Файл: Курсовая работа по дисциплине Экономика управления персоналом студентки заочной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целью кадрового планирования во Белгородской дистанции пути является обеспечение организации необходимым персоналом при минимизации издержек, а также краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное определение потребностей в персонале, производимое в неразрывной количественной и качественной связи.

Четко выстроенная и адекватно сформулированная кадровая политика позволяет значительно повысить эффективность деятельности Белгородской дистанции пути за счет понимания руководством поставленной цели при подборе новых сотрудников.

Анализ экономических показателей играет одну из главных ролей в повышении эффективности деятельности организации. Данный процесс является не только основой планирования, но и средством оценки качества планирования и выполнения плана. Анализ экономических показателей представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации.

В 2020 году в условиях непростой макроэкономической ситуации, связанной с распространением COVID-19 и введением карантинных ограничений, Белгородская дистанция пути своевременно реагировало на складывающиеся неблагоприятные условия и оперативно принимало соответствующие решения.

Значительное снижение экономической активности из-за введенных ограничений существенно сократило спрос на железнодорожные перевозки: погрузка грузов снизилась на 2396 тыс. тонн к уровню 2019 года.

Основное влияние на выполнение показателей пассажирского комплекса в 2020 году оказала критическая эпидемиологическая ситуация. В 2020 году пассажирооборот составил 7199,2 млрд ткм, что ниже уровня 2019 года на 39,3 млрд ткм. Отправлено 27290,7 млн пассажиров (116,1 млн чел. к 2019 году).

Таблица 2.2.1 – Показатели экономической эффективности деятельности Белгородская дистанция пути

Показатели

Един. измер.

2019 год

2020 год

2021 год

Погружено грузов

Тыс. тонн

87375

84979

85544

Тарифные ткм, всего

Млн ткм

164393,1

157990

159073,6

Пассажирооборот

Млн ткм

7238,5

7199,2

7416

Отправление пассажиров, в т.ч.:

Млн чел.

27406,8

27290,7

27762,9

В дальнем следовании

Млн чел.

5716,9

5730,8

6012,5

В пригородном сообщении

Млн чел.

21689,9

21559,9

21750,4



ОАО «РЖД» не предоставляет данные о финансовых результатах деятельности своих структурных подразделений в открытый доступ, но общую тенденцию мы можем проследить по результатам деятельности всей организации. Доходы от перевозок снизились к уровню 2019 года на 1,6% (+1,1% к плану). В части грузовых перевозок снижение доходов составило 0,5% к уровню 2019 года (при этом к плану рост составил 1,2%). В условиях изменения структуры грузооборота прирост доходной ставки составил 2,1%. Доходы от пассажирских перевозок снизились на 15,8% к 2019 году. Операционная прибыль снизилась на 29,4% и составила 117,3 млрд руб. (при этом к плану рост составил 25,0 млрд руб. (+27,0%). Прибыль от прочих видов деятельности была получена в размере 17,9 млрд руб.

Таким образом, по итогам 2020 года произошло снижение финансово-экономических показателей.

В 2021 году обстановка оставалась неблагополучной, в связи с продолжением распространения COVID-19 и остающихся карантинных ограничений, но следует отметить увеличение финансово-экономических показателей. Например, произошло незначительное увеличение спроса на железнодорожные перевозки: погрузка грузов увеличилась на 565 тыс. тонн к уровню 2020 года.

Постепенное смягчение карантинных ограничений и своевременные действия организации привели к увеличению показателей пассажирского комплекса в 2021 году по сравнению с предыдущими 2 годами. В 2021 году пассажирооборот составил 7416 млрд ткм, что выше уровня 2020 года на 216,8 млрд ткм и 2019 года на 177,5 млрд ткм. Отправлено 27762,9 млн пассажиров (472,2 млн чел. к 2020 году и 356,1 млн чел. к 2019 году).

Анализ финансовых результатов 2021 года позволяет сделать вывод, что финансово-экономические показатели по сравнению с предыдущими 2 годами увеличились благодаря своевременным действиям Белгородской дистанции пути и всей корпорации в целом.

Одной из основополагающих систем в организации является система организации труда и отдыха персонала. Одними из составляющих этой системы являются режимы труда и отдыха.

Под системой организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути понимается прежде всего грамотное применение режимов труда и отдыха персонала, которое позволяет обеспечивать устойчивую работоспособность и высокую эффективность и результативность труда работников при условии сохранения их психического и физического здоровья.

Система организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути базируется на определенных принципах. Она выстраивается в первую очередь с учетом динамики работоспособности сотрудников. Для организации наиболее рационального режима труда и отдыха во Белгородской дистанции пути определяют несколько важных параметров. К таковым можно отнести объем и содержание работ для каждой категории работников; установленный режим рабочих смен, включающий в себя такие составляющие как график работы в течение суток, продолжительность рабочего времени в течение смены и в целом сменность рабочего времени в течение более длительного периода времени; установленный режим отдыха и т.д. На основе этих параметров формируется база системы организации труда и отдыха персонала.


Система организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути регламентируется на всех уровнях власти: федеральным законодательством (прежде всего Трудовой Кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства и др.), нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также отраслевыми нормативно-правовыми актами. Основными документами, регламентирующими деятельность по регулированию системы организации труда и отдыха персонала в структурных подразделениях холдинга, являются локальные нормативно-правовые акты ОАО «РЖД». К таковым можно отнести, например, типовые Правила внутреннего трудового распорядка, разработанные одним из структурных подразделений – филиалом ОАО «РЖД» – Центром организации труда и проектирования экономических нормативов, а также коллективный договор организации с работниками (на данный момент актуален Коллективный договор открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на 2020-2022 годы). Кроме того, структурные подразделения вправе самостоятельно принимать локальные нормативно-правовые акты, которые не будут противоречить общеорганизационным документам и будут направлены на оптимизацию системы организации труда и отдыха персонала.

Рабочее время и время отдыха во Белгородской дистанции пути регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными Начальником Белгородской дистанции пути, согласованными с Председателем первичной профсоюзной организации с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета Белгородской дистанции пути.

Пункт 5 Правил внутреннего трудового распорядка регламентирует рабочее время сотрудников Белгородской дистанции пути. В нем установлены: общая продолжительность рабочего времени в неделю; категории сотрудников, для которых предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени; обстоятельства, при которых устанавливается сменный режим работы с суммированным учетом рабочего времени; порядок установки индивидуального режима работы; порядок применения сверхурочных работ, ночных смен и т.д.

Пункт 6 Правил внутреннего трудового распорядка регламентирует время отдыха сотрудников Белгородской дистанции пути. В нем установлены: порядок предоставления перерыва для отдыха и питания; порядок предоставления ежегодных оплачиваемых, а также ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков; порядок составления графика отпусков и др.

Также к Правилам внутреннего
трудового распорядка предусмотрены приложения, которые регламентируют режим труда и отдыха персонала. Например, в перечень приложений включены: режим рабочего времени; перечень должностей и профессий работников Белгородской дистанции пути, имеющих право на дополнительный отпуск за вредные условия труда; перечень должностей и продолжительность дополнительного отпуска; перечень категорий работников, пользующихся правом переноса ежегодного отпуска и др.

Рассмотрим подробнее режим труда и отдыха, принятый для работников административного аппарата Белгородской дистанции пути.

Для сотрудников установлен 8-часовой рабочий день с обеденным перерывом продолжительностью в один час и 5-дневная рабочая неделя (с понедельника по пятницу). Следовательно, продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю, что полностью соответствует установленной Трудовым кодексом норме. Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час, что полностью соответствует законодательству Российской Федерации.

Нерабочие праздничные дни полностью совпадают с установленными трудовым законодательством Российской Федерации, производственным календарем на 2022 год и Постановлением Правительства РФ от 16.09.2021 № 1564 «О переносе выходных дней в 2022 году».

Так же сотрудникам Белгородской дистанции пути предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 28 календарных дней с сохранением рабочего места и среднего заработка, что соответствует Трудовому кодексу Российской Федерации.

Ответственными за соблюдение принятых норм системы организации труда и отдыха во Белгородской дистанции пути являются ведущий инженер по нормированию и организации труда и заместитель начальника дистанции пути по кадрам и социальным вопросам.

Проанализировав систему организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути на примере административного аппарата, можно выделить некоторые положительные стороны данной системы.

1. Во Белгородской дистанции пути, как и в холдинге ОАО «РЖД» в целом, большое внимание уделяется документационной базе каждого происходящего процесса в организации. Система организации труда и отдыха персонала не является исключением. На все структурные подразделения холдинга распространяются типовые Правила внутреннего трудового распорядка, которые каждое структурное подразделение вправе подстраивать под собственную специфику деятельности. Кроме того, режимы труда и отдыха для разных категорий персонала периодически пересматриваются, что закрепляется в различных локальных нормативно-правовых актах Белгородской дистанции пути и других подразделений.


2. Также значительным плюсом существующей системы организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути является наличие программы для удобной и эффективной работы специалистов по нормированию с данной системой. Выше уже было сказано, что централизованно разработанные нормы, связанные с системой организации труда и отдыха персонала и утвержденные в установленном порядке, вводятся в Единую корпоративную автоматизированную систему управления трудовыми ресурсами (ЕКАСУТР).

3. Кроме всего прочего, неоспоримой положительной стороной является то, что при разработке и утверждении локальных нормативно-правовая актов, связанных с системой организации труда и отдыха персонала во Белгородской дистанции пути, учитывается мнение выборного профсоюзного органа. Например, Правила внутреннего трудового распорядка в обязательном порядке рассматриваются и утверждаются председателем профсоюза.

4. Возможность регулирования режима труда и отдыха со стороны персонала. Сотрудники административного аппарата имеют право подавать заявления на установление индивидуального режима работы, а дорожные мастера и бригадиры – подавать рапорты на изменение начала рабочего дня и длительности перерыва на отдых и питание, например, в летнее время года из-за погодных условий.

5. Дополнительные льготы для персонала. Сотрудники Белгородской дистанции пути, как и сотрудники других структурных подразделений холдинга после отработки 11 месяцев имеют право на время ежегодного оплачиваемого и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на получение льготных путевок в санатории, оздоровительные центры и базы отдыха, которые принадлежат ОАО «РЖД».

Кроме того, в системе организации труда и отдыха персонала Белгородской дистанции пути можно выделить и некоторые проблемы.

1. Высокая загруженность персонала из-за неправильно выстроенной системы организации труда и отдыха персонала, а также из-за нехватки персонала.

2. Много специфических обязанностей, на освоение и исполнение которых уходит много времени.

3. Невозможность дать дополнительные выходные за работу сверхурочно из-за нехватки персонала.

4. Невозможность некоторых работников уйти в отпуск из-за невозможности передать свои обязанности.

5. Многочисленные селекторные совещания, на которые собирается почти весь вышестоящий административный персонал, что сильно тормозит работу всей дистанции.

6. Большой объем ненужной бумажной работы.