ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Больше всего Ибрахим боялся, что, когда он принесёт в жертву сына, некому будет продолжить род его и у него не будет потомства. А когда он готов был принести в жертву сына и сын покорился, Аллах приумножил потомство Ибрахима (мир ему) и сделал его благодатным. Оно сделалось столь многочисленным, что наполнило собою землю. И Он даровал пророчество и писание именно его потомству и сделал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) одним из его потомков. Рассказывают, что как-то пророк Дауд (мир ему) пожелал узнать численность израильтян и велел собрать их всех. Он послал ответственных старейшин и предводителей, поручив им пересчитать их. Прошло немало времени, а им так и не удалось сделать это. Тогда Аллах внушил Дауду: мол, тебе ведь известно, что Я обещал твоему предку Ибрахиму, когда повелел ему принести в жертву сына и он поспешил приступить к исполнению этого веления, что Я сделаю его потомство столь многочисленным, что потомков у него будет как звёзд на небе, и Я сделаю так, что их будет не счесть. А ты захотел счесть то, чему Я судил остаться несочтённым. Из его же потомства Он вывел две великие общины, численность которых известна лишь Тому, Кто сотворил их и дарует им удел. Это потомки Исраиля и потомки Исмаиля. В дополнение к этому Всевышний Аллах почтил Ибрахима ещё и тем, что возвысил поминание его и сделал так, чтобы благая молва о нём шла по всем общинам, а также в небесах среди ангелов. Это некоторые плоды его деяний, и да пропадёт тот, кто знает это и поступает иначе. Сколь неудачлив он в своей деятельности и как велико его горе!

Задумайся и о положении Мусы (мир ему), с которым говорил Аллах, и о результатах постигших его испытаний, которые начались для него с самого рождения и продолжались до самой его кончины. Аллах говорил с ним напрямую и написал для него Тору Рукой Своей и возвысил его на самое высокое из небес и простил ему то, что не было бы прощено другим: он бросил скрижали на землю так, что они разбились, и схватил за бороду пророка Аллаха Харуна и потянул его к себе. И он дал пощёчину ангелу смерти и выбил ему глаз. И он вступил в пререкания с Господом своим относительно Посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в ночь его вознесения на небеса. Несмотря на всё это, Господь всегда любил его и все эти действия не принизили его положение пред Ним. Он почитаем у Аллаха и входит в число Его приближённых. Но этого не было бы, если бы не великие трудности и серьёзнейшие испытания, которые он терпеливо перенёс ради Аллаха, включая испытания, связанные с фараоном и его людьми, и испытания, связанные с израильтянами, которые обижали его, но он всё стерпел ради Аллаха. Задумайся о положении пророка ‘Исы (мир ему) и о том, что он претерпел от своих соплеменников ради Аллаха — в конце концов Аллах вознёс его к Себе, и очистил его от неверующих, и отомстил его врагам, и разметал их по земле, отобрав у них царство и сломив их гордость до скончания времён. И если ты посмотришь на положение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и то, как он вёл себя со своими соплеменниками и терпел ради Аллаха, то ты увидишь, что ему пришлось претерпеть то, чего не выпадало на долю другого пророка. Сколько всего сменялось для него на протяжении его жизни: благополучие и страх, богатство и бедность, безопасность и жизнь на родине и покидание её ради Аллаха, убийство дорогих и близких ему людей на его глазах, обиды, которые наносили ему неверующие, будь то слова действия, колдовство, ложь или клевета.


Несмотря на все это, он терпеливо исполнял веления Аллаха, призывая к Его религии, и ни один пророк не претерпел столько, сколько претерпел он, и никто не перенёс ради Аллаха столько, сколько перенёс он. И ни одному пророку не было даровано то, что было даровано ему, и Аллах возвысил его поминание и упомянул имя его вместе с именем Своим, и Он сделал его господином всех людей и самым близким к Нему из творений, занимающим самое высокое положение при Нём, и главным заступником пред Ним. Эти испытания были почётом для него. Посредством этих испытаний Аллах добавил ему почёта и милости и привёл его через них к высочайшему положению. Так же будет и с его наследниками, начиная с самых лучших. У каждого из них будет своя доля испытаний, посредством которой Всевышний Аллах приведёт его к соответствующей степени совершенства. А у кого нет такой доли, то его доля мирского — это доля того, кто был сотворён для неё и для кого она была сотворена, и его доля — исключительно мирская. Он ест в этом мире досыта и наслаждается в нём до тех пор, пока не постигнет его написанное ему на роду.

Приближённые Аллаха подвергаются испытаниям, а он нежится себе и ведёт роскошную жизнь. Они живут в страхе, а он пребывает в безопасности. Они опечалены, а он радуется в окружении семьи своей. Они в одном положении, а он — совсем в другом. Его заботит лишь то, как ему сохранить своё влияние и сберечь своё богатство и как сделать так, чтобы к слову его прислушивались. Ради этого он привержен тому, чему привержен, довольствуется одним и питает отвращение к другому. А их заботит лишь утверждение религии Аллаха, возвышение слова Его, поддержка приближённых Его и чтобы вёлся призыв к Нему одному, дабы Он был единственным объектом поклонения, и люди не подчинялись беспрекословно никому, кроме Его посланника. Всевышний Аллах вложил столько глубочайшего смысла в те испытания, которым Он подвергает Своих пророков, посланников и верующих рабов, что умы творений не способны постичь его полностью. Разве тот, кто достиг достойнейшего положения и пришёл к благому концу, сделал это, не пройдя по мосту испытаний?..

Вершины — они таковы: если хочешь добраться до них,

Знай: до них доберёшься ты лишь по мосту утомления...

Хвала одному лишь Аллаху, и мир и благословение Аллаха Мухаммаду и его сподвижникам до самого Судного дня, и да будет доволен Аллах всеми сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)



См. [Мифтах дар ас-са'ада]

БЕЗМЯТЕЖНАЯ ЖИЗНЬ НЕЧЕСТИВЦЕВ И ИСПЫТАНИЯ, ПОСТИГАЮЩИЙ ПРАВЕДНЫХ

Человек имеет возможность видеть тяготы, выпадающие в этом мире на долю многих глубоко верующих людей, а также то, что многие неверующие, нечестивцы и притеснители, напротив, обладают властью, богатством и так далее. И ему начинает казаться, что блаженство в этом мире достаётся исключительно неверующим и нечестивцам, и что доля верующих в мирском блаженстве мала. Ему также может показаться, что неверующим и лицемерам даруется сила, позволяющая им одерживать верх над верующим.

И вот он слышит в Коране Его слова:

«Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим» (сура 63 «Лицемеры», аят 8).

А также Его слова:

«Поистине, Наше войско одержит победу» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 173).

И Его слова: «Аллах предписал: “Победу непременно одержу Я и Мои посланники!”» (сура 58 «Препирательство», аят 21).

А также Его слова: «Благой конец уготован богобоязненным» (сура 7 «Преграды», аят 128).

Когда он слышит эти и другие подобные аяты, то, веруя в Коран, он тем не менее начинает считать, что сказанное относится исключительно к миру вечному, и говорить: мол, в этом мире мы видим, как неверующие и лицемеры побеждают и одерживают верх и им достаётся поддержка и победа, а ниспосланное в Коране не может не соответствовать реальности. И он опирается на это убеждение, когда над ним одерживает верх враг из числа неверующих и лицемеров либо несправедливых нечестивцев, тогда как себя он относит к числу обладателей веры и богобоязненности. Он считает, что приверженец ложного одерживает верх над приверженцем истины, и говорит: мол, я придерживаюсь истины, и вот я побеждён! То есть приверженец истины в этом мире непременно оказывается побеждённым и победа обязательно достаётся ложному. А когда ему напоминают о том, что Всевышний Аллах обещал благой исход богобоязненным верующим, он говорит: мол, это относится исключительно к миру вечному. Его могут спросить: как же Всевышний Аллах поступает так со Своими приближёнными и любимыми, приверженцами истины? Если он из числа тех, кто не обосновывает действия Всевышнего Аллаха мудростью и благами, то он говорит: мол, Аллах делает в царстве Своём, что пожелает, и предопределяет, что пожелает:


«Его не спрашивают о том, что Он совершает, а они будут спрошены» (сура 21 «Пророки», аят 23).

Если же он из тех, кто обосновывает действия Всевышнего, то он говорит: Он поступает с ними так для того, чтобы за проявляемое ими терпение наградить их в мире вечном и даровать им высочайшие степени и даровать им награду без счёта.

В подобной ситуации у каждого человека возникают свои мысли, соображения, вопросы и ответы в зависимости от того, насколько он познал Всевышнего Аллаха с Его именами, качествами и мудростью.

Известно, что в сердцах кипит то, чем они наполнены, подобно тому, как кипит в котле его содержимое.

И ты видишь, как многие люди, когда их постигает какое-нибудь испытание, говорят: «Господи! Какой грех совершил я, что Ты поступил со мной так?» Я слышал не от одного человека такие слова: «Когда я раскаиваюсь перед Ним, возвращаюсь к покорности Ему после ослушания и начинаю поступать праведно, удел мой становится скудным, а жизнь — тяжкой. А когда я возвращаюсь к ослушанию и даю душе своей то, к чему она стремится, то ко мне приходит удел и помощь...» И так далее в том же духе.

Я сказал одному такому человеку: «Это испытание от Него, в котором должны проявиться твоя искренность и терпение: искренен ли ты в своём приходе и устремлении к Нему? Если да, то ты должен терпеливо переносить эти испытания, и тогда тебя ждёт благо, или же ты не правдив и тогда ты вновь вернёшься к старому?»

Эти ложные, не соответствующие истине высказывания имеют две основы.

Первая основа: раб Аллаха слишком хорошего мнения о себе и своём исповедании религии и убеждён в том, что он исполняет свои обязанности должным образом и избегает запретного, а о своём противнике и враге думает прямо противоположное, то есть что тот не исполняет веления Аллаха, не соблюдает Его запреты, и что сам он, конечно же, ближе к Аллаху, его Посланнику и его религии, чем этот его супостат. Вторая основа: убеждённость в том, что Всевышний Аллах может и не помогать приверженцу истины и не поддерживать его, и Он может и не устроить для него никакого благого завершения в мире этом, но он может всю жизнь прожить притесняемым, побеждённым и обижаемым, несмотря на то, что он исполняет веления Всевышнего внешне и внутренне и воздерживается от запретного внешне и внутренне. Он считает, что он соблюдает предписания ислама и является истинно верующим, и вот его одолевают люди несправедливые, нечестивые и преступающие установленные Всевышним ограничения. Нет божества, кроме Аллаха! Скольких невежественных поклоняющихся, набожных, но слепых сердцем, считающих себя обладателями знания, но на самом деле не знющих религию по-настоящему, испортило это обольщение!


Известно, что, даже веруя в мир вечный, раб Аллаха стремится в этом мире к тому, без чего ему не обойтись, будь то получение пользы или избавление от вреда посредством того, что он считает желательным, обязательным или дозволенным. И если он считает, что истинная религия, следование верному руководству, неуклонное исповедание единобожия и следование Сунне противоречит этому и предполагает враждебное отношение ко всем обитателям земли, и он сознательно подвергает себя таким испытаниям, которых ему не перенести, и упускает необходимые ему мирские блага, то следствием становится отсутствие у него желания стремиться к совершенству в исповедании религии и посвящении себя Аллаху и Его Посланнику. В результате сердце его отклоняется от положения опередивших приближённых и даже от положения умеренных обладателей правой стороны. Более того, он может присоединиться к притеснителям и даже к лицемерам, пусть даже речь идёт не об основе религии, а о многих её ответвлениях и о деяниях.

Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Спешите с деяниями, пока не пришли искушения, подобные чёрным тучам: будет человек встречать утро верующим, а уже к вечеру становиться неверующим, и будет человек встречать вечер верующим, а уже к утру становиться неверующим» [Муслим, 118].

Дело в том, что если человек убеждён, что невозможно исповедовать религию совершенным образом, не сломав при этом свою мирскую жизнь посредством причинения себе невыносимого вреда и упущения необходимой пользы, то он в любом случае не сможет вынести этот вред и обойтись без этой пользы. Пречист Аллах! Насколько сильно отвратила эта смута многих и даже большинство людей от истинного, правильного исповедания религии! В основе этой смуты лежат два великих невежества. Это незнание сути религии и незнание сути блаженства, которое является пределом желаний души и совершенством для неё, и которое приносит ей радость и наслаждение. Следствием этих двух невежеств становится то, что человек не исповедует религию по-настоящему и отказывается от стремления к этому истинному блаженству.

Известно, что совершенство раба Аллаха заключается в знании им того блаженства, обрести которое он стремится, и деяний, которые способствуют его обретению, а также в том, чтобы при этом решительно стремиться эти деяния совершать и искренне любить это блаженство. Знание требуемого и путей, ведущих к нему, не даст результата, если не будет сопровождаться действиями. И решительное намерение не даст результата, если не будет сопровождаться терпением.