Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

118
Глава 6. Общество. Многообразие культур,
цивилизаций, форм социального опыта
правоты. Вместе с тем следует отметить, что такое многообразие позиций ока- зывается не столь уж полезным для самой философии: встал вопрос о ее кризисе,
о неспособности объяснить социальную реальность, помочь человеку найти выход из надвигающихся на него глобальных проблем. Поэтому философы не отказыва- ются от поиска новых оснований единства развития всех сфер жизнедеятельности общества и исторического процесса как такового.
Итак, необходимо уяснить, что в современном социальном знании имеют место различные концепции общества, среди которых можно выделить следующие:
Концепция натуралистического отождествления общества и природы.
Здесь общество рассматривается, прежде всего, как простое продолжение при- родных процессов. В обществе действуют не специфические, социальные законы,
а законы биологические, природные.
Концепция общества как совокупности человеческих индивидов.
Представители данной точки зрения считали, что об обществе можно гово- рить там и тогда, где и когда есть совместная жизнедеятельность людей. А люди объединяются для удовлетворения своих потребностей и для контроля над своими действиями.
Концепция общества как совокупности общественных отношений.
Согласно позиции К. Маркса общество представляет собой не простую сумму индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индиви- ды находятся друг к другу. Для выявления специфики данных отношений Маркс вводит понятие «общественно-экономическая» формация.
Концепция идеалистического противопоставления общества природе.
Смысл данной позиции заключается в том, что абсолютизируется качествен- ное отличие общества от природы. И поскольку человеческая исключительность заключена в его сознании, общество, отрываясь от природы, природных условий,
может существовать в рамках своей истории.
Деятельностная концепция общества.
Здесь утверждается, что общество является результатом человеческой деятель- ности и представляет собой новую форму бытия — социальную реальность. Все элементы этой реальности выступают как продукт взаимодействия людей, их сов- местной деятельности
6.2 Общество как специфическая форма бытия человека
Итак, понимание природы социального, его генезиса, истории, форм прояв- ления и отношений с конкретно взятым человеком — все это сложно не только для восприятия на уровне обыденного сознания, но и для исследований самих философов. Можно ли тем не менее как-то органически связать все это «слож- ное» в единое целое? На наш взгляд да, если за основу (субстанцию) общества принять деятельность как одну из форм Бытия в мире, разновидность движения.
Точнее — субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, которые возникают


6.2 Общество как специфическая форма бытия человека
119
в процессе осуществления деятельности людьми (индивидуальными и групповы- ми субъектами). Интеллект позволяет человеку ставить цели в своей деятельности,
предвидеть ее результаты, создавать то, чего не существует в природе, является искусственным по отношению к ней, но что в определенных пределах допустимо объективными законами действительности.
Рассматривая в третьей главе проблему природы человека, мы уже отмети- ли суть деятельностного подхода в понимании биосоциальной сущности человека при выявлении специфики его отношений с окружающим миром. Поэтому зако- номерно, что и в понимании сущности общества в целом мы исходим именно из деятельностности как объяснительного принципа.
Объяснительный принцип — это определенные, устойчивые и достаточно еди- нообразные правила получения знания. Основания подобных правил образуют по- нятия, носящие предельный характер. Благодаря этому (предельности), они спо- собны выступать тем основанием, к которому может быть приведен (не сведен!)
некий универсум, приобретающий в результате характер целого, единого целого.
Объяснение связано с логическим выведением (дедукция) предложений, объяс- няющих явление, из каких-либо других установленных предложений. На основе объяснительного принципа удается построить теорию, способную к объяснению какого-то количества фактов.
Гносеологические возможности понятия деятельности проявляются уже в том,
что оно позволяет понять причины происхождения (генезиса) самой социальной реальности, различных ее элементов: общественные отношения, социальные ин- ституты, культура, сознание, язык, познание и т. д.; механизм функционирования
(законы); структуру этих явлений (элементов).
Деятельность, поставленная в центр универсума, взятая в качестве объясни- тельного принципа, резко меняет всю ткань рассуждения: первичным, исходным становится не сам по себе факт физического существования индивидов, а нали- чие глубокой содержательной связи между ними. Взятая в диахроническом (смена времен) аспекте, эта связь дает картину истории социального мира, а ее синхрони- ческий аспект открывает путь к выявлению принципов функционирования обще- ственного организма. Именно понятие деятельности сильно раздвигает мыслимые границы социальной действительности и впервые создает основу для представле- ния ее, как естественноисторического процесса. Социальная реальность воспро- изводится как нечто внутренне организованное и подчиненное определенным за- кономерностям. Деятельность выступает в качестве источника и механизма такой организации. Деятельность и общественные отношения являются необходимыми сторонами взаимосвязи человека и общества, и ни одна из этих сторон не может заменить другую.
В ходе деятельности человек как индивид утрачивает свою изначальную суве- ренность и предстает как незаменимый, необходимый ее элемент. Но вместе с тем через деятельность проявляется отношение индивидуума к обществу, определяется вклад его в «общественную копилку», формируются жизненные ценности и смыслы.
Однако из того факта, что деятельность образует важнейший фактор интегра- ции социальной действительности, еще не следует, что вся эта действительность,
все отношения, формирующиеся у человека в обществе, — непременно и во всех случаях должны сводиться к деятельности. Например, понятие деятельности непо-


120
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   25

Глава 6. Общество. Многообразие культур,
цивилизаций, форм социального опыта
средственно не может объяснить все проявления личности, всю систему индиви- дуальных различий.
Иначе говоря, рассматривая социальную деятельность в качестве определяю- щего фактора общественной жизни, не следует сбрасывать со счетов «родовые»
сущностные качества самого человека (поскольку он — биосоциальное существо);
нельзя из деятельности выводить буквально все: от индивидуального творчества до массовых героических свершений. Деятельность — это такой процесс, в рам- ках которого осуществляются взаимопереходы субъективности и объективности,
происходят взаимопревращения внутренней и внешней сторон социальной актив- ности. В процессе тотального взаимоперехода субъективности и объективности со- циальный универсум сбрасывает с себя отжившие косные структуры и обновляет свое «неорганическое тело». В результате этого, в сфере объективности возникают социальные инновации, а в сфере субъективности — личностные новообразования.
Итак, деятельность людей — субстанциальная основа социальной жизни.
А общество — это самоорганизующаяся, сложнодинамическая си-
стема отношений людей к природе и между собой, складывающа-
яся на основе разнообразных видов деятельности по удовлетворе-
нию их индивидуальных и групповых потребностей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Суммируя рассмотренный принцип деятельностного подхода, можно сделать следующие обобщающие выводы.
1. Деятельность — причина, порождающая общество:
• общество не просто обособившаяся часть природы, часть материального мира. Оно не выросло, не возникло само по себе из природы;
• общество есть результат человеческой деятельности;
• это новая форма бытия — социальная реальность. Все элементы этой ре- альности выступают как продукт взаимодействий людей, их совместной деятельности;
• разнообразие форм и видов деятельности определяет и различные, отлича- ющиеся друг от друга по своему онтологическому статусу, элементы этой реальности:
а) материальные, вещественные;
б) духовные;
в) объективные, но не вещественные — общественные отношения, связи,
социальные институты.
2. Деятельность наполняет конкретным содержанием различные элементы
социальной реальности
:
• социальные институты, например государство (тоталитарное, демократи- ческое и т. д.);
• социальные отношения;
• культуру (массовая, элитарная).

6.2 Общество как специфическая форма бытия человека
121
3. Деятельность — интегрирующий фактор, связующий все компоненты соци-
альной реальности в единое целое:
• общество выступает не как сумма индивидов или социальных институтов,
а как целостная система;
• как в любой другой системе здесь проявляется налицо первичность систе- мы над отдельным элементом, первичность социума над индивидом;
• каждый из компонентов социальной системы не может существовать вне общества как системы, а система не может функционировать, не может представлять целое без какого-либо одного из этих элементов: люди, мате- риальные факторы, отношения и т. д.;
• все элементы социальной системы взаимосвязаны между собой, взаимо- обуславливают, детерминируют друг друга.
4. Деятельность — объясняющий принцип соотношения объективного и субъ-
ективного в обществе:
• общественная жизнь, социальная реальность представляет собой диалек- тическое единство объективного и субъективного;
объективный фактор — это обстоятельства и отношения, при которых лю- ди творят историю и которые не зависят от их сознания, воли. Это:
а) совокупность природных условий, составляющих естественную осно- ву развития общества;
б) экономические отношения и условия, уровень развития производства;
в) совокупность общественных отношений, конституированных в дан- ном обществе в системе законов, в деятельности социальных институтов;
субъективный фактор — совокупность социально-политических и духов- ных сторон деятельности исторического субъекта. В содержание этих сто- рон деятельности входят степень сознательности, организованности, убеж- денности, воли, решительности. Таким образом, содержание субъективного фактора зависит от субъекта, связано с состоянием общественного созна- ния: привилегии, традиции, учения, теории, целевые установки, мотивации социальных действий;
• объективное и субъективное в обществе не отделены друг от друга. Благо- даря деятельности, они взаимосвязаны и постоянно переходят друг в друга.
В этом заключается одна из характерных, отличительных черт социальной реальности по сравнению с природной;
• объективное — первично в том смысле, что оно существует вне сознания.
Оно выступает как предпосылки существования и развития общества. Оно порождает возможность развития. Но оно не обуславливает, не определяет
во всем развитие общества. При одних и тех же объективных предпосыл- ках и обстоятельствах развитие общества может приобрести различный конкретный характер. Это будет в основном определяться субъективным фактором — деятельностью масс, их социально-политическими, идеологи- ческими мотивами, установками, целями. В переломный момент разви- тия общества субъективный фактор может стать определяющим, ведущим.