Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 317
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
139
шансами на рынках товаров и рынке труда, шансы социальных групп определя- ются не только текущим положением на различных рынках, но и специфическими карьерными возможностями, экономическое поведение социальных групп опреде- ляется престижем образования и профессии, стилем жизни, социокультурными ориентациями, нормами поведения и соответствием этих позиций рыночным.
А. Маршалл – основоположник неоклассической политической экономии, син- тезировал основные достижения классической политической экономии и маржи- нализма. Он пытался приблизить абстрактного человека к свойствам реального агента производства, анализировал реальное поведение человека в ситуации ча- стичного равновесия, т.е. равенства по силе двух мотивов экономического субъек- та: стремления к удовольствиям, определяющего размер спроса и мотива избега- ния тягот, связанных с трудом и отсрочкой потребления, регулирующего величину предложения. Маршалл ввел понятие нормальная деятельность – это ожидаемый при определенных условиях образ действий членов какой-либо профессиональной группы, нравственно правильное поведение, результат неограниченного функцио- нирования свободной конкуренции.
Многие современные ученые Запада утверждают, что рациональное поведение человека в экономике не свободно от больших психологических посылок. Это тре- бует использования достижений теоретической и прикладной психологии, в том числе новой отрасли науки – экономической психологии. Традиционно к психоло- гическим предпосылкам экономического поведения человека обращается неоав- стрийская школа (Л. Мизес, Ф. Хайек). Появились теории рационального выбора, теория игр (Дж. фон Нейман), теория человеческого капитала (Г. Беккер), общесо- циологическая теория рационального действия (Дж. Коулмен), теория социально- го выбора.
Среди разнообразных течений, исследующих принцип рационального пове- дения человека в экономике на стыке экономики и психологии, одним из самых любопытных стало направление «экономического воображения», созданное пост- кейнсианцем, английским экономистом Джорджем Шеклом.
Дж. Шекл отвергает модель поведения «экономического человека», считая ее лишь подчиненным элементом модели общего равновесия. Он сосредоточивает внимание на том, что человек делает свой выбор исходя из своего экономического воображения, т.е. мысленного представления экономической реальности в тот мо- мент, когда он делает свой выбор. Выбор экономический агент, по Шеклу, делает между намерениями, предпочитая то, которое ему дает надежду и создает хорошее эмоциональное состояние. Введение в анализ принципа рационального поведения экономического человека в экономике эмоциональной составляющей, творческо- го базиса, воображения и отношения к времени как к прошлому, которое восста- навливает экономическому агенту память, к настоящему, как моменту, в котором принимается решение, и будущему, которое подсказывает воображение, с лихвой компенсирует этот недостаток и даст возможность оценить работы Шекла как на- чало нового направления экономической теории.
Глава 7. Эволюция концепций и моделей человека и личности.
Поведенческая теория личности
140
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Методологические подходы к экономическому поведению че ловека, основан- ные на сближении экономики и психологии, раз вивают идеи, дающие новые, более приближенные к реальности варианты описания экономического поведения чело- века, как личности.
Основные подходы к изучению личности в психологической науке
В психологической науке сложилось семь основных подходов к изучению лич- ности: психодинамический, психоаналитический, гуманистический, когнитивный, поведенческий, деятельностный и диспозиционный. Каждый подход имеет свою теорию, собственные представления о свойствах и структуре личности, методы их измерения. Интерес к поведенческой теории личности в современной экономиче- ской науке связан с формированием в последние десятилетия нового направления в методологии экономического знания – поведенческой экономической теории. На- учная актуальность и практическая значимость этого направления обусловлены необходимостью изучения процессов принятия решений экономическими субъек- тами в ситуациях риска и неопределенности, которые стали обычным явлением на разных уровнях экономической деятельности.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 27
Поведенческая теория Д. Канемана и А. Тверски
Основы поведенческой (бихевиористской) экономики были разработаны из- вестными психологами Д. Канеманом и А. Тверски (Kahneman, Tversky, 1974,
1979).
Классической работой Канемана и Тверски принято считать статью «Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска», опубликованную в жур- нале «Эконометрика» в 1979 г. Данная работа является наиболее цитируемой в современной экономической литературе, касающейся вопросов принятия решений в условиях риска. В ней авторы применили психологические конструкты для объ- яснения экономического поведения людей в условиях риска, показывающие раз- личное отношение людей к выигрышам и потерям одной и той же суммы денег.
С помощью теории перспектив оказалось возможным логично объяснить раз- личные виды аномального поведения экономических субъектов, тем самым были подвергнуты сомнению теоретические позиции, использующие конструкт о ра- циональности экономических агентов при принятии решений. Семь лет спустя в
Чикагском университете прошла первая научная конференция, посвященная по- веденческой экономике, объединившая научные позиции психологов, экономистов и социологов. Однако в силу определенных причин на протяжении значительно- го времени подходы к изучению экономического поведения субъектов, которые больше опирались бы на данные психологии, нежели на стандартные допущения
141
экономического анализа, не находили должного понимания и поддержки у сторон- ников традиционной экономической теории.
Смена подходов к анализу экономического поведения субъектов наметилась в связи с обнаружением в ходе прикладных исследований, проводимых в нашей стране и за рубежом, многочисленных парадоксов, которые не поддавались логи- ческому объяснению исходя из имевшейся системы экономического знания. Наи- более отчетливо данные феномены проявлялись в области теории рационального выбора, где начали проводить обширный эмпирический анализ процедур принятия решений отдельным индивидом, группой лиц или фирмой, выявление типичных способов поведения, целевых установок, которые в сложных ситуациях выбора используют экономические субъекты. Это подтолкнуло исследователей к изуче- нию взаимосвязи психологических характеристик личности с разными видами экономического поведения. Так, в отдельных эмпирических исследованиях рас- сматривались влияние психологических характеристик (в частности, стресса) на выбор профессии (Pihlblad, Gregory, 1976), статусное неравенство и рассогласова- ние статусов (Hornung, 1977; Hollander, Howard, 2000), длительность безработицы и положение на рынке труда в длительной перспективе (Goldsmith, Veum, Darity,
1996; Dooley, Prause, Ham-Rowbottom, 1997).
Первые работы в отечественной науке, посвященные экономическому поведе- нию социальных субъектов, связаны с исследованиями Г.М. Андреевой, В.Н. Дру- жинина, А.Л. Журавлева, Е.А. Климова, С.Н. Попова, В.В. Радаева, С.К. Рощина,
В.М. Русалова, П.Н. Шихирева и других, в которых выявлялись различные психо- логические и социальные составляющие экономического поведения (мотивы, си- стема ценностей, когнитивные возможности и отклонения, присущие процессу об- работки информации, стремление индивидов к справедливости, взаимодействию друг с другом, важность социального статуса и т.п.).
Объяснительным инструментом, с помощью которого делаются попытки экс- периментального исследования и моделирования экономического поведения субъ- екта, становится поведенческая теория личности. Сегодня можно констатировать значительное расширение круга приверженцев поведенческой экономической тео- рии, среди которых интерес представляют исследования М. Арджайла и А. Ферн- хэма (Furnham, Argyle, 1998), выявляющие существование различий в обращении людей с деньгами в зависимости от их символической ценности, не сводимой к стоимостным расчетам; П. Ланта и С. Ливингстоуна (Lunt, Livingstone, 1992), в которых обнаружены отличия так называемых сберегателей от несберегателей по ряду социально-психологических характеристик, таких как склонность брать ответственность на себя, использовать социальную поддержку, а также прово- дить жесткую политику в управлении собственными финансами. Исследования
Р. Валунда и Ж. Гуннарссона (Wahlund, Gunnarsson, 1996) позволили подтвердить идею о зависимости сберегательного поведения от типа принятия решений и ког- нитивных способностей индивидов. Р. Талер и Г. Шефрин (Sheffrin, Thaler, 1988) предложили рассматривать самоконтроль (self-control) в качестве важнейшей
Глава 7. Эволюция концепций и моделей человека и личности.
Поведенческая теория личности
142
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки переменной, объясняющей отклонения реального поведения домохозяйств по раз- мещению денежных ресурсов между сегодняшним и будущим потреблением от поведения, прогнозируемого в неоклассических моделях. В исследовании С. Боул- за и других (Bowles, Gintis, Osborne, 2001) приводится обзор факторов, влияющих на доходы, с учетом составляющей «навыков, способностей и умений» (skills and abilities) и других психологических характеристик. В 2008–2009 гг. появляется це- лый ряд работ, выводящих мировой финансовый кризис именно из поведенческих особенностей рыночных стратегий индивидуальных инвесторов.
В отечественной науке поведенческий подход к анализу экономических процес- сов в настоящее время представлен в работах Л.Г. Борисовой, В.П. Галенко, В.Т.
Кисовского, В.К. Потемкина, Я.М. Рощиной, Е.Г. Слуцкого, Г.С. Солодовой, М. Н.
Стельмашук, И.И. Харченко и др. Стали очевидными различия в анализе моделей экономического поведения социальных субъектов в неоклассической микроэконо- мике и ее поведенческой альтернативе.
В неоклассической микроэкономике исходной является рациональная модель поведения экономического субъекта (соответственно, максимизация полезности или прибыли), а затем результаты (прогнозы) данной модели сопоставляются с реальным поведением. В поведенческой экономической теории экономическая рациональность не обладает свойствами общей закономерности. Исследователь должен раскрыть психологические основания выборов экономических субъектов и посмотреть, каким образом в них осуществляется реальный процесс принятия решений, выяснить его социальные и субъектные детерминанты. Поскольку этот процесс характеризуется значительной сложностью, по мнению представителей поведенческой экономической теории, в нем господствует не рациональное, а конвенциональное поведение (т.е. подчиняющееся принятым правилам и услов- ностям). Необходимость анализа реального поведения экономических субъектов является одним из наиболее очевидных целеобразующих составляющих экспери- ментальных исследований в поведенческой экономической теории, поставивших под сомнение достаточность традиционного методологического инструментария
(ортодоксальной теории ожидаемой полезности Неймана – Моргенштерна; теории субъективной ожидаемой полезности Сэвиджа), многие годы используемого в эко- номической теории в качестве адекватного инструмента анализа экономического поведения людей
1
Приверженцы поведенческой экономической теории отдают себе отчет в том, что без особой необходимости экономисты не пойдут на пересмотр традиционной неоклассической микроэкономики. Но они считают, что, если между предсказа- ниями максимизационной и реалистичной моделей наблюдаются существенные расхождения, менее точная теория (предполагается, что это будет неоклассическая микроэкономика) должна уступить место более точной – поведенческой.
1
Павлов И.А. Поведенческая экономическая теория – позитивный подход к исследова- нию человеческого поведения. М.: ИЭ РАН, 2007.
143
Чтобы методологический инструментарий, заимствованный из области пси- хологического знания, адекватно использовался в исследованиях экономических процессов и явлений, необходимы его тонкое осмысление, сопоставление раз- личных теоретических подходов, позиций, их интеграция и взаимообогащение.
В этом осмыслении и принятии представленных идей будет недостаточно одной лишь поведенческой теории личности, хотя название этой теории очень созвучно с наименованием направления экономического знания – экономического поведения.
Данное сходство «подкупает», но это лишь внешняя схожесть, поскольку на самом деле в поле зрения исследователя попадают социальные и экономические явления, связанные с одним из важнейших видов деятельности человека – экономической деятельностью, в которой формируются ведущие психические новообразования личности: экономическое сознание, экономические отношения, экономическое по- ведение. Поэтому, отдавая дань поведенческой теории личности в осмыслении ме- тодологических подходов к исследованию экономического поведения социальных субъектов, мы будем менять акценты, расширять инструментарий познания, так как этого требует интенсивно развивающаяся, полипарадигмальная методология психологической науки.
Поведенческая теория личности Б. Скиннера и А. Бандура
Поведенческая теория личности, или теория социального научения, получи- ла свое обоснование в работах известных американских ученых-бихевиористов.
Б. Скиннер и Дж. Уотсон являются приверженцами рефлекторного направления теории социального научения, тогда как А. Бандура и Дж. Роттер отстаивают социально-когнитивное направление этой теории. Главным источником развития личности согласно обоим направлениям является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического на- следования, она формируется и развивается в течение всей жизни по мере социа- лизации, воспитания, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки, сформировавшиеся в результате социального научения. В со- ответствии с этой точкой зрения индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций в системе «личность – окружение», определяю- щих поведение личности в конкретном времени
1
. Для понимания процесса усвое- ния паттернов поведения Б. Скиннер использует понятия «оперантное поведение» и «оперантное научение».
Оперантое научение (по Скиннеру) реализуется в результате любого влияния из- меняющейся социальной среды, за которым следуют подкрепление или наказание.
Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Применив на практике технологию
1
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999. С. 338.
Глава 7. Эволюция концепций и моделей человека и личности.
Поведенческая теория личности