ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
107 смотренных статьями 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; е) утраты доверия в соответствии со статьей 41.9 Закона о прокура- туре РФ; ж) отказа от назначения на должности, предложенные в связи с исте- чением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий; и) отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Россий- ской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для опреде- ленной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). За про- курорским работником сохраняется место работы (должность) в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным забо- леванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением служебных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
Дополнительным основанием для увольнения по инициативе руко- водителя органа или организации прокуратуры может быть и наличие за- болевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей про- курорского работника.
В Законе о прокуратуре РФ решен вопрос об условиях дальнейшего прохождения службы после окончании срока полномочий по замещаемой должности, а также в случае досрочного прекращения полномочий проку- роров субъектов Российской Федерации, городов, районов и приравнен- ных к ним специализированных прокуроров. В частности, они могут быть зачислены соответственно в распоряжение (резерв) Генеральной прокура- туры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федера- ции, приравненной к ней специализированной прокуратуры на срок до двух месяцев со дня подписания акта Президента Российской Федерации либо издания акта Генерального прокурора Российской Федерации об освобождении от замещаемой должности. Порядок зачисления прокурор-
108 ского работника в распоряжение органа прокуратуры и его нахождения в распоряжении органа прокуратуры, объем исполняемых им в указанный период служебных обязанностей определяются Генеральным прокурором
Российской Федерации. В течение нахождения в резерве прокурорскому работнику предлагаются как вакантные должности, соответствующие его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности, имеющиеся в данном органе прокуратуры, а в случае их отсутствия – соответствующие вакантные должности в иных органах прокуратуры, в том числе располо- женных в других местностях, которые прокурорский работник может за- нимать с учетом состояния здоровья.
Время нахождения прокурорского работника в распоряжении органа прокуратуры засчитывается в календарном исчислении в общий трудовой стаж, в стаж службы, дающий право на присвоение очередного классного чина и предоставление дополнительного отпуска, в выслугу лет для уста- новления доплаты за выслугу лет и назначения пенсии за выслугу лет. В то же время периоды временной нетрудоспособности и нахождения в от- пуске в срок нахождения прокурорского работника в распоряжении орга- на прокуратуры не засчитываются.
4.15 Некоторые особенности материального обеспечения,
правовой и социальной защиты прокурорских работников
Форменное обмундирование (статья 41.3 Закона). В сферу мате- риального обеспечения прокурорских работников входит обеспечение форменным обмундированием или военной формой одежды в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Феде- рации.
1
В свою очередь, приказом Генеральной прокуратуры РФ от
31.05.2017 г. № 372 (в ред. от 20.05.2021 г.), введена в действие Инструк- ция об обеспечении форменным обмундированием прокурорских работ- ников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, о по- рядке его ношения, учета, хранения и выдачи
2
. Согласно п. 2 ст. 41.3. За-
1
О форменном обмундировании прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской
Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. № 855.
2
О введении в действие Инструкции об обеспечении форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, о порядке его ношения, учета, хранения и выдачи :
Приказ Генпрокуратуры России от 31.05.2017 г. № 372 (ред. от 20.05.2021 г.).
109 кона о прокуратуре РФ в случае участия прокурорского работника в рас- смотрении уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства ор- ганов прокуратуры ношение форменного обмундирования или военной формы одежды обязательно. В свое время в приказе Генпрокуратуры РФ от
10.12.2007 г.
№ 198 «О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников» (утратившем силу 29.04.2021 г. в связи с изда- нием приказа Генеральной прокуратуры РФ № 222 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Россий- ской Федерации») под официальным представительством, помимо участия прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских, адми- нистративных и арбитражных дел в суде, понималось участие прокурор- ского работника, и в том числе в органах представительной и исполни- тельной власти, на встречах с населением, иных публичных выступлениях перед массовой аудиторией и в средствах массовой информации, когда прокурорские работники были обязаны осуществлять представительство в форменном обмундировании.
Лица, уволенные из органов и организаций прокуратуры, имеющие стаж работы в органах и организациях прокуратуры не менее 20 лет, за исключением лиц, уволенных за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, или лишенных классного чина по приго- вору суда, имеют право носить форменное обмундирование или военную форму одежды.
Денежное содержание прокурорских работников. Согласно статье
44 Закона о прокуратуре РФ (в редакции Федерального закона от
30.12.2012 г.
№ 284-ФЗ) денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного окла- да), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в раз- мере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист
Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и год; дру-
110 гих выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в соответствии с решением руководителя органа или организации прокуратуры с учетом объема работы и результатов службы каждого прокурорского работника. А вот доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за классный чин (окладу по воинскому званию) прокурорского работника вне зависимости от решения руководителя органа или органи- зации прокуратуры.
Обеспечение прокуроров жилыми помещениями (статья 44.1
Закона). Обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом сов- местно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Законом о прокуратуре РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос- сийской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотрен- ных прокуратурой Российской Федерации, путем предоставления проку- рорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строи- тельства жилых помещений.
Однако могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации прокурорам и лицам: а) уволенным из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохожде- ния службы; б) проживавшим совместно с прокурором, членами его семьи в слу- чае гибели (смерти) прокурора вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения служ- бы, независимо от стажа службы погибшего (умершего) прокурора, если указанные члены семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях;
111 в) инвалидам I и II групп, которые уволены из органов прокуратуры по состоянию здоровья независимо от стажа службы и инвалидность ко- торых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, по- лученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вслед- ствие заболевания, полученного в период прохождения службы, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях, на основании их обра- щения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии оснований и условий ее получения.
Прокурорам, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения. При невозможности предоставления служебного жилого помещения прокурору, признанному не имеющим жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачи- вается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в размере и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров
(статья 45 Закона). Согласно данной статье Закона о прокуратуре РФ прокуроры, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с це- лью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров либо прину- дить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятель- ность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц.
Порядок и условия осуществления государственной защиты проку- роров определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга- нов», а также иными нормативными правовыми актами Российской Феде- рации. В этих целях в органах прокуратуры образована служба обеспече- ния собственной безопасности и физической защиты работников, работа- ющая в тесном контакте с органами Федеральной службы безопасности и органами внутренних дел. Помимо того, прокуратура Российской Федера- ции вправе создавать ведомственную охрану.
112
Для обеспечения собственной безопасности, безопасности близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство, прокурорам предоставлено право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение его в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Прокуроры подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания. Органы государственного страхования выплачи- вают страховые суммы в случаях наступления страховых случаев, преду- смотренных в Законе о прокуратуре РФ.
Контрольные вопросы
1 Каковы основные принципы прохождения службы в органах про- куратуры?
2 Каков правовой статус прокурорских работников?
3 Какие условия приема на службу в органы прокуратуры?
4 Назначение, каких прокурорских работников входит в исключи- тельную компетенцию Президента Российской Федерации, Генерального прокурора РФ?
5 Какие меры поощрения и дисциплинарного взыскания могут быть применены к прокурорскому работнику? Раскройте их содержание.
6 Раскройте содержание оснований увольнения прокурорских работ- ников.
7 Назовите систему профессиональной подготовки и повышения квалификации прокурорских работников.
113
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 18
Раздел V. Особенности организации и обеспечения деятельности
органов военной прокуратуры
5.1 Основные исторические этапы становления
военной прокуратуры
Несколько слов об этапах становления военной прокуратуры и ее развития в период Российской империи, советский и современный перио- ды. Первый этап становления военной прокуратуры связан с созданием при Петре I регулярной армии по образцу армий европейских государств.
В свою очередь, это потребовало разработку собственно российских форм и методов внутренней организации деятельности формируемых воору- женных сил. В результате в 1711 г. в российской армии и на флоте была учреждена должность аудитора
1
. Между тем аудитор не обладал какими- либо надзорными функциями. Должность аудитора была более всего представительская, наблюдательная и консультационная. В частности, он должен был знать военно-судебные законы и в случае необходимости да- вать разъяснения по организации деятельности вооруженных сил, присут- ствовать в судебных заседаниях, наблюдать за соблюдением формы судо- производства, а также выполнять роль наблюдателя и записывать все про- исходящее в судебном заседании. Аудиторам не были предоставлены надзорно-властные функции, поскольку они полностью подчинялись вла- сти военного руководства. В свою очередь, военное командование имело довольно широкие полномочия: было вправе уголовно преследовать воен- нослужащих, формировало суд из числа офицеров, назначало ревизии и утверждало приговоры, вынесенные военным судом. Таким образом, вве- дение в вооруженные силы института аудиторов себя не оправдало.
Так продолжалось до вступления на престол императора Алек- сандра II, с именем которого связано проведение судебной реформы
1864 г., и появления общих и военных судов
2
. Очередным шагом к созда- нию института военной прокуратуры послужило утверждение Алексан- дром II Военно-судебного устава (15 мая 1867 г.), в котором были обозна- чены и органы военной юстиции, независимые от общих органов юсти-
1
См.: Штаты кавалеристских и пехотных полков... // Полное собрание законов Российской империи. – Санкт-
Петербург, 1830. – Т. 4. – № 2319.
2
См.: Акишин М. О. У истоков юридической профессии в России: военные аудиторы Петра Великого /
М. О. Акишин // Ленинградский юридический журнал. – 2009. – № 2 (16). – С. 117–131.
114 ции. Военные прокуроры входили в состав военных судов и подчинялись
Главному военному прокурору, а не министру юстиции – Генерал- прокурору. Таким образом было положено начало формированию прин- ципа централизации, то есть все чины прокурорского надзора были под- чинены вышестоящим прокурорам. В этот же период были определены требования к занятию должности военного прокурора. Кандидат на долж- ность должен был удовлетворять следующим требованиям: служба в офи- церском чине; офицерский стаж службы не менее двух лет на должностях ротного, эскадронного командира, старшего офицера и годичная стажи- ровка при главном военно-судебном управлении. Таким образом, должно- сти военного прокурора и помощников военного прокурора замещались
«исключительно военными чинами из лиц, получивших военно- юридическое образование в единственной на тот период в Александров- ской военно-юридической академии
1
Как уже указывалось в параграфе «Основные исторические этапы становления Российской прокуратуры» данного учебного пособия, в числе первых декретов советского государства был Декрет о суде № 1 от 22 но- ября 1917 г. Прокуратура Российской империи и Временного правитель- ства, прошедшая 195-летний путь своего становления и развития как гос- ударственный институт была упразднена, без замены ее новой советской прокуратурой. И только к 1922 году к руководителям первого пролетар- ского государства пришло понимание важности и необходимости такого надзорного органа. 28 мая 1922 г., спустя пять лет после Октябрьской ре- волюции, было принято Положение о прокурорском надзоре РСФСР, со- гласно которому органы военной прокуратуры уже не представляли собой самостоятельного государственного органа. Руководил военной прокура- турой Прокурор Республики, который являлся одновременно Народным комиссаром юстиции. При Прокуроре стояли его помощники, один из ко- торых выполнял прокурорские обязанности при Верховном трибунале
ВЦИК. Именно он непосредственно руководил работой нижестоящих во- енных прокуроров. Следственный аппарат организационно входил в со- став революционных военных трибуналов. Тем не менее, основные прин-
1
См.: Баишев М. И. Военно-судебная реформа в царской армии (60–70-х гг. XIX в.) / М. И. Баишев. – Москва,
1955; Суд и правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ер- шова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Изд-во «Юрайт», 2013.