Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
98
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
В действительности непрерывно корректировать цены невозможно. Фирмы несут затраты в процессе принятия решений об изменении цен, при пересылке новых прейскурантов и каталогов розничной торговли, изменении ценников, ре- кламировании снижения цен для потребителей. Такие альтернативные затраты обычно невелики, поэтому фирмы при желании могут часто менять цены, однако ежедневное или ежеминутное изменение цен нередко оказывается недопустимо дорогостоящим, поэтому цены могут демонстрировать жесткость в коротком пе- риоде. Для ценовой жесткости существуют другие каналы, по которым прошлые выборы цен влияют на текущие прибыли. В сфере спроса прошлые цены могут влиять на существующую репутацию фирмы посредством получения потребите- лями информации о товаре или об изменении функции затрат. В сфере предложе- ния прошлые цены влияют на текущие запасы либо текущий объем работ, если на выполнение заказов требуется время. Наличие ценовой жесткости увеличивает вероятность того, что ценовые реакции будут не реакциями самостабилизации, а лишь попытками вернуть или закрепить долю рынка. Простейший способ фор- мализовать краткосрочную жесткость цен и реакции на выигрышные цены – это предположить, что фирмы назначают цены несинхронно.
Ценовые корректировки протекают более вяло во время подъемов деловой ак- тивности, чем во время спадов. При падении спроса они ориентированы на по- нижение и приводят к временному увеличению рыночной доли фирмы, иниции- рующей корректировку. Во время подъемов каждая фирма неохотно осуществляет корректировку в сторону повышения, так как это приводит к временной потере рыночной доли.
Ценовая жесткость не может формализовать тайный сговор в ситуациях с по- вторяющимися аукционами. Новые цены тогда назначаются на каждом аукционе, в силу ограничения выбор времени осуществляется синхронно. Ортега-Рейхерт раз- работал теорию тайного сговора для аукционов первого предложения
1
. Его идея состоит в том, что каждая фирма, назначая высокую цену на аукционе, пытается сигнализировать другим фирмам, что ее затраты менее эффективны, чем на самом деле, и тем самым показать, что она не будет агрессивно назначать цены на сле- дующем аукционе. Она побуждает соперника менее агрессивно назначать цены в будущем.
Ценовые жесткости в коротком периоде могут поддерживать ценовой сговор.
Этот подход предполагает, что фирмы реагируют на переменные, которые связаны с выигрышем и определены прошлым выбором цены (переменные, связанные с выигрышем, могут быть самими ценами, но также могут порождаться (косвен- но) инерцией потребителей либо межвременными технологическими связями).
Таким образом, подчеркивается роль реальных переменных. В действительности прошлые изменения имеют значение не только потому, что они воздействуют на
1
Ortega-Reichert A. Models for Competitive Billing under Uncertainty: Ph. D. thesis. Stanford
Unit., 1967.
99
реальные переменные, но еще и потому, что дают информацию о конкурентах.
Олигополисты имеют дело со многими переменными, которые не могут точно оце- нить. К числу таких переменных относятся структура затрат их конкурентов, со- стояние спроса, потенциал рынка, прошлый выбор цен или наблюдаемый спрос.
Прошлые изменения влияют на неосязаемые переменные. Это увеличивает воз- можность появления у фирм желания манипулировать информацией о соперниках с целью получения выгоды в дальнейшем.
В одномоментной ситуации фирма склонна назначить высокую цену, если ее предельные затраты высоки, и низкую цену в противном случае. При отсутствии стратегического манипулирования информацией высокая цена первого шага сви- детельствует о высоких затратах фирмы либо о том, что спрос велик. Если затраты положительно коррелируют во времени, в частности – не зависят от времени, фир- ма также назначит высокую цену на втором шаге. Соперник должен использовать информацию, доставленную ценой данной фирмы на первом шаге, для прогнози- рования ее поведения на втором. Рациональная фирма понимает это и стремится в общем случае манипулировать информацией соперника. Для этого она назначает цену выше цены, максимизирующей ожидаемую прибыль первого шага при дан- ных предельных затратах либо на основе своей информации о спросе. В свою оче- редь соперник должен предвосхитить побуждение фирмы назначать высокую цену и, соответственно, модифицировать свои выводы. В повторяющейся ценовой игре с асимметричной информацией о предельных затратах или спросе каждая фирма жертвует краткосрочной прибылью, повышая свою цену, чтобы создать репутацию фирмы, устанавливающей высокие цены
1
. В двухшаговой игре такой эффект есть только на первом шаге. На втором шаге каждая фирма максимизирует ожидаемую прибыль второго шага на основе его информации, так как эта репутация перено- сится в будущее. Фирмы предпочитают дифференциацию для смягчения ценовой конкуренции, ищут максимальную ценовую дифференциацию. Существуют силы, которые противодействуют максимальной дифференциации продуктов, и силы, которые противодействуют любой дифференциации продуктов.
Могут существовать внешние эффекты, побуждающие фирмы располагаться поблизости друг от друга: размер затрат, близость к источнику сырья. С точки зре- ния спроса поиск товаров потребителями может стимулировать скопление фирм в одном месте, что уменьшает затраты этих фирм на поиск и увеличивает их сово- купный спрос. Если увеличение спроса не компенсируется значительным ростом ценовой конкуренции, такая стратегия может иметь смысл.
Таким образом, поведенческая теория игр объясняет поведенческие особенно- сти экономических субъектов, вынужденно находящихся во взаимодействии и стре- мящихся разрешить конфликтные ситуации наиболее продуктивным способом.
1
Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: в 2 т.
Изд. 2-е, испр. / пер. с англ.; под ред. В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича. СПб.: Экономи- ческая школа, 2000. Т. 2. С. 100.
Глава 4. Поведенческая теория игр
100
Раздел II
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 27
Глава 5
СОБСТВЕННОСТЬ КАК ИНСТИТУТ СВОБОДНОГО
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА И СВЯЗАННОЙ
С НИМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
В условиях институциональной трансформации экономики в системе социаль- ных наук не прекращается поиск новой парадигмы экономической теории как сво- да идей и представлений, теоретической и методологической основы, задающей вектор экономического развития. Одной из таких попыток является появление поведенческой экономики как науки, созданной на позитивистском подходе к ис- следованию экономических процессов и явлений, дающей психологическое объ- яснение накопившемуся эмпирическому материалу.
Институциональная структура как комплекс экономических институтов-норм и организаций представляет собой упорядоченное расположение институциональ- ных элементов, играющих важную роль в экономической деятельности общества, обладающих характерными, свойственными только их взаимосвязями и в совокуп- ности своей образующими определенную систему институционального характера.
Упорядоченность расположения элементов подразумевает под собой их точное и четкое расположение друг относительно друга в масштабе всей системы, выделе- ние уровней их иерархии и выявление соответствующих иерархических связей.
Общая характеристика экономических институтов
Понятие «экономические институты» введено в научный оборот институ- ционально-социологическим направлением экономической теории.
Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: эко- номической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они и используют концепцию «институты».
101
Глава 5. Собственность как институт свободного индивидуального выбора и связанной с ним ответственностью
Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обще- стве или формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодей- ствие людей.
Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политическо- го или экономического. Институты являются как формальными законами (консти- туции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами
(традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения определенного порядка и устранения неопределенности в обмене.
Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в эконо- мике, определяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки про- изводства и обращения и соответственно прибыль и вероятность привлечения к экономической деятельности. Джек Найт считает, что институты – набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.
Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.
Общественные институты, реализующие идеологические и духовные потреб- ности, влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попыт- ки государства манипулировать общественными институтами, допустим, норма- ми, в своих целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителя коммунизма.
Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может ме- няться через обесценение и новые инвестиции. Формальные законы могут менять- ся быстро, но принуждение и неформальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия, приспосабливающая для рыночной модели под- ходящие экономические институты капитализма. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, часто они развиваются стихийно.
Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обста- новки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.
Между институтами и организациями существует разница. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие, действие отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений.
Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, опреде- ляющие поведение индивидов, составляющих организации. Некоторые коллектив- ные объединения могут быть как институтами, так и организациями, например, фирма, правительственная бюрократия, церковь или учебное заведение.
Для понимания связи между институтами и эффективностью производства существенна концепция трансакционных издержек. Термин транскционные
102
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
издержки введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом
(р. 1910). Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствую- щими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентами хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их ис- полнением и т.д.
Дж. Коммонс впервые ввел в научный оборот понятие «трансакция» – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, соз- данных обществом
1
. Такое определение имеет смысл в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т.е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами. Дж. Коммонс различал три основных вида трансакций:
1. Трансакция сделки – служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, при ее осуществлении необходимо обо- юдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.
В трансакции сделки соблюдается условие симметричности взаимных дей- ствий, в том числе и отношений, между субъектами. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Дж. Коммонса, является не производство, а пере- дача товара из рук в руки.
2. Трансакция управления – в ней ключевым является отношение управления- подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, ког- да право принимать решения принадлежит только одной стороне. В трансакции управления поведение явно ассиметрично, что является следствием асимметрич- ности положения сторон и, соответственно, асимметричностью правовых отноше- ний.
3. Трансакция рационирования – при ней сохраняется асимметричность право- вого положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав собственности. К трансакци- ям рационирования относят: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между дей- ствующими субъектами, посредством которого распределяется богатство.
В экономической теории выделяют пять основных форм трансакционных из- держек.
Издержки поиска информации. Связаны с поиском контрагентов хозяйствен- ных сделок и поиском наиболее выгодных условий купли-продажи.
Издержки введения переговоров и заключения контрактов. Это затраты на за- ключение соглашения между контрагентами, переговоры об условиях продажи, юридическое оформление сделки.
1
Commons J. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. V. 21. P.652