Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   25

Глава 3. Проблема природы человека и его предназначения
3.4 Смысл человеческого существования
Стремление философии осмыслить проблему бытия человека, его природы и его сущности связано не просто с любопытством рефлексирующего сознания,
а, прежде всего, с выяснением вопроса «смысла жизни», смысла человеческого существования. К этому вопросу — в чем смысл жизни? — человеческое сознание подводит осознание того факта, что жизнь его не вечна.
Жизнь и умирание, рождение и смерть — это существенные и связанные друг с другом аспекты одних и тех же биологических и эволюционных процессов.
Жизнь утверждает себя через смерть, продолжает себя через смерть. Это способ существования всех живых форм природы. Но само знание подобного рода движе- ния процессов не может окончательно примирить человеческое сознание к необхо- димому концу его индивидуального, личностного существования. Поэтому столь важно для человека оказалось понять свое собственное предназначение в этом ми- ре: откуда мы пришли, какие мы, как мы должны жить, что мы должны делать,
какова наша миссия в этом мире, на что можно опереться и чего следует ожидать от жизни?
Вся совокупность этих вопросов и составляет проблему «смысла жизни» че- ловека. Ни одна отдельно взятая идея (вопрос) сама по себе не сможет в своем от- вете удовлетворить человека. Поэтому в философии, как правило, выстраивались целостные концепции смысла жизни человека, которые через разные стороны от- ношений человека с окружающим миром стремились обосновать этот смысл. Это,
например, концепции стоицизма и эпикурейства; это — и концепции конфуциан- ства, буддизма, христианства; это — концепции представителей философии жизни и т. д.
Самые просвещенные из этих философий, такие, как гуманизм, материализм и натурализм, поставили в качестве высшей цели счастье, свободу и прогресс всего человечества. И это достаточно широкая концепция для того, чтобы любой человек мог опираться на нее в своей жизни, в своей деятельности.
Общим для современных философий жизни, пожалуй, является их предан- ность «посюстороннему» благосостоянию людей. То есть стремление рассматри- вать смысл жизни в рамках текущей, повседневной жизни отдельного человека
,
а не в рамках значимости его дел для «будущих поколений».
Итак, выделим основные подходы в решении вопроса о смысле жизни:
1. Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях.
2. Смысл жизни за пределами индивидуальной жизни.
3. Смысл жизни создается самим человеком.
Для первого подхода характерно религиозное толкование жизни человека.
Человек — продолжатель дела Бога на Земле. Жизнь его протекает по законам
Бога, по законам добра; проявление в земной жизни божественной сути, боже-

3.4 Смысл человеческого существования
67
ственного подобия — вот цель человеческого существования. Эта позиция харак- терна не только для религиозного сознания, но и для философского сознания.
Например, уже в древневосточной философии (даосизме) выводится смысл жизни человека из его природы. И если человек рождается на грани Неба и Земли,
Духа и Материи, то это и определяет его предназначение, смысл его дальнейшего существования. Он заключается в гармоничном соединении в человеке, и в его жизненных поступках природного и духовного начал. Человек — связующее звено,
посредник между Духом и Материей. Их объединение, гармония обеспечивают га- рантию дальнейшего существования мира. Миссия человека — установление и со- хранение гармонии духовного и материального, сохранение самой жизни. Поэтому человек должен реализовывать себя как в природной, так и в культурной, духовной жизни.
И в философии Гегеля человек появляется в мире с определенной миссией —
познания мира и его начала, Абсолютного Духа. И это познание и является стерж- нем его земного существования, его смыслом жизни, заложенным изначально.
В рамках второго подхода жизнь человеческая на Земле рассмат- ривается как путь к последующей лучшей жизни индивида в иных мирах либо как средство, обеспечивающее лучшую жизнь гряду- щим поколениям.
Будущее обожествляется, настоящая жизнь, ее смысл определяются как этап совершенствований и достижений во имя будущего. Но такой подход, как отмеча- ют сами многие философы, вряд ли может удовлетворить человека. В этом случае,
по образному выражению русского философа С. Франка, каждый ныне живущий человек должен был бы полагать себя неким органическим удобрением, помога- ющим готовить почву жизни для будущих поколений, а его собственная жизнь лишается индивидуального смысла. (См.: Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. №6.)
Согласно третьему подходу смысл жизни не проистекает из про- шлого и не определяется будущим.
Каждый человек сам определяет для себя смысл своего существования. Нет никакого раз и навсегда данного всем смысла жизни. В чем же мы можем найти для себя смысл жизни? К чему мы можем стремиться? Ответы могут быть самыми разнообразными:
• к наслаждению (Гедонизм);
• к личной выгоде и пользе (Утилитаризм);
• к счастью (Эвдемонизм);
• к безмятежной жизни;
• к богатствам;


68
Глава 3. Проблема природы человека и его предназначения
• к реализации собственных планов;
• к труду на благо себя и других;
• и т. д., и т. д.
Однако можно стать богатым, но не стать счастливым, можно реализовать свои таланты, планы и т. д., но не испытывать удовлетворения от жизни. По-видимому,
смысл жизни — это не какие-то конкретные цели, которые ставит человек перио- дически перед собой на жизненном пути. Данный подход страдает релятивизмом и субъективизмом. Речь может идти о ценности целей жизни. Но и эти ценности определяет не только сам человек, но и, например, время, социум. Поэтому сама ценность должна быть понята как общественно значимая путеводная звезда инди- видуального поиска смысла жизни. Верить в смысл жизни логически позволитель- но только в том случае, если мы верим, что наша жизнь — есть путь, ведущий нас к абсолютно ценной цели. А абсолютно ценную цель можно искать и во вне (Боге,
обществе, природе и т. д.), и внутри себя. При этом абсолютно ценная цель (благо)
должна быть понята и осознана человеком как свое собственное благо, которое он и стремится реализовать в каждом своем повседневном поступке, своих действиях.
Некоторые философы настроены пессимистически по отношению к вопросу о смысле человеческого существования. В рамках данного подхода можно выде- лить позиции:
а) жизнь не имеет никакого смысла;
б) человек не способен его для себя понять.
Выводы
Итак, вопрос о смысле жизни сложен и неоднозначен. Ведь смысл жизни не существует в сознании человека в готовом виде. Смыслу жизни нельзя просто на- учить; его тем более нельзя просто насильственно навязать человеку. Он должен быть найден человеком самостоятельно, обретен своим собственным путем в каж- дой данной жизненной ситуации. И если человек есть активное существо, если человек — одухотворенное существо, способное осуществлять разумный выбор, то он сможет осознать свое предназначение, смысл своего существования в этом ми- ре и выполнить ту миссию, которая на него возложена, либо которую он сам для себя определит. При этом, естественно, не исключается возможность «воспита-
ния» человека в духе поиска смысла своей жизни, поскольку человек живет не изолированно от других людей, соприкасается с существующими ценностными ориентирами конкретного общества. (Педагогика, например, кроме того, учитыва- ет и возрастные особенности поиска и обретения смысла жизни.)
Вероятно, будет уместно выделить особо следующее положение. Если мы вы- двинули основополагающим принципом в определении сущности человека дея- тельностный подход, следовательно, и смысл его жизни следует определять через деятельность и в деятельности. Каким бы важным и незаменимым ни казался че- ловек самому себе, мир обойдется без него, как обходился без него до его рожде-


Рекомендуемая литература к главе 3
69
ния. Но человек способен оставить след от своей прожитой жизни: в продолжении жизни (через своих детей), в улучшении жизни (через свои достижения, открытия),
в совершенствовании жизни (через творчество, красоту, добро, свободу). В конеч- ном счете, человек поставлен перед своим «свободным выбором»: прожить жизнь
«для себя» или прожить жизнь «для другого». И это вовсе не означает, что данный выбор состоит из полярных противоположностей «или — или». Именно человек способен определить и реализовать в своей индивидуальной жизни единство дан- ных противоположностей. И именно на человека, в конечном счете, возлагается ответственность перед самим собой за обретение смысла своей жизни, за наполне- ние «смыслом» смысла жизни, и за реализацию этого смысла в своей конкретной,
индивидуальной жизни. И жизнь человека, с точки зрения поиска и обретения смысла должна оцениваться не ее продолжительностью, а ее содержательностью.
Огонь факела, заметил один из философов, имеет смысл, даже если он уже угас, но бесконечная передача эстафеты негорящего факела из рук в руки — бессмысленна
(В. Франкл).
Контрольные вопросы по главе 3 1. Каковы основные характеристики понимания человека в Античной, Сред- невековой философии и философии Нового времени?
2. Что общего в понимании природы человека в Даосизме, философии Ан- тичности и Возрождения?
3. Что понимается под духовным миром человека в различных философских учениях?
4. Какова специфика человеческого существа?
5. Что общего между материализмом Маркса и объективным идеализмом Ге- геля в понимании сущности и предназначении человека?
6. В чем проявляется, выражается символическая деятельность человека?
7. Чем обусловлена актуальность и значимость рассуждений о смысле жизни?
8. Может ли человек влиять на ход своей жизни, быть ее творцом?
Рекомендуемая литература к главе 3
[1]
Ацер А. Д. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. — 1991. — №1.
[2]
Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. — М., 1993.
[3]
Введение в философию. — М., 1989.
[4]
Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М., 1996.

Глава 4
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ,
РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНА
МИРА
Рассматривая проблему природы человека, его деятельной сущности, мы с не- обходимостью встречаемся с проблемой отношения человека с окружающим его миром. И самая первая, и самая универсальная предпосылка нашей жизнедеятель- ности — это естественное убеждение человека в том, что мир есть, наличествует
(здесь и сейчас); что при всех изменениях, совершающихся в природе и обще- стве, он сохраняется как относительно стабильное целое. Однако это убеждение не исключает появления многих вопросов и проблем по поводу существующего мира.
Первая сложность возникает в связи с тем, что, признавая существование мира
здесь (это утверждение опирается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни), правомерно предположить, что он существует и там. Возникает соответ- ствующий вопрос: Мир существует везде?
Но если мир существует теперь (сейчас), то встает вопрос о его существо- вании в прошлом и будущем. То есть мир преходящ или непреходящ, конечен или
бесконечен? И на этот вопрос также не просто найти ответ.
И, наконец, можно ли в многообразии проявлений существующего мира (при- рода, вещи, человек, мысли, идеи, общество и т. д.) найти какое-либо единство.
Существует ли мир как единое, целостное?
В своих ответах на все эти вопросы философия, прежде всего,
опирается на понятие (категорию) «бытия».