Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки при реализации инноваций в образовании следует проанализировать результаты обследования преподавателей на предмет выявления у них ведущих ценностных ориентаций. Данные обследования мотивационных тенденций преподавателей с помощью опросника А. Эдвардса (Edwards Personal Preference Schedule), опреде- ляющих ценностные ориентации, получены Т.В. Корниловой (2003). Обнаружено, что наиболее предпочтительными для преподавателей оказались мотивационные тенденции оказания опеки (1-е место), достижения и автономии (2–3), стойкости в достижении цели (4). Разница в средних значениях показателей по данным тен- денциям составляет примерно 1 балл (от 17,5 до 16,5 при максимальном значении в 20 баллов). Наименьшие значения показателей оказались по ценности принятия авторитетов (15), демонстративности (16). В соответствии с такими показателями при принятии решения о внедрении инновационных технологий в учебный про- цесс вуза необходимо ориентироваться на такие из них, которые обеспечивают условиями для оказания студентам помощи при поиске ими способов и средств решения учебно-исследовательской проблемы на основе развития у них мотива- ции достижения и самостоятельности, побуждают к активной деятельности для достижения цели. Развитие тенденции неприятия авторитетов следует оценивать как показатель критического мышления, что весьма ценно при выборе решения относительно принятия или отрицания предлагаемых другими авторами иннова- ционных технологий обучения.
При принятии решения к внедрению инноваций в учебный процесс преподава- телю необходимо разносторонне проанализировать все факторы, предположитель- но способные влиять на исход деятельности студентов и самого преподавателя.
Кроме факторов дидактического и материального плана, в первую очередь необ- ходимо учитывать готовность самого преподавателя и студентов к внедрению ин- новаций в учебно-познавательную деятельность (соответствие процедур иннова- ционной деятельности индивидуально-типологическим особенностям студентов и преподавателя). Преподавателю необходимо знать, для какой части студентов ока- жется приемлемой инновация в учебной деятельности. В распоряжении препода- вателя должны быть результаты психодиагностического обследования студентов.
Часть студентов может оказаться невосприимчивой к динамическим требовани- ям инновационных процедур, таким как темп, скорость, интенсивность выполне- ния действий. Для некоторых студентов, чаще всего интровертов, неприемлемы- ми окажутся игровые технологии обучения. Специфические особенности любой инновационной технологии обучения могут не соответствовать индивидуально- типологическим особенностям той или иной части студентов, поэтому при при- нятии решения о внедрении инноваций в учебный процесс преподавателю необ- ходимо позаботиться об индивидуализации реализации программ инновационных технологий. Проблема личной ответственности преподавателя за принятие ре- шения относительно внедрения инновационных технологий в учебный процесс связана с возможностью реализации собственного интеллектуального потенциа- ла и возможностей студентов. Кроме того, необходима нравственная регуляция
53
Глава 1. Генезис поведенческой экономической теории процедуры внедрения инноваций, чтобы предотвратить возможность нанесения ущерба студентам, на состояние и самоощущение которых может повлиять при- нимаемое решение.
Исследователь поведенческой экономики Д. Ариэли, автор книги «Предсказуе- мо иррациональны», используя классические визуальные иллюзии и свои, весьма неочевидные, а иногда просто удивительные, исследования, показывает, насколько индивиды далеки от предполагаемой рациональности принятия собственных реше- ний. Часто бывают ситуации, когда головой мы знаем, как лучше и разумнее было бы сейчас поступить, но при этом ведем себя противоположно. Д. Ариели, специ- алист в области поведенческой экономики, изучал такие случаи, выясняя причины и мотивы наших иррациональных поступков, о чем и рассказывает в другой книге
1
Он предлагает использовать полученные знания о природе человеческой иррацио- нальности, извлекая для себя выгоду, ведь на самом деле иногда именно благодаря нелогичному поведению рождаются новые открытия. Почему высокое вознаграж- дение снижает наши шансы на победу и как с гарантией сделать работу бессмыс- ленной – обо всем об этом и о других скрытых силах, определяющих наше по- ведение, рассказывает Д. Ариэли. Зная закономерности, которые он выявил, легче в дальнейшем принимать лучшие решения. Радость и печаль недолговечны. Вот мы добились своей цели: заработали денег на мечту, сделали приятную покупку.
Долго ли после этого мы радуемся этому? Обычно не очень. Даже если это авто- мобиль, эйфория продолжается максимум месяц и сходит на нет. Негативные пере- живания по поводу неудач обычно продолжаются дольше, но благодаря действию механизма адаптации и привыкания они тоже недолговечны. Так как же продлить приятные ощущения, а негативные переживания сделать, наоборот, менее яркими?
Исследования показывают, что для этого в приятном времяпрепровождении нужно делать паузы (оказывается, в этом плане при просмотре классного фильма реклама играет положительную роль), а в случае негативных эмоций, напротив, быстрее проживать ситуацию (например, быстро выполнить рутинную работу). Полезны сформулированные Д. Ариэли практические советы к внедрению:
1) ставить амбициозные, волнующие цели, которые вызывают энтузиазм, но не являются слишком фантастическими или такими большими, что внутреннее вол- нение будет мешать их достигать;
2) заниматься только теми вещами, которые, помимо материальной компенса- ции, приносят моральную отдачу. В таких случаях есть понимание, зачем вообще это нужно;
3) для продления ощущений от приятной деятельности делать в ней паузы, а в случае скучных, неприятных занятий, наоборот, выполнять их как можно быстрее и за один раз.
Механизмы, разработанные человечеством в процессе эволюции, имели смысл лишь в прежние времена. Но с учетом разрыва между скоростью технологическо- го развития и человеческой эволюции инстинкты и способности, которые прежде
1
Ариели Д. Позитивная иррациональность. М.: ЭКСМО, 2010.
54
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки нам помогали, теперь начинают нам мешать. Принятие неправильных решений, которое в прежние времена могло доставлять людям незначительные неудобства, теперь начинает оказывать на их жизнь самое значительное влияние. Когда создате- ли современных технологий не могут осознать склонности человека к совершению ошибок, они начинают создавать новые и «улучшенные» системы в областях фон- дового рынка, страхования, образования, сельского хозяйства или здравоохранения, которые не принимают во внимание присущие им ограничения. Д. Ариэли называ- ет эти технологии несовместимыми с человеком, следы которых можно заметить повсюду. Вследствие этого дело заканчивается тем, что люди начинают совершать неотвратимые ошибки, а иногда их провал сопровождается шумом и треском.
На первый взгляд, такая оценка природы человека выглядит удручающе, однако дела обстоят не так уж и плохо. Специалисты в области поведенческой экономики хотят понять корни человеческой слабости и найти более сострадательные, реа- листичные и эффективные пути, позволяющие людям избегать искушения, прояв- лять больше самоконтроля и достигать своих долгосрочных целей. Для общества в целом может быть крайне полезным понимание, как и когда люди терпят неудачу.
Это позволит создавать новые способы преодоления наших ошибок. «Когда мы начинаем лучше понимать, что же на самом деле управляет нашим поведением, а что уводит нас в сторону (будь то деловые решения, связанные с вознаграждением или мотивацией, либо личные вопросы, связанные с поиском счастья или партне- ра), мы можем лучше контролировать наши деньги, связи, ресурсы, безопасность и здоровье – как для себя лично, так и для общества в целом. Именно в этом и со- стоит истинная цель поведенческой экономики: если мы поймем, каким образом действуем на самом деле, сможем с большей степенью готовности изучать соб- ственные предубеждения, лучше разобраться в том, каким образом они влияют на нас, а, следовательно, сможем принимать лучшие решения»
1
Психология экономического и финансового поведения субъектов как отдельная дисциплина долго была на периферии экономического анализа, но финансовый кризис переместил ее в центр внимания экономистов и финансовых аналитиков.
Чрезвычайно популярным стал труд Дж.А. Акерлофа и Р.Дж. Шиллера под назва- нием «Spiritus Animalis, или «Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для глобального капитализма?»
2
Рациональность была «рас- стреляна», приоритеты смещены. Исследования показали, что люди часто при- нимают решения, которые не в их интересах, или верят экономическим выводам экспертов, считая, что они заботятся о чужом кошельке. Книга Дж. Акерлофа и
Р. Шиллера повествует о факторах, влияющих на экономику, которые не учитыва- ются традиционной экономической теорией.
1
Ариели Д. Позитивная иррациональность. М.: ЭКСМО, 2010.
2
Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управля- ет экономикой и почему это важно для мирового капитализма? М.: ООО «Юнайтед Пресс»,
2010.
55
Глава 1. Генезис поведенческой экономической теории
Монография вышла в свет в самый разгар финансового кризиса – в 2009 г.
Отчасти это повлияло на ее широкий успех, ведь более удачным моментом для такой публикации могли быть только 1930-е гг.
Термин animal spirits (буквально «животный дух»), положенный авторами в за- главие книги, отсылает к трудам известного экономиста ХХ в. Дж. Кейнса. «Дух» олицетворяет собой некое иррациональное начало, присущее любому человеку и не позволяющее ему соблюдать ограничения популярных экономических моделей.
Акерлоф и Шиллер приводят наиболее известные примеры видов нерационально- го поведения, в той или иной степени определяющих возможность возникновения финансового кризиса. Первый вид – доверие (примерный перевод английского слова confi dence), предполагающее необоснованную веру в успех и позитивное развитие событий. Излишний оптимизм: рынок растет и дальше будет расти. Вто- рой – злоупотребления и недобросовестность: преследуя корыстные цели, люди часто не могут остановиться. В этом смысле весьма показателен пример компа- нии «Enron», которая пыталась выбраться из цепи одних бухгалтерских манипу- ляций за счет других, еще более опасных. Третий вид нерационального поведения
– склонность недооценивать значение инфляции, названная авторами денежной иллюзией: многие склонны забывать о том, что деньги имеют не только номи- нальную, но и реальную стоимость, поэтому нередко рост зарплат на самом деле является лишь одним из последствий инфляции. Наконец, люди не доверяют ста- тистике, но постоянно мыслят законченными историями (или «нарративом», по выражению Н. Талеба).
В результате распространенный слух об успешности некоего сомнительного дела становится популярным примером для подражания, а советы друзей оказы- ваются важнее здравого смысла. Акерлоф и Шиллер утверждают, что в совокуп- ности именно эти факторы приводят к возникновению новых «пузырей» на фи- нансовых рынках. Они не предлагают конкретных рецептов выхода из кризиса, но призывают экономистов, политиков, банковских аналитиков и обозревателей обратить внимание на то, что общепринятые макроэкономические модели и по- пулярные убеждения никак не учитывают иррациональности человеческого пове- дения. В подтверждение этих идей они приводят множество исторических фактов, примеров, результатов исследований и экспериментов.
Новейшие работы по поведенческой экономике – «Фрикономика» и «Суперф- рикономика» С.Д. Левитта и С.Дж. Дабнера
1
«Фрикономика» – книга со странным названием и еще более странным жанром
(несколько статей на разные, слабо связанные друг с другом темы), однако «цепля- ющая» и, по мнению ее прочитавших, весьма полезная. Работа выделяется доволь- но нестандартными взглядами авторов и эпатажностью стиля. В отличие от всяких
1
Левитт С.Д., Дабнер С.Дж. Фрикономика. Мнение экономиста-диссидента о неожи- данных связях между событиями и явлениями. М.: Вильямс, 2007; Левитт С.Д., Дабнер
С.Дж. Суперфрикономика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.
56
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки новомодных теорий авторы «Фрикономики» начинают доказывать свои тезисы на цифрах и примерах. Представление о стиле данной работы дает характерная для ее манеры цитата: «У экономистов имеется одна любопытная привычка – они склон- ны описывать самые сложные явления с помощью цифр. Давайте, к примеру, рас- смотрим, во что нам обходится спасение от вымирания полярных пятнистых сов.
Согласно данным одного исследования, для защиты пяти тысяч сов необходимо прекратить лесозаготовительную деятельность в этом регионе, что приведет к пре- кращению дальнейшей деятельности по производственной цепочке. Прекращение бизнеса обойдется в 46 млрд долл., т.е. в 59 млн долл. на одну сову». Российские читатели оценили данную работу как средство для повышения умения правиль- но выбирать, фильтровать и оценивать информацию, а также абстрагироваться от общепринятых, навязанных обществом взглядов.
«Суперфрикономика» является продолжением первой работы данных авторов, нетрадиционно подходящих к экономике. Их подход можно назвать эмпириче- ским, но при этом авторы всегда полагаются на данные для нахождения ответа на свои вопросы.
Среди вопросов, которые они задают и которые рассматривают в своих книгах, встречаются такие: влечет ли увеличение количества полицейских к снижению уровня преступности; правда ли, что деньги выигрывают выборы (речь о США); почему в США был большой спад преступности в конце XIX в.; жульничают ли учителя на экзаменах учеников в школе, как это выяснить; почему крэкдилеры живут с родителями; действительно ли агенту по недвижимости выгодней про- дать ваш дом дороже; как, используя данные истории болезней пациентов, можно выяснить, кто является хорошим врачом, а кто нет; какую роль играют родители в воспитании детей и их последующем успехе; может ли имя, данное ребенку при рождении, повлиять на его успех в будущем; почему террористу-смертнику нужно страховать свою жизнь; что безопасней: пойти из бара домой пешком пьяным или сесть за руль и доехать на машине; что опасней для детей: хранящееся дома ору- жие или бассейн около дома; почему врачи плохо моют руки; какую пользу могут принести детские автокресла; каков лучший способ поймать террориста; как теле- визор может стать причиной роста преступности; может ли кенгуру спасти плане- ту; что общего имеют ураганы, сердечные приступы и шоссе смерти.
При поиске ответов на эти вопросы данные авторы отталкиваются от того, что у каждого человека есть стимулы поступать так или иначе. Затем они строят гипо- тезу относительно того, как можно проанализировать данные.
Усилиями этих исследователей строится образ экономиста как необычного, лю- бопытного человека, который изучает окружающий мир, взаимодействие людей и событий в нем.
Для успешного ведения бизнеса одних только товаров уже недостаточно, утверждают авторы этой книги. Потребители, уставшие от стандартизированной продукции, стремятся получить товар, созданный специально для них, да еще и соответствующий их внутреннему миру, поэтому, по мнению авторов, в настоящее