ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 303
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В-четвёртых, он осознаёт, что за всё перенесённое им он получит награду сполна в день, когда многие окажутся ни с чем. В предании говорится, что в Судный день некоторые люди будут жалеть о том, что в этом мире кожу их не резали ножницами, когда увидят, какую награду получат те, кто подвергался тяжким испытаниям в этом мире. Поистине, раб Аллаха будет радоваться в Судный день тому, что у него будут в отношении других людей права, связанные с его имуществом, с ним самим и с его честью. Разумный человек считает это своим запасом для дня, в который эти запасы будут крайне необходимы, и не уничтожает его посредством отмщения, которое не принесёт ему никакой пользы.
Положение десятое: это положение эталона. Это очень достойное и знакомое немногим положение. Суть его в том, чтобы сделать эталоном для себя посланников Аллаха, Его пророков и приближённых и избранных из числа Его творений, ибо, поистине, именно им больше всего достаётся от людей, и обиды со стороны людей обрушиваются на них быстрее, чем бурный поток с возвышенностей. Достаточно задуматься над историями пророков (мир им всем) с их соплеменниками, и над историей Мухаммада ( да благословит его Аллах и приветствует), ведь враги мучили его так, как не мучили никого до него. Варака ибн Науфаль сказал ему: «Тебя непременно будут обвинять во лжи, изгонять и обижать». И он сказал: «Кто бы ни пришёл с тем, с чем пришёл ты, с ним непременно враждовали». И это продолжает постигать его наследников.
Так неужели не согласится раб Аллаха брать пример с лучших из творений Аллаха и его приближённых, начиная с самых-самых?..
Кто ищет подтверждений этому, тому следует посмотреть на испытания, постигавшие учёных, и то, как невежды обижали их. Ибн ‘Абду-ль-Барр написал об этом книгу, назвав её «Испытания учёных».
Положение одиннадцатое: положение единобожия. Это самое достойное и высокое из положений. Когда сердце человека наполняется любовью к Аллаху и искренностью по отношению к Нему и он предпочитает Его довольство всему остальному, ищет приближения к Нему и радуется Ему и ощущает близость Его, он чувствует себя спокойно, во всём полагаясь на Него, и стремится к встрече с Ним и признаёт Его своим единственным покровителем, полностью предаваясь на волю Его, будучи довольным Им и Его предопределением, растворяясь в любви к Нему, страхе перед Ним, надежде и уповании на Него, и только на Него. В результате в его сердце не остаётся места для того, чтобы уделять внимание обидам, которые наносят ему люди, не говоря уже о том, чтобы занимать своё сердце, мысли и сознание стремлением отомстить и ответить злом на зло: этим занимает себя лишь сердце, в котором нет того, что избавило бы его от необходимости в этом и отвратило бы его от этого. Это такое голодное сердце: увидев любую пищу, оно тут же устремляется к ней. Если же сердце человека наполнено самой возвышенной и достойной пищей, то оно не обращает внимания на остальное. Это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, и Аллах — Обладатель великой милости.
См. [Мадаридж ас-саликин]
ПЕРЕНЕСЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ
Слова «Поистине, Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся» относятся к лучшим и наиболее полезным в этом мире и в мире вечном лекарствам для того, кого постигло испытание, поскольку они содержат в себе две основы, познав и прочувствовав которые, раб Аллаха утешается и отвлекается от своей беды. Основа первая: сам человек, его семья и его имущество принадлежат на самом деле Всевышнему Аллаху, и Он даёт всё это рабу Своему во временное пользование, и Он забирает это, как берёт человек назад вещи, которые дал кому-то во временное пользование.
Кроме того, он должен помнить, что его появлению в этом мире предшествовало отсутствие, и покинув этот мир, он снова будет отсутствовать, и всем, что есть у раба Аллаха в этом мире, ему дано пользоваться в течение очень короткого времени.
К тому же это не он вывел всё это из небытия к существованию, дабы быть его истинным владельцем. И это не он сохраняет это от всяких бед и опасностей после того, как оно начало своё существование, и он не может влиять на него и владеть им по-настоящему. Он лишь распоряжается всем этим так, как распоряжается раб, действующий в рамках данных ему велений и запретов, а не так, как распоряжаются истинные владельцы. Поэтому ему разрешается делать с этим лишь то, что соответствует велению его Истинного Владельца.
Основа вторая: рабу Аллаха предстоит вернуться к Аллаху — его истинному Покровителю — и он непременно оставит мир этот позади и придёт к Господу своему в одиночестве таким, каким Он создал его в первый раз. Без семьи, без имущества, без клана, только с благими и скверными деяниями. Если таково начало человека и таков конец его, то как может он радоваться тому, что есть у него, или сокрушаться из-за того, чего он лишился? Думать о своём начале и конце — одно из лучших лекарств от этого недуга. Ещё одно лекарство — быть убеждённым в том, что постигшее его не могло обойти его стороной, а обошедшее его стороной не могло постигнуть его.
Всевышний Аллах сказал:
«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании ещё до того, как Мы сотворили его. Поистине, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (сура 57 «Железо», аяты 22-23).
Ещё одно лекарство — смотреть на то, что постигло его, и осознавать, что Господь, забрав нечто, оставил ему нечто подобное или даже лучшее, и приберёг для него к тому же, если он проявит терпение и довольство, награду, во много раз более значительную, нежели потерянное им. И поистине, если бы Он пожелал, то сделал бы это испытание более тяжким.
Ещё одно лекарство — потушить пламя горя своего, следуя примеру тех, на чью долю выпали тяжкие испытания, и помнить о том, что всех людей постигают испытания. Пусть посмотрит направо: увидит ли он что-то, кроме испытаний? А потом пусть обратит взор налево: увидит ли он что-то, кроме горя? Если бы он мог исследовать весь мир, он не нашёл бы человека, который не подвергается испытаниям: кто-то лишается того, что любит, кого-то постигает нечто неприятное. Однако при всём при этом зло мира этого подобно сну или быстро исчезающей тени. Мир этот позволяет тебе смеяться немного, но заставляет тебя при этом много плакать, и какой бы дом ни наполнился благом, вслед за этим он обязательно наполнится тем, что послужит назиданием, и за днём радости непременно придёт день зла. Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «За каждой радостью следует горе, и когда бы ни наполнился дом радостью, он непременно наполнится и горем». А Ибн Сирин сказал: «За каждым смехом следуют слёзы».
Хинд бинт ан-Нуман сказала: «Мы были когда-то самыми могущественными людьми, обладателями огромной власти, и вот солнце ещё не успело зайти, как мы сделались самыми ничтожными людьми... Поистине, наполняя дом радостью, Аллах затем непременно наполняет его тем, что становится назиданием!» Один человек попросил её рассказать о том, как всё было, и она сказала: «Мы встретили утро, и не было среди арабов никого, кто не надеялся бы [стать нашими приближёнными], а с наступлением вечера не осталось среди арабов никого, кто не жалел бы нас...»
Ещё одно лекарство — знать, что ропот и отчаяние не вернут утраченное, а лишь усилят боль от утраты. Это лишь способствует усилению недуга. Другое лекарство — знать, что упустить награду за терпение и смирение — благословение, милость и верное руководство, которые гарантировал Аллах тем, кто проявляет терпение и говорит: «Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся» — на самом деле страшнее самого испытания. Ещё одно лекарство — знать, что ропот и причитания только дают врагу повод для злорадства, а другу — повод для огорчения, гневают Господа и радуют шайтана, и лишают человека награды и ослабляют его. А если человек проявляет терпение в надежде на награду от Аллаха, то этим он наносит удар шайтану и заставляет его уйти ни с чем. И это помогает ему снискать довольство Господа своего, порадовать друга и огорчить врага и принести облегчение братьям своим так, что он утешает их прежде, чем они начнут утешать его. Это стойкость и величайшее совершенство — когда человек не бьёт себя по щекам, не рвёт на себе одежду, не призывает на себя горе и погибель и не проявляет недовольства предопределением. Другое лекарство — знать, что терпение в надежде на награду от Аллаха приносит человеку во много раз больше наслаждения и радости, чем приносило бы ему утраченное, если бы оно осталось у него. Достаточно ему дома хвалы, который будет построен для него в Раю за то, что он восхвалял Господа своего и говорил: «Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся». Так пусть же человек смотрит, какая беда более серьёзная — упустить что-то из тленных мирских благ или упустить дом хвалы в Садах вечности? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день некие люди пожалеют о том, что в мире этом их кожу не резали ножницами, когда увидят награду, доставшуюся тем, на чью долю выпали тяжкие испытания в земной жизни» [Тирмизи, 2404]. Один из наших праведных предшественников сказал: «Если бы не испытания в мире этом, то в Судный день мы пришли бы без всяких запасов». Ещё одно лекарство — утешать сердце надеждой на то, что Аллах дарует ему нечто взамен утраченного, ибо, поистине, всё может быть возмещено, кроме Аллаха — Его ничто не заменит. Недаром сказано: Всё, что ты потерял, возместить возможно, И только Аллаха тебе никто не заменит. Другое лекарство — знать, что от того, как он воспримет испытание, зависит, что оно ему принесёт. Кто проявляет довольство, тому и достанется довольство, а кто проявит недовольство, тому и достанется недовольство. Твоим отношением к испытанию определяется то, что оно принесёт тебе, так выбери же между благой долей и скверной. Если в ответ на испытание ты проявляешь недовольство и впадаешь в неверие, то ты будешь записан в числе пропащих. Если в ответ на испытание ты начинаешь роптать и делать упущения, халатно относясь к своим обязанностям или совершая запретное, то ты будешь записан в числе делающих упущения. Если в ответ на испытание ты начнёшь жаловаться и проявлять нетерпение, то ты будешь записан в числе обделённых. Если в ответ на испытание ты начинаешь возражать Аллаху и ставить под сомнение мудрость Его, то ты тем самым постучишься в дверь неверия или даже войдёшь в неё. Если же в ответ на испытание ты проявляешь терпение и стойкость ради Аллаха, то ты будешь записан в числе терпеливых. Если в ответ на испытание ты проявляешь довольство, то ты будешь записан в числе проявляющих довольство. Если в ответ на испытание ты начинаешь восхвалять Аллаха и благодарить Его, то ты будешь записан в числе благодарных и окажешься под знаменем хвалы вместе с теми, кто много восхвалял Аллаха. Если же испытание рождает в тебе любовь и стремление к встрече с Господом, то ты будешь записан в числе любящих и искренних. Махмуд ибн Лябид передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, когда Аллах любит каких-то людей, Он подвергает их испытаниям, и кто проявит довольство, того ожидает довольство, а того, кто проявит недовольство, ожидает недовольство» [Тирмизи, 2396; Ахмад].
Ещё одно лекарство — знать, что, как бы ни убивался человек в своём горе, всё равно в конце концов ему придётся смириться и проявить терпение, но это вынужденное терпение уже не будет похвальным и награды за него не будет. Один мудрый человек сказал: «Разумный делает в первый день испытания то, что невежественный делает спустя много дней, и тот, кто не будет терпеть, как терпят достойные, непременно будет терпеть, как терпят животные».
В достоверном хадисе говорится: «Терпение [требуется] при первом потрясении» [Бухари, 1302; Муслим, 926].
А аль-Аш ас ибн Кайс сказал: «Поистине, либо ты проявишь терпение с верой и надеждой на награду от Аллаха, либо утешишься, как утешается скотина».
Другое лекарство — знать, что самое полезное лекарство для человека — соглашаться с Господом в том, что угодно Ему и чего Он желает для него. Ведь суть любви и секрет её — в согласии с тем, кого любишь, и если кто-то утверждает, что любит, а потом у него вызывает недовольство угодное объекту его любви и он любит неугодное ему, то он как будто свидетельствует против себя же, собственноручно обвиняя себя во лжи и навлекая на себя ненависть объекта своей любви. Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, Аллах, осуществляя что-то из предопределённого Им, желает, чтобы это воспринималось с довольством». ‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен Аллах им и его отцом) говорил во время своей болезни: «Самое любимое для меня — то, что больше всего любит Он». То же самое говорил Абу аль-‘Алия. Это лекарство и это лечение действует только на любящих, и с помощью него не может исцелиться любой.
Есть и такое лекарство — сравнить два наслаждения и понять, какое более значительное и долговечное. Это наслаждение от пользования тем, чего человек лишился в результате постигшего его испытания, и наслаждение, которое ожидает его в качестве награды [за терпение].
Если он выбрал правильное, то пусть он благодарит Аллаха за то, что Он помог ему в этом. Если же он выберет то, что явно уступает [наслаждению, получаемому от награды за терпение], то пусть он знает, что беда, постигшая его разум, сердце и религию, намного серьёзнее той беды, которая постигла его, затронув нечто мирское. Ещё одно лекарство — знать, что этому испытанию подверг его Наимудрейший и Милостивейший и что Он, Всевышний, послал ему это испытание не для того, чтобы погубить его или подвергнуть мучению и причинить горе. Он послал ему это испытание для того, чтобы испытать его терпение, довольство и веру и дабы услышать возносимые им горячие мольбы и дабы увидеть его распростёртым у врат Своих, с преисполненным смирения сердцем, обращающим свои жалобы только к Нему.