ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 312
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кто-то сказал: «О Посланник Аллаха! Как же может человек проклинать своих родителей?»
Он ответил: «Он ругает отца другого человека, а тот ругает его отца, и он ругает его мать, а тот ругает его мать». (аль-Бухари, 5973)
Таким образом, Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи ва саллам) объяснил, что создающий причины и предпосылки для поношения своих родителей как будто сам поносит и проклинает их, даже если он делает это без умысла.
Обоснование девятое:
Пророк (салаЛлаху алейхи ва саллам) воздерживался от казни лицемеров, хотя в их казни заключалась польза, дабы это не отвращало от него людей, и они не говорили: мол, Мухаммад убивает своих сподвижников, поскольку эти слова могут внушить отвращение тем, кто принял Ислам, и тем, кто не принимал его. А вред от этого отвращения больше вреда от оставления лицемеров в живых, и польза от внушения любви к Исламу больше пользы от их казни.
Обоснование десятое: поистине, Всевышний Аллах запретил вино, потому что оно причиняет много вреда, лишая человека разума.
Этот запрет не относится к обсуждаемой нами теме. Однако было запрещено употреблять даже каплю его и хранит его ради превращения в уксус, и оно было объявлено нечистым, дабы капля не послужила поводом для глотка, а хранение вина с целью превращения его в уксус не стало поводом для хранения его с целью потребления.
Затем эти превентивные меры были ещё более ужесточены: было запрещено пить сладкий напиток, изготовленный из двух видов плодов, и было запрещено пить плодовый настой, простоявший более трех дней, а также делать настой плодов в сосудах, в которых быстро начинается процесс брожения, - еще до того, как это можно будет почувствовать.
Это превентивные меры, целью которых является не допустить приближения людей ко всему опьяняющему.
Пророк (салаЛлаху алейхи ва саллам) сказал, объясняя причину, по которой употребление подобных веществ было запрещено даже в малых количествах: мол, если бы я разрешил вам это, то вы могли бы дойти и до (употребления этих веществ в больших количествах).
Обоснование одиннадцатое: было запрещено оставаться наедине с посторонней женщиной, даже ради обучения Корану, и путешествовать вместе с ней, даже ради совершения хаджа и посещения родителей, во избежание искушения и появления природных склонностей.
Еще одно обоснование:
Всевышний Аллах запретил Своему Посланнику (салаЛлаху алейхи ва саллам), когда он был в Мекке, читать Коран громким голосом, потому что язычники, услышав его, начинали поносить Коран, Того, Кто ниспослал его, и того, кто принес его, и того, кому он был ниспослан.
См. [И’лям аль-муваккы’ин]
ОБЩИНА - ТОТ, КТО ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ИСТИНЫ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ТЫ ОДИН
Знай, что согласное мнение, довод и большинство, которое придерживается правильного, - это ученый – приверженец истины, даже если он один и даже если ему противоречат все обитатели земли.
Амр ибн Маймун аль-Ауди передает: «Я был сподвижником Муаза и Йемене и не расставался с ним, пока не похоронил его в Шаме. После него я был сподвижником человека, который лучше всех понимал религию, - АбдуЛлаха ибн Масуда. И я слышал, как он сказал: «Будьте с общиной, ибо Рука Аллаха – с общиной. Следуйте большинству, которое придерживается правильного, ибо, поистине, кто отделится, тот попадет в Огонь». А потом я слышал в один из дней, как он говорил: «Появятся у вас правители, которые будут откладывать молитвы. Вы же совершайте их вовремя и также молитесь вместе с ними, и эта молитва будет для вас дополнительной». Я сказал: «О сподвижники Мухаммада! Не знаю я, что вы такое говорите». Он спросил: «А в чем дело?» Я сказал: «Ты велишь мне быть с общиной и побуждаешь меня к этому, а потом говоришь мне: мол, совершай молитву в одиночку, а ведь это обязательная молитва, и совершай дополнительную молитву с общиной!» Он сказал: «О Амр ибн Маймун! Поистине, я считал тебя одним из глубоко понимающих эту религию жителей этого селения! Знаешь ли ты, что такое община?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Поистине, большую часть общины составляют как раз те, кто откололся от общины. Община – это то, что соответствует истине, даже если ты один».
А в другой версии говорится: «И он хлопнул меня по бедру и сказал: «Горе вам! Поистине, большинство людей откололись от общины. Поистине, община – это то, что соответствует покорности Всевышнему Аллаху».
Нуайм ибн Хаммад сказал: «Когда община испортится, то придерживайся того, чего придерживалась община, до того как испортилась, даже если ты останешься один, ибо, поистине, в этом случае ты и будешь общиной». Эти два сообщения приводит аль-Бейхакы и другие.
Один из знатоков хадисов сказал, когда в его присутствии упомянули о большинстве, которое придерживается правильного: «Знаешь ли ты, что это за большинство? Это Мухаммад ибн Аслям ат-Туси и его товарищи».
Пришедшие после отклонились от правильного понимания и стали утверждать, что большинство, придерживающееся правильного, довод и община – это большинство людей, и сделали их мерилом для Сунны и сделали Сунной нововведения, а одобряемое – порицаемым из-за малочисленности его приверженцев, которые живут в разных эпохах и местах.
Они сказали: мол, кто будет противоречить этому большинству, того Аллах ведет в Огонь. И эти говорящие против истины не знают, что отколовшийся – это тот, кто противоречит истине, и даже если все люди будут придерживаться этого (ложного), за исключением одного, то это они будут отколовшимися (от общины).
Во времена Ахмада ибн Ханбаля от общины отошли почти все люди, за исключением небольшой группы – вот она-то и была общиной. Тогда и судьи, и муфтии, и халиф, и его последователи были отколовшимися от общины (му'тазилитами), а имам Ахмад был общиной. И когда умы людские не выдержали этого, люди сказали халифу: «О повелитель верующих! Неужели и ты, и твои судьи, наместники, факыхи и муфтии – все вы придерживаетесь ложного, а один только Ахмад придерживается истины?»
Увы, у него не было достаточно знаний об этом и он подверг Ахмада ибн Ханбаля бичеванию и пыткам после долгого заключения… Нет (истинного) божества, кроме Аллаха! До чего же сегодняшнее положение дел напоминает то, прежнее! Таков путь, предначертанный приверженцам Сунны и общины до самой их встречи с Господом. По нему уже прошли предшественники и ждут своей очереди последователи:
«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету» (33:23).
И нет способности изменить что-либо и силы для этого кроме как от Аллаха Высочайшего, Великого.
См. «И’лям аль-муваккы’ин»
КРИТЕРИИ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ
Имам Ахмад считал, что нужно назначать на должности наиболее подходящих из имеющихся кандидатур, и в каждую эпоху нужно предпочитать набожного и справедливого обладающему знанием нечестивцу, судей приверженцев Сунны – судьям-джахмитам, даже если джахмит лучше знает фикх.
Когда аль-Мутаваккиль спросил его о судьях, тот послал ему с помощником список, в котором упоминалось о необходимости назначить на должность определенных людей и сместить других, а о некоторых он не написал ни того, ни другого, сказав: «Я не знаю их». Затем к нему обратились по поводу некоторых из рекомендованных им, посетовав, что у тех слишком скромные познания. Он же сказал: «Если не назначите его, то назначите такого-то, однако его назначение принесет вред мусульманам».
Также он велел поручать распоряжение имуществом тем, кто набожен и привержен Сунне, но не призывающего к отрицанию (качеств Аллаха), потому что последний может причинить вред религии людей. Как-то его спросили о двоих, один из которых успешнее побеждал врага, но при этом пил вино, а второй был более набожен. Он сказал: «Сражаться следует под предводительством того, кто успешнее справляется с врагом, потому что он принесет больше пользы мусульманам».
Это Сунна Посланника Аллаха ﷺ. Он назначал на должность того, кто был способен принести больше пользы мусульманам, хотя были люди лучше них. Он назначил Халида ибн аль-Валида командующим войск с тех пор, как тот принял ислам, потому что он успешно одолевал врага, предпочтя его некоторым мухаджирам и ансарам, которые приняли ислам гораздо раньше, например, Абдур-Рахману ибн Ауфу, Салиму, вольноотпущеннику Абу Хузайфы, АбдуЛлаху ибн Умару. Эти люди принадлежали к числу тех, кто расходовал свое имущество на благое и сражался до покорения Мекки, и их степень выше степени тех, кто расходовал и сражался уже после покорения Мекки.
Халид принял Ислам после заключения Худайбийского мира вместе с Амром ибн аль-Асом и Усманом ибн Тольхой аль-Хаджаби. И Халид поступил с бану Джузайма так, что Пророк ﷺ объявил о своей непричастности к этому деянию. Так, он поднял руки к небу и сказал: «О Аллах, поистине, я свидетельствую пред Тобою, что я не имею отношения к тому, что сделал Халид!» (аль-Бухари, 4339).
Но даже несмотря на это Посланник Аллаха ﷺ не стал смещать его. А Абу Зарр принадлежал к числу тех, кто принял ислам одним из первых, но Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «О Абу Зарр! Поистине, я вижу, что ты слаб, и поистине, я желаю тебе того же, чего желаю самому себе. Не становись предводителем для двоих и не берись распоряжаться имуществом сироты». (Муслим, 1826).
И он назначил Амра ибн аль-Аса командующим в походе на Зат ас-салясиль, потому что он отправлялся к своим родственникам со стороны матери – бану Узра, и Посланник Аллаха ﷺ знал, что они подчинятся ему благодаря этому родству так, как не подчинятся никому другому. Еще одной причиной было мудрая политика Амра, его опыт, острый ум и умение применять военные хитрости – он принадлежал к числу самых умных и проницательных арабов. Говорили, что самых умных среди арабов было четверо, и он был одним из них.
И следом за ним Пророк ﷺ отправил Абу Убайду, сказав: «Слушайте друг друга и не разногласьте». И когда возник вопрос о том, кто будет руководить молитвой овинов, Абу Убайда уступил Амру и тот руководил молитвой обоих войск, и при этом среди них был Абу Бакр.
И Посланник Аллаха ﷺ назначил Усаму ибн Зейда на место его отца, потому что он не только был будто создан для командования, но и более других стремился отомстить за убийство своего отца.
И Посланник Аллаха ﷺ назначил его отца Зейда наместником вместо Джа’фара, который был его двоюродным братом, хотя Зейд был вольноотпущенником, но принял ислам раньше Джа’фара. И Посланник Аллаха ﷺ не обратил никакого внимания на тех, кто критиковал назначение Усамы и Зейда. Пророк ﷺ сказал: «Если вы критикуете назначение Усамы, то ведь прежде вы критиковали назначение его отца, а ведь он, клянусь Аллахом, будто создан для командования, и он относится к числу самых любимых для меня людей». (аль-Бухари, 42150; Муслим, 2426).
И Посланник Аллаха ﷺ назначил командующими Халида ибн Саида ибн аль-Аса и его братьев, потому что они принадлежали к числу наиболее достойных представителей курайшитов и приняли ислам в числе первых.
Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ назначал на должности того, кто способен был принести больше пользы мусульманам, даже если другие были лучше него, и судил по очевидному, если только не было чего-то более сильного и притом противоречащего этому.
См. «И’лям аль-муваккы’ин»
РОСКОШЬ ПОСЛАБЛЕНИЙ
Аль-Харави скзал: «И он (правдивый и искренний) не смотрит на роскошь послаблений».
Потому что он, учитывая полноту его искренности, силу его воли и его стремление вперед, заставляет себя исполнять изначальные веления и не смотрит на роскошь, которая в послаблениях.
Здесь необходимо подробное разъяснение, ибо, поистине, искренний трудится, дабы снискать довольство Всевышнего и любовь Его, и если послабления Он любит больше, то принимать заключенное в них облегчение – это и есть самая настоящая искренность. Когда человек отказывается от поста, сокращает молитву и объединяет две молитвы, если в этом есть потребность, делает молитву более короткой, если он занят, и принимает другие послабления, в отношении которых Всевышний Аллах желает, чтобы пользовались ими, то принятие облегчения, в них заключенного, никак не противоречит искренности.
Здесь есть важная тонкость. Когда человек принимает послабление, желая сделать облегчение и устроить отдых себе, и когда он делает это, следуя велению Всевышнего и делая то, что Он любит, - это два разных случая. Однако даже если он делает это ради того, чтобы сделать себе облегчение и обеспечить себе отдых, это не противоречит искренности, поскольку это и есть назначение послабления. И пользуясь послаблением, верующий чувствует милость, которую Аллах оказывает Своему рабу, и поклоняется Ему посредством Его имен аль-Барр (Великодушный, Милостивый), аль-Лятыф ( Проницательный, Добрый), аль-Мухсин (Благодетель), ар-Рафик (Мягкий, Сострадательный, Приносящий благо и пользу), и поистине, Он – Мягкий и любит мягкость.