ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
115 ципы деятельности органов прокуратуры Российской империи, в том чис- ле и военной, такие как централизация и единоначалие в органах проку- рорского надзора, строгое подчинение нижестоящих прокуроров выше- стоящим, независимость органов военной прокуратуры от военного ко- мандования, были восприняты Положением о прокурорском надзоре
РСФСР, что можно считать, на взгляд автора учебного пособия, связую- щей нитью между различными этапами и стадиями исторического разви- тия прокурорской теории и практики.
Дальнейшее развитие военной прокуратуры получило свое продол- жение с принятием 20 августа 1926 г. Первого Положения о военных три- буналах и военной прокуратуре СССР, в котором устанавливались задачи, стоящие перед военной прокуратурой, и организация их деятельности.
Буквально через три года, 24 июля 1929 г., было принято Положение о
Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР, также за- трагивающее деятельность органов военной прокуратуры по организации ее руководства. В частности, в нем устанавливалось, что Прокурор Вер- ховного Суда СССР руководит деятельностью органов военной прокура- туры через своего старшего помощника по военной прокуратуре и воен- ной коллегии Верховного Суда СССР
1
Полная самостоятельность органов прокуратуры СССР, в том числе и военной, наступила с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР 20 июня 1933 г. об учреждении Прокуратуры СССР. Тем самым, был завер- шен процесс централизации прокуратуры и обособления ее от судебных органов. Что же касается военной прокуратуры, то она вошла в состав прокуратуры СССР и стала ее особым структурным подразделением. В частности, в составе прокуратуры СССР была образована Главная военная прокуратура (ГВП) на правах управления. Главный военный прокурор яв- лялся старшим помощником, а впоследствии заместителем прокурора
Союза ССР. Такое положение сохранилось и с принятием ныне действу- ющего Закона о прокуратуре РФ в 1992 году, который вобрал в себя накопленный опыт исторического развития и совершенствования деятель- ности органов прокуратуры России, в том числе и военной.
1
См.: Советская прокуратура : сборник документов. – Москва, 1981.
116
5.2 Структура и организация органов военной прокуратуры
Систему органов современной военной прокуратуры составляют
Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская город- ская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не дей- ствуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пре- делами Российской Федерации, где в соответствии с международными до- говорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функ- ций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Рос- сийской Федерации на органы военной прокуратуры.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами. Им же в пределах установленной чис- ленности органов военной прокуратуры решаются практически все орга- низационно-штатные вопросы, в том числе, образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, ком- петенции, структуры и штатов, утверждение перечня воинских должно- стей органов военной прокуратуры, за исключением воинских должно- стей, подлежащих замещению высшими офицерами, которые осуществ- ляются Генеральным прокурором РФ.
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Во- оруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских фор-
117 мированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными закона- ми и иными нормативными правовыми актами.
5.3 Кадры органов военной прокуратуры
Военными прокурорами назначаются граждане Российской Федера- ции, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требовани- ям статьи 40.1 Закона о прокуратуре РФ. Вместе с тем, по решению Гене- рального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должно- сти военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.
Военные прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим проку- рорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослу- жащих, проходят военную службу в органах военной прокуратуры в соот- ветствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», обладают правами и социальными гарантиями, установленными
Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Законом о прокура- туре РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федера- ции. Предельный возраст нахождения на военной службе в органах воен- ной прокуратуры регулируется Федеральным законом «О воинской обя- занности и военной службе».
Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответ- ствуют классным чинам прокурорских работников территориальных орга- нов прокуратуры.
При увольнении офицеров из органов военной прокуратуры (до пол- ковника включительно), с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им при- сваиваются соответствующие их воинским званиям классные чины, а при определении на военную службу прокуроров, имеющих классные чины
(до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соот- ветствующие воинские звания. Аттестация военных прокуроров произво- дится в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором Российской
Федерации для всех прокурорских работников, с учетом особенностей
118 прохождения военной службы. Отличительной особенностью прохожде- ния службы в военной прокуратуре является присвоение военным проку- рорам с учетом профессионального опыта и квалификации квалификаци- онных классов в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором
Российской Федерации.
Также отличительной особенностью прохождения службы в органах военной прокуратуры является то, что военные прокуроры поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Законом о про- куратуре РФ и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской
Федерации
1
. Право поощрения и наложения дисциплинарного взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор
Российской Федерации.
5.4 Некоторые особенности материального и социального
обеспечения военнослужащих, работников органов военной
прокуратуры
В редакции
Федеральных законов от
28.12.2010 г.
№ 404-ФЗ, от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ, от 27.12.2018 г. № 536-ФЗ и от
01.10.2019 г. № 328-ФЗ на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавлива- ющее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за ис- ключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Феде- рации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, прохо- дивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государ- ственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Рос- сийской Федерации, органах принудительного исполнения Российской
Федерации, и их семей»), медицинское и другие виды обеспечения воен- нослужащих с учетом особенностей, установленных Законом о прокура- туре РФ.
1
Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (в ред. от 12.07.2021) :
Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // Собрание законодательства РФ. – 19.11.2007. –
№ 47 (1 ч.). – Ст. 5749.
119
Денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за слож- ность, напряженность и специальный режим службы (в размере до
50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет
(в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым – двадцать треть- им пункта 1 статьи 44 Закона о прокуратуре РФ); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Феде- рации» (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта
1 статьи 44 Закона о прокуратуре РФ), а также иных надбавок и дополни- тельных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих.
Должностные оклады военных прокуроров устанавливаются в соответ- ствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 44 Закона о прокуратуре РФ с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г.
№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную служ- бу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и пси- хотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной си- стемы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Военным прокурорам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере
50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.
Пенсионное обеспечение военнослужащих органов военной проку- ратуры, уволенных с военной службы до 1 января 2017 года, и членов их семей осуществляется соответственно Министерством обороны Россий- ской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации,
Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы в органах военной проку- ратуры после 1 января 2017 года, и членов их семей осуществляется Гене- ральной прокуратурой Российской Федерации.
120
Раздел VI. Основные направления и функции деятельности
прокуратуры
6.1 Основные направления деятельности прокуратуры и
функции
В юридической литературе не имеется четко выработанных опреде- лений и понятий «направления деятельности прокуратуры» и «функции».
В частности, В. И. Басков пишет, что подчас некоторые авторы, исследу- ющие проблемы прокурорского надзора, не придавая значения функциям прокуратуры, вообще их не рассматривают
1
. В то же время другие авторы эти понятия смешивают. Например, Е. Л. Никитин с направлением дея- тельности прокуратуры отождествляет ее функции, полагая, что функцией прокуратуры является социально значимое направление деятельности это- го органа, осуществляемое через конкретные виды его деятельности в рамках установленного типа его организации и деятельности
2
Между тем следует отметить, что предназначение прокуратуры в си- стеме государственных органов предопределяется точностью функцио- нального состава направлений и функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. В свою очередь, это становится клю- чевой правовой категорией, раскрывающей и объясняющей структуру, со- держание и направления деятельности прокуратуры. Таким образом, мож- но утверждать, что основные направления деятельности прокуратуры обу- словлены определенными приоритетами, преобладающим характером прокурорской деятельности. Например, по мнению Н. Н. Карпова, к ос- новным направлениям прокурорской деятельности представляется пра- вильным отнести важнейшие в рамках конкретных функций прокуратуры ее составные части, которые прокурором должны быть обеспечены в обя- зательном порядке в ходе осуществления функциональной деятельности.
В связи с чем автор акцентирует внимание на основных направлениях
1
Басков В. И. Курс прокурорского надзора : учебник для вузов / В. И. Басков. – Москва : Зерцало, 1999 ; Про- курорский надзор : учебник. / под ред. Ю. Е. Винокурова. – 7-изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт-Издат,
2007.
2
Никитин Е. Л. Функции прокуратуры и отрасли прокурорской деятельности: понятие, сущность, классифика- ция / Е. Л. Никитин // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Рос- сийской Федерации. – 2004. – № 6. – С. 26–28.
121 прокурорской деятельности в рамках пяти надзорных подфункций а также и иных функций прокуратуры
1
Безусловно, каждое из направлений деятельности прокуратуры тре- бует от прокуроров глубокого знания предмета прокурорского надзора, законов и подзаконных актов, исполнение которых проверяется прокуро- ром. В свою очередь, большой объем различных методов выявления и устранения нарушений закона по каждому из направлений деятельности прокуратуры предполагает наличие высокого профессионализма, который может быть достигнут только путем специализации или так называемого предметного принципа, существующего в прокуратуре.
Итак, рассмотрим основные направления деятельности прокурату- ры, которые нашли свое отражение в пункте 2 статьи 1 Закона о прокура- туре РФ.
1 Надзор за исполнением законов федеральными органами исполни- тельной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, пред- ставительными (законодательными) и исполнительными органами субъ- ектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, орга- нами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управле- ния и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (в ред.
Федеральных законов от 10.02.99 г. № 31-ФЗ, от 01.07.2010 г. № 132-ФЗ, от 22.12.2014 г. № 427-ФЗ).
2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина фе- деральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом
Российской Федерации, представительными (законодательными) и испол- нительными органами субъектов Российской Федерации, органами мест- ного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного со-
1
Карпов Н. Н. Прокуратура: надзор или деятельность? / Н. Н. Карпов // Законность. – 2014. – № 8. – С. 7–11.
122 держания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерче- ских и некоммерческих организаций (в ред. Федеральных законов от
10.02.1999 г. № 31-ФЗ, от 01.07.2010 г. № 132-ФЗ, от 22.12.2014 г.
№ 427-ФЗ).
3 Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опе- ративно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
4 Надзор за исполнением законов судебными приставами (в ред. Фе- дерального закона от 10.02.1999 г. № 31-ФЗ).
5 Надзор за исполнением законов администрациями органов и учре- ждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом ме- ры принудительного характера, администрациями мест содержания за- держанных и заключенных под стражу (в ред. Федерального закона от
10.02.1999 г. № 31-ФЗ).
6.2 Основные функции деятельности прокуратуры
Относительно определения понятия «функции прокуратуры» в юри- дической литературе также имеются различные суждения, однако в боль- шинстве своем они сводятся к следующему. Так, по мнению В. Г. Бесса- рабова, функции – это выражение государственно-правового и социально- го предназначения прокуратуры как элемента государственно-правового механизма современного Российского государства. Их реализация пред- ставляет собой особый, свойственный только прокуратуре вид деятельно- сти. Функции прокуратуры реализуются в видах деятельности органов и учреждений прокуратуры
1
. Таким образом, под функцией следует пони-
мать конкретный вид прокурорской деятельности, предусмотренный федеральным законом и направленный на достижение поставленных пе- ред прокуратурой целей по реализации возложенных на нее полномочий, установленных федеральными законами и указаниями Генеральной про- куратуры РФ. Тем самым становится понятным тезис, изложенный в За- коне о прокуратуре РФ о том, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами». К
1
Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор : учебник / В. Г. Бессарабов. – Москва : Проспект, 2006. – С. 118–119.
123 примеру, В. П. Рябцев относит к ним следующие функции: уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участия в правотворческой деятельности, уча- стия во всех видах судопроизводства, международно-правовое сотрудни- чество
1
. В свою очередь, А. Ю. Винокуров рассматривает функции, кото- рые им обозначаются термином «участки деятельности», к ним он относит международное сотрудничество, участие в правотворческой деятельности, взаимодействие с органами публичной власти, государственный учет пре- ступлений и некоторые другие
2
. Как видим, в силу своей специфичности названные функции вряд ли можно отнести к основным направлениям. В зависимости от политических и социально-экономических условий они могут стать лишь приоритетными, но никак не основными направления- ми. Поэтому в большинстве случаев в прокурорской практике эти функ- ции применяются в сочетании с названными выше основными направле- ниями прокурорской деятельности. Таким образом, понятия «основные направления деятельности» и «иные функции» тесно связаны между со- бой и направлены на «осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполне- нием законов, действующих на территории Российской Федерации», и противопоставлять их друг другу не имеет смысла, однако и ставить меж- ду ними знак равенства нельзя. Они дополняют друг друга и тесно связа- ны в контексте общей задачи достижения и поддержания целей и задач, стоящих перед органами прокуратуры России.
Следует отметить, что функции прокуратуры рассредоточены в раз- личных статьях Закона о прокуратуре РФ. Например, в пункте 2 статьи 1
Закона перечисляются такие функции прокуратуры, как уголовное пре- следование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правона- рушениях и проведение административного расследования; участие в рас- смотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противо- речащих закону решений, приговоров, определений и постановлений су-
1
Рябцев В. П. Прокурорский надзор : курс лекций / В. П. Рябцев. – Москва : Норма, 2006. – С. 73.
2
Винокуров А. Ю. К вопросу о классификации внешнефункциональной деятельности прокуратуры Российской
Федерации. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры / А. Ю. Винокуров. – Москва, 2012. –
С. 54–61.