Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины Теория организации и организационное поведение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (РПУД) ДИСЦИПЛИНЫ
Приверженность к организации и факторы ее формирования
Типы приверженности организации
Формальные и неформальные группы внутри организации
Понятие и роль коммуникаций в управлении
Процесс коммуникаций, его элементы и этапы
Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
- системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.
Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.
Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.
Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метод к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.
Теория систем сама по себе не говорит руководителям какие именно элементы организации как системы важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того, чтобы применять теорию систем к процессу управления.
Тема 1.3. Строение организации(1 ч.)
Любая организация как объект управления может быть описана с помощью ряда параметров, число и состав которых зависят от целей этого описания. Эти параметры прямо или косвенно отражают характерные черты и систему yправления организацией, используемые методы менеджмента и систему взаимоотношений внутри организации и с внешней средой.
Множественность признаков описания организации предопределяет и множественность признаков классификации:
1. формальность;
2. форма собственности;
3. организационно-правовая форма;
4. отношение к прибыли;
5. размер организации;
6. характер взаимодействия подразделений;
7. характер взаимодействия организации и человека;
8. вовлеченность в процесс принятия решения;
9. ориентация.
Можно выделить два типа структур социальной организации: производственную и непроизводственную.
Производственный тип структуры социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов деятельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как:
-
функциональную (содержание труда); -
профессиональную (подготовка и переподготовка кадров); -
социально-психологическую (межличностные отношения); -
управленческую (система управления).
Раздел 2. Организационное развитие и изменения (3 ч.)
Тема 2.1. Организационное развитие(2 ч.)
Организационное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива. Можно сказать, что организационное развитие это планируемое, управляемое изменение в организации и чаще всего происходящее вследствие определенных обстоятельств и причин. Таких причин может быть много, например: смена руководства, слияние или дробление, изменение технологий производства, изменение масштабов производства, изменения среды деятельности и многое другое.
Организационное развитие может быть нескольких типов:
-
спланированное и спонтанное развитие; -
структурированное и неструктурированное развитие; -
директивное или совместное развитие; -
личностное или внеличностное развитие; -
революционное или эволюционное развитие.
Способы организационного развития:
-
тренинг чувствительности; -
мониторинг умений, конкурсы; -
ролевые игры; -
групповые дискуссии; -
обратная связь – оценка чувств и установок работников.
Все эти способы направлены на достижение максимально эффективного производства, обновление информационной базы, стремление соответствовать критериям, принятым в более продвинутых организациях. В последнее время в решении производственных задач все чаще используются командные методы работы.
В формировании команд необходимо учитывать следующие моменты:
-
человеческие отношения – cправедливость оценки вклада работников, возможность прямого участия в принятии решений формируют у работника приверженность организации, хорошее отношение со стороны работодателя повышает самооценку и самоуважение; -
человеческие ресурсы – количество работников, их знания, идеи, возможности, творческие предложения; -
степень вовлеченности в работу – большая самостоятельность позволяет глубже вникнуть в суть рабочего задания, в то же время ответственность ложится на плечи работника и формирует самостоятельность и уверенность.
Самостоятельные группы
Для решения какой-либо проблемы в организации часто создаются самостоятельные группы. Д. Шульц, С. Шульц в книге «Психология и работа» говорят о некоторых положительных моментах самостоятельных групп:
-
уровень индивидуальной ответственности выше; -
самостоятельный мониторинг трудовой деятельности и самостоятельный поиск обратной связи; -
результативность труда повышается, поскольку работник сам вносит коррективы в рабочие действия; -
помощь коллегам в улучшении качества продукции (Шульц Д., Шульц С. Психология и работа, СПб, Питер, 2003).
Приверженность к организации и факторы ее формирования
Факторы приверженности к организации, по мнению Д. Шульца и С. Шульца:
-
обогащение содержания работы; -
автономность труда, то есть самостоятельность; -
разнообразие труда; -
позитивное отношение к коллективу; -
поддержка и забота организации о сотрудниках; -
удовлетворенность стилем руководства; -
разнородность персонала.
Типы приверженности организации
Д. Шульц, С. Шульц выделяют несколько типов приверженности организации:
-
эмоциональная – основана на самоидентификации работника с организацией, принятии ценностей, установок и требований организации; -
поведенческая приверженность основана на принципе выгоды работы в данной организации; -
нормативная приверженность основана на чувстве долга, побуждающем оставаться на предприятии.
Формальные и неформальные группы внутри организации
Неформальные группы внутри организации. В работе любой организации неизбежно образование малых групп. Коллектив в результате совместного труда начинает разбиваться по интересам, по возрастным характеристикам, по месту проживания и другим характеристикам. Чем больше коллектив, тем больше формируется количество групп. Обычно говорят об инициативных группах, о группе поддержки, о рабочих группах. Инициативная группа ориентирована на совершенствование трудового процесса, введение новшеств, налаживание новых контактов. Данная группа творчески подходит к трудовому процессу, заинтересована трудом, привязана к коллективу и предприятию. Именно эта группа является движущей силой коллектива, обычно и праздники организовывает данная группа. Группа поддержки не предлагает инициатив самостоятельно, но всегда поддерживает инициативную группу, помогает в осуществлении проектов и программ.
Зачастую, на предприятии складываются и группы социальных иждивенцев – людей, увольнение которых затруднено в силу их опыта или высокого статуса.
Социальное иждивенчество подразумевает пониженную рабочую активность в силу принадлежности к определенной группе и отсутствие индивидуальной ответственности за процесс производства. Обычно социальные иждивенцы демонстрируют псевдоактивную деятельность, реально не занимаясь ничем.
Важным фактором формирования групп является сплоченность. Сплоченность группы – степень близости членов группы. Группа вырабатывает свои нормы и ценности, дает чувство психологического комфорта, защищенности. Влияние на сплоченность в группе оказывают:
-
количество членов группы; -
стиль жизни, интересы каждого члена группы; -
условия труда членов группы; -
оплата труда членов группы; -
внешнее давление на группу в целом.
От сплоченности группы в целом зависит формирование корпоративности, здоровой психологической атмосферы в коллективе и успешной коллективной деятельности.
Тема 2.2. Классификация и причины изменений. Управление переходным процессом(1 ч.)
К процессам систем автоматического управления предъявляются три основные группы требований:
-
Требования по точности в установившихся режимах. -
Требования к устойчивости. -
Требования к качеству переходных процессов.
Кроме этих к системам на практике так же предъявляются требования технико-экономического характера, связанные со спецификой объекта управления или технологического процесса.
В нашем курсе мы будем рассматривать только требования к качеству переходных процессов, динамики систем, как вопрос не только тесно связанный с математическим моделированием систем, но и связанный с использованием разнообразного математического аппарата. Требования по точности в установившихся режимах и требования к устойчивости будут рассмотрены в дисциплинах "Теория автоматического управления", "Системы управления электроприводами", "Автоматизация типовых производственных процессов и промышленных установок".
В промышленных установках с системами автоматического управления можно выделить две большие группы:
-
Установки, в которых время переходного процесса пренебрежимо мало по сравнению с установившимся режимом. В этих случаях динамические режимы не оказывают существенного влияния ни на качество продукции, ни на производительность оборудования, на пример, насосы, вентиляторы, транспортеры и т. д. -
Установки, в которых время переходного процесса соизмеримо с временем установившихся режимов, или, такие, в которых отклонение регулируемой переменной в динамике существенно влияет на качество продукции, на пример, станки, роботы, следящие системы и т. д.