Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. «Дровосек»
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
2. «Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
3. «На берегу моря».
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
4. «Эхо»
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».
5. «Пузырь»
Несколько детей стоят, наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу педагога: «Пузырь лопнул! » Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.) .
6. «Ворона»
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар! »
7. «Приятный запах»
У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.
8. «Произнеси чистоговорки»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка»
9. «Снег».
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
10. «Кораблики».
Наполнить таз водой и научить ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Воспитатель может устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
11. «Футбол».
Соорудить из конструктора или другого материала ворота, взять шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйть с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
12. «Бульбульки».
Взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой налить чуть-чуть. Предложить ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого взять разноцветные стаканчики и трубочки и предложить ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.
13. «Волшебные пузырьки».
Предложить ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то нужно выдувать пузыри педагогу, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
14. «Дудочка».
Предложить ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
15. «Губная гармошка».
Предложить ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом задача педагога не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
16. «Свеча».
Купить большие разноцветные свечи и поиграть с ними. Педагог зажигает свечи и просит ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
4. Подобрать стихи, песенки, потешки, включающие звукоподражания, для использования в работе с детьми 3-4 лет по воспитанию звуковой культуры речи.
На лужайке, по ромашкам,
Жук летел в цветной рубашке,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу!
***
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.
***
Тили-час, тили-час
вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
воробей стучит в окошко,
дайте ложечку и мне...
вот и кончился обед.
***
Наши уточки с утра кря-кря-кря,
Наши гуси у пруда га-га-га,
Наш индюк среди двора бал-бал-да,
Наши курочки в окно ко-ко-ко,
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споет ку-ка-ре-ку!!!!
***
Хрюшки-хрюшки недовольны:
-Хрю-хрю-хрю! - кричат-кричат,
Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат!
***
«Ай, качи-качи-качи »
Ай, качи – качи – качи,
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
***
Курочка-рябушечка...»
- Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи.
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Детям спать не даешь!
После слов «детям спать не даешь» воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.
***
«Зашагали ножки, топ – топ – топ,
Прямо по дорожке, топ – топ – топ,
Ну-ка, веселее, топ – топ — топ,
Вот как мы умеем, топ — топ – топ,
Топают сапожки, топ – топ – топ,
Это наши ножки, топ – топ – топ!»
***
«К нам пришла собачка, — Умная собачка,
С детками играет.
Очень громко лает:
Гав – гав – гав»
5. Разработать план - конспект занятия на тему: «Рассказывание из коллективного опыта на тему: «Составление письма детям другого детского сада» (6-7 лет)
Тип занятия | Фронтальное |
Вид занятия | Тематическое занятие |
Цель занятия | Продолжать учить составлять рассказ из коллективного опыта |
Программные задачи | Обучающие: 1. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. 2. Приучать детей к самостоятельности суждений. Развивающие: 1. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Воспитывающие: 1. Воспитывать коллективизм. 2. Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивая друг друга. |
Методы и приемы | Наглядные, словесные, практические |
Предварительная работа | Индивидуальные беседы с детьми о детском саду. Чтение рассказов, стихов. Приготовить все для рисования. |
Части занятия и их длительность | Организационный момент – 2 мин, основная часть – 5 мин, заключительная часть – 3 мин. |
Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала | фотографии детского сада. |
Виды детской деятельности | Игровая, художественно-изобразительная |
Ход
1. Организационный момент.
Отгадывание загадок про детский сад:
Т хожу я каждый день.
Так нужно, даже если лень.
Так нужно для моей семьи.
Там хорошо и там свои.
Я всех уже два года знаю,
Я с ними ем и сплю, играю.
Туда ходить я очень рад,
Там мой любимый … (ДЕТСКИЙ САД).
2. Сообщение темы: Сегодня мы будем составлять совместно рассказ на тему: «Составление письма детям другого детского сада».
2. Беседа.
- Что бы рассказали своим друзьям из другого детского сада про наш детский сад?
- Чем вам нравится наш детский сад?
- Сколько этажей в нашем детском саду?
- Что находится на участке, где выгуляете?
- Назовите ваши любимые игрушки.
3. Работа над составлением плана.
1) Название детского сада, описание здание (фотография).
2) Описание группы (фотография).
3) Описание участка (фотография).
4) Наши развлечения (фотография).
5. Распределение детей. Каждый ребенок получает фотографию о детском саде.
- Таня, ты что можешь рассказать по своей фотографии.
- А ты, Лена?
- Сережа, что изображено на твоей фотографии? Ты о чем будешь рассказывать?
6. Рассказывание детей.
7. Анализ рассказов детей.
Итог занятия. Давайте, запишем ваши рассказы на бумаге и отошлем вашим друзьям.
Тема 2.1.7 Методика развития связной речи
1. Составить конспект по плану:
- Развитие связной речи - одна из важнейших задач работы воспитателя.
- Подготовительный этап речевых проявлений, его значение в развитии ребенка.
- Руководство связной речью детей в повседневной жизни.
- Изучение и анализ уровня связной речи детей.
1. Развитие связной речи - одна из важнейших задач работы воспитателя
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания и обучения. Этапы становления речи дошкольников, её развитие.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени..
2. Подготовительный этап речевых проявлений, его значение в развитии ребенка.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи — на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию, с которой произносятся слова. Речь участвует в этом общении лишь своей звуковой стороной, сопровождая действия взрослого.