Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
133
паде союза собственников, отсутствие лояльности со стороны государственных органов управления либо конфликт с правоохранительной системой.
Таким образом, стабильно развивающаяся фирма имеет максимальные гра- ницы, определяемые издержками не только контроля, но и учета и разрешения конфликта интересов всех участников коалиции. Цели фирмы в геометрическом виде можно представить, как сумму векторов интересов, целей и ценностей всех участников коалиционного соглашения, где размер и направление вектора будут определяться в большей степени основными группами влияния.
Сегодня фирму можно представить в виде союза владельцев специфических ре- сурсов, прежде всего знаниевых активов (предполагая, что именно для этой фирмы они дают наибольшую отдачу), имеющих целью не только получение доходов от своей деятельности, но и самореализацию участников фирмы в виде достижения нематериальных, социальных, субъективных целей, приоритетов и ценностей по- знания и исследования мира.
Результаты внутрифирменных, межкоалиционных конфликтов служат основой для формирования правил доступа к активам и ресурсам, контролируемым фир- мой. Фирма вырабатывает правила игры и цели, которые могут быть достигнуты в рамках институционально определенного пространства возможностей, выбора решений и стимулов. Институциональное пространство фирмы удерживает аген- тов с различным экономическим поведением внутри коалиции, структурирует и закрепляет общественно признанные практики борьбы различных экономических интересов, обеспечивая тем самым устойчивость экономической деятельности.
Глава 6. Поведенческая теория фирмы
134
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 27
Глава 7
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ И МОДЕЛЕЙ
ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Человек всегда был и остается центральной фигурой экономики. Вне человека нет и не может быть никакой экономики. Экономика, хозяйственная деятельность возникли вместе с человеком, с помощью человека и во имя человека. Но создан- ная человеком экономика оказывает сильное влияние на формирование и развитие личности.
До недавнего времени экономическая теория выделяла в человеке главным об- разом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т.е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных мате- риальных и духовных благ, их распределения и использования.
Важнейшие модели поведения человека в экономике
С развитием рыночной системы внимание экономической науки к человеку по- стоянно возрастало. В произведениях английских экономистов, классиков поли- тической экономии А. Смита и Д. Рикардо создана концепция или модель «эконо- мического человека». Если модель предполагает формализованное описание того или иного явления с целым рядом допущений и ограничений, а также использова- ния математического аппарата, то концепция человека в экономике – это система взглядов на человека как субъекта и объекта хозяйственной деятельности.
Модель человека, как и всякая научная модель, построена на некоторых упро- щениях. Она включает в себя основные параметры, характеризующие индивида, и, прежде всего, мотивы экономической активности, ее цели, а также познава- тельные, или когнитивные (от лат. cognition – знание, познание) возможности че- ловека, используемые им для достижения поставленных целей. При этом важно отметить, что все гуманитарные науки (философия, история, социология, эконо- мика и др.) пытаются понять человека с точки зрения своего предмета и поэтому его облик, создаваемый каждой из этих наук, не может не страдать известной односторонностью.
Экономическая модель человека отличается определенной односторонностью, поскольку человек – не только «человек экономический», реализующий себя ис- ключительно в процессе хозяйственной жизни. Существует множество других об-
135
ластей жизнедеятельности (политика, культура, религия, спорт, семейные и другие межличностные отношения и пр.), в которых на ходит свое проявление человек.
Следует признать справедливыми слова о том, что «пригодность любой логиче- ской модели для объяснения челове ческого поведения весьма ограничена»
1
До А. Смита проблема экономического человека появлялась лишь эпизодиче- ски. Начало исследованию моделей экономического поведения положено в тру- дах мыслителей Древней Греции. Аристотель мотивы поведения хозяйствующих рабовладельцев сводил к удовлетворению разумных потребностей. Три вещи, из которых мы избираем, три избегаем. Первые три – это прекрасное, полезное и доставляющее удовольствие, а вторые противоположны им – постыдное, вредное и доставляющее страдание. Во всем этом добродетельный человек поступает пра- вильно, а порочный оступается. А Плутарх отмечал, что с потребностью в необ- ходимом, вместе и вслед идет жажда избыточного. Эта неуемная страсть так же губительна, как и привычка жить в убожестве.
Заслуга создания модели экономического человека принадлежит основателям классической теории А. Смиту и Д. Рикардо. В «Исследовании о природе и причи- нах богатства народов» Смит анализирует как внутренние мотивы деятельности, так и внешние условия совершения экономических сделок. Он считал экономиче- скую волю человека неизменным двигателем прогресса, действующим с разной настойчивостью и эффективностью при всех политических устройствах.
Модель А. Смита характеризуется следующим:
1) определяющей ролью собственного личного интереса в мотивации экономи- ческого поведения; эгоизмом, постоянным стремлением улучшить свое положе- ние;
2) компетентностью экономического субъекта в собственных делах;
3) главным мотивом хозяйственной деятельности человека в рыночной эко- номике – максимизация прибыли (обогащение) с учетом неденежных факторов благосостояния (легкость и трудность обучения, приятность или неприятность работы, постоянство или непостоянство занятости, престиж в обществе, вероят- ность успеха в большей или меньшей степени). Адам Смит, анализируя поведение
«экономического человека», отмечал, что оно определяется склонностью человека к обмену вследствие разделения труда;
А. Смит подчеркивал, что каждый человек в рыночной экономике имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не «выгоды общества». Интересы же купцов и про- мышленников – «вводить общество в заблуждение и даже угнетать его, пытаясь ограничить конкуренцию». Только свободная конкуренция, «невидимая рука», т.е. законы рыночного хозяйства, объединяют разрозненно действующих эгоистов в упорядоченную систему. Хаос заменяется довольно четко организованным обще- ством. Таким образом, экономический человек, стремясь к собственной выгоде, действует на пользу обществу.
1
Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Серия «Лауреаты Нобелевской премии по экономике». М., 1998.
Глава 7. Эволюция концепций и моделей человека и личности.
Поведенческая теория личности
136
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Интересно отметить, что для Аристотеля экономический человек – это прямо противоположное представлениям А. Смита. Скорее это человек, стремящийся к удовлетворению своих различных потребностей.
Дж. Ст. Милль в работе «Основы политической экономии» отмечал, что дей- ствительное поведение человека намного сложнее, что стремление к богатству сопровождается отвращением к труду и желанием безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями.
В рыночном хозяйстве объективно существует проблема мотивации труда, т.е. определение движущих стимулов, побуждающих человека заниматься трудовой деятельностью. История становления и развития цивилизации знает два основных стимула этой деятельности – внеэкономическое и экономическое принуждение к труду. Первое основано на страхе быть наказанным властью в самых в ее различ- ных ипостасях – рабовладельцем, помещиком, диктатором и т.п. – в случае уклоне- ния от трудовой повинности. Оно предполагает личную зависимость работника от работодателя. Второе предполагает личную заинтересованность человека в повы- шении уровня своего благосостояния при наличии экономической и юридической свободы.
Огромное внимание поведению человека в рыночной экономике уделял Дж. Бе- натам. Он считал, что целью человеческого действия является его состояние рав- ное сумме удовольствий за данный период времени минус сумма страданий. Он не доверял согла сование индивидуальных «стремлений к благосостоянию» рынку и конкуренции, считал это прерогативой законодательства. Основные черты «кон- цепции человеческой природы» Бентама в сравнении с моделью «экономического человека» А. Смита и Д. Рикардо сводятся к следующему:
1) претензии на универсальность (т.е. не ограничиваться эконо мической сфе- рой);
2) надклассовому характеру (его человек не принадлежит ни к какому классу);
3) гедонизму, т.е. последовательному сведению всех мотивов человека к дости- жению удовольствия и избежанию огорчений;
4) счетному рационализму — способности человека посчитать все действия, ведущие к счастью.
В отличие от классической школы, рассматривающей хозяйствующего субъекта как производителя, бентамовская модель «рационального гедониста», поддержан- ная маржиналистами, рассматривала хозяйствующего субъекта как потребителя.
Но маржиналисты сделали важное дополнение к экономическому субъекту, они создали концепцию человека-оптимизатора. Его черты:
1) стремление к наибольшей полезности или прибыли и к наименьшим тяготам и издержкам;
2) неизменность во времени системы индивидуальных предпочтений и неза- висимость от внешних условий и индивидов;
3) способность к сопоставлению целей со средствами их достижения, к выбору оптимального их варианта;
137 4) обладание полной информацией, позволяющей находить оптимальный вари- ант и способность безошибочного предвидения;
5) мгновенная реакция на изменение внешних условий, которая делает челове- ка «полубогом».
А. Вагнер в своем учебнике по капиталистической экономии (1879) в главе
«Экономическая природа человека» выделяет главное свойство природы человека
– наличие «ощущения нехватки благ и стремления ее устранить». Он считал, что экономической деятельностью людей управляют:
– желание выгоды и боязнь наказания;
– чувство чести и страх позора;
– стремление к деятельности как таковой и опасение последствий праздности;
– чувство долга и страх перед угрызениями совести.
Представители немецкой исторической школы выступили про тив индивидуа- лизма классической школы, а также рационализма и формализма в моделирова- нии субъекта экономической деятельности. Они считали, что объектом анализа для экономиста может быть только народ, который представляет собой не сово- купность индивидов, а «национально и исторически определенное, объединен ное государством целое». Человека же как часть народа интересует не только стрем- ление к богатству, но и увеличение свободного времени, соблюдение традиций, он одновременно и эгоист, и альтруист. Лишенные индивидуализма хозяйствен- ные агенты образуют общности и коллективы с групповыми интересами. Субъект экономического поведения представлен как разумное существо, наделенное по- требностями, как член семьи, социальной группы, класса, общества, человечества.
Такое понимание субъекта хозяйственной деятельности характерно и для совре- менного институционализма. Нормы поведения у различных социальных групп различны, способы общения между ними также не являются однородными. Они соответствуют статусу данной группы, или ее положению в обществе. Положение же, как известно, обязывает, если структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, то речь заходит о «социальной стратификации».
В современной экономической литературе можно выделить три основных направления стратификационных теорий, берущих начало в трудах К. Маркса,
Э. Дюркгейма и М. Вебера.
1. В основе марксовой теории лежит утверждение о том, что базис общества об- разует производственные отношения, а они в конечном счете определяются уров- нем и характером развития производительных сил. Ядром производственных от- ношений являются отношения собственности на средства производства, служащие основным критерием выделения классов. Поскольку собственность распределена крайне неравномерно и большая часть производителей отчуждена от получаемого продукта, то классовые отношения – это отношения эксплуатации – присвоения чужого неоплаченного труда. Классовая борьба, по мнению К. Маркса, является основополагающим фактом мировой истории, движущей силой общественно- го развития и прогресса. Учение К. Маркса предполагает восхождение модели
Глава 7. Эволюция концепций и моделей человека и личности.
Поведенческая теория личности
138
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки человека от абстрактного к конкретному, от «простого товаропроизводителя» в
I томе «Капитала» до капиталистов, представляющих промышленный, торговый и ссудный капиталы в III томе. Человек выступает здесь как персонификация объ- ективных экономических отношений, капиталист — как олицетворение капитала, рабочий – как персонифицированный наемный труд.
Экономическое поведение класса буржуазии и пролетариата различно, а их вза- имоотношения – непримиримая борьба. Такова суть марксовой теории классов.
Эта теория впоследствии развивалась. Неомарксизм XX в. чрезвычайно раз- нолик (ленинизм, сталинизм, маоизм, социал-демократические, демократические концепции, теории Д. Лукаса, А. Грамши, австромарксизм, представителями кото- рого являются М. Хоркмайер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, а также экзистен- циальный марксизм во Франции (Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти). Они в ответ на многостороннюю критику классовой теории и в связи с накоплением историче- ского опыта вынуждены были отказаться от ряда марксистских положений. Теперь утверждается, что экономический детерминизм – лишь один из возможных под- ходов к общественному развитию; в связи с «революцией управляющих», возник- новением элементов «народного капитализма» первостепенное значение имеет не собственность, а управление, которое не размывает эффективного контроля класса капиталистических собственников; возникает «новый рабочий класс» вместо про- летариата (С. Малм), который обладает более высокой производительностью по сравнению с пролетариатом и наибольшим потенциалом к реформированию, а не крушению существующих экономических отношений; существование «неудоб- ных» средних классов (Э. О. Райт); наличие эксплуатации как основы классовых отношений определяется не теорией стоимости и прибавочной стоимости, а самой возможностью лучшего удела (Дж. Ремер); трактовка эксплуатации расширяется до рамок потенциального устранимого неравенства, возникают понятия «квали- фикационной», «статусной», трудовой эксплуатации (Ф. Ван Парийс).
2. Суть функционализма, получившего развитие в 40–60-х годах XX в. состо- ит в том, что социальная дифференциация в обществе неустранима и необходи- ма для осуществления функций стимулирования и контроля, выполняя полезные функции, люди занимают разные социально-профессиональные позиции, которые ранжируются по важности их для общества и дефицитности выполняемой роли; более высокий ранг позиций обеспечивает их обладателям более высокие доходы, власть и престиж; более дееспособные члены общества выигрывают конкуренцию за более престижные места. В этой теории нет места классовой борьбе.
3. Третье направление стратификационных теорий – веберианство, основопо- ложником которого является немецкий ученый М.Вебер. Согласно этому направ- лению, в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета.
Властные отношения не увязываются жестко с отношениями собственности, как в марксизме, и вопреки функционалистам несут в себе явные элементы конфликт- ных начал. Понимание «экономического класса» меняется, акцент делается не на собственность, а на рыночные позиции групп; классы объединяются типичными