ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 309
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Посмотри, как сказал Всевышний Аллах в аяте о поминании: «Поминай Господа своего со смирением и страхом в душе своей» (сура 7 «Преграды», аят 205).
И в аяте о мольбе: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» (сура 7 «Преграды», аят 55). Смирение упомянуто в обоих аятах. Оно представляет собой униженность, кротость и безропотность. Оно - дух поминания и мольбы, а о мольбе сказано «в тайне» по причинам, которые мы упомянули, и другим.
См. [Бада и аль-фаваид]
КОЗНИ ИБЛИСА И ПРАРОДИТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Всевышний Аллах поведал нам эту историю и сообщил о том, что Иблис не переставал обольщать их, давать им обещания и сулить им вечность в Раю до тех пор, пока не поклялся им Аллахом, что он для них — искренний советчик. Они поверили ему и сделали то, чего он требовал от них, и начались их испытания: они были выведены из Рая, лишены своей одежды и так далее. И всё это произошло из-за козней, которые были предопределены и уготованы им судьбой.
И Всевышний Аллах обратил эти козни против самого Иблиса, и покрыл наших прародителей Своей милостью и прощением, и вернул их в Рай в наилучшем положении наилучшим образом, и в итоге от козней своих пострадал сам Иблис:
«Но злое ухищрение поражает только тех, кто творит зло» (сура 35 «Творец», аят 43).
Враг Аллаха решил по невежеству своему, что победа в этой войне досталась ему, и не знал о засаде: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из оставшихся в убытке» (сура 7 «Преграды», аят 23).
И он не знал о том, что победа досталась не ему: «Потом Господь избрал его [Адама], принял его покаяние и наставил на прямой путь» (сура 20 «Та Ха», аят 122). Проклятый Иблис решил по невежеству своему, что из-за вкушения запретного плода Всевышний Аллах покинет Своего любимого избранника, которого Он сотворил Своей Рукой, в которого Он вдохнул от духа Своего, перед которым заставил пасть ниц ангелов и которого научил названиям всякой вещи. При этом он не знал, что Лекарь научил больного пользоваться лекарствами ещё до того, как тот заболел, и тот, почувствовав, что заболевает, поспешил воспользоваться лекарством. Когда враг пустил в него стрелу, она ранила его не смертельно, и он поспешил приступить к лечению раны, а потом поднялся, будто с ним ничего и не случалось.
Враг же был испытан грехом и решил упорствовать в нём, спорить и доказывать свою правоту и критиковать мудрость Всевышнего, вместо того чтобы просить прощения и сожалеть о содеянном.
А когда любимый Всевышним был испытан грехом, то он признал грех свой, раскаялся и пожалел о том, что сделал, продемонстрировал смирение и кротость и прибегнул к средству, которое не подводит творения: единобожию и испрашиванию прощения, и так избавил себя от упрёка. Ему был прощён его грех, его покаяние было принято и пред ним были открыты все врата милости и верного руководства. А мы — потомки, и не подвергнется притеснению тот, кто похож на праотца, и кому присуще было приносить покаяние и испрашивать прощение, тот был направлен к наилучшим качествам.
См. [Игасат аль-ляхфан]
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ПОЛУЧЕНИЮ ОТВЕТА НА МОЛЬБУ?
Мольба относится к наиболее действенным причинам избавления от неприятного и обретения желаемого. Однако порой следствие не приходит либо из-за слабости самой мольбы, как в случае с мольбой, которую Аллах не любит, например мольбой, посредством которой верующий покушается на кого-то, либо из-за слабости сердца, и отсутствия у него устремлённости к Аллаху, и сосредоточенности на нём во время мольбы. В этом случае мольба подобна луку с очень расслабленной тетивой: стрела вылетает из него очень слабо.
Также может существовать препятствие для получения ответа на мольбу. Это может быть запретная пища, налёт грехов на сердцах и одолевающие их небрежность, страсть и пустые развлечения.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в том, что ответ придёт, и знайте, что Аллах не примет мольбу, исходящую из сердца небрежного, несосредоточенного» [Тирмизи, 3479].
Это очень полезное лекарство, устраняющее болезнь. Однако небрежность сердца лишает его силы. Так же и вкушение запретного отнимает у него силу и ослабляет его.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О люди! Поистине, Аллах благой, и Он не принимает ничего, кроме благого, и поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам, и сказал: О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Поистине, Мне известно о том, что вы совершаете (23:51). И Он сказал: О вы, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас (2:172)». Затем он упомянул человека, который уже долго находится в пути, с взъерошенными волосами, покрытого пылью. Тот протягивает руки к небу: “Господи! Господи!" — но при этом пища его запретна, питьё его запретно, одежда его запретна и вскормлен он был запретным, так как может прийти ответ на его мольбу? [Муслим, 1015].
Абдуллах, сын имама Ахмада, приводит такую историю: «Бану Исраиль постигло бедствие, и они вышли вместе, и Всевышний Аллах внушил их пророку, чтобы он сообщил им: “Поистине, вы выходите на возвышенность с нечистыми телами и поднимаете ко Мне руки, которыми вы пролили кровь и наполнили дома свои запретным. И вот сейчас, когда Я так разгневан на вас, [вы обращаетесь ко Мне] ? Теперь вы будете лишь отдаляться от Меня!"» Абу Зарр сказал: «Когда есть благочестие, то из мольбы достаточно столько, сколько соли достаточно, чтобы посолить еду»
См. [Ад-да'ва ад-дава']
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОЛУЧЕНИЕ ОТВЕТА НА МОЛЬБУ ПОЧЁТОМ?
Есть люди, которые отворачиваются от поклонения Аллаху и испрашивания у Него помощи. Они не поклоняются Ему и не испрашивают у Него помощи. Более того, даже если такой человек попросит Его о чём-то и обратится к Нему за помощью, то лишь ради своей мирской доли и своих страстей, не думая при этом ни о довольстве Аллаха, ни о Его правах.
К Всевышнему Аллаху обращаются с мольбами те, кто в небесах и на земле. Его просят о чём-то и Его приближённые, и Его враги, и Он наделяет и тех, и других. Самое ненавистное для Него из Его творений — Его враг Иблис. Несмотря на это, когда тот попросил Его об удовлетворении своей потребности, Аллах дал ему то, о чём он просил. Однако поскольку удовлетворение этой потребности не было помощью ему в снискании Его довольства, то оно лишь добавило ему злосчастья и еще больше отдалило его от Аллаха.
Это же относится и ко всякому, кто испрашивает у Него помощи и просит Его о чём-то, что не является помощью в покорности Ему, - удовлетворение этой его потребности отдалит его от довольства Аллаха и отдалит его от Него иначе и быть не может. Пусть же разумный человек обратит на это внимание в себе самом и в других. И пусть он знает, что получение ответа на мольбу не является почётом для всякого, кто просит Его о чём-то. Его раб просит Его об удовлетворении какой-то потребности, и Он удовлетворяет эту потребность, притом, что в её удовлетворении заключается его погибель и злосчастие. Аллах удовлетворяет эту его потребность как раз потому, что он ничтожен пред Ним и оказался в немилости у Него. И как раз неудовлетворение этой потребности является почётом для него и проявлением любви Всевышнего к нему: Он лишает его этого, желая защитить, охранить и уберечь его, а не из скупости. Так Он поступает со Своим рабом, которого Он желает почтить, и которого Он любит, и к которому Он добр. А раб Его по невежеству своему полагает, что Аллах не любит его и не оказывает ему почёт. Он видит, что Аллах удовлетворяет просьбы других. И он начинает скверно думать о Господе своём. Этим наполнено сердце его, притом что сам он не ощущает этого.
От этого избавлен тот, кого Аллах избавил от этого. Человек может увидеть в себе этот изъян, ибо признаком его является перекладывание ответственности на предопределение и то, что человек внутренне упрекает предопределение.
Как говорится:
Слаб в своём мнении тот,
Кто упускает возможности,
А потом, когда всё потеряно,
Судьбу во всём обвиняет он...
Клянусь Аллахом, если бы заглянул он в душу свою, то увидел бы там упрёк и обвинение предопределения: мол, должно было быть так-то и так-то и что я могу поделать, ведь от меня ничего не зависит.
Разумный человек обвиняет душу свою. А невежда винит во всём предопределение Господа своего. Остерегайся же просить у Него чего-то определённого, последствия чего неизвестны тебе и ты не знаешь, будет ли оно для тебя благом. Если же тебе необходимо обратиться к Нему с такой мольбой, то обязательно сделай оговорку, связав свою мольбу с Его знанием о том, является ли то, о чём ты просишь Его, благом для тебя.
Предвари мольбу свою испрашиванием блага (истихара), и пусть не будет это испрашивание пустыми словами без знания. Пусть это будет испрашиванием того, кто не знает, в чём польза для него, и не способен узнать это и обрести подробное знание об этом, и не способен ни отвести от себя вред, ни принести себе пользу, и если его предоставить самому себе, то он непременно погибнет и все дела его придут в расстройство. Если Он дарует тебе что-то без просьб с твоей стороны, то проси Его о том, чтобы Он сделал дарованное помощью тебе в покорности Ему и снискании Его довольства, и не отдалял тебя от Него и Его довольства посредством этого дара.
И не думай, что каждое Его даяние — почёт для того, кого Он одаряет, и не считай, что если Он лишает кого-то чего-то, то это потому, что этот Его раб у Него в немилости. Его даяние и Его лишение — испытания, которые Он посылает Своим рабам.
Всевышний Аллах сказал:
«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!” Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: “Господь мой унизил меня!”» (сура 89 «Заря», аяты 15-16).
То есть не всякое Моё даяние свидетельствует о том, что Я почтил того, кого одарил. Это лишь испытание от Меня: будет ли он благодарить — и тогда Я дарую ему ещё больше, или будет неблагодарным — и тогда Я лишу его и этого и изменю его положение? Так же и то, что Я подвергаю испытаниям некоторых Своих рабов, делая их удел столь скудным, что им еле-еле хватает его, не означает, что они у Меня в немилости. Это испытание от Меня: проявит ли человек терпение — и тогда Я дарую ему во много раз больше того, чего он лишился, и дарую ему щедрый удел, или же он проявит недовольство — и тогда долей его будет недовольство. Всевышний Аллах ответил тем, кто решил, что щедрый удел является почётом, а бедность — унижением. Он сказал: Я испытываю раба Своего богатством не в качестве почёта, и Я испытываю его бедностью не в качестве унижения. Он сообщил о том, что почтение и унижение не связаны с имуществом, величиной удела и распределением его. Поистине, Он, Всевышний, порой дарует неверующему щедрый удел не потому, что желает почтить его, и посылает верующему бедность не для того, чтобы унизить его. Он оказывает почёт тому, кого желает почтить, посредством знания Его, любви к Нему и покорности Ему, и унижает того, кого желает унизить, посредством отдаления от Него и ослушания Его.
Ему надлежит хвала и за то, и за другое, и Он — Самодостаточный, Достойный хвалы. И счастье в этом мире и в мире вечном сводится к «Тебе поклоняемся мы и Тебя просим о помощи»
См. [Мадаридж ас-саликин]