаковая. Как это сделали?

Решение:

Рюкзак № 1 – камень 7 кг; рюкзак № 2 – камень 6 кг и камень 1 кг; рюкзак № 3 – камень 5 кг и камень 2 кг; рюкзак № 4 – камень 4 кг и камень 3 кг

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 106–107).

Задание 15.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.
– Объясните, как можно найти неизвестное уменьшаемое.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Объясняют, как можно найти неизвестное уменьшаемое

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль по результату

Задание 16.

– Какое действие надо выполнить, чтобы найти неизвестное уменьшаемое?

– Сформулируйте правило для нахождения неизвестного уменьшаемого.

– Надо выполнить сложение.
џ Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Задание 17.

– Используя правило, вычислите уменьшаемое.

Решение:

а) а – 24056 = 100000 в) т – 3356 = 476

а = 100000 + 24056 т = 3356 + 476

а = 124056 т = 3832

б) у – 339 = 18 г) п – 12758 = 6907

у = 339 + 18 п = 12758 + 6907

у = 357 п = 19665

Задание 18.

– Запишите предложения в виде равенства.

– Выполните взаимопроверку в парах.

Решение:

1) п – 7777 = 896 2) у – 509871 = 18059

п = 7777 + 896 у = 509871 + 18059

п = 8673 у = 527930

Задание 19.

– Найдите задуманное число.

Решение:

х – 5627 = 12996

х = 12996 + 5627

х = 18623

Задание 20

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Сколько воды было в бочке?

Запись: Было – х л.

Взяли – 75 л

Осталось – 125 л

Решение: х – 75 = 125

х = 125 + 75

х = 200 (л)

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 109).

Задание 33.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

– Составьте выражения и найдите их значения.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Решение:

328 + 414 : 46 = 328 + 9 = 337

901 – 16 · 15 = 901 – 240 = 661

30 · 9 – (68 + 127) = 270 – 195 = 75

(627 + 373) : (250 : 50) = 1000 : 5 = 200

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Планировать способы взаимодействия

Задание 34.

– Не выполняя вычислений, объясните, почему верно неравенство 2568 – 395 > 2568 – 593.

– Уменьшаемое в левой и правой части неравенства одинаковое и равно числу 2568. Вычитаемое в левой части меньше, чем вычитаемое в правой части, значит, левая часть неравенства будет больше, так как при вычитании меньшего числа разность получается больше.

Задание 35

– Докажите, что при а, равном числу 315, верно равенство (3685 + а) : 200 = 20.

Решение:

(3685 + 315) : 200 = 20 – верно.


1   ...   73   74   75   76   77   78   79   80   ...   95


V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как найти неизвестное уменьшаемое?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности


Урок 112. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х : 5 = 15

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для развития умений решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15; способствовать формированию умений решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

научатся применять правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий (первого слагаемого, первого множителя, уменьшаемого и делимого); объяснять нахождение неизвестного компонента арифметических действий

Метапредметные:

Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию

Личностные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Найдите «лишнюю» величину в каждой строке.

а) 91 см, 85 дм, 73 м, 39 м2, 736 мм.

б) 36 км, 5 м2, 7 м2, 9 см2, 89 дм2.

в) 38 см, 47 дм, 105 м, 13 кг, 608 мм.

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.

Решение:

а) 39 м2.

б) 36 км.

в) 13 кг.

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения

Интеллектуальная разминка

– Увеличьте каждую величину в 3 раза и заполните таблицу:

50 м

32 см2

19 м2

80 дм2

102 см

201 мм






















Запись:


50 м

32 см2

19 м2

80 дм2

102 см

201 мм

150 м

96 см2

57 м2

240 дм2

306 см

603 мм







– Дополните каждую величину до 1 метра:

23 см + = 1 м 15 мм + = 1 м

5 дм + = 1 м 115 мм + = 1 м

Решение:

23 см + 77 см = 1 м 15 мм + 985 мм = 1 м

5 дм + 5 дм = 1 м 115 мм + 885 мм = 1 м




– Выразите в километрах и метрах высоту полета самолета ТУ-154: 12 300 м.

– Размеры экранов телевизоров указаны в миллиметрах. Выразите их в сантиметрах.



Решение:

12 300 м = 12 км 300 м.

Ответы:

650 мм = 65 см

230 мм = 23 см

100 мм = 10 см

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

(с. 107–108).

Задание 21.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Объясните, как можно найти неизвестное делимое.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Объясняют, как можно найти неизвестное делимое.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор

Задание 22.

– Какое действие надо выполнить, чтобы найти неизвестное делимое?

– Сформулируйте правило для нахождения неизвестного делимого.

– Надо выполнить умножение, чтобы найти неизвестное делимое.

џ Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

Задание 23.

– Запишите предложения в виде равенства. Найдите неизвестное число.

Решение:

1) а : 309 = 309 2) t : 104 = 52

а = 309 · 309 t = 104 · 52

а = 95481 t = 5408

Задание 24.

– Какое число было задумано?

Решение:

х : 65 = 7020

х = 7020 · 65

х = 456300

Задание 25

– Найдите неизвестное число.

Решение:

х : 4500 = 90

х = 4500 · 90

х = 405000

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику

(с. 110–112).

Задание 36*.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

– Выразите в квадратных сантиметрах.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Задание 37*.

– Выразите в квадратных дециметрах.

Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку).

Задание 38.

– Для каждого из данных чисел назовите ближайшее к нему число, состоящее только из сотен.

Запись:

597 – 600 899 – 900

305 – 300 112 – 100

489 – 500 999 – 1000

Задание 39.

– Вычислите площадь детали в квадратных сантиметрах.

Решение (см. ресурсный материал к уроку).

Задание 40.

– Рассмотрите построенную диаграмму и ответьте на вопросы.

– На сколько минут длиннее стал день 17 февраля по сравнению с 15 февраля?
– На сколько минут длиннее стал день 17 февраля по сравнению с 14 февраля?
– На сколько минут длиннее стал день 17 февраля по сравнению с 12 февраля?



– На 9 минут длиннее стал день 17 февраля по сравнению с 15 февраля.

9 ч 47 мин – 9 ч 38 мин = 9 мин.

– На 14 минут длиннее стал день 17 февраля по сравнению с 14 февраля.

9 ч 47 мин – 9 ч 33 мин = 14 мин.

– На 23 минуты длиннее стал день 17 февраля по сравнению с 12 февраля.

9 ч 47 мин – 9 ч 24 мин = 23 мин.

Задание 41.

– Прочитайте слова. Что они обозначают?

– Прочитайте высказывания. Какое высказывание истинно,а какое – ложно?

Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку).

Задание 42.

– Какова цена шарфика?

– Какова стоимость куртки и шарфика?

Запись:




Цена

Коли-

чество

Стоимость

Шарфик

? р., в 100 раз меньше

1 шт.

? р.

Куртка

5200 р.

1 шт.

Решение:

1) 5200 : 100 = 52 (р.) – цена шарфика.

2) 5200 + 52 = 5252 (р.) – стоимость покупки.

Задание 43

– Прежде чем выполнять деление, прикиньте, сколько цифр должно быть в частном

Решение:

690 : 46 – две цифры в частном.

3040 : 76 – две цифры в частном.

90000 : 45 – четыре цифры в частном.

203700 : 9 – пять цифр в частном

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Как найти неизвестный делитель?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



Ресурсный материал к уроку

Задание 36*.

Ответы:

7 дм2 = 700 см2 2 м2 3 дм2 = 20300 см2

21 дм2 = 2100 см2 15 дм2 8 см2 = 1508 см2

6 м2 = 60000 см2 2500 мм2 = 25 см2

9 м2 = 90000 см2 80000 мм2 = 800 см2

Задание 37*.

Ответы:

70000 мм2 = 7 дм2 65000 см2 = 650 дм2

90000 мм2 = 9 дм2 60 м2 = 6000 дм2

5200 см2 = 52 дм2 13 м2 = 1300 дм2

Задание 39.

Решение:

1) 36 · 20 = 720 (см2).

2) 12 · 8 = 96 (см2).

3) 720 – 96 = 624 (см2).

Задание 41.

1) Высказывание «В словах зима и лето по 4 буквы» – истинно.

2) Высказывание «Нет слов, состоящих из 7 букв» – истинно.

3) Высказывание «Нет слов с буквой в» – ложно.

4) Высказывание «В некоторых словах есть буква с» – истинно.

5) Высказывание «Каждое слово начинается с согласной буквы» – ложно.

6) Высказывание «В слове зима первый звук – мягкий» – истинно.

7) Высказывание «Есть два слова с буквой т» – ложно.

8) Высказывание «В каждом из слов 4 или 5 букв» – истинно.

9) Высказывание «В каждом из слов 5 или 6 букв» – ложно.

10 Высказывание «Каждое слово обозначает время года» – истинно.


Урок 113. Контрольная работа № 8 по теме «Деление на трёхзначное число»

Тип урока: контроль знаний и способов действий

Педагогические задачи: проверить знания, умения, навыки обучающихся по теме «Деление на двузначное и трехзначное число»

Планируемые результаты

Предметные:

научатся объяснять выполнение деления многозначного числа на трехзначное число; решать арифметические задачи

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; прогнозируют результат решения.

Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь других; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение»,

и умеют находить ответ на него