Файл: Курсовая работа по дисциплине Экономика управления персоналом студентки заочной формы обучения.docx
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целью кадрового планирования во Белгородской дистанции пути является обеспечение организации необходимым персоналом при минимизации издержек, а также краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное определение потребностей в персонале, производимое в неразрывной количественной и качественной связи.
Четко выстроенная и адекватно сформулированная кадровая политика позволяет значительно повысить эффективность деятельности Белгородской дистанции пути за счет понимания руководством поставленной цели при подборе новых сотрудников.
Анализ экономических показателей играет одну из главных ролей в повышении эффективности деятельности организации. Данный процесс является не только основой планирования, но и средством оценки качества планирования и выполнения плана. Анализ экономических показателей представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации.
В 2020 году в условиях непростой макроэкономической ситуации, связанной с распространением COVID-19 и введением карантинных ограничений, Белгородская дистанция пути своевременно реагировало на складывающиеся неблагоприятные условия и оперативно принимало соответствующие решения.
Значительное снижение экономической активности из-за введенных ограничений существенно сократило спрос на железнодорожные перевозки: погрузка грузов снизилась на 2396 тыс. тонн к уровню 2019 года.
Основное влияние на выполнение показателей пассажирского комплекса в 2020 году оказала критическая эпидемиологическая ситуация. В 2020 году пассажирооборот составил 7199,2 млрд ткм, что ниже уровня 2019 года на 39,3 млрд ткм. Отправлено 27290,7 млн пассажиров (116,1 млн чел. к 2019 году).
Таблица 2.2.1 – Показатели экономической эффективности деятельности Белгородская дистанция пути
Показатели | Един. измер. | 2019 год | 2020 год | 2021 год |
Погружено грузов | Тыс. тонн | 87375 | 84979 | 85544 |
Тарифные ткм, всего | Млн ткм | 164393,1 | 157990 | 159073,6 |
Пассажирооборот | Млн ткм | 7238,5 | 7199,2 | 7416 |
Отправление пассажиров, в т.ч.: | Млн чел. | 27406,8 | 27290,7 | 27762,9 |
В дальнем следовании | Млн чел. | 5716,9 | 5730,8 | 6012,5 |
В пригородном сообщении | Млн чел. | 21689,9 | 21559,9 | 21750,4 |
ОАО «РЖД» не предоставляет данные о финансовых результатах деятельности своих структурных подразделений в открытый доступ, но общую тенденцию мы можем проследить по результатам деятельности всей организации. Доходы от перевозок снизились к уровню 2019 года на 1,6% (+1,1% к плану). В части грузовых перевозок снижение доходов составило 0,5% к уровню 2019 года (при этом к плану рост составил 1,2%). В условиях изменения структуры грузооборота прирост доходной ставки составил 2,1%. Доходы от пассажирских перевозок снизились на 15,8% к 2019 году. Операционная прибыль снизилась на 29,4% и составила 117,3 млрд руб. (при этом к плану рост составил 25,0 млрд руб. (+27,0%). Прибыль от прочих видов деятельности была получена в размере 17,9 млрд руб.
Таким образом, по итогам 2020 года произошло снижение финансово-экономических показателей.
В 2021 году обстановка оставалась неблагополучной, в связи с продолжением распространения COVID-19 и остающихся карантинных ограничений, но следует отметить увеличение финансово-экономических показателей. Например, произошло незначительное увеличение спроса на железнодорожные перевозки: погрузка грузов увеличилась на 565 тыс. тонн к уровню 2020 года.
Постепенное смягчение карантинных ограничений и своевременные действия организации привели к увеличению показателей пассажирского комплекса в 2021 году по сравнению с предыдущими 2 годами. В 2021 году пассажирооборот составил 7416 млрд ткм, что выше уровня 2020 года на 216,8 млрд ткм и 2019 года на 177,5 млрд ткм. Отправлено 27762,9 млн пассажиров (472,2 млн чел. к 2020 году и 356,1 млн чел. к 2019 году).
Анализ финансовых результатов 2021 года позволяет сделать вывод, что финансово-экономические показатели по сравнению с предыдущими 2 годами увеличились благодаря своевременным действиям Белгородской дистанции пути и всей корпорации в целом.
Одной из основополагающих систем в организации является система организации труда и отдыха персонала. Одними из составляющих этой системы являются режимы труда и отдыха.
Под системой организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути понимается прежде всего грамотное применение режимов труда и отдыха персонала, которое позволяет обеспечивать устойчивую работоспособность и высокую эффективность и результативность труда работников при условии сохранения их психического и физического здоровья.
Система организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути базируется на определенных принципах. Она выстраивается в первую очередь с учетом динамики работоспособности сотрудников. Для организации наиболее рационального режима труда и отдыха во Белгородской дистанции пути определяют несколько важных параметров. К таковым можно отнести объем и содержание работ для каждой категории работников; установленный режим рабочих смен, включающий в себя такие составляющие как график работы в течение суток, продолжительность рабочего времени в течение смены и в целом сменность рабочего времени в течение более длительного периода времени; установленный режим отдыха и т.д. На основе этих параметров формируется база системы организации труда и отдыха персонала.
Система организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути регламентируется на всех уровнях власти: федеральным законодательством (прежде всего Трудовой Кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства и др.), нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также отраслевыми нормативно-правовыми актами. Основными документами, регламентирующими деятельность по регулированию системы организации труда и отдыха персонала в структурных подразделениях холдинга, являются локальные нормативно-правовые акты ОАО «РЖД». К таковым можно отнести, например, типовые Правила внутреннего трудового распорядка, разработанные одним из структурных подразделений – филиалом ОАО «РЖД» – Центром организации труда и проектирования экономических нормативов, а также коллективный договор организации с работниками (на данный момент актуален Коллективный договор открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на 2020-2022 годы). Кроме того, структурные подразделения вправе самостоятельно принимать локальные нормативно-правовые акты, которые не будут противоречить общеорганизационным документам и будут направлены на оптимизацию системы организации труда и отдыха персонала.
Рабочее время и время отдыха во Белгородской дистанции пути регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными Начальником Белгородской дистанции пути, согласованными с Председателем первичной профсоюзной организации с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета Белгородской дистанции пути.
Пункт 5 Правил внутреннего трудового распорядка регламентирует рабочее время сотрудников Белгородской дистанции пути. В нем установлены: общая продолжительность рабочего времени в неделю; категории сотрудников, для которых предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени; обстоятельства, при которых устанавливается сменный режим работы с суммированным учетом рабочего времени; порядок установки индивидуального режима работы; порядок применения сверхурочных работ, ночных смен и т.д.
Пункт 6 Правил внутреннего трудового распорядка регламентирует время отдыха сотрудников Белгородской дистанции пути. В нем установлены: порядок предоставления перерыва для отдыха и питания; порядок предоставления ежегодных оплачиваемых, а также ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков; порядок составления графика отпусков и др.
Также к Правилам внутреннего
трудового распорядка предусмотрены приложения, которые регламентируют режим труда и отдыха персонала. Например, в перечень приложений включены: режим рабочего времени; перечень должностей и профессий работников Белгородской дистанции пути, имеющих право на дополнительный отпуск за вредные условия труда; перечень должностей и продолжительность дополнительного отпуска; перечень категорий работников, пользующихся правом переноса ежегодного отпуска и др.
Рассмотрим подробнее режим труда и отдыха, принятый для работников административного аппарата Белгородской дистанции пути.
Для сотрудников установлен 8-часовой рабочий день с обеденным перерывом продолжительностью в один час и 5-дневная рабочая неделя (с понедельника по пятницу). Следовательно, продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю, что полностью соответствует установленной Трудовым кодексом норме. Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час, что полностью соответствует законодательству Российской Федерации.
Нерабочие праздничные дни полностью совпадают с установленными трудовым законодательством Российской Федерации, производственным календарем на 2022 год и Постановлением Правительства РФ от 16.09.2021 № 1564 «О переносе выходных дней в 2022 году».
Так же сотрудникам Белгородской дистанции пути предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 28 календарных дней с сохранением рабочего места и среднего заработка, что соответствует Трудовому кодексу Российской Федерации.
Ответственными за соблюдение принятых норм системы организации труда и отдыха во Белгородской дистанции пути являются ведущий инженер по нормированию и организации труда и заместитель начальника дистанции пути по кадрам и социальным вопросам.
Проанализировав систему организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути на примере административного аппарата, можно выделить некоторые положительные стороны данной системы.
1. Во Белгородской дистанции пути, как и в холдинге ОАО «РЖД» в целом, большое внимание уделяется документационной базе каждого происходящего процесса в организации. Система организации труда и отдыха персонала не является исключением. На все структурные подразделения холдинга распространяются типовые Правила внутреннего трудового распорядка, которые каждое структурное подразделение вправе подстраивать под собственную специфику деятельности. Кроме того, режимы труда и отдыха для разных категорий персонала периодически пересматриваются, что закрепляется в различных локальных нормативно-правовых актах Белгородской дистанции пути и других подразделений.
2. Также значительным плюсом существующей системы организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути является наличие программы для удобной и эффективной работы специалистов по нормированию с данной системой. Выше уже было сказано, что централизованно разработанные нормы, связанные с системой организации труда и отдыха персонала и утвержденные в установленном порядке, вводятся в Единую корпоративную автоматизированную систему управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР).
3. Кроме всего прочего, неоспоримой положительной стороной является то, что при разработке и утверждении локальных нормативно-правовая актов, связанных с системой организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути, учитывается мнение выборного профсоюзного органа. Например, Правила внутреннего трудового распорядка в обязательном порядке рассматриваются и утверждаются председателем профсоюза.
4. Возможность регулирования режима труда и отдыха со стороны персонала. Сотрудники административного аппарата имеют право подавать заявления на установление индивидуального режима работы, а дорожные мастера и бригадиры – подавать рапорты на изменение начала рабочего дня и длительности перерыва на отдых и питание, например, в летнее время года из-за погодных условий.
5. Дополнительные льготы для персонала. Сотрудники Белгородской дистанции пути, как и сотрудники других структурных подразделений холдинга после отработки 11 месяцев имеют право на время ежегодного оплачиваемого и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на получение льготных путевок в санатории, оздоровительные центры и базы отдыха, которые принадлежат ОАО «РЖД».
Кроме того, в системе организации труда и отдыха персонала Белгородской дистанции пути можно выделить и некоторые проблемы.
1. Высокая загруженность персонала из-за неправильно выстроенной системы организации труда и отдыха персонала, а также из-за нехватки персонала.
2. Много специфических обязанностей, на освоение и исполнение которых уходит много времени.
3. Невозможность дать дополнительные выходные за работу сверхурочно из-за нехватки персонала.
4. Невозможность некоторых работников уйти в отпуск из-за невозможности передать свои обязанности.
5. Многочисленные селекторные совещания, на которые собирается почти весь вышестоящий административный персонал, что сильно тормозит работу всей дистанции.
6. Большой объем ненужной бумажной работы.