Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
144
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки научения, названную оперантным обусловливанием, Скиннер значительно расши- рил области приложения своих идей. Оперантное обусловливание – это способ образования условных связей (рефлексов), при котором вычлененная простейшая оперантная реакция как единица процесса поведения (научения) сопровождается соответствующим подкреплением. При этом взаимодействие организма со средой происходит по следующей трехкомпонентной схеме: событие, по поводу которого происходит реакция, – сама реакция – подкрепляющее последствие.
В результате определенной системы подкреплений и наказаний человек при- обретает новые социальные навыки и, соответственно, свойства личности
1
. Пове- дение человека объясняется в терминах социальных стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют эту модальность поведе- ния. Постулируется, что список социальных навыков (т.е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Внутренний мир человека объективен, в нем все от среды.
Личность полностью объективируется в поведенческих проявлениях, которые поддаются операционализации и измерению.
Теоретические позиции Б. Скиннера могут быть полностью соотнесены с ме- тодологией неоклассической экономической теории, поскольку ожидаемая полез- ность как объяснительная модель является той самой системой подкреплений, ко- торая обусловливает оперантное поведение экономических субъектов.
Но, по мнению А. Бандуры, объяснять поведение субъекта таким образом – значит «выплескивать вместе с водой и ребенка»
2
. Этим «ребенком», значение которого часто не учитывается, для Бандуры была самостоятельная познаватель- ная активность. Человек, с точки зрения А. Бандуры, не является ни автономной системой, ни простым механическим передатчиком, оживляющим влияние окру- жения. Он обладает высшими когнитивными способностями, которые позволяют ему предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что воздействует на его повседневную жизнь.
Таким образом, с точки зрения Бандуры, поведение людей не управляется ин- трапсихическими силами и в то же время не является простой реакцией на влияние окружения. Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения.
Данный подход к анализу причин поведения А. Бандура обозначил как взаимный детерминизм, или система взаимодействующих влияний внутренних и внешних факторов. Внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью си- стемы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но и на различные части системы.
1
Skinner B.F. The origins of cognitive thought // American Psychologist. 1989. № 44.
P. 13–18.
2
Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood
Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1986.
145
Этот подход составил основу социально-когнитивной теории личности, цен- тром которой является модель взаимной причинности познавательных, аффектив- ных и других личностных факторов, и событий социального окружения.
Следует отметить еще один важный постулат, который формулирует А. Бан- дура. Признавая значимость внешнего подкрепления, он не рассматривал его в качестве единственного способа, при помощи которого приобретается, сохраня- ется или изменяется наше поведение. Люди могут учиться, наблюдая, или читая, или слыша о поведении других людей, которое имеет определенную значимость, оценку, последствия. В результате предыдущего опыта они могут прогнозировать результат определенного поведения, который может быть ценным, значимым, или нежелательным, или малоэффективным. Это прогнозирование расширяет круг подкрепляющих воздействий, определяет их когнитивную ориентацию. По мне- нию Бандуры, наше поведение регулируется в значительной мере предвиденными последствиям.
Огромную роль в сохранении и воспроизводстве опыта социального взаимо- действия, формировании способов поведения субъекта А. Бандура отводил выс- шим интеллектуальным способностям, таким как способность оперировать сим- волами, что позволяет нам сохранять и воспроизводить опыт, формировать образы желаемых будущих результатов, предвидеть вероятные последствия различных действий, не обращаясь к действительному, реальному поведению. Вербальная
передача информации и наблюдение соответствующих моделей поведения других
людей в различных ситуациях обеспечивают основу для приобретения наиболее
сложных форм поведения человека.
С точки зрения А. Бандуры, через наблюдение модели поведения у человека формируется когнитивный образ определенной поведенческой реакции, далее эта закодированная информация хранится в долговременной памяти. Эта информация актуализируется в различных по сложности ситуациях социального взаимодей- ствия субъекта, служит ориентиром в его действиях.
Таким образом, обеспечивая когнитивную поддержку социального взаимодей- ствия и осознавая последствия своих действий, человек способен оказывать влия- ние на свое поведение.
Осознание последствий, предвидение вероятностного исхода будущих поступ- ков, их личностной и социальной значимости создают основу для подкрепления самого себя. Самоподкрепление реализуется всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу на основе самоконтроля, т.е. оценивают свои действия и себя самого, причем прошлое поведение часто становится стандартом, в соот- ветствии с которым можно оценивать предпринимаемые действия. Люди стремят- ся повысить нормы поведения после успеха и изменить их после неоднократных неудач. Таким образом, самооценка выполняет мотивационную функцию.
Для обозначения усиливающего и уменьшающего эффекта самооценки А. Бан- дура использует термин «саморегуляция». Функции саморегуляции изначально за-
Глава 7. Эволюция концепций и моделей человека и личности.
Поведенческая теория личности
146
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки даются и поддерживаются влиянием социального окружения, т.е. имеют внешнее происхождение. Однако, как утверждает А. Бандура, однажды установившись, внутренние образы и модели поведения начинают регулировать то, какие действия выполняет человек, осуществляя перевод информации, символически закодиро- ванной в памяти, в соответствующие действия. Механизмами такого перевода ин- формации и изменения своего поведения и самого себя являются процессы само- наблюдения, самооценки, оценки деятельности и самоответа.
Для объяснения личностного функционирования и самоизменения Банду- ра вводит в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма
самоэффективности. Самоэффективность относится к умению людей осознавать свои способности справиться со специфическими ситуациями, что определяет расширение или ограничение возможности выбора деятельности, усилия, которые придется приложить для преодоления препятствия и фрустрации, настойчивость, с которой будет решаться стоящая перед человеком задача. Данное осознание своих способностей и возможностей выступает в качестве конструкта «могу – не могу». Это своего рода вера, убеждение действовать определенным образом для получения (или неполучения) будущего результата (подкрепления). Если человек принимает решение «могу», все его действия и поведение будут направлены на выполнение намеченной программы для достижения поставленной цели. Если че- ловек выражает свой вердикт «не могу», он отказывается от выполнения соответ- ствующих действий, ничто не заставит его действовать вопреки своему решению.
Люди с низкой самоэффективностью, считающие себя неспособными добить- ся успеха в конкретной ситуации, «более склонны к мысленному представлению неудачного сценария… Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение… те, кто обладает сознанием высо- кой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обе- спечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем»
1
По мнению А. Бандуры, существует четыре основных фактора, которые явля- ются источником приобретения самоэффективности. Наиболее важным из них яв- ляется прошлый опыт успеха и неудач, который порождает соответствующие ожи- дания человека, его уверенность в том, что он справится с подобными ситуациями.
Косвенный опыт, т.е. наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, также может вселять в человека уверенность в собственной состоя-
тельности, хотя этот источник самоэффективности менее действенный. Убежден- ность в собственной состоятельности в достижении конкретной цели тоже может способствовать достижению или изменению самоэффективности. Наконец, мо-
дальность эмоций, переживаний, уровень эмоционального напряжения являются факторами, повышающими или снижающими самоэффективность.
1
Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-effi cacy // Development
Psychology. 1989. P. 25, 729–735.
147
Используя теоретические постулаты А. Бандуры для объяснения экономиче- ского поведения человека в ситуациях принятия решения, можем утверждать, что модальность решения будет зависеть не столько от ожидаемой полезности резуль- тата, сколько от соотношения когнитивных и эмоциональных составляющих си- туации выбора и оценки самоэффективности.
Модель личности Дж. Роттера
Несколько иную поведенческую модель личности в ситуациях выбора пред- лагает Дж. Роттер
1
. С его точки зрения, существует три основные переменные в структуре личности, анализ которых позволяет предвидеть поведение индивида в ситуации выбора. Одной из таких переменных является «доступность» – струк- тура, связанная с ожиданием (вероятностью) получения подкрепления на основе прошлого опыта. Ожидание предполагает субъективную вероятность повторения прошлого поведения в аналогичных ситуациях. Однако ожидание не всегда соот- ветствует реальности. Некоторые могут быть настолько неуверенными, что посто- янно недооценивают свои шансы на успех.
В качестве второй переменной выступает «субъективная значимость» резуль- тата – структура, оценивающая ценность предстоящего подкрепления. Ценность подкрепления как структурный компонент личности формируется на основе предыдущего опыта и может изменяться от ситуации к ситуации с течением вре- мени, она не зависит от ожидания. По мнению Роттера, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами.
Психологическая ситуация – это третья переменная, которая также являет- ся субъектным образованием, поскольку ее параметры зависят от восприятия и оценки своих возможностей в ее разрешении самим человеком, т.е. особенности восприятия субъектом ситуации, оценка своих возможностей в ее разрешении и ожидание негативного или позитивного результата являются субъективными (пси- хологическими) параметрами ситуации выбора решения, что позволяет прогнози- ровать и модусы поведения этого субъекта по разрешению реальной ситуации.
Все эти структурные переменные личности не функционируют самостоятель- но, а образуют более общий блок, называемый поведенческим потенциалом, или блоком «когнитивной мотивации», который определяет меру вероятности того, ка- кое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Таким образом, потен- циал поведения складывается из субъективной значимости подкрепления данного поведения и его доступности в данной ситуации. Поведенческий потенциал отра- жает целостность свойств личности, которая проявляется в единстве действия бло- ков субъективной значимости и доступности. Эту целостность свойств личности
1
Rotter J.B. The development and applications of social learning theory: Selected papers.
N.Y.: Praeger, 1982.
Глава 7. Эволюция концепций и моделей человека и личности.
Поведенческая теория личности
148
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Дж. Роттер описывает с помощью понятия «локус контроля». Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями, действиями) и их результатами (подкреплениями), по мнению Дж. Роттера, име- ют внешний, или экстернальный, локус контроля. «Экстерналы» полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и т.п. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, действиями) и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный, локус контроля. «Интерналы»
– это люди, которые считают, что удачи и неудачи определяются их способностями и действиями. Они в большей степени способны управлять ситуацией, контроли- ровать ее.
Локус контроля как обобщенный социально-психологический феномен являет- ся основным конструктом в теории социального научения Дж. Роттера и означает
«ожидание, связанное с инструментальностью собственных действий»
1
. Его мож- но рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий. Однако
Дж. Роттер ясно дает понять, что интерналы и экстерналы не являются психоти- пами, поскольку каждый человек обладает и той, и другой характеристиками, но в разной степени выраженности. Конструкт следует рассматривать как континуум с двумя полярными точками: на одном полюсе выраженная интернальность, на другом – экстернальность. Индивидуальные различия людей в понимании связи между своими усилиями, действиями и результатами расположены во всех точках континуума, по большей части – ближе к середине.
Теория социального научения Дж. Роттера подчеркивает значение мотиваци- онных и когнитивных факторов для объяснения поведения человека в контексте социальных ситуаций. Каждая ситуация принятия решения имеет свой комплекс факторов, потенциал поведения человека, определяющий связи между собствен- ными усилиями и возможностью достижения результата. Выделенные им лич- ностные и социальные факторы: потенциал поведения, ожидание, ценность под- крепления, психологическая ситуация, потенциал потребности и ценности по- требности – существенно дополняют теорию А. Бандуры и позволяют не только осуществлять прогноз поведения человека в конкретной ситуации, но и понимать механизмы социального развития личности. Роттеровская теория самовосприятия человека послужила, по мнению X. Хекхаузена, толчком как к оформлению психо- логических теорий атрибуции, так и к детализации в эмпирических исследованиях когнитивных и мотивационных факторов регуляции действий, нацеленных на до- стижение
2
При анализе методологических оснований поведенческой экономической тео- рии необходимо отметить недостаточность теории социального научения для объ- яснения поведения человека в ситуациях принятия решений, поскольку теория со-
1
Rotter J.B. The development and applications of social learning theory: Selected papers.
N.Y.: Praeger. 1982. P. 65.
2
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.