Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Проблема природы человека и его предназначения
3. Если прожитая жизнь лишь частично справедлива, а несправедливость по- правима — душу ждет наказание, но временное.
Аристотель свои рассуждения о душе, связывает с имеющимися началами на- учных знаний. Он рассуждает о том, что одушевленное существо отличается от неодушевленных тем, что обладает началом, дающим жизнь, и это начало есть душа. Низшая форма органической жизни есть растительная душа, которая фор- мирует механические и химические изменения в целесообразные функции асси- миляции и размножения. В царстве животных к растительной душе присоединя- ется животная душа, отличительными признаками которой является способность к самостоятельному передвижению и чувству. Раскрывая суть способности чувств,
Аристотель рассматривает ощущения, восприятия, память. Третий вид души — ра- циональная душа, которая мыслит и познает. Это душа человека.
Выводы
Подводя итог, можно сделать следующие выводы: античная философия, по су- ти, поднимает те же проблемы, касающиеся человека, что и Восточная философия.
Вместе с тем намечается иной, новый этап осмысления самой проблемы:
1. Поставив проблему человека в центр философской рефлексии, античные философы начинают отходить от простой констатации тех или иных ка- чественных характеристик человека. Они встают на путь познания самого человека в его природных качествах и общественных отношениях.
2. Начинает создаваться понятийный аппарат (что есть благо, добро, счастье,
человек), позволяющий вести рассмотрение проблемы человека не в русле простых (обыденных) рассуждений и поучений, а в русле теоретических изысканий и логических выводов.
3. Идет использование первых, накапливающихся научных знаний об окру- жающем мире для выделения из него человека, для определения его спе- цифики.
4. На уровень познания ставятся и общественные отношения человека, преж- де всего его политическая деятельность в обществе. (Об этом мы еще по- говорим в дальнейшем.)
Средневековая философия
Образ человека в средневековой философии теоцентричен. Бог — основа все- го: мира, человека, блага, красоты. Средневековая философия проникнута идеями христианского мировоззрения. Человек рассматривается в христианстве как образ
Бога. Человек создан Богом по образу своему и подобию. Человек подобен Богу —

сверхъестественному началу — духовно. Душа есть дуновение самого Бога. Разум,
сердце и воля — три составляющих внутреннего (духовного) мира человека. Серд- цу уделяется существенное значение, в Ветхом Завете оно упоминается 851 раз.

3.2 Понимание человека и представления о нем в истории философии
53
И человек оценивается не с позиций разума (т. к. он не способен сам добыть зна- ния о мире, они открываются ему в Божественном откровении), но с позиций сердца. Разум и воля — божественные качества человека, при помощи которых он может быть продолжателем божественных деяний на Земле.
Душа человека бессмертна, плоть конечна и греховна. Человек должен забо- титься о спасении души. Жить только природной, земной жизнью недостаточно для человека. Человек должен развивать и совершенствовать себя духовно. Этим он отличается от других земных существ. Согласно христианскому антропоцен- тризму человек является целью Божественного творения и «венцом» этого творе- ния. Человек занимает особое место в этом мире. Он поставлен Богом над всеми другими существами на Земле. Человек — господствующее существо, т. к. он — по- добие Бога на Земле. Бог же выступает как самое совершенное существо в этом мире, в качестве Абсолютного идеала для человека. Поэтому человек должен стре- миться соответствовать своему духовному создателю. Святой Августин говорил:
«Бог и душа влекутся друг к другу».
Если выделить наиболее важную проблему, связанную с пониманием сущно- сти человека в средневековой философии, вызывавшую горячие споры у теологов- философов, то это, безусловно, проблема соотношения воли и разума, которая рассматривалась и в рамках философии античности. Но здесь, в данный период господства религиозного мировоззрения, проблема свободы воли человека и его разума рассматривается в контексте главной цели христианской философии: спа- сти душу человека. Выбор человека осуществляется лишь в рамках выбора между добром и злом.
По мнению, например, Августина, не Бог ответственен за возникающее зло
(Бог полон добра), а именно человек, который не выбрал добро и потому сеет зло.
Но если у Августина мы находим утверждение, что именно воля, а не разум выступает основой духовной жизни: разум пассивен, а воля активна, то у Фо-
мы Аквинского, напротив, предпочтение отдается разуму перед волей. Свобода во- ли, подчеркивал он, выступает предпосылкой нравственного поведения, но разум возвышается над волей и может ею управлять. (Отсюда и его призыв: использо- вать философию в интересах теологии.) Этой же позиции придерживался позднее и Дунс Скот.
Выводы
Таким образом, в средневековой философии, что вообще характерно религи- озному мировоззрению, делается акцент на духовном развитии и духовной жизни человека, в отличие от античной философии, где призывается уделять равное и до- стойное значение как природной, так и духовной жизни, не отдавая предпочтения одной из них, а гармонично их сочетая.


54
Глава 3. Проблема природы человека и его предназначения
Философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период примерно с середины
14 века (Итальянский гуманизм) до конца 16 века. Этот период характеризует- ся, прежде всего, созревшей потребностью в полном и радикальном изменении и обновлении всей общественной жизни. Причины этой потребности, прежде все- го, сокрыты в самом процессе развития человеческого общества и человеческого разума. Они и сложны, и многообразны.
По отношению к философии «возрождение» прежде всего связано с борьбой против засилья схоластической философии и «возвращением теоретического духа греческого мышления». Хотя Бог не покидает философию полностью, тем более остается в мировоззрении людей, центральное место в философии Возрождения занимает человек. Бог остается творцом мира, началом всех вещей. Но человек есть центр этого мира. Он наделен от Бога свободной волей и сам определяет свою судьбу, сам решает, что ему делать и к чему стремиться. Иначе говоря, чело- век «творит» себя сам, постоянно совершенствуясь. И философия, рассматриваю- щая этого человека, выступает как антропоцентрическая по направленности своей рефлексии.
Как и прежде, человек рассматривается в философии дуалистично: как един- ство биологического (тела) и духовного. Но «жизнь тела», красота тела перестают быть «греховными», мешающими «оковами» для души. Духовная жизнь, безуслов- но, важна, но и жизнь тела тоже самоценна. И не случайно в живописи, скульптуре этого периода подчеркивается физическая красота человека. Таким образом, чело- век рассматривается вновь, как и в античности, в гармонии души и тела, в гармо- нии с миром, природой.
Философия Возрождения утверждала веру человека в самого себя, то есть но- сила гуманистический характер. Преимуществом человека является не достижение бессмертия, как учили средневековая этика, философия и теология, а возможность достижения счастья и блаженства на основе рационального познания того, что яв- ляется целью и смыслом существования рода человеческого вообще. Причем чело- веческое поведение определяется отношением причин и следствий. Иначе говоря:
человек может выбирать, но при этом его выбор обусловлен внешней объективной средой и собственной природой. Таким образом, проблема «воли человека» выхо- дит на осмысление существующих объективных (не зависящих от самого челове- ка) ограничителей этой воли. И если прежде таким ограничителем воли выступал
Бог (точнее, необходимость следовать его заветам), то теперь философская рефлек- сия вновь встала на путь выявления иных, объективных причин, ограничивающих свободные действия человека в его взаимоотношениях и с миром природы, и с ми- ром людей.
Поворот в представлениях о человеке в философии Возрождения осуществ- лялся прежде всего силами этики. И наиболее ярко новый, гуманистический иде- ал человека и его качеств рассмотрен Мишелем Монтенем в его «Опытах». Не отрицая прямо Бога, он подчеркивал, что Бог не должен быть предметом фило- софской рефлексии в силу того, что он не познаваем. Бог есть лишь наличный принцип состояния бытия, но не имеет никакого отношения к делам человече- ским и поведению людей. Человек вписан в естественный, природный порядок вещей — рождается, живет и умирает. Человек свободен в своем мышлении, неза-


3.2 Понимание человека и представления о нем в истории философии
55
висим и самостоятелен в своей деятельности. Но будучи хозяином своих мыслей и дел, он становится и ответственным за них. Если он сумеет организовать свою жизнь, деятельность, быт, общение с окружающим на началах разума, справедли- вости, добра, если в замыслах и делах он будет слушаться природу, — эти начала естественным образом войдут в плоть коллективной жизни, изменят суть обще- ства в целом. И даже если душа — от Бога, считает Монтень, это не освобождает человека от необходимости самому поработать над ней, сформировать ее строй,
наполнить содержанием, критически осмыслить свой жизненный опыт и опыт дру- гих людей. Как бы ни складывались обстоятельства, каждый ответственен за все,
что с ним происходит в жизни, за свою судьбу. Ему надлежит строить ее созна- тельно, здраво, самостоятельно судить о событиях и явлениях действительности,
человеческих идеях и поступках, понимать, где добро и где зло, где ложь и где правда.
Монтень убежден, что умение жить «по собственному разумению» и воле не дается с рождением. Это умение приобретается серьезными духовными усилия- ми, самовоспитанием, размышлением, общением с людьми, расширением знаний и кругозора. И человек эту работу должен выполнить сам, именно она является источником «всех богатств его духовной жизни».
Выводы
Подводя итог, можно сказать, что эпоха Возрождения формировала человека,
свободного в мыслях и поступках, бесстрашно вступающего во всесторонние свя- зи и контакты с миром. Эта философия призывала человека обратить взор на себя,
прислушаться к голосу природы, навести порядок в своей жизни, вернуть утрачен- ную гармонию помыслов и дел.
Философия Нового времени
Антропоцентричность Возрождения еще более выражена в философии Нового времени. Бог все более уходит на дальний план философских размышлений и че- ловеческой жизни. Человек все больше верит в себя, он уже не столько помощник
Бога и продолжатель его идей и дел на Земле, сколько сам является творцом мира,
в котором живет.
Определяя специфику философии Нового времени, ее направленности и про- блематики, следует учитывать ряд обстоятельств:
1) само общество к этому времени достигло того уровня развития, которое начинает проявлять себя через становление новых промышленных отно- шений в производстве, через осознание новых потребностей со стороны человека;
2) потребность познания природы и использования полученных знаний в ин- тересах человека становится вектором научных поисков и философской рефлексии;


56
Глава 3. Проблема природы человека и его предназначения
3) стремление понять сущность «познающего субъекта» (человека) выступает необходимой задачей философии как таковой.
Стремительное становление научного знания в этот период, обусловленное не только «любопытством ума» самих ученых, но и проснувшимися потребностями общественного производства (создание машин, оборудования и т. д.), проявляет себя в философии через необходимость осмысления активности человека в его отношениях как с природой (и это пока выглядит предпочтительнее, важнее), так и с себе подобными.
Существенный вклад в создание нового образа человека внес французский философ Рене Декарт. На первый план Декарт выносит сознание человека, его самосознание. Сознание уже не связано с Божественным началом. Мысль пони- мается как состояние личности. И как субстанция (первоначало). Человеческая мысль сама себя порождает и сама себя обуславливает. Единственным подлинным существованием вещей признается их существование в мысли. Таким образом, со- знание — критерий всего существующего, и человека в том числе. «Я мыслю, сле- довательно, существую». Этим тезисом Декарт признает мышление единственным достоверным свидетельством человеческого существования. Мышление рассмат- ривается в качестве специфики человека. Человек — это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содер- жание души — это сознание.
Если говорить о решительном повороте философии Нового времени к челове- ческой проблематике, то, прежде всего, это поворот связан с именем Иммануила
Канта. Именно он «ввел» человека в философию в качестве центрального позна- ющего субъекта. Все интересы моего разума (и спекулятивные и практические),
утверждал Кант, объединяются в следующих трех вопросах:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?
Иначе говоря, по Канту следует стремиться познать не характер и свойства конкретных предметов, вещей окружающего человека мира (хотя это, безуслов- но, важно), а именно свойства познающего субъекта надо рассматривать как глав- ный фактор познания. Тем самым человек в его познавательной деятельности стал главным объектом внимания философии. Именно здесь и был заложен фундамент для философского антропологизма, ставшего ведущим философским направлени- ем ХХ века.
В понимании немецкого философа И. Канта человек также двойственен. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. Специфика человека определяется его трансцендентальностью
(трансцендентальный в переводе с греческого — выходящий за пределы эмпириче- ского, конечного мира) и нравственной свободой поведения. Человек может вы- бирать, в том числе между добром и злом, в то время как действия животных обусловлены инстинктами.
С появлением учений Декарта и Канта философия признала участность со- знания в бытии. Человек живет в том мире, который он помыслил, который он сотворил на уровне своих ощущений, т. е. в том мире, который он создал. И хотя