Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
149
циального научения (поведенческая теория личности) выдвигает на первый план социальную ситуацию, ее параметры и соотносит эти параметры, т.е. конкретную проблему, с оценкой субъектом собственных личностных свойств (таких как само- эффективность, поведенческий потенциал, локус контроля), при этом собственная активность субъекта, его актуальные стремления, установки, цели практически не учитываются.
Теория поведения личности в отечественной психологии
Со всей очевидностью проявляется необходимость в привлечении других тео- ретических концепций для объяснения поведенческих феноменов экономических субъектов и моделирования экономических реалий. Одной из таковых является деятельностная теория личности, получившая наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего К.А. Абульханову-Славскую, Б.Г. Ана- ньева, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и
Б.М. Теплова. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией лич- ности, особенно с ее социально-когнитивным направлением. Как и в теории со- циального научения, в деятельностной теории отрицаются биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности (согласно этой теории) является деятельность, т.е. сложная ди- намическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (об- ществом), в процессе которых и формируются свойства личности (А.Н. Леонтьев,
1975). Сформированные свойства личности (внутреннее) в дальнейшем становит- ся опосредующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на процесс саморазвития человека и его поведение (С.Л. Рубинштейн, 1997).
Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заклю- чается в том, что средством научения здесь выступают не социальные стимулы, определяющие модальность поведения, рефлекторно закрепляемого в виде пове- денческих паттернов, и даже не значимые и переживаемые факторы внешней сре- ды, влияющие на личность, а особый механизм активного присвоения индивидом общественно-исторического опыта – интериоризация, благодаря которому проис- ходят процессы самоизменения, усложнения психических образований, самораз- вития.
В рамках деятельностного подхода личность рассматривается как активный субъект, обладающий определенными чертами (свойствами), формирование кото- рых происходит в различных видах деятельности. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосред- ственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности. Пред- метность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности
Глава 7. Эволюция концепций и моделей человека и личности.
Поведенческая теория личности
150
и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В от- личие от А.Н. Леонтьева С.Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая
(а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного че- ловека (К.А. Абульханова-Славская, 1980; А.В. Брушлинский, 1994). Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным ис- точником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность вы- ражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, личностном смысле, т.е. значении деятельности для самого человека.
Поскольку деятельность всегда осуществляется в конкретном общественно- историческом контексте, черты личности принято рассматривать как соци- ально детерминированные (А.Н. Леонтьев, 1975). Свойства личности задают- ся многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект
(К.А. Абульханова-Славская, 1980).
Структура личности, ее содержательные характеристики в существенной сте- пени зависят от теоретических воззрений авторов. Л.И. Божович (1997) выделя- ет в личности только один центральной блок – мотивационную сферу личности.
К.К. Платонов (1986) включает в структуру личности такие блоки, как знания, навыки, приобретенные в опыте путем обучения (данная подструктура является типичной для поведенческого подхода), а также блок «темперамент», который рас- сматривается как один из важнейших блоков личности в рамках диспозиционного подхода.
Наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, кото- рая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
Направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности.
Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустрем- ленностью.
Способности – это индивидуально-психологические свойства, которые обеспе- чивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т.д.) способности. Способности взаимосвязаны между собой.
Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомога- тельную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот.
Характер – это совокупность морально-нравственных и волевых свойств чело- века. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость по отношению к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скром- ность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
151
основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают в себя решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведе- ния и способ решения практических задач. На основании выраженности мораль- ных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия – это от- сутствие воли), аморально-абулический.
Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, по- стоянно соблюдает социальные нормы и прикладывает для их соблюдения во- левые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не призна- ет социальных норм и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки. Люди с аморально- абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпри- нимают никаких усилий, чтобы их соблюдать.
Самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осозна- нием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельно- сти, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятель- ности и т.д. (А.Г. Ковалев, 1965). В отличие от предложенного Роттером понятия
«локуса контроля» как личностной характеристики в разрабатываемой с позиций деятельностного подхода концепции В.В. Столина качество личности, измеряемое как локус контроля, рассматривается в качестве функционального показателя от- ражения в самосознании личности ее включенности в деятельность, переживания
«субъектом его связанности или несвязанности с событиями собственной жизни»
1
Аналогично и в концепции Г. Крампена не сама по себе личностная переменная есть «локус контроля», а общая структура всех используемых понятийных связей раскрывает представления автора о высших уровнях личностной регуляции дей- ствий
2
Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, це- лостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенционально- бытийным свойствам личности. Они связаны с целостным представлением лично- сти о самой себе (самоотношением), своем я, смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.
1
Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1983. С. 280.
2
Krampen G. Differential psychologie der Kontrolluberzeugungen («Locus of control»).
Gottingen, Toronto, Zurich: Hogrefe, 1982.
Глава 7. Эволюция концепций и моделей человека и личности.
Поведенческая теория личности
152
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность – это сознатель- ный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно орга- низованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, будучи включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он активный участник социальных преобразо- ваний, деятельный субъект воспитания и обучения.
По мнению представителей данного подхода, в личности основное место зани- мает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а фор- мируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, общественных от- ношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свобо- дой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, например, рефлексия, внутренний диалогизм. Свобода – это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновре- менно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. От- дельные аспекты и свойства личности могут быть объективированы в поведенче- ских проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.
Деятельностная теория личности предоставляет нам иные аргументы для ана- лиза экономического поведения человека, принятия им решений в различных по сложности ситуациях, связанных с экономической деятельностью. Но и деятель- ностный подход не дает нам исчерпывающих ответов на вопросы, касающиеся взаимовлияния факторов внутренней и внешней среды (интра- и интерпсихиче- ского уровня) в условиях принятия решения субъектом любой деятельности, в том числе экономической. Это диктует необходимость поиска новых интегративных подходов к исследованию проблемы экономического поведения человека в неор- динарных условиях развития современного общества.
Наиболее адекватной методологической основой комплексного изучения эконо- мического поведения, на наш взгляд, является системный подход, основу которого составляют теория функциональных систем П.К. Анохина, получившая дальней- шую разработку в трудах Б.Г. Ананьева (концепция гетерохронности системогене- за психики человека) и В.Д. Шадрикова (теория системогенеза деятельности).
Системная методология базируется на положениях о человеке как «элементе» различных систем (физических, биологических и социальных), в которых челове- ком проявляются и приобретаются присущие этим системам качества; об изучении эволюции и истории порождающих человека систем; анализе целевой детермина- ции живых систем; о необходимости возникновения феномена личности и ее роли
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
153
в развитии различных систем; выделении таких системообразующих оснований, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие. В связи с этим попытки дать характеристику человека в психоло- гии либо как организма, либо как индивида (биологического или социального), либо как личности без указания той системы, к которой он принадлежит, лишены смысла. Человек как «элемент» одновременно принадлежит к разным системам, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества.
В отечественной психологической науке в трудах Л.И. Анцыферовой, А.Г. Ас- молова, А.Н. Леонтьева и других были сформулированы принципы, описывающие системные аспекты развития человека в природе и обществе
1
. Согласно первому из них эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие
двух противоборствующих тенденций: к их сохранению или изменению.
Обобщенную характеристику механизмов развития систем в процессе эволю- ции предлагает Н.Н. Моисеев. Наряду с адаптационными механизмами, обеспечи- вающими устойчивость развивающейся системы в конкретных условиях среды, он выделяет особые бифуркационные механизмы. Механизмы бифуркации, обе- спечивающие тенденцию к изменениям развивающейся системы, приходят в дей- ствие, когда возникают резкие изменения среды, кризисы в жизни системы
2
Механизмы адаптации, функционирующие в социальных системах, связаны с обеспечением устойчивости личности и характеризуются как социотипические, адаптивные проявления личности в социальной системе. Механизмы бифурка- ции присущи индивидуальному поведению личности в различных проблемно- конфликтных ситуациях. В тех случаях, когда в обществе наступает переломный момент, связанный с резкими изменениями в социальных параметрах жизни чело- века, возникает необходимость в проявлении неадаптивных стратегий взаимодей- ствия, самопроявления, определяющих последующую индивидуальную изменчи- вость. Незначительные в обычных условиях проявления индивидуальности могут вызвать преобразование общества, стать толчком к возникновению иной культуры.
Согласно второму принципу в любой эволюционирующей системе функциони-
руют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регу-
лирующего влияния различных форм контроля. Именно за счет таких элементов
система способна к самоизменению, саморазвитию при непредвиденных измене-
ниях условий ее существования.
Таким образом, на разных уровнях функционирования человека как «элемен- та» развивающихся систем – на уровне человека как индивида в биологической популяции, на уровне личности как индивидуальности в социальной общности
– проявляются неадаптивные, избыточные формы активности, которые выражают тенденцию к изменению этих систем и тем самым выступают как необходимый
1
Анцыферова Л.И. К проблеме исторического развития психики // История и психоло- гия / под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971. С. 63–89.
2
Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. 1997. № 2–3.
Глава 7. Эволюция концепций и моделей человека и личности.
Поведенческая теория личности