ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 299

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, счастье раба Аллаха, совершенство его блаженства и наслаждения зависят от этих пяти вещей. Это знание об искомом блаженстве и любовь к нему, знание пути, ведущего к нему, совершение соответствующих действий и проявление терпения при этом. Всевышний Аллах сказал: «Клянусь временем, что человек несёт убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали благие деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура 103 «Время», аяты 1—3).

Таким образом основой для этих двух столпов, на которых зиждется упомянутая смута, является невежество в отношении велений Аллаха и Его религии, а также Его благих обещаний и угроз. Поистине, когда раб Аллаха убеждён, что он исповедует религию истины должным образом, то это подразумевает, что, согласно его убеждениям, он исполняет веления Аллаха внешне и внутренне и соблюдает Его запреты внешне и внутренне должным образом. Это проявление его невежества в отношении религии истины и незнания своих обязанностей перед Аллахом и того, что требуется от него. Таким образом, он не знает о своих обязанностях перед Аллахом и не знает также, как, в какой мере и насколько правильно он на самом деле исповедует религию. И когда человек считает, что Всевышний Аллах не помогает приверженцу истины в этом мире и в мире вечном и что в этом мире итогом может стать победа неверующих и лицемеров над верующими, и несправедливых нечестивцев — над благочестивыми и богобоязненными, то это происходит от его невежества в отношении благих обещаний Всевышнего и Его угроз.

Если говорить о первой [из пяти вещей, на которых основана эта смута], то раб Аллаха часто оставляет обязанности, о которых не знает и ему неизвестно об их обязательности, то есть у него есть упущения в знании, и он часто оставляет их и после того, как узнает о них и их обязательности, — либо из лени и пренебрежения, либо в силу какого-нибудь ложного истолкования, либо слепо следуя чьему-то примеру, либо потому что он считает, что занят чем-то более обязательным, либо по иным причинам.


Обязанности сердец важнее обязанностей тел и они более обязательны. Но по мнению многих людей они как будто вообще не относятся к религиозным обязанностям, а причисляются к категории достойных и желательных действий.

Ты видишь, как человек с подобными убеждениями чувствует себя не вправе оставить исполнение какой-нибудь телесной обязанности, но при этом он оставляет намного более важные сердечные обязанности. И он боится нарушить даже самый незначительный запрет и при этом нарушает множество намного более серьёзных запретов, касающихся сердца, нарушение которых — гораздо более тяжкий грех.

Более того, как часто встречаются те, кто поклоняется Аллаху посредством оставления того, что Он как раз вменил им в обязанность, и отказывается от побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого, имея все возможности для этого. И они утверждают при этом, что таким образом они приближаются к Всевышнему Аллаху, сосредоточены на Господе и оставляют то, что их не касается. Такие относятся к числу наиболее ненавистных для Всевышнего Аллаха творений. И это при том, что такой человек полагает, что он истинно верующий и соблюдает предписания ислама должным образом, и что он относится к числу особо приближённых к Аллаху и принадлежит к партии Аллаха. И даже более того: как часто Аллаху поклоняются посредством того, что Он запретил. Поступающий так полагает при этом, что это покорность Аллаху и приближение к Нему, и положение его хуже положения того, кто считает данные действия ослушанием и грехом, как, например, люди, чрезмерно увлечённые слушанием стихов. Им кажется, что они приближаются к Аллаху, а на самом деле они приближаются к шайтану.

Как часто человек убеждён, что он притесняемый приверженец истины, но на самом деле это не так: у него есть что-то от истины, но есть и что-то от ложного и несправедливости, а у его врага есть что-то от истины и справедливости. Любовь к чему-то, увы, делает своего обладателя слепым и глухим. А человеку свойственно любить себя и видеть в себе только хорошее, и ненавидеть противника своего и видеть в нём только скверное. Более того, бывает, что человек любит себя так сильно, что собственные недостатки начинают казаться ему достоинствами.

Как сказал Всевышний:



«Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом...» (сура 35 «Творец», аят 8).

И при этом он столь сильно ненавидит своего противника, что его достоинства начинают казаться ему недостатками. Как говорится:

Смотрят глазами враждебности, а если бы

Взглянули глазами довольства, благим

Показалось бы то, что сочли отвратительным...

Это невежество обычно сопряжено со следованием страстям и несправедливостью, ибо, поистине, человек по натуре своей несправедливый и невежественный. Большинство существующих религий и верований представляют собой обычаи, перенятые от предков и предшественников. Люди слепо следуют этим традициям в утверждении и отрицании, любви и ненависти, лояльности и враждебности. Всевышний Аллах гарантировал поддержку Своей религии, Своей партии и Своим приближённым, которые знают Его религию и соблюдают её предписания. И Он не гарантировал Свою поддержку ложному, даже если приверженец его считает себя приверженцем истины.

Так же и могущество и возвышение — они предназначены для обладателей веры, с которой Аллах направил Своих посланников, ниспослал Свои Писания и которая представляет собой знание, действия и внутреннее состояние. Всевышний Аллах сказал: «Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 139).

И Аллах помогает рабу Своему в соответствии с его верой. Всевышний Аллах сказал: «Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим, но лицемеры не знают этого» (сура 63 «Лицемеры», аят 8).

Ему достаётся могущество в той мере, в какой он обладает верой и претворяет её в жизнь, и если он лишается какой-то доли возвышения и могущества, то это ответ на его упущения в исповедании религии, будь то знания или действия, внешние или внутренние. И защиту раб Аллаха получает в соответствии со своей верой. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах защищает тех, кто уверовал» (сура 22 «Хадж», аят 38).

И если защита эта слаба, то причиной тому слабость веры человека.


И Аллаха достаточно Его рабам в соответствии с их верой. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям довольно Аллаха» (сура 8 «Добыча», аят 64). То есть тебе и им достаточно Аллаха, и Он защищает их и заботится о них в той мере, в которой они следуют Его Посланнику, покоряются и подчиняются Ему, и чем меньше вера, тем меньше этой защиты и заботы получает её обладатель. Мнение приверженцев Сунны и общины что вера увеличивается и уменьшается. И покровительство Своё Аллах дарует человеку в соответствии с его верой. Всевышний Аллах сказал: «Аллах же является Покровителем верующих» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 68).

И Всевышний Аллах сказал: «Аллах — Покровитель тех, кто уверовал» (сура 2 «Корова», аят 257).

И особая близость также достаётся в соответствии с верой. Как сказал Всевышний: «Поистине, Аллах — с верующими» (сура 8 «Добыча», аят 19).

Если вера неполноценная, слабая, то и покровительство Всевышнего Своему рабу и Его близость к нему будут соответствовать силе его веры.

И полноценную помощь и поддержку получают только обладатели совершенной веры. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (сура 40 «Прощающий», аят 51).

И Всевышний Аллах сказал: «Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» (сура 61 «Ряды», аят 14).

И чем слабее вера, тем меньше помощи и поддержки получает человек. Поэтому когда раба Аллаха постигает какая-то беда, затрагивающая его самого или его имущество, и его одолевает враг, то причиной тому его грехи — либо неисполнение обязательного, либо совершение запретного, и это следствие слабости его веры. Таким образом устраняются сомнения, возникающие у многих людей в отношении слов Всевышнего: «Аллах не сделает неверующим пути против верующих» (сура 4 «Женщины», аят 141).

Многие понимают этот аят так: мол, Он не сделает им пути против верующих в мире вечном. А другие считают, что Он не сделает им пути против них в доводах. На самом же деле эти слова означают, что Он не сделает неверующим пути против обладателей совершенной веры. Если же у человека слабая вера, то неверующим будет открыт путь против него в соответствии со степенью слабости его веры. Они сами устраивают им путь против себя, отказываясь от покорности Всевышнему Аллаху. Верующий силён и одерживает верх, и получает поддержку, помощь и защиту, где бы он ни был, даже если враги окружат его со всех сторон, если только он обладает истинной верой и исполняет свои религиозные обязанности внешне и внутренне. Ведь Всевышний Аллах сказал верующим: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 139).


Всё это гарантировано им за их веру и их деяния, которые относятся к воинству Аллаха и через которые Он оберегает верующих, не отделяя от них их деяния и не делая их тщетными подобно тому, как делаются тщетными деяния неверующих и лицемеров, поскольку они совершаются не ради Него и не соответствуют Его велению.

См. [Игасат аль-ляхфан]

ПОЛЕЗНЫЕ ОСНОВЫ В ТОМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ИСПЫТАНИЙ, КОТОРЫЕ ПОСТИГАЮТ ВЕРУЮЩИХ, И БЛАГОДЕНСТВИЯ ОСТАЛЬНЫХ

В заключение упомянем важные и полезные основы.

Основа первая: зло, испытания и тяготы постигают верующих, но обходят стороной неверующих, и действительность подтверждает это; и они постигают в этом мире благочестивых намного чаще, чем нечестивцев и притеснителей. Основа вторая: испытания, которые переносят верующие ради Аллаха, сопровождаются их довольством и надеждой на награду от Аллаха, и они проявляют если не довольство, то терпение и надежду на награду от Аллаха, что облегчает им эти испытания. Всякий раз, когда они думают о воздаянии, им становится легче переносить постигающее их испытание. А у неверующих нет ни довольства, ни надежды на награду от Аллаха, и если они и проявляют терпение, то их терпение подобно терпению животных.

Всевышний Аллах обратил на это наше внимание, сказав:

«Если вы страдаете, то они тоже страдают так, как страдаете вы. Но вы надеетесь получить от Аллаха то, на что они не надеются» (сура 4 «Женщины», аят 104).

Таким образом страдают и те, и другие, однако верующих отличает надежда на получение награды от Всевышнего Аллаха и приближение к Нему.

Основа третья: когда верующий страдает ради Аллаха, то страдания его облегчаются ему в соответствии с его покорностью Ему, искренностью и степенью наличия истинной веры в его сердце, и Аллах избавляет его от такой доли страданий, что, выпади оно на долю другого, тот не смог бы вынести этого. Так защищает Аллах Своего верующего раба. Поистине, Он избавляет его от многих бед, и даже если какие-то испытания всё-таки постигают его, поскольку без них не обходится человеческая жизнь, то они облегчаются верующему, дабы он испытывал меньше трудностей и они меньше утомляли его.