ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 301

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основа десятая: человек — существо общественное по своей природе, и ему необходимо жить с людьми. А у людей есть желания, представления и убеждения, и они требуют от человека, чтобы он соответствовал им, и если он не согласится, то они начинают причинять ему страдания и обижать его. А если он подчинится им, то его ждут страдания и мучения иного рода. Ему не обойтись без людей и общения с ними, и он может либо подчиняться им, либо противоречить. Если он подчинится им в ложном, то его ждут страдания и мучения, а если он станет противоречить им, то он будет также испытывать страдания и мучения, если он откажется подчиниться их страстям, убеждениям и желаниям. И нет сомнений в том, что страдания, которые он испытает в результате своего отказа подчиняться им в ложном, менее значительны, чем страдания, которые ждут его в случае, если он подчинится им в этом. Если он не подчинится тем, кто требует от него подчиниться им в несправедливости, мерзости, или лжесвидетельстве или помочь им в запретном, то они станут обижать его, притеснять и враждовать с ним, однако в конце концов его ждёт благое завершение и помощь, если он будет терпеливым и богобоязненным.

А если он подчинится им, стремясь избежать страданий, то это причинит ему потом гораздо большее страдание, чем то, от которого он бежал. Вероятнее всего, они всё-таки доберутся до него, и тогда он испытает страдания во много раз большие, чем то наслаждение, которое он испытал сначала, покорившись им.

Знание и учёт этого относится к наиболее полезным для раба Аллаха вещам. Незначительные страдания, которые влекут за собой великое и постоянное наслаждение, лучше, чем незначительное наслаждение, которое повлечёт за собой великое и постоянное страдание. А Аллах — Тот, Кто дарует успех.

Основа одиннадцатая: испытания, которые постигают раба Аллаха, не выходят за пределы четырёх категорий. Они затрагивают либо его самого, либо его имущество, либо его честь, либо его родных и тех, кого он любит.

Если говорить об испытаниях, которые затрагивают самого человека, то они могут привести к его гибели, а могут просто причинить ему боль и страдание, от которых он не погибнет. Так постигает человека испытание, которое он переносит ради Аллаха.

Самое тяжкое — испытание, затрагивающее самого человека. Известно, что все творения смертны, и целью верующего является мученическая гибель ради Аллаха, ибо это самая достойная и лёгкая смерть, поскольку мученик ощущает не больше боли, чем тот, кого ущипнули, и нет в мученической смерти какой-то особой тяготы сверх привычных для представителей рода человеческого.


И невежественен тот, кто считает такую смерть большей бедой, чем смерть в своей постели. Смерть мученика относится к числу самых лёгких, наилучших и возвышенных смертей. Но бегущий считает, что своим бегством продлевает себе жизнь и даёт себе возможность наслаждаться ею, однако Всевышний Аллах опроверг это предположение, сказав:

«Скажи: “Бегство не принесёт вам пользы, если вы пытаетесь сбежать от смерти или гибели. В этом случае вы будете пользоваться благами лишь недолго”» (сура 33 «Союзники», аят 16).

Аллах сообщил, что бегство от мученической гибели бесполезно, и даже если бы оно приносило какую-то пользу, то польза эта была бы ничтожно мала, поскольку человеку всё равно не избежать смерти, и из-за этой ничтожной пользы он лишится того, что лучше и полезнее для него, то есть жизни мученика при Господе своём.

Далее Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Кто защитит вас от Аллаха, если Он пожелает вам зла? А если Он пожелает оказать вам милость?” Они не найдут для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника» (сура 33 «Союзники», аят 16).

Всевышний сообщил, что никто не способен защитить раба Аллаха от Него, если Он пожелает ему иного зла, кроме смерти, от которой он бежит. Ведь он бежит от смерти, которая представляется ему злом, но Всевышний Аллах сообщил, что если Он пожелает послать ему иное зло, то никто не сможет защитить его от Аллаха, и может случиться так, что он побежит от смерти на пути Аллаха и впадёт в то, что намного хуже для него. Если так обстоят дела с испытаниями, затрагивающими самого человека, то сказанное можно применить и к испытаниям, затрагивающим его имущество, честь и тело. Кто скупится расходовать своё имущество на пути Всевышнего Аллаха и ради возвышения слова Его, того Аллах лишит этого имущества или ему суждено будет израсходовать это имущество на то, что не принесёт ему пользы ни в этом мире, ни в мире вечном и даже, напротив, причинит ему вред в этом мире и в мире вечном.

Если же он станет копить и собирать это своё имущество, то ему не суждено будет воспользоваться им и оно перейдёт к другому, и этот другой будет пользоваться им, а грех ляжет на оставившего это имущество.



То же самое можно сказать и о том, кто холил и лелеял своё тело и предпочёл отдохновение утомлению на пути Аллаха: Аллах проведёт его через утомление во много раз большее не на Его пути и не ради Его довольства. Это хорошо известно людям на личном опыте.

Абу Хазим сказал: «То, что приходится претерпевать от творений тому, кто не боится Аллаха, намного значительнее того, что приходится претерпевать богобоязненному вследствие своей богобоязненности». Достаточно посмотреть на положение Иблиса. Он не стал совершать земной поклон Адаму, дабы не покоряться ему и не унижаться перед ним и стремясь возвыситься, и Аллах сделал его самым униженным из всех униженных и слугой для грешников и нечестивцев из числа потомков Адама. Он не пожелал пасть ниц перед ним, но удовольствовался тем, чтобы вместе со своим потомством служить нечестивцам из числа потомков Адама.

Так же и идолопоклонники. Они не пожелали подчиниться посланникам из числа людей и поклоняться Единому Богу, однако удовольствовались поклонением божествам из камня.

Таким оказывается — в качестве наказания — положение всякого, кто отказывается принизить себя ради Аллаха, или расходовать свои средства ради снискания Его довольства, или утомлять свою душу и тело в покорности Ему — ему непременно придётся унизиться перед тем, кто не подобен Аллаху, и расходовать ради него своё имущество, и утомлять душу и тело в покорности ему и ради снискания его довольства.

Как сказал один из наших праведных предшественников: «Кто не пожелает пройти с братом своим несколько шагов ради его потребности, того Всевышний Аллах заставит пройти во много раз больше не ради покорности Ему»

См. [Игасат аль-ляхфан]

КАК ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИТЬ ИСПЫТАНИЯ

Во-первых, осознание того, что за это терпение полагается награда.

Во-вторых, осознание того, что испытания служат искуплением для грехов и стирают их.

В-третьих, осознание того, что всё предопределено, в том числе и эти испытания. Они были в Хранимой Скрижали ещё до создания творений, и они непременно постигнуть человека в соответствии с предопределением, поэтому проявления недовольства не добавят человеку ничего, кроме испытаний.


В-четвёртых, осознание своей обязанности перед Аллахом во время этих испытаний. Учёные согласны в том, что человек обязан проявлять терпение, а согласно одному из мнений, терпение и довольство. Человек должен соблюдать право Аллаха и сохранять подчинённость Ему в этих испытаниях – он должен делать это, а иначе его испытания умножается.

В-пятых, осознание того, что эти испытания постигли его за его же грехи. Как сказал Всевышний Аллах:

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки» (сура 42«Совет», аят 30).

Это относится ко всякому испытанию, как незначительному, так и серьёзному, и осознание этой причины побуждает человека к испрашиванию прощения, которое относится к величайшим способам отвести от себя эти испытания.

Али ибн Абу Талиб сказал: « Испытание приходит из-за греха, и ничто не отвращает испытания, кроме покаяния ».

В-шестых, осознание того, что Аллаху было угодно послать эти испытания, избрать их и предопределить, и что подчиненность Аллаху предполагает довольство тем, что пожелал послать ему Его Владыка и Покровитель. И если он по слабости своей не способен проявить довольство, то пусть по меньшей мере проявляет терпение. Если же он опустился ещё ниже, то это будет уже несправедливость и отход от истины.

В-седьмых, осознание того, что это испытание – полезное лекарство, которое послал ему лекарь, знающий о том, что приносит ему пользу, и милостивый к нему, а потому он должен проявить терпение и проглотить это лекарство, а не извергать его посредством ропота недовольства и жалоб, а иначе оно не принесёт пользы.

В-восьмых, осознание того, что итогом принятия этого лекарства становится я исцеление, благополучие и здравие, недостижимые без него, и если он чувствует отвращение к горечи этого лекарства, то пусть он смотрит на итог, то есть на его благое воздействие, Всевышний Аллах сказал:

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура 2 «Корова», аят 216).


И Всевышний Аллах сказал:

«ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура 4 «Женщины», аят 19).

Как раз об этом сказано:

Случается, что неприятное

имеет благие последствия,

И бывает, болезни приносят тебе

исцеление.

В-девятых, осознание того, что это испытание постигло его не для того, чтобы погубить, а для того, чтобы испытать его терпение, дабы человек показал себя: пригоден ли он для того, чтобы использовать его и включать его в число Его приближённых или нет?

Если он проявляет стойкость, то Аллах избирает его, и оказывает ему почёт, и облачает его в одеяние достоинства,и делает своих приближённых слугами и помощниками для него.

Если же он обращается вспять, то изгоняется и отдаляется, и испытание его умножается, притом что он не чувствует этого умножения и увеличения. Однако впоследствии он узнает, что его испытание умножилось, а терпеливый узнает, что его испытание обернулось для него многочисленными благами и милостями. Эти два положения отдаляет друг от друга лишь терпение, проявляемое на протяжении недолгого времени, и поощрение сердца в этот период.

Испытания в конце концов отпустят и того, и другого. Однако отпуская одного, они оставляют после себя разновидности почёта и благ, а отпуская другого, они оставляют после себя лишение и оставление без помощи, потому что таково предопределение Могущественного, Знающего. Аллах дарует милость Свою, кому пожелает, поистине, Аллах – Обладатель великой милости.

В-десятых, осознание того, что Аллах воспитывает раба Своего посредством радостей и печалей, милостей и испытаний, и таким образом заставляет его проявлять подчиненность Ему (‘убудиййа) во всех ситуациях. Ведь истинный раб Аллаха – тот, кто сохраняет свою подчинённость Ему в любом положении.

Что же касается раба радости и благополучия, который поклоняется Аллаху только в благоденствии, и когда к нему приходит благо, он успокаивается, а если его постигает испытание, то он обращается вспять, то он не относится к рабам Его, которых Он избрал для подчинённости Ему (‘убудиййа).