Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(а не только его мышления) к бытию.
5. Появляются принципиально новые философские картины мира, в центре которых находятся не безликие силы, а человек как носитель определенной культуры и связанных с ней возможностей познания и действия.
Поскольку все эти изыскания современной философии выходили, как прави- ло, за рамки научно-рационалистического описания человека, потребовался новый методологический принцип, сформулированный в 1919 г. М. Шелером. Согласно этому принципу человек настолько обширен, пестр и разнообразен, что все извест- ные определения его мало удачны. Любая попытка дать однозначное определение

3.3 Сущность и специфика деятельностного
подхода к пониманию природы человека
61
человека означала бы отрицание его свободы и индивидуальности. Поэтому по- стижение человека в его сущности и многообразии проявлений достигается лишь усилиями всего наличного богатства культуры, в рамках которого научное позна- ние играет важную, но далеко не единственную роль.
На наш взгляд, методологические возможности такой интерпретации челове- ка ограничены, поскольку их главными принципами являются односторонность и абсолютизация. Эти принципы заранее обрекают построенные на их основе кон- цепции человека на определенную неполноту, фрагментарность. К тому же, с иде- ей внешней детерминированности человека связано представление о его жизни и сущности как о лишенных самостоятельного смысла и самостоятельной ценно- сти. Смысл и ценность человеку и его жизни задаются только факторами, находя- щимися вне самого человека.
Преодолеть отмеченную фрагментарность в понимании природы человека представляется возможным в том случае, если в качестве исходного положения,
объяснительного принципа взять такой, который бы с известной долей необхо- димости задавал представление о человеке, как сложной системе, существование и развитие которой, с одной стороны, включено во внешний мир, а с другой — ее бытие имеет и свою внутреннюю детерминацию.
В качестве универсального объяснительного принципа в этом случае использу- ется категория деятельности. Объяснительный принцип — это такое исходное тео- ретическое положение, такое базисное знание, которое задает определенную схему объяснения исследуемых явлений.
3.3 Сущность и специфика деятельностного подхода к пониманию природы человека
Первые же попытки теоретического осмысления человеческой деятельности убеждают нас в том, что это весьма сложное, многомерное явление, включающее в себя элементы, резко различающиеся по своей природе.
Генетически исходной базой, на основе которой формируется все многообразие человеческой деятельности, является биологический фундамент — это активность,
как способность живого организма осуществлять какие-либо действия. И эту ак- тивность человек получает от рождения. Но форма и сущность человеческой ак- тивности отличается от активности животного тем, что она не только биологически унаследована, а «социально сформировавшаяся и культурно организованная».
Иначе говоря, человеческая деятельность определяется не биологически за- данными потребностями (в пище, одежде, защите и т. п.), хотя они, безусловно,
имеют место быть, а исторически возникаемыми социокультурными программами,
в которых формируются мотивы и цели деятельности, средства и способы ее осу- ществления, нормы и ценности, регулирующие разнообразие форм человеческой деятельности. В отличие от генетических программ, социокультурные программы динамичны, они могут быть подвергнуты пересмотру и совершенствованию.
Следовательно, человеческая деятельность, включенная в социокультурную программу, изначально имеет социальный характер. Этот социальный характер проявляет себя и в том, что человек, осуществляя свою деятельность, использует


62
Глава 3. Проблема природы человека и его предназначения
не просто органы своего тела, а систему специально созданных орудий, средств,
приемов, норм, которые являются неотъемлемыми элементами человеческой куль- туры. Они разрабатывались на протяжении многих веков и воплотили в себе на- копленные обществом опыт, умения, знания. Наконец, социальный характер дея- тельности проявляет себя и в ее конечных результатах (продуктах деятельности).
В процессе деятельности человека происходит превращение объекта из чисто при- родного явления в социальное. Если, например, человек изготовляет из глины (при- родный материал) кувшин, то форма кувшина отражает и социальную функцию вещи (использовать для. . .), и социальные качества субъекта (мастера): его опыт,
умения, навыки, знания, ценности.
Любая деятельность человека (даже самая физически тяжелая и монотонная)
носит осознанный, целеполагающий характер. Это и возможная идеальная схема деятельности, это и контроль, и корректировка деятельности в ходе ее осуществле- ния, и сравнение полученных результатов с поставленной целью и т. д. И каждый успех или неуспех в деятельности не только оценивается на рациональном уровне,
но и переживается эмоционально.
В деятельности человека можно выделить объективную сторону (на что на- правлена деятельность) — это может быть и природа, и общественные отношения,
и человек, и научные знания — и субъективную сторону, которую представляет сам человек (субъект), выбирающий цели, средства, методы деятельности и имеющий свои знания, навыки, опыт. Таким образом, человеческая деятельность имеет двой- ную детерминацию: с одной стороны, ее характер, способы осуществления зависят от объективного мира, в известной степени заданы им, а с другой — она обуслов- лена самим субъектом, его личностными качествами.
Итак, деятельность предстает как единство биологического и социального,
материально-вещественного и духовного, объективного и субъективного. Благода- ря деятельности, человек оказывается одновременно включенным в разные сферы бытия. Бытийствуя в природной сфере, человек, будучи сам биологическим орга- низмом и используя природные материалы с их свойствами в своей деятельности,
с необходимостью должен учитывать и подчиняться природным законам. Выходя в результате свой деятельности за пределы природного бытия и включаясь в осо- бую, своеобразную сферу своего бытия — социальную (духовную), человек также вынужден считаться с наличием интересов, принципов, ценностей, мировоззрен- ческих установок и т. д., существующих в конкретном социуме. Указанные сферы бытия человека не существуют изолированно друг от друга. Человек всегда не поочередно, а одновременно существует во всех сферах своего бытия и, следова- тельно, одновременно детерминирован ими.
Деятельность, как созидание новых предметов, орудий, социаль- ных отношений и институтов, норм и ценностей, как творчество новых условий и форм существования, развития человека, состав-
ляет сущность человеческого бытия. И в то же время она есть
способ бытия человека.
Через результаты своей деятельности человек реализует и утверждает себя в окружающем мире, создает свое бытие и изменяет его. Благодаря деятельности,
человек способен выйти за рамки наличного бытия и заложить основы нового.


3.3 Сущность и специфика деятельностного
подхода к пониманию природы человека
63
Итак, вне деятельности нет и не может быть подлинно человеческого бытия.
Вне ее бытие оставалось бы на уровне природного, бытием биологического суще- ства и не более того. Бытие человека во всех своих аспектах прямо или косвенно связано именно с деятельностью. Поэтому именно деятельностный подход в по- нимании природы и сущности человека позволяет расширить и обогатить понятие человека, так как не сводит его только к объекту, а видит в нем, в первую очередь,
субъекта. Деятельность является тем важнейшим фактором, под воздействием ко- торого осуществляется процесс трансформации нашего далекого предка из объекта в субъект.
По мере развития человеческой деятельности, благодаря ее результатам, че- ловек постепенно выходит из системы объектных отношений, господствующих в природе, становится субъектом в отношениях с окружающим миром, приобретая все большую независимость от него. Статус человека как субъекта проявляется в том, что он как бы «изъят» из внешнего мира, противостоит ему; в том, что он творит обстоятельства своего существования; в том, что он сам способен задавать свое отношение к миру и оценивать его; и, наконец, в его способности ставить цели и осуществлять поиск смыслов.
Таким образом, человеку как субъекту присущи:
1) самодеятельность, способность к творчеству, которая является главной осо- бенностью человеческой деятельности;
2) личностное «Я» как осознание и понимание своего отношения к природно- му и социальному миру, как переживание этого отношения, как выражение того непременного факта, что «человек дан себе в самосознании»;
3) свобода, как способность создавать новое, как возможность самореализации.
Человек как субъект может выступать в самых разнообразных ролях:
• как субъект труда, материального производства;
• как субъект сознания и субъект воли;
• как субъект различных видов практической и духовной деятельности;
• как субъект общественных отношений;
• как субъект исторического процесса. То есть в деятельности человек не только обретает статус субъекта, но и реализует его.
Становление человека как социального субъекта связано не только с его выхо- дом из системы природных, объектных отношений, но и с включением его в си- стему принципиально новых отношений, становление и формирование которых неразрывно связано с развитием деятельности. В процессе деятельности любой человек, независимо от своего желания (объективно), вступает в различные отно- шения с другими людьми. Эти отношения не связаны только с чисто производ- ственными, экономическими отношениями. Это и познавательные, нравственные,
эстетические, правовые и др. отношения, которые по мере усложнения человече- ской деятельности и ее дифференциации становятся самостоятельными, особыми видами отношений. Все они в совокупности составляют систему общественных отношений, выступающую в качестве социального пространства, в рамках которо- го живет и действует человек.


64
Глава 3. Проблема природы человека и его предназначения
Специфика общественных отношений, по сравнению с природными, биологи- ческими, прежде всего связана с тем, что они выступают как субъектно-объектные
(человек — вещи, природа) и как субъектно-субъектные (человек — человек). И от- личительные особенности этих отношений (учитывать законы природы или нахо- дить нормы, согласие) мы уже прежде отмечали.
По своей природе общественные отношения не являются физической реаль- ностью, однако их не следует рассматривать как нечто субъективное, идеальное.
Общественные отношения есть вполне объективная, реальная сила, оказывающая огромное воздействие как на развитие отдельного человека, так и общества в це- лом. Это объясняется тем, что общественные отношения, постоянно воспроизво- дясь в деятельности людей, воплощаются в их практике, оформляются и закрепля- ются в системе определенных норм, социальных институтов, законов. Особенность общественных отношений состоит и в том, что они включают в себя оценочный момент и в силу этого всегда носят нормативный характер.
Общественные отношения и деятельность находятся в органической, диалек- тической взаимосвязи. С одной стороны, деятельность всегда включена в систему общественных отношений, существующих на данный момент; они — то социаль- ное пространство, в рамках которого она осуществляется; они — то условие, без которого она не может функционировать. С другой стороны, общественные от- ношения есть результат, продукт человеческой деятельности, которая выступает в качестве силы, созидающей и воспроизводящей эти отношения.
С учетом уже изложенного, можно попытаться интерпретировать и известное положение К. Маркса о том, что сущность человека есть совокупность всех обще- ственных отношений. (Это положение не воспринимается однозначно различными философами и философскими направлениями.) То есть человека следует рассмат- ривать не только как объект, но и как субъект общественных отношений. Иначе говоря, человек есть не только объект воздействия существующих общественных отношений, не просто их механический слепок (формируется под их влиянием);
человек вместе с тем всегда является творцом общественных отношений, их носи- телем. Люди, благодаря своей деятельности, наполняют общественные отношения конкретным содержанием. Сущность человека в такой мере является совокупно- стью общественных отношений, в какой он является субъектом и объектом этих отношений. И если как объект он творим общественными отношениями, то, как субъект, он творит сам себя. Поэтому человек есть не только продукт обществен- ной среды, но и продукт своей собственной деятельности.
Человек творит себя, создавая свой особый мир. Мир этот чрезвычайно мно- голик и постоянно обогащается. Он включает в себя все многообразие резуль- татов человеческой деятельности. Его отличительная особенность состоит в том,
что в нем объективированы, опредмечены силы самого человека: его способности,
умения, опыт, знания, ценности, идеалы и т. д., будучи воплощением социальных свойств и качеств, мир человека выступает одновременно необходимым условием и реальной возможностью формирования человеческой сущности. Вне этого мира существование человека, вся его жизнедеятельность будут носить только биологи- ческий, животный характер («Феномен Маугли»).
Сущность человека как «совокупность общественных отношений» следует по- нимать в основном только в смысле его родовой характеристики, а также в том


3.3 Сущность и специфика деятельностного
подхода к пониманию природы человека
65
смысле, что каждый человек, как представитель рода homo sapiens, обладает воз- можностью вступить в любые общественные отношения, существующие в данный период. Если говорить об отдельном человеке, то его сущность, скорее всего, вы- ступает как индивидуализированное бытие общественных отношений. Это означа- ет, что реальная совокупность общественных отношений, определяющая его сущ- ность, задается теми видами деятельности, в которых он непосредственно участву- ет, и она не будет равна «ансамблю» всех имеющихся в обществе отношений, так как вряд ли возможно, чтобы отдельный человек мог стать субъектом всех видов деятельности.
С учетом сказанного сущность человека можно рассматривать в двух уровнях:
• на родовидовом она есть совокупность всех общественных отношений;
• на индивидуальном она есть индивидуализированное бытие общественных отношений.
Социальное, будучи порождено и обусловлено деятельностью, по мере ее раз- вития в конечном итоге становится тем качественно новым свойством, которое принципиально отличает человека от всех других представителей мира живых су- ществ, становится ведущей стороной его образа жизни, определяет его сущность.
Но деятельность, порождая и утверждая социальное, не исключает в человеке био- логическое, не ведет к его аннигиляции (превращение в ничто), не ставит биологи- ческое и социальное в отношения абсолютного взаимоисключения. Биологическое и социальное в человеке диалектически взаимосвязаны. И диалектика их отноше- ний задана не природными предпосылками, а формируется и развивается по мере становления и развития деятельности.
Таким образом, человеческая деятельность формируется как особый феномен,
отличный от простой биологической активности. Этот феномен «предъявляет»
определенные требования к тому, кто его осуществляет, — человеку.
Деятельность, взятая в качестве объяснительного принципа при рассмотрении природы человека, ориентирует на понимание его как феномена, включающего качественно разнородные уровни, свойства, функции, которые, благодаря интегри- рующей способности самой деятельности, образуют единое целое.
Таким образом, деятельностный подход к проблеме человека в наибольшей степени соответствует характеру постановки этой проблемы в философии, кото- рая всегда рассматривала человека как целостность. Этот подход не противоречит общепринятому положению о социальной сущности человека, а позволяет понять как само социальное генетически и каузально (причинно) обусловлено деятельно- стью. Следовательно, и рассмотрение всего спектра отношений человека с окружа- ющим миром: понимание бытия мира и своего собственного; понимание возмож- ностей своего познания мира и достоверности этих знаний; понимание необхо- димости «разумного» выстраивания отношений с окружающим миром (природой,
другим человеком, иными государствами и общественными системами) — дает воз- можность понять сущность человека более глубоко и более емко.