Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47
Глава 1. Генезис поведенческой экономической теории метричных ценовых эластичностей» возникает тогда, когда объем покупок явля- ется более чувствительным к увеличению цены по сравнению с ее эквивалентным снижением. Невосприимчивость к плохим новостям, касающимся располагаемого дохода, свойственна потребителям, которые не снижают достигнутый уровень по- требления после поступления неблагоприятной информации о собственных дохо- дах. Переоценка возможных потерь и выгод ведет к приобретению экономически- ми агентами завышенных в цене страховых полисов от нежелательных исходов, а также лотерейных билетов, притом, что ожидаемая полезность выигрыша, как правило, ниже стоимости самого билета.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Теория трансгрессии Ю. Козелецкого
Среди истоков поведенческой теории отметим работы польских экономистов, в частности Ю. Козелецкого
1
. Он разработал теорию трансгрессии. Особого вни- мания заслуживает взгляд ученого на природу творчества и деструкции. Он тоже исходит из того, что человеку присущи стремление к постоянному преодолению своих прежних достижений и результатов, желание выйти за пределы того, чем он обладает, называемое им трансгрессией. Именно благодаря актам трансгрес- сии, движению вперед люди расширяют свой мир, создают новые материальные и духовные ценности, развивают науку, технику, искусство. Одной из разновид- ностей трансгрессии является творчество. Трансгрессия создает возможности для возникновения новых форм, раздвигает границы человеческого познания, рас- ширяет свободу индивида. Однако наряду с конструктивной, созидающей транс- грессией «человек предпринимает деструктивные действия, приводящие к разру- шению прежних форм, соответствующих нормам культуры... Человек использует действия, направленные на узурпацию, часто стремится приобрести абсолютную, садистическую власть, пропагандирует экстремистские идеологии, направленные против человеческого общества, наконец, осуществляет деструктивные акты, по- добные самоубийству». Таким образом, трансгрессия, по мнению Ю. Козелецкого,
– это понятие, объединяющее в себе как созидательную (традиционно именуемую творчеством), так и разрушительную (деструктивную) деятельность. С точки зре- ния исследователя, трансгрессивная деятельность человека объясняется наличием у него губристической мотивации.
Отметим, что термин «губристический», введенный Ю. Козелецким, прои- зошел от древнегреческого hubris – «наглость», «гордыня», «гордость», «само- уважение», «стремление к славе». В древнегреческой философии и литературе этот термин первоначально означал безудержную спесь и стремление к превос- ходству, вызывающие гнев богов. В настоящее время он утратил свое уничижи- тельное значение, им стали описывать нормальные движущие силы личности.
1
Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979; Человек много- мерный: психол. эссе. Киев: Лыбидь, 1991.

48
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Ю. Козелецкий пишет, что само слово hubris расширяло свой смысл по мере взросления человеческой культуры. Автор называет губристической мотива- цией стойкое стремление человека к подкреплению и повышению самооценки
(собственной важности). Губристическая мотивация формируется у человека в обществе. Как указывает П. Кууси, люди постоянно стремятся к самоутвержде- нию и соперничеству потому, что любой человек представляет собой неповтори- мую индивидуальность не только с точки зрения заложенной в нем генетической информации, но и по своему культурному достоянию, именно поэтому человек постоянно сравнивает себя с другими людьми и стремится завоевать авторитет.
Уникальность любого человека обрекает его на непрестанное соперничество и борьбу за свое место в жизни.
Итак, человеку присущи «творческая сила», «стремление к трансгрессии», которые расширяют его свободу, позволяют ему воздействовать на окружающий мир, изменяя его, и самореализоваться – удовлетворить глубинную личностную потребность. Достичь этого можно путем совершения как созидательных, так и разрушительных действий. Одна из глубинных причин трансгрессии (как деструк- тивной, так и конструктивной) – это отчуждение человека от природы и мира в целом. Удовлетворение подобных стремлений, или «подтверждение собственной ценности», порождает удовольствие и вызывает гордость. Это выражается в по- вышении чувства индивидуальной безопасности, сохранении неповторимости личности и позволяет оптимистичнее смотреть на мир, придает жизни смысл.
Ю. Козелецкий подчеркивает психологическое, антропологическое и биологи- ческое значение губристической мотивации, или губристических интересов (он взаимозаменяет эти два понятия). Однако, как любое психологическое явление, губристическая мотивация имеет двоякую природу. Выделяют две формы губри- стической мотивации. У каждого человека присутствуют губристические мотивы, но, если некоторым характерно стремление к идеалу и такие люди не могут пред- ставить свою жизнь без постоянного движения к совершенству, другие предпочи- тают постоянно оглядываться по сторонам, сравнивая себя с другими и делая все для возвышения своего эго над окружающими.
Существуя в континууме «Превосходство – неполноценность», личность стре- мится повысить собственную самооценку путем возвышения себя над другими.
В данном случае личность стремится «быть лучше других» или «сравняться с дру- гими». Чем лучше его положение в сопоставлении с другими, тем полнее удовлет- воряются его губристические стремления. Такие губристические мотивы называ- ются стремлением к превосходству.
Вторая форма губристической мотивации, именуемая Ю. Козелецким стремле-
нием к совершенству, имеет иную структуру. Человек подкрепляет или усиливает собственную самооценку благодаря постоянному совершенствованию своих до- стижений, повышению уровня совершенства, стремлению к мастерству. В этом процессе не важна шкала общественных сравнений – ведущую роль приобретают стандарты совершенства, создаваемые индивидом и влияющие на самооценку.


49
Глава 1. Генезис поведенческой экономической теории
Если в школе для вас главным признаком успеха являлось большее количество пятерок в журнале, чем у соседа по парте, если на уроках физкультуры любой ценой надо было пробежать стометровку быстрее остальных, а в данный момент вам не дает покоя мысль, что все ваши бывшие одноклассники давно объездили всю Европу, а у вас до сих пор нет загранпаспорта, скорее всего вы склонны про- являть стремление к превосходству. Конечно, индивида можно поздравить, если карьеризм, конкуренция и перепрыгивание через головы сотрудников – не его конек и он вполне доволен тем, что занимается любимым делом, пусть не очень прибыльным и не приносящим такого желаемого всеми карьерного роста, зато он добился огромных результатов в нем, он постиг его в совершенстве, добился в нем мастерства. В жизни для него главное – стремление к совершенству, только не надо переоценивать свои возможности в поисках идеала.
Кроме того, Ю. Козелецкий прояснил психологические подходы к принятию решений. Он выделил четыре этапа в процессе принятия решения, такие как:
• создание субъективного представления о задаче;
• оценка последствия принятия альтернативных решений;
• прогнозирование условий, определяющих эффективность при принятии аль- тернативных решений;
• принятие решения на основе выбора из всех рассмотренных альтернатив.
Допуская возможность мысленной процедуры принятия решения по Ю. Козе- лецкому, проанализируем психологические особенности осуществления отдель- ных этапов теории принятия решений.
Формирование субъективного представления о задаче, которую предстоит ре- шить, может происходить лишь в том случае, если задача окажется актуальной для данного субъекта. Решение задачи должно входить в область его интересов, обязанностей, амбиций и т.п. При этом субъект может принять задачу, если ее ре- шение, на его взгляд, может способствовать самоосуществлению, самосовершен- ствованию, либо удовлетворению потребностей какого-либо уровня (от физиоло- гического, безопасности, аффилиации до самоактуализации), как минимум.
Уровень потребностей личности в значительной мере зависит от уровня раз- вития интеллекта. В то же время интеллект субъекта позволит ему объективно
(«трезво») оценить задачу.
Принятие задачи непосредственно связано с системой мотивов субъекта к дея- тельности, общению, познанию.
После принятия решения субъект начинает перебирать (оценивать) альтерна- тивные способы, пути решения проблемы. На данном этапе принятия решения исключительно значимым является аналитический ум субъекта.
Принятие решения, как правило, направлено на достижение результата, успеха в конкретной деятельности. Успех в любой сфере деятельности зависит не толь- ко от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения настойчиво работает, стремясь достичь намеченных целей.


50
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Уровень мотивации в деятельности и принятие решения определяются:
• значимостью достижения успеха;
• надеждой на успех;
• субъективной оценкой вероятности достижения успеха, субъективными эта- лонами достижения.
Субъект с мотивацией достижения успеха попытается найти оптимальный ва- риант решения проблемы, будет отвергать слишком сложные и очень легкие пути, которые предположительно могут привести к успеху в решении проблемы. Моти- вация достижения определяет преимущества и ограничения, присущие личности как субъекту саморегуляции и лицу, ответственному за принятие профессиональ- ных решений.
Субъекты с сильной мотивацией успеха отличаются:
• стремлением достичь высоких результатов (успехов);
• стремлением делать все как можно лучше;
• выбором сложных заданий и желанием их выполнить;
• стремлением совершенствовать свое мастерство.
Субъекты с мотивацией избегания неудачи обычно выбирают наиболее легкие возможные пути достижения успеха. Уровень субъективного «акме» у них до- вольно низкий. Оценка последствий альтернативных решений необязательно про- исходит в процессе интеллектуальной активности с опорой на знания, умения и способности. Выбор способа решения проблемы может быть стимулирован эмо- циональным состоянием субъекта, под влиянием авторитетного, обожаемого чело- века, в состоянии эйфории, без учета собственных возможностей и ситуационных обстоятельств. Таковыми являются выборы с расчетом на «шанс» («авось»). Моти- вы достижения успеха или избегания неудачи являются личностными переменны- ми и обусловлены базовыми характеристиками личности, такими как самооценка, направленность, ценностные ориентации, притязания и др.
Каждый принимающий решение должен быть готов к тому, что реализация при- нятых решений может привести к неудачам. Неудача, как правило, является след- ствием действия личностных факторов: низкого уровня мотивации, отсутствия компетентности, а также игнорирования объективных условий – материальной, общественной и психологической реальности. Причиной неудачи могут быть не- обоснованный оптимизм в принятии решений, переоценка собственных возмож- ностей. Достижению успеха при реализации принятого решения мешает и то, что большинство людей ориентированы на быстрый успех. Необходимы длительная мотивация, увлечение процессом деятельности. Конструктивная реакция на неу- дачу усиливает мотивацию. Человек, осознав собственные неудачи, увеличивает расход энергии и времени на достижение цели. Неудача в случае конструктивной реакции на нее закаляет характер, увеличивает настойчивость и уровень мотива- ции. Деструктивная реакция на неудачи может привести к снижению самооценки, формированию комплекса неполноценности, беспомощности, дезорганизации ак- тивности, отказу от деятельности.


51
Глава 1. Генезис поведенческой экономической теории
Качество принимаемого индивидом решения зависит от уровня его притязаний.
Индивид с высоким реалистичным уровнем притязаний уверен в ценности сво- их действий при принятии решений. Принятие им решений связано с наличием устойчивых жизненных планов, со стремлением к самоутверждению, ответствен- ностью и готовностью к коррекции неудач за счет собственных усилий.
Индивид с нереалистичным уровнем притязаний отличается повышенной тре- бовательностью к другим и готовностью обвинять других в своих неудачах, инфан- тильной аффективностью, неспособностью подчиняться решениям других. Такие личностные качества обусловливают низкое качество и нереалистичность прини- маемых им решений. Умеренный уровень притязаний является условием принятия индивидом реалистичных, неамбициозных решений. Люди с таким уровнем при- тязаний уверены в себе, настроены на успех, соразмеряют свои усилия с ценно- стью достигаемого.
Люди с низким уровнем притязаний неспособны принимать серьезные реше- ния, склонны к подчинению другим, часто беспомощны, осознают свои невысокие возможности, не имеют ясных представлений о перспективах своей жизни.
Проблема принятия решения всегда связана с проблемой риска, так как реали- зация принятого решения, как правило, происходит в условиях некоторой степени неопределенности. Неопределенности возникают из-за невозможности точного прогнозирования результатов действия и взаимодействия ситуационных и диспо- зициональных (личностных) факторов. Вероятностный характер достижения эф- фективности реализации принятых решений можно интерпретировать со ссылкой на «теорию проспектов» А. Тверски и Д. Канемана, представителей когнитивной психологии. Эта теория позволяет рассматривать анализ процессов психологиче- ской регуляции выборов решений из альтернатив с заранее известными вероятно- стями, обеспечивающих субъективную вероятность наступления событий, а также их субъективную ценность. Последствия принятия решения могут быть негатив- ными. В таком случае отношение к принятому решению можно определить в соот- ветствии с теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера:
• изменить или аннулировать решение;
• изменить привлекательность имеющихся альтернатив решения;
• выявить совпадающие когнитивные элементы альтернатив, чтобы убедиться в том, что при помещении альтернатив в новый контекст они могут привести к одному и тому же результату.
Реализация любого, даже тщательно взвешенного решения с учетом действия всевозможных факторов всегда связана с определенным риском. Интеллектуаль- ный потенциал принимающего решение может снизить уровень риска, но не мо- жет его исключить. В связи с этим в процедуре реализации решения следует пред- усмотреть возможность развития событий в альтернативных направлениях. Од- ним из ведущих, мотивирующих начал принятия решения для проявления актив- ности в жизнедеятельности человека являются его потребности, обусловленные ценностными ориентациями. Для определения особенностей принятия решения