ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 313
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В достоверном хадисе говорится: «Когда бы ни случалось Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выбирать между двумя делами, он непременно выбирал самое легкое из них, если только к нем не было греха» (аль-Бухари, 6786; Муслим, 2327).
В этом заключается дух поклонения посредством имен Всевышнего ар-Рафик и аль-Лятыф, и это помогает дать сердцу небольшой отдых, дабы оно могло собраться с силами и заняться другим поклонением. Ведь сердце постоянно перемещается от одной стоянки поклонения к другой. Принимая послабление, сделанное ему его Возлюбленным, он готовится таким образом с его помощью к новому выражении подчиненности Ему (убудийя). И бывает, что отказ от послабления может помешать верующему совершить поклонение, более угодное Аллаху, нежели то, ради которого он отказался от этого послабления.
Например, человек соблюдает пост в пути и это мешает ему прислуживать своим спутникам, а не соблюдающий пост тем временем ставит палатки, поит животных и занимается поклажей. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о таких: «Сегодня те, кто не постился, забрали всю награду» (аль-Бухари, 2890; Муслим, 1119).
Что же касается послаблений, в основе которых лежит истолкование, различия между мазхабами и мнения, которые могут быть правильными, а могут быть ошибочными, то принимать их – это явная бездеятельность, и это противоречит искренности.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ЛЮБОВЬ К ЖЕНЕ
Полезная любовь – это любовь к жене, поскольку эта любовь способствует браку, который узаконил Аллах, дабы он помогал мужчине сохранять собственное целомудрие и целомудрие своей супруги, и он стремился лишь к ней вместо остального, запретного, и она стремилась только к нему вместо остального, запретного.
Чем полнее и сильнее взаимная любовь супругов, тем полнее и совершеннее достигается эта цель. Всевышний Аллах сказал:
«Он – Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел у нее покой» (7:189).
Всевышний Аллах сказал: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили у них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21).
В достоверном хадисе упоминается о том, что Посланник Аллаха ﷺ спросили: «Кого из людей ты любишь больше всего?» Он ответил: «Аишу» (аль-Бухари, 3662; Муслим, 2384).
Поэтому Масрук говорил, когда упоминал о ней: «Рассказала мне правдивейшая, дочь правдивейшего, любимица Посланника Аллаха ﷺ, оправданная из-за семи небес».
И в достоверным же путем передается хадис, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Из того, что есть в этом вашем мире, мне была внушена любовь к женщинам и благовониям, а отрадой глаз моих была сделана молитва» (ан-Насаи, 3940).
И мужчина не заслуживает порицания за свою любовь и страсть к жене, если только это не отвлекает его от любви, приносящей большую пользу, - любви к Аллаху и Его посланнику, и не вытесняет эту любовь. Ведь, поистине, всякая любовь, вытесняющая любовь к Аллаху и Его посланнику, ослабляющая и уменьшающая ее, порицаема.
Если же любовь способствует любви к Аллаху и Его посланнику и относится к усиливающим ее факторам, то она похвальна. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ любил прозладное сладкое питье, сладкую еду и мед. И он любил лошадей. И его любимой одеждой была рубаха. И он любил тыкву.
Подобная любовь не вытесняет любовь к Аллаху. Она вполне может способствовать тому, что все помыслы человека будут устремлены к Аллаху и сердце его сосредоточиться на любви к Нему. Это естественная любовь, которая следует за намерением своего обладателя и целью, с которой он совершает то, что любит.
Если человек делает это с намерением набраться сил для исполнения веления Всевышнего Аллаха и покорности Ему, то это становится приближением к Аллаху. Если же он делает это , просто подчиняясь зову своей натуры и идя на поводу у своих склонностей, то ему не будет ни награды, ни наказания, хотя при этом он и лишается степени того, кто посредством того же действия приближается к Аллаху.
Полезная любовь бывает трех видов:
- это любовь к Аллаху,
- любовь ради Аллаха и
- любовь тому, что помогает человеку быть покорным Всевышнему Аллаху и избегать ослушания Его.
Вредная любовь также бывает трех видов:
- это любовь к кому-то наряду с Аллахом,
- любовь к тому, что ненавистно Всевышнему Аллаху и
- любовь к чему-то, лишающая человека любви к Аллаху либо уменьшающая эту любовь.
Это шесть видов любви творений.
См. «Игасат аль-ляхфан»
ПРОЧНОЕ СТРОЕНИЕ
Кто желает возвысить строение своё, тот должен укрепить основу его, сделать её прочной и уделять ей внимание, ибо высота здания напрямую связана с прочностью и крепостью фундамента.
Деяния и степени — строение, и основание его — вера, и если основание прочное, то на нём можно возвести высокое строение, и даже если что-то в этом строении разрушится, это нетрудно будет восстановить. А если основание непрочное, то строение не удастся сделать высоким и прочным, и если часть его основания разрушится, то обрушится всё строение или же оно будет готово обрушиться.
Знающий стремится укрепить основание и сделать его прочным. А невежественный строит высокое строение без фундамента и оно быстро разрушается.
Всевышний Аллах сказал: «Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны?» (сура 9 «Покаяние», аят 109).
Основание для строения деяний подобно силе для тела человека. Если человек силён, то эта сила будет поддерживать его тело и убережёт его от многих недугов. Если же человек слаб, то тело его будет слабым, и недуги будут постигать его один за другим.
Возводи же своё строение на прочном фундаменте веры, ибо если что-то и разрушится в верхней части строения или на его крыше, то восстановить это будет легче, чем если разрушится основание.
Основанием являются две вещи: правильное знание об Аллахе, Его велениях, именах и качествах; и чистая покорность Ему и Его Посланнику, и никому иному. Это прочнейшее основание, на котором раб Аллаха может возвести своё строение, и высота его будет соответствовать крепости основания.
Укрепляй же основание, сохраняй силу, постоянно отдаляйся от всего, что может причинить тебе вред, выплёскивай наружу то лишнее, что накопилось в тебе. Будь умеренным, и ты достигнешь желаемого. А если силы мало, скверная материя присутствует, а выплеска её нет, то:
Распрощайся ты с жизнью своей, ибо поистине,
Она сообщает тебе, что с тобою прощается...
И когда строительство завершено, то побели здание благонравием и благодеянием по отношению к людям, а потом обнеси его забором предосторожности, дабы враг не смог подобраться к нему и не было у него уязвимых мест, через которые можно это сделать. А потом повесь занавески на двери его, после чего запри самую большую дверь на замок молчания о том, скверных последствий чего ты опасаешься.
А потом сделай для него ключ из поминания Аллаха, с помощью которого ты сможешь открывать и закрывать её, и если ты откроешь дверь, то откроешь её этим ключом, а если закроешь,
то закроешь также этим ключом. Так ты построишь крепость, в которой сможешь укрыться от своих врагов, и даже если враг подойдёт к этой крепости и обойдёт её со всех сторон, он не найдёт входа и поймёт, что ему не добраться до тебя.
После этого время от времени постоянно заботься о своей крепости, потому что враг, поняв, что к тебе не войти через двери, будет делать в твоей крепости дыры молотом грехов. И если ты позволишь ему делать это, то он доберётся до тебя, воспользовавшись этими дырами, и окажется вместе с тобой в твоей крепости, и потом тебе уже будет очень сложно изгнать его оттуда.
После этого случится одно из трёх: либо он победит тебя и завладеет твоей крепостью, либо он поселится в ней вместе с тобой, либо противостояние с ним отвлечёт тебя от того, в чём польза для тебя, и тебе придётся заниматься заделыванием дыр в своей крепости и приводить её в порядок.
Если он войдёт к тебе через дыры, проделанные в твоей крепости, то принесёт с собой три беды: приведёт в негодность твою крепость, набросится на имеющиеся в ней ценности и сокровища и укажет грабителям из числа своих соплеменников на уязвимые места {его крепости, через которые можно пробраться внутрь].
И враг будет атаковать крепость раз за разом до тех пор, пока не ослабит её владельца и пока решимость его не истощится, и тогда он добровольно сдаст крепость, позволив ему войти в неё.
Таково положение большинства душ в их противостоянии с врагом. Поэтому вы видите, как они вызывают недовольство своего Господа ради довольства душ своих или ради творения, подобного им самим, которое не способно отвести от них вред или принести им пользу. И занятые приобретением имущества, они забывают приобретать религию и губят души свои ради того, что не пробудет у них долго.
Они стремятся к благам мира этого, который отвернулся от них, и при этом равнодушны к миру вечному, который уже идёт к ним. И они противоречат Господу своему, потакая страстям своим. Они полагаются на жизнь эту, забывая о смерти. И они помнят о своих страстях и удовольствиях и при этом забывают о том, что заповедовал им Аллах.
И они уделяют внимание тому, что Аллах гарантировал им, но не уделяют внимания тому, что Аллах повелел им, и они радуются миру этому и печалятся из-за упущенных мирских благ, но не печалятся, упуская Рай со всем, что в нём, и они не радуются вере так, как радуются дирхемам и динарам.
И они портят истину ложью, следование прямым путём — заблуждением, а одобряемое — порицаемым, и смешивают свою веру с сомнениями, и дозволенное — с запретным. Они колеблются, растерянно переходя от одних мнений и идей к другим, и оставляют руководство Аллаха, которое Он даровал им.
Удивительно, но враг этот использует хозяина крепости, побуждая его разрушать свою крепость собственными руками!
См. "Фаваид"
ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
К непременным составляющим спроса с души своей относится знание тобою своих обязанностей перед Аллахом: подчиненностью Ему (убудийя), покорности Ему и отказа от ослушания Его. Ты должен знать свои права и обязанности.
Ты имеешь право на разрешенное Шариатом. У тебя есть обязанности и права. Исполняй же свои обязанности, и тогда права твои также будут соблюдаться. Ты должен знать свои права и обязанности и соблюдать право каждого обладающего правом.
Многие люди относят многие свои обязанности к разряду своих прав и думают, совершать им данное действие или отказаться от его совершения. А совершая его, такой человек считает, что он сделал одолжение, а не исполнил обязанность.
В противоположность им есть люди, которые, наоборот, многие из своих прав относят к категории того, что человек обязан делать и от чего он обязан отказываться. Такой поклоняется Аллаху посредством оставления того, что он имеет право совершать, например, отказываясь от многого из разрешенного, поскольку считает это своей обязанностью. Или же он поклоняется Аллаху посредством совершения того, что он имеет право не совершать, считая это своей обязанностью.
Пример первый: человек, которые поклоняется Аллаху посредством отказа от вступления в брак или отказа от употребления в пищу мяса или фруктов. Или же человек отказывается от хорошей еды и одежды и считает, по невежеству своему, это оставление своей обязанностью. Или же он считает отказ от этих действий одним из лучших средств приближения к Аллаху и проявлений покорности Ему.
Пророк ﷺ осудил того, кто утверждал подобное. В достоверном хадисе упоминается о том, что несколько человек из числа сподвижников Пророка ﷺ спросили о его тайном поклонении и повели себя так, словно им показалось, что это слишком мало. Один из них сказал: мол, я никогда не буду есть мясо. Другой сказал: мол, я не стану жениться. А другой сказал: мол, а я не буду спать не постели.
Пророку ﷺ стало известно об их словах, и он обратился к людям с речью, сказав: «Что с людьми, почему один из них говорит: мол, я не стану есть мясо. А другой говорит: мол, а я не стану жениться. А третий говорит: мол, а я не стану спать на постели. А ведь я женюсь и ем мясо, и иногда сплю, а иногда выстаиваю молитву, иногда пощусь, а иногда не соблюдаю пост, и кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет ко мне отношения» (аль-Бухари, 5063; Муслим, 1401).