ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


См. [Ад-да'ва ад-дава']

ДОВОЛЬСТВО РАБА АЛЛАХА СВОЕЙ ПОКОРНОСТЬЮ ЕМУ

Довольство раба Аллаха своей покорностью Ему свидетельствует о том, что он слишком хорошего мнения о себе и не знает обязанностей, которые накладывает на него подчинённость Аллаху (‘убудиййа) и не делает того, что обязан делать, и не относится к Господу так, как надлежит относиться к Нему.

Получается, что его невежество в отношении собственной души, её качеств и изъянов и недостатков деяний своих, а также невежество его в отношении Господа своего, и Его прав, и того, как надлежит относиться к Нему, порождают довольство его своей покорностью и слишком хорошее мнение о ней.

А это, в свою очередь, порождает самолюбование, высокомерие и другие порочные деяния [сердца], которые являются более тяжкими грехами, чем грехи внешние, совершаемые органами тела, — прелюбодеяние, употребление вина, бегство с поля боя и так далее.

Довольство своей покорностью Аллаху происходит от себялюбия и глупости. А люди решительные и видящие истину больше всего просят у Аллаха прощения как раз после проявлений покорности Ему. Потому что они понимают, что делают упущения в этой покорности и не поклоняются Аллаху так, как требует того Его величие, и что если бы не веление, то никто из них не демонстрировал бы подчинённость Ему подобным образом и не стал бы делать это ради Господа своего.

Так, Всевышний Аллах повелел паломникам, приходящим к Дому Его, испрашивать у Него прощения после покидания Арафата, а это наилучший и самый величественный обряд во всём хадже.

Всевышний сказал:

«А когда вы вернётесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте [в Муздалифе]. Поминайте Его, поскольку Он наставил вас на прямой путь, хотя прежде вы были одними из заблудших. Затем отправляйтесь в путь оттуда, откуда отправляются остальные люди, и молите Аллаха о прощении. Поистине, Аллах — Прощающий, Милостивый» (сура 2 «Корова», аяты 198-199). Всевышний Аллах сказал:

«...и просят прощения перед рассветом» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 17).

Аль-Хасан сказал: «Они молились почти до рассвета, а потом сидели, испрашивая у Всевышнего Аллаха прощения».

В достоверном хадисе говорится, что, завершив молитву, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) трижды испрашивал у Аллаха прощения, а затем говорил: «О Аллах, Ты — Мир, и от Тебя — мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости»


И Всевышний Аллах велел ему испрашивать у Него прощения после донесения послания и выполнения своей пророческой миссии, после совершения обязательного хаджа, когда его земная жизнь подошла к концу. Он сказал в последней суре, которую ниспослал Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда придёт помощь Аллаха и победа, когда ты увидишь, как люди толпами входят в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Он — Принимающий покаяние» (сура 110 «Помощь», аяты 1-3).

И 'Умар и Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) поняли, что Всевышний Аллах сообщил Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что кончина его близка, и повелел ему испрашивать прощения после завершения его миссии: мол, ты исполнил свою обязанность и от неё ничего не осталось, так сделай же испрашивание прощения завершением ее, как было оно завершением молитвы, хаджа и дополнительных ночных молитв.

Совершение малого омовения также завершается словами: «Пречист Ты, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе покаяние. О Аллах, сделай меня одним из кающихся и сделай меня одним из очищающихся!»

Таково положение тех, кто знает свои обязанности пред Аллахом, которые накладывает на него подчинённость Ему, и как нужно исполнять их подобающим Его величию образом. С ним не сравнится невежество изрекающих безосновательные утверждения и тех, кого далеко заводит их воображение.

Один из обладателей знания сказал: «Если ты доволен собой и тем, что ты делаешь ради Аллаха, то знай, что Он не доволен тобой. Как может знающий, что душа его — обитель всякого порока и зла, а деяния его подвержены всевозможным изъянам и упущениям, быть довольным собой и тем, как он трудится ради Аллаха?!»

Как замечательно сказал шейх Абу Язид: «Кто действительно осуществил подчинённость Аллаху (‘убудиййа), тому все его деяния кажутся совершаемыми напоказ, все его состояния — голословными утверждениями, а слова — ложью. Чем более возвеличиваем объект твоих стремлений в сердце твоём, тем меньше значения придаёшь ты душе своей и тем ничтожнее кажется тебе цена, которой ты достигаешь желаемого. Всякий раз, осознавая истинную суть Господства и подчинённости Аллаху, познавая Аллаха и познавая душу свою, ты понимаешь, что твоё поклонение не годится для истинного Властелина, и даже если бы ты совершил деяния всех людей и джиннов вместе взятых, ты бы опасался их результата. Поистине, Он принимает его по щедрости и милости Своей и вознаграждает тебя также по щедрости и милости Своей»



См. [Мадаридж ас-саликин]

УБИЙСТВО ПРОРОКОВ И ПРИБЛИЖЁННЫХ АЛЛАХА — ПОЧЁТ ДЛЯ НИХ

Когда Аллах топит недругов Своих, губит их и мстит им, то это вершина мудрости, справедливости и блага. А если Он топит Своих приближённых и покорных Ему людей, то это одна из причин, которую Он создал для их смерти и освобождения их от мира этого, и прибытия их в обитель почёта, и обретения ими близости к Нему. Смерти не избежать в любом случае, и Он выбрал для них наилучшую из двух смертей, которая принесёт им больше пользы в День воскрешения, дабы возвысить их таким образом до степеней, которые достижимы, только если воспользоваться причинами, которые Аллах создал для их достижения, подобно тому, как другие причины приводят к определённым следствиям. Поэтому Он подверг Своих пророков и приближённых таким испытаниям, как убийство, обиды, наносимые людьми, несправедливость и притеснение и враждебность с их стороны. Это не унижение для них, и это вовсе не почёт, оказываемый их врагам. Наоборот, это почёт для них и унижение для их врагов. Таким образом Всевышний Аллах прогоняет их от милости Своей, дабы они поселились в обители позора и унижения, для которой и были созданы, а Его приближённые обрели высочайшие степени и вечное блаженство, приготовленные для них.

Таким образом, предоставление врагам Его и врагам Его приближённых власти над ними — это почёт для Его приближённых и унижение для врагов Его.

Это одно из проявлений мудрости Всевышнего Аллаха, и в этом заключён столь глубокий смысл, что разумы не способны постичь его. То, что Он топит их, губит и подвергает их испытаниям, — это мудрость и справедливость по отношению к врагам Его и чистое благодеяние и милость по отношению к Его приближённым. Таким образом, всё это является благом. Утопление или убийство может оказаться наиболее лёгкой для них из двух смертей, и это при том, что она ещё и принесёт им огромную награду. Таким образом, Он выбирает для них наилучшую смерть и при этом дарует им прекраснейшую награду, ибо, поистине, мученик, умирая, чувствует не больше боли, чем если бы его ущипнули.

Кто от меча не умрёт,

тот умрёт от чего-то другого, Много разных причин, а смерть — одна...

Убийство приближённых Аллаха Его врагами — не унижение для них и не признак того, что Всевышний разгневан на них, а почёт и милость, благодеяние и проявление доброты. Также и утопление, сожжение, падение с высоты, гибель под обломками и смерть от болезни живота и тому подобное. А творение не подобно Ему, и потому потопление и гибель, осуществляемые творениями, отвратительны, однако посылаемые Проницательным, Ведающим, они хороши.


См. [Мифтах дар ас-са'ада]

БЛАЖЕНСТВО НЕ СНИСКАТЬ ПОСРЕДСТВОМ БЛАЖЕНСТВА

Блага и наслаждения не обрести без трудностей, и не добраться до них кроме как по мосту утомления.

Вершины — они таковы:

если хочешь добраться до них, Знай: до них доберёшься ты

лишь по мосту утомления,

Славу считаешь ты фиником, который именно ты и съешь,

О нет, не снискать тебе славы, пока не проявишь терпение!

Разумные представители любой общины согласны в том, что блаженство не обрести посредством блаженства, и что тот, кто предпочитает отдохновение, как раз лишится отдохновения, и что чем больше ужасов придётся пережить человеку и чем больше трудностей он терпеливо перенесёт, тем больше радости и блаженства ждёт его. Не будет радости тому, кто не знал тревог и забот, и не будет наслаждения тому, кто не проявлял терпения, и не будет блаженства у того, кто не переносил трудности. Раб Аллаха, утомившись немного [в этом мире] будет долго отдыхать потом. Он переносит трудности в течение короткого периода, но это помогает ему блаженствовать в мире вечном.

Чтобы обрести вечное блаженство, нужно всего лишь проявить терпение в течение некоторого времени.

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи, и нет способности изменить что-либо и силы для этого, кроме как от Аллаха.

Чем благороднее душа, чем возвышеннее помыслы и стремления, тем больше утомления выпадает на долю тела и тем меньше будет у него отдохновения в этом мире.

Как сказал аль-Мутанабби:

Великие души — они таковы, что, осуществляя

Стремления их, всегда утомляется тело...

А Ибн ар-Руми сказал:

Сердце живёт, погружённое

в мысли свои, а руки

Деянья вершат, а души развлеченье —

усталость...

Муслим упоминает в своём сборнике, что Яхья ибн Касир сказал: «Не приобрести знание посредством отдохновения тела». Ни один разумный человек не сомневается в том, что полнота отдохновения [в мире вечном] зависит от утомления [в этом мире], и полнота блаженства зависит от того, сколько трудностей человек преодолевает для его обретения. Истинное отдохновение, наслаждение и блаженство — в мире вечном, а в этом мире, они, увы, невозможны.

См. [Мифтах дар ас-са'ада]

ЗА ТРУДНОСТЬЮ — ОБЛЕГЧЕНИЕ

Подумай над мудростью, заключённой в том, что сначала на мусульман возлагалась трудная обязанность, за которой следовало облегчение — после того как душа привыкает решительно исполнять полученное веление. Таким образом, раб Аллаха обретает два блага: награду за проявленную решимость и приучение души своей к исполнению велений Всевышнего и облегчение, посылаемое Всевышним.


Сюда относится и то, что Всевышний Аллах сначала повелел Своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) в ночь его вознесения на небеса совершать ежедневно пятьдесят молитв, но затем облегчил это веление, оставив только пять молитв. И сначала сподвижникам было велено проявлять терпение в сражениях, даже если враг будет в десять раз многочисленнее, а затем было велено проявлять терпение, только если враг превышает численностью мусульман в два раза.

Также во время поста, если человек уже поспал после наступления времени разговения, то ему запрещалось принимать пищу, а также вступать в половую близость, а потом это предписание было облегчено: всё это было разрешено делать вплоть до наступления рассвета. И сначала перед тайной беседой с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было предписано подавать милостыню, а когда люди привыкли делать это, пришло облегчение.

Также после предписания соблюдать 'идду в течение целого года было сделано облегчение: этот период был сокращён до четырёх месяцев и десяти дней. Это явление имеет место не только в испытаниях посредством велений, но и в испытаниях посредством предопределения и осуществления его: сначала раб Аллаха испытывает трудности, а потом приходит облегчение. В результате этого облегчения рабу Аллаха легче принять это второе предписание и встретить его довольством, и так Всевышний Аллах демонстрирует милость Свою.

Порой правители поступают подобным образом с кем-то из своих подданных: например, от них требуют сначала очень много, так много, что порой они даже оказываются неспособными отдать столько, а потом эти требования уменьшаются, дабы человек отдал требуемое со спокойной душой и ему было легче сделать это.

Порой и носильщики поступают так: кладут вместе с грузом что-нибудь ненужное, а потом избавляются от этого и им становится значительно легче нести оставшееся.

Таким образом, это проявление мудрости Всевышнего и в творении, и в велениях.

В велениях, а также в предопределении и осуществлении его происходит порой и противоположное этому, то есть Аллах постепенно переводит Своих рабов от лёгкого к более трудному, дабы это усложнение не было внезапным. Потому что в противном случае человек может не вынести этого и не подчинится такому предписанию.

Так, например, было с религиозными обязанностями: они вводились постепенно, а не все разом. Так же было и с запретами.