ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И в Его знамениях во вселенной ты увидишь доказательства того, что Коран — истина, и что Посланник — истина, и что Аллах непременно исполнит Своё обещание. История — подробное изложение тех самых причин блага и зла, о которых Аллах сообщил нам в общем.

Вторая: нельзя позволять душе своей внушать тебе неверное представление об этих причинах. Это крайне важно, ибо, поистине, раб Аллаха знает, что грехи и беспечность относятся к причинам, которые непременно повредят ему в этом мире и в мире вечном, однако душа его толкает его к ошибке, внушая ему, что он должен полагаться на прощение Аллаха. А иногда она побуждает его отложить покаяние и испрашивание прощения. Иногда она побуждает его заниматься желательным или приобретением знания. Порой она побуждает его оправдываться предопределением, проводить неоправданные аналогии или подражать сильным мира сего.

См. [ Ад-да'ва ад-дава' ]

СОКРЫТИЕ МОЛЬБЫ

Всевышний Аллах сказал:

«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» (сура 7 «Преграды», аят 55).

В этом аяте упомянуты два вида мольбы. Однако наиболее явно это относится к мольбе-просьбе, хотя и включает просьбу-поклонение. Поэтому велено было скрывать её. Аль-Хасан сказал: «Между мольбой тайной и мольбой явной — семьдесят степеней. И мусульмане взывали к Аллаху с мольбами, однако их голосов не было слышно — это был лишь шёпот, [тайна] между ними и их Господом. Ведь Всевышний Аллах сказал: “Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне”». Всевышний Аллах упомянул праведного раба, деянием которого Он доволен. Он сказал: «Вот он воззвал к своему Господу тайно» (сура 19 «Марьям», аят 3). В сокрытии мольбы много пользы.

Во-первых, оно свидетельствует о большей вере, поскольку обращающийся к Всевышнему Аллаху с такой мольбой знает, что Он слышит его тайную мольбу и он не подобен тому, кто утверждает: мол, Аллах слышит нас, когда мы говорим громко, но Он не слышит нас, когда мы говорим тихо.

Во-вторых, это лучше с точки зрения благовоспитанности и возвеличивания. Именно поэтому к царям не обращаются громко и не просят у них громким голосом напротив, в их присутствии принято понижать голос и говорить так чтобы только они могли расслышать сказанное, ибо им ненавистен тот, кто повышает голос в их присутствии. А Аллах, разумеется, ни с чем не сравним, и поскольку Он слышит тайные мольбы, то с точки зрения благовоспитанности обращающемуся к Нему с мольбами приличествует именно понижение голоса.


В-третьих, сокрытие мольбы свидетельствует о предельном смирении взывающего, которое является духом мольбы, его сердцевиной и сутью. Поистине, смиренный, кроткий, горячо взывающий к Нему просит так, как просит униженный бедняк, сердце которого сломлено, а органы тела и голос смиренны — так, что его смирение, потребность в Господе, сломленность и усердие в мольбе усиливаются настолько, что лишают его дара речи. Сердце его просит, горячо взывая к Господу, а язык его из-за предельного смирения и крайней униженности молчит. С таким положением изначально несовместимо повышение голоса.

В-четвёртых, это ближе к искренности.

В-пятых, это лучше с точки зрения сосредоточенности сердца на Всевышнем Аллахе во время мольбы, потому что повышение голоса отвлекает человека и рассеивает его внимание. А понижая голос, он, напротив, всецело устремляется к Тому, к Кому взывает.

В-шестых, примечательно и то, что сокрытие мольбы свидетельствует о близости человека к Аллаху. Остро ощущая близость к Нему и Его присутствие, он обращается к Нему так, как обращаются к очень близкому, и просит Его так, как ведут тайную беседу двое близких, а не так, как взывает человек к тому, кто находится далеко от него.

Поэтому Всевышний Аллах похвалил раба Своего пророка Закарию (мир ему), сказав:

«Вот он воззвал к своему Господу тайно» (сура 19 «Марьям», аят 3). Когда сердце ощущает близость Всевышнего Аллаха к нему и чувствует, что Он ближе к нему, чем всё самое близкое, и осознаёт это, то он обращается к Всевышнему с мольбой так тихо, как только может, чувствуя, что повышение голоса в подобных обстоятельствах неуместно и неподобающе. Это как если бы человек, обращаясь к своему собеседнику, сидящему так близко от него, что способен услышать даже его шёпот, вдруг повышает голос как только может: очевидно, что собеседник сочтёт это неуместным. Аллах, разумеется, ни с чем не сравним, но тот же смысл мы видим и в достоверном хадисе. Когда сподвижники, находясь вместе с ним в пути, стали громко повторять: «Аллах Велик!» — Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тише, поистине, вы взываете не к глухому и не к отсутствующему — вы взываете к Слышащему, Близкому, Который ближе к любому из вас, чем шея его верхового животного!» [Бухари; Муслим].

Всевышний Аллах сказал:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов взывающего, когда он взывает ко Мне» (сура 2 «Корова», аят 186).



Сообщается, что причиной ниспослания аята стало то, что сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха! Наш Господь близок и тогда нам следует обращаться к Нему тихо, или же Он далёк и тогда нам следует взывать к Нему громко?» И Всевышний Аллах ниспослал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов взывающего, когда он взывает ко Мне».

Отсюда следует, что им было сказано уподоблять мольбу тайной беседе, а не зову, который представляет собой повышение голоса. Они спросили об этом, и им было отвечено, что их Всевышний Господь близок и нет нужды повышать голос при обращении к Нему с мольбами. Его следует просить так, как просят близкого, с которым беседуют тихо, а не как просят далёкого, которого требуется громко звать. Эта близость к взывающему — близость особая, отличная от Его близости ко всем. Он близок к тому, кто обращается к Нему с мольбой, и Он близок к тому, кто поклоняется Ему. Ближе всего к Господу своему раб Аллаха бывает, когда совершает земной поклон.

Эта близость более особая, нежели близость возвращения к покорности Ему и близость ответа — а большинство мутакаллимов признают лишь её.

Это особая близость к обращающемуся с мольбой и поклоняющемуся. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передавая от своего Всевышнего Господа: «Кто приблизится ко Мне на пядь, к тому Я приближусь на локоть, а кто приблизился ко мне на локоть, к тому Я приближусь на сажень» [Бухари; Муслим].

Это Его близость к тому, кто поклоняется Ему. Что же касается Его близости к тому, кто взывает к Нему с мольбой, то, как сказал Всевышний Аллах:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов взывающего, когда он взывает ко Мне» (сура 2 «Корова», аят 186).

Всевышний также сказал: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» (сура 7 «Преграды», аят 55).

В аятах содержится указание на эту близость. Что же касается близости Всевышнего Аллаха к тому, кто любит Его, то это другой вид близости... Его не описать словами и оно непостижимо для сердца. Однако раб Аллаха верит в эту близость в соответствии с тем, насколько сильна либо слаба его любовь к Нему. Остерегайся же говорить о ней не то, что говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и остерегайся того, чтобы сердце твоё придало ей иное значение и стопа поскользнулась, после того как стояла твёрдо.

Многие люди запутались в этом, плохо отличая правильное от неправильного. Они сказали скверные слова и их воображение увело их [от истины]. В противоположность им у некоторых людей завеса, [отделяющая их от истины] настолько толста, что они вообще отвергли любовь раба Аллаха к Господу своему и Его близость к нему, связав эти понятия с наградой. Мол, любовь и близость связаны с ней, и только.


В-седьмых, сокрытие мольбы есть побуждение к постоянству в испрашивании, потому что такая мольба не утомляет язык и другие органы тела, в отличие от повышения голоса, которое может утомить язык и частично лишить его силы. То же самое можно сказать о человеке, который читает и повторяет, повышая голос: он долго не выдержит, в отличие от того, кто делает это тихим голосом.

В-восьмых, сокрытие мольбы есть отдаление от всего, что мешает, отвлекает и ослабляет. Ведь когда взывающий с мольбой делает это тайно, об этом никто не знает и не отвлекает его. Если же человек обращается к Аллаху с мольбой громко, то злые и скверные представители джиннов и людей непременно будут отвлекать его и мешать ему. И уже одного того, что их связь с ним лишает его сосредоточенности и ослабляет следствия мольбы, вполне достаточно. Опытный человек знает это. И скрывая мольбу, человек избавляет себя от этого вреда.

В-девятых, к величайшим милостям относится устремление к Аллаху, поклонение Ему и посвящение себя Ему, и на каждую милость, будь она большая или малая, находится завистник, а ведь нет милости больше этой, и души завистников изводятся от зависти, связанной с ней. И нет ничего более спасительного для того, кому завидуют, чем спрятать эту милость от завистника и не стараться демонстрировать её ему.

Якуб сказал Юсуфу:

«Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Поистине, шайтан — явный враг человеку» (сура 12 «Юсуф», аят 5). Сколько раз случалось, что праведный обладатель здравого сердца, сосредоточенный на Аллахе, рассказывал о своём положении другим. И они лишали его этой милости, и потом он в отчаянии заламывал руки. Поэтому обладающие знанием и шейхи наказывают нам хранить в секрете свою связь с Аллахом, и никому не раскрывать этот секрет и беречь его как зеницу ока.

Истинные верующие тщательнее всех скрывают свою связь с Всевышним, держа в тайне дарованные им Аллахом любовь к Нему, ощущение близости к Нему и сосредоточенность сердца на Нём. Особенно это важно для тех, кто находится в самом начале своего пути к Аллаху. Когда же один из них окрепнет и сердце его укрепятся корни этого благого дерева, — корни которого прочны, а ветви уходят в небеса, — так что у него уже не будет оснований бояться ураганов для этого дерева — вот тогда уже он может перестать скрывать свою связь с Всевышним, дабы люди брали с него пример, ибо в этом случае ему уже нечего опасаться.


Это крайне важная тема и знает её тот, кто имеет к ней непосредственное отношение. Если мольба, которую надлежит скрывать, содержит в себе мольбу-просьбу, а также восхваление Всевышнего, любовь и стремление к Нему, то это относится к числу величайших сокровищ, которые заслуживают того, чтобы скрывать их и беречь от глаз завистников. Это очень важно.

В-десятых, мольба — это поминание Того, к Кому человек взывает, содержащее адресованные Ему просьбу и восхваление посредством Его имён и качеств. То есть это поминание с добавлением. Так, поминание названо мольбой, потому что оно содержит в себе просьбу. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Наилучшая мольба — восхваление Аллаха» [Тирмизи, 3383; Ибн Маджа, 3800].

Восхваление Аллаха названо мольбой, хотя это чистая хвала, потому что восхваление включает любовь и хвалу, а любовь — высочайшая разновидность стремления к объекту любви. Восхваляющий стремится к объекту своей любви, и он больше заслуживает называться молящим, нежели тот, кто просит Господа своего об удовлетворении какой-нибудь своей потребности.

Поразмышляй об этом, и ты не будешь нуждаться в подтверждающих это словах вроде: «Поминающий ожидает обрести нечто, и даже если он не делает это открыто, на самом деле он просит о том, что включает в себя его восхваление».

Как сказал Умайя ибн Абу ас-Сальт:

Упоминать мне о своей потребности

или твоя стыдливость

Избавит меня от этого, коль свойственна тебе стыдливость?..

Если однажды тебя человек восхвалять начинает,

Он восхваленьем своим обращение

с просьбой к тебе заменяет.

Таким образом, как мы уже упомянули, сама по себе хвала и прославление уже содержат в себе величайшее прошение. Это стремление к объекту любви, а это и есть истинная мольба, и она больше заслуживает называться мольбой, чем другие виды прошений, занимающие более низкое по сравнению с ней положение. Имеется в виду, что мольба содержит поминание и входит в него. Верно и обратное. Всевышний Аллах сказал: «Поминай Господа своего с покорностью и страхом в душе своей и не громко» (сура 7 «Преграды», аят 205).

Всевышний Аллах повелел Своему Пророку поминать Его про себя, в душе своей.

Муджахид и Ибн Джурайдж сказали: «Он повелел, чтобы они поминали Его в груди своей посредством смиренной мольбы и предельной кротости, без повышения голоса и крика». Ранее уже приводился хадис Абу Мусы (да будет доволен им Аллах): «Мы были с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в пути и стали громко произносить такбир, и он сказал: “О люди! Успокойтесь, ибо, поистине, вы взываете не к глухому и не к отсутствующему — вы взываете к Слышащему, Близкому, Который ближе к вам, чем шеи ваших верховых животных"».