Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
103
Глава 5. Собственность как институт свободного индивидуального выбора и связанной с ним ответственностью
Издержки измерения – издержки, связанные с определением качества, безопас- ности для здоровья. Действия организаций, направленные на снижение данного вида издержек: торговая марка («бренд»); стандартизация выпускаемой продук- ции; гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т.д.)
Издержки спецификации и защиты прав собственности. Спецификация прав собственности – закрепление отдельных полномочий (входящих в понятие права собственности) за одним или несколькими экономическими субъектами. Издержки связаны с издержками на установление объекта и субъекта собственности, функ- ционированием судебной системы, органов охраны правопорядка и т.д.
Издержки оппортунистического поведения. Связаны с нечестностью, обма- ном, сокрытием информации.
В любом обществе экономические агенты стремятся снизить величину транс- акционных издержек, этому и способствуют экономические институты, снижаю- щие неопределенность, с которой сталкиваются экономические субъекты в про- цессе своей деятельности. Главная цель институтов и заключается в установлении устойчивой структуры взаимодействия между людьми.
Важнейшим институтом, устанавливающем экономические правила поведения, является собственность.
Сущность собственности
Различные экономические школы по-разному определяют собственность и ее сущность.
Идеолог мелкобуржуазного социализма П.-Ж.Прудон (1809–1865) так опреде- лил данную категорию: «Собственность – это кража». Его мысль не была приня- та в обществе, хотя дала миру важную деталь. Если один член общества владеет какой-то вещью, то другой – лишен возможности ее иметь. Следовательно, осно- вой собственности являются общественные отношения, а не природа. Марксист- ская теория определяет собственность как отношения между людьми присвоения
(отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.
Здесь внимание концентрируется на том, что факт принадлежности материаль- ных благ субъекту должен признавать не только он сам, но и другие субъекты, поэтому возникает право собственности как общественное отношение.
Собственность как экономическая категория существует независимо от воли и сознания людей. Еще Солон (594 г. до н.э.) и Клисфен (509 г. до н.э.) отмечали, что законы не создают отношений собственности, они закрепляют отношения, ко- торые фактически сложились в обществе. Поэтому следует различать экономиче- скую и юридическую категории собственности.
Как экономическая категория собственность выражает отношения присвоения и отчуждения между людьми. Как юридическая категория собственность есть
104
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, обще- ственной потребности закрепить то, что уже сложилось на практике.
Одно из первых определений собственности дано в кодексе императора Юсти- ниана (V в.) «Римское право», где собственность рассматривается как право владе- ния, пользования и распоряжения имуществом.
Главным в содержании собственности является присвоение.
Присвоение есть отчуждение объекта собственности субъектом от других субъ- ектов, осуществляемое наряду с экономическими насильственными и юридиче- скими способами. Можно выделить присвоение посредством труда, посредством обращения и как акт, совершаемый в самом процессе производства, момент про- изводства.
От собственности как полной формы присвоения и отчуждения следует отли- чать владение, пользование и распоряжение.
Владение – это неполное, частичное присвоение. Владелец – представитель средств производства. Он является персонифицированным представителем соб- ственника. Владение – функционирующая собственность при условиях, определя- емых собственником. Например, аренда, кредит, которые предполагают срочность, платность, возвратность, а также присвоение части дохода.
Пользование – фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения.
Пользование представляет собой форму реализации владения и собственно- сти. Если владение есть функция собственности, то пользование есть функция владения.
Распоряжение – это принятие решений владельцем или другим лицом по по- воду функционирования объекта собственности, основанное на праве предприни- мателя передавать в пользование имущество в пределах, дозволенных собствен- ником.
В связи с этим важно отметить, что предприниматель в рыночной экономике может не быть собственником, но обязательно должен обладать правами владения, пользования и распоряжения – триадой полномочий собственности.
Отношения собственности есть объектно-субъектные отношения, где объек- том выступают материальные условия производства и жизни человека (средства производства и рабочая сила), а также результаты производства (материальные блага и услуги), а субъектами – человек, товарищество, ассоциация, трудовой кол- лектив, представители государства, работники государственного аппарата.
Собственность тесно связана с экономической властью. Строго говоря, управ- ление производством является функцией собственности, одной из ее обязательных сторон. Как правило, управляет производством тот, кто является собственником средств производства. Собственность – один из ключевых (хотя и не единствен- ный) элементов экономической власти, ее источник.
Согласно экономической теории прав собственности не ресурс (средства про- изводства или рабочая сила) сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса.
105
Глава 5. Собственность как институт свободного индивидуального выбора и связанной с ним ответственностью
У истоков теории прав собственности стояли два известных американских эко- номиста – Р. Коуз и А. Алчиан. В дальнейшей разработке этой теории принимали участие И. Барцель, Г. Беккер, Д. Норт, Н. Ченг, Р. Познер и др. Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре» (в честь англ. юриста А.М. Оноре) состоит из
11 элементов, куда входят:
1) право владения, т.е. право исключительного физического контроля над бла- гами;
2) право использования, т.е. применения полезных свойств благ для себя;
3) право управления, т.е. решения, кто и как будет обеспечивать использование благ;
4) право на доход, т.е. на обладание результатами от использования благ;
5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уни- чтожение блага;
6) право на безопасность, т.е. на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
7) право на передачу блага в наследство;
8) право на бессрочность обладания благом;
9) запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;
10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;
11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и ин- ститутов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
Права собственности понимаются как санкционированные обществом (зако- нами государства, традициями, обычаями, распоряжениями администрации и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существо- ванием благ и касаются их использования.
Отношения собственности в этой теории выводятся из ограниченности ресур- сов: без какой-либо предпосылки редкости бессмысленно говорить о собственно- сти. Поэтому отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам.
Экономические правила устанавливают права собственности, т.е. пучок прав по владению, использованию, управлению, присвоению дохода от собственности, на бессрочность обладания собственностью и передачу в наследство и т.д. Вся полнота человеческого существования экономически обеспечивается собствен- ностью как институтом свободного индивидуального выбора и связанной с ним ответственностью, что пронизывает все сферы и уровни экономики, наделяя ее способностью к эволюции.
Например, система прав собственности для конкретного национального обра- зования является континуумом определенных экономических и социальных отно- шений по поводу владения, пользования и распоряжения ресурсами страны. От- дельные члены общества, находясь в пространстве этого континуума, могут иметь различные взгляды на ценность отдельных благ, справедливость их распределения,
106
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки уровень правовой защиты собственности и другие аспекты данных отношений.
При этом следует опираться на классическую методологию в определении соб- ственности. Это методология берет начало в трудах Г.В.Ф. Гегеля, который утверж- дал: «Лицо имеет право помещать свою волю в каждую вещь, которая благодаря этому становится моей, получает мою волю как свою субстанциональную цель, поскольку она в себе самой ее не имеет, как свое определение и душу; это абсо- лютное право человека на присвоение всех вещей. Поскольку в собственности моя воля как личная воля, тем самым как воля единичного, становится для меня объ- ективной, то собственность получает характер частной собственности, а общая собственность, которая по своей природе может быть в единичном владении, по- лучает определение расторжимой в себе общности, оставлять в которой мою долю само по себе дело произвола
1
В условиях институциональной трансформации экономики в системе социаль- ных наук не прекращается поиск новой парадигмы экономической теории как сво- да идей и представлений, теоретической и методологической основы, задающей вектор экономического развития. Одной из таких попыток является появление поведенческой экономики как науки, созданной на позитивистском подходе к ис- следованию экономических процессов и явлений, дающей психологическое объ- яснение накопившемуся эмпирическому материалу.
Институциональная структура как комплекс экономических институтов-норм и организаций представляет собой упорядоченное расположение институциональ- ных элементов, играющих важную роль в экономической деятельности общества, обладающих характерными, свойственными только им взаимосвязями и в совокуп- ности своей образующими определенную систему институционального характера.
Упорядоченность расположения элементов подразумевает под собой их точное и четкое расположение друг относительно друга в масштабе всей системы, выделе- ние уровней их иерархии и выявление соответствующих иерархических связей.
Экономические правила устанавливают права собственности, т.е. пучок прав по владению, использованию, управлению, присвоению дохода от собственности, на бессрочность обладания собственностью и передачу в наследство и т.д. Вся полнота человеческого существования экономически обеспечивается собствен- ностью как институтом свободного индивидуального выбора и связанной с ним ответственностью, что пронизывает все сферы и уровни экономики, наделяя ее способностью к эволюции.
Например, система прав собственности для конкретного национального обра- зования является континуумом определенных экономических и социальных отно- шений по поводу владения, пользования и распоряжения ресурсами страны. От- дельные члены общества, находясь в пространстве этого континуума, могут иметь различные взгляды на ценность отдельных благ, справедливость их распределе- ния, уровень правовой защиты собственности и другие аспекты данных отноше-
1
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 103, 104.
107
Глава 5. Собственность как институт свободного индивидуального выбора и связанной с ним ответственностью ний. При этом следует опираться на классическую методологию в определении собственности. Эта методология берет начало в трудах Г.В.Ф. Гегеля, который утверждал: «Лицо имеет право помещать свою волю в каждую вещь, которая бла- годаря этому становится моей, получает мою волю как свою субстанциональную цель, поскольку она в себе самой ее не имеет, как свое определение и душу; это абсолютное право человека на присвоение всех вещей. Поскольку в собственности моя воля как личная воля, тем самым как воля единичного, становится для меня объективной, то собственность получает характер частной собственности, а общая собственность, которая по своей природе может быть в единичном владении, по- лучает определение расторжимой в себе общности, оставлять в которой мою долю само по себе дело произвола. Обладание собственностью является средством по отношению к потребности, когда ее делают первым; истинное же положение со- стоит в том, что с точки зрения свободы собственность как ее первое наличное бытие есть существенная цель для себя».
Отношения собственности часто определяют как систему ограничений досту- па к материальным и нематериальным ресурсам. Термин «доступ» трактуется как полный набор решений по поводу данного ресурса. Абсолютно свободный доступ к ресурсу соответствует тому факту, что он с позиций отношений собственности содержит диалектическое противоречие: ни принадлежа никому, одновременно принадлежит всем.
Иногда степень исключительности трактуют как величину, варьирующуюся в пределах от «1», когда доступ к ресурсу открыт только одному лицу, до «0», когда доступ открыт всем членам общества, что реализуется в отношениях обществен- ной собственности. Однако, с нашей точки зрения, такая позиция не учитывает права на частичный доступ к какой-либо вещи других лиц, наиболее ярким при- мером чего являются корпоративная и антрепренерская формы собственности.
Поэтому матрица правовых экономических отношений собственности имеет не плоскостную форму, а трехмерную, что отдаленно напоминает различия между плоскостной и трехмерной Декартовой системой координат.
В поведенческой экономике актуальной является проблема дифференциации, ограничения и выявления степени эксклюзивности прав собственности. Если процесс дифференциации прав чаще всего рассматривается в позитивном плане, ограничению и индивидуализации прав в основном присущи негативные аспек- ты. Думается, что в данном случае все три стороны правового экономического поля имеют объективную основу, им нельзя приписывать какую-либо негатив- ную сторону, так как глубокое и всестороннее рассмотрение прав собственно- сти должно базироваться на реальном отображении сложных процессов развития социально-экономической системы, ключевыми элементами которой они являют- ся. В этой связи можно согласиться с К. Эрроу, утверждающим, что «…каждый индивидуум имеет порядок предпочтений на всех возможных состояниях социу- ма. Этот порядок выражает не только его пожелания, касающиеся его собственно- го потребления, но и его социальные установки, его взгляды на справедливость в