Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 308
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
217
ющие, эффектные и лично пережитые события систематически переоцениваются, когда индивиды принимают решения
1
Принцип предубеждения репрезентативности (representativeness bias): инди- виды систематически имеют неверное представление насчет априорных, исходных вероятностей и не учитывают при формировании суждений размер исходной вы- борки
2
Эффект определенности (certainty effect): исходам, полученным в условиях определенности, индивид приписывает больший вес в принятии решений, други- ми словами, переоценивает их в отличие от других исходов, которые не были одно- значно определены, а были лишь вероятными, даже когда (известная) ожидаемая полезность обеих альтернатив одинакова
3
Почему же люди действуют нерационально? Если выявить основные причи- ны, можно предвидеть и контролировать подобные ситуации, в результате избегая негативных последствий «неправильного поведения». Полезно также научиться понимать и предсказывать действия других участников рынка (как партнеров, так и конкурентов), обращая себе на пользу любые отклонения от «правильной» или
«рациональной» линии поведения.
Обобщая результаты работ различных исследователей, полученные за многие годы изучения данной проблемы, разделим все субъективные факторы, опреде- ляющие поведение инвесторов на рынке, на две категории.
К первой необходимо отнести ошибочное восприятие действительности или неверную оценку реальной ситуации, как следствие – неверные решения, вызван- ные сложившимися стереотипами мышления, свойственными практически всем людям в любой сфере деятельности.
Ко второй относятся эмоциональные факторы, обусловливающие поведение людей в определенных обстоятельствах, заложенные в природе человека и при- сущие подавляющему большинству индивидуумов.
Парадоксы теории ожидаемой полезности перестают быть необъяснимыми в
1
Если человек, решающий задачу, руководствуется данным принципом, он считает со- бытие тем более вероятным, чем легче и быстрее можно запечатлеть в памяти примеры событий этого типа или чем легче можно их сконструировать. Например, если человеку надо оценить частоту разводов по стране, он припоминает разводы, имевшие место среди его знакомых. Если число разводов среди его друзей и знакомых в последнее время было значительным, он считает вероятность события «развод» очень большой. Подробнее см.:
Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. C. 156–160.
2
Этот принцип, сформулированный в свое время Ч. Ганзелом и Дж. Коэном (1956),
Ф. Альберони (1962), а также Д. Канеманом и А. Тверски (1972), имеет особое значение в процессе прогнозирования. Применяя принцип репрезентативности, лицо, принимающее решение, выясняет, какова степень сходства между событием (выборкой) и популяцией, в которой оно содержится. Подробнее см.: Козелецкий Ю. Психологическая теория решений.
М., 1979. C. 150–156.
3
Эффект определенности является частным случаем знаменитого парадокса М. Алле.
Глава 9. Поведение потребителя: теория ожидаемой полезности и «троянского обучения»
218
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки период кризиса и отражают изменившийся подход к обработке и использованию информации экономическими субъектами. Это происходит вследствие усиления объективных (таких как асимметрия информации, рост трансакционных издержек) и субъективных факторов (таких как социальные ассоциации, традиции, опыт дру- зей, родственников и знакомых, информация из СМИ, спекулятивные мотивы про- фессиональных участников рынка) принятия рациональных решений. Проанали- зированные парадоксы оказываются вполне совместимыми с теорией ожидаемой полезности, хотя и противоречат ее предпосылкам, что не мешает синтезировать различные подходы к поведению человека.
В поведенческой теории финансов были проанализированы вопросы эвристи- ческих ошибок (поведения людей, основанных на интуиции и собственном опыте) и ошибок репрезентативности (суждения, основанного на стереотипах), произве- дена формализация понятий «вероятность», «риск», «выгода» с учетом личност- ных представлений экономических субъектов.
Вместе с тем в экспериментах нарушались или могли быть нарушены важней- шие правила проведения экспериментов, такие как неоднородность выборки (в нее попадали финансовые кризисы и в стабильные периоды), отсутствие данных о до- верительных интервалах, статистической значимости полученных результатов или иных указаний о том, что данные действительно можно применять на уровне всей экономики в целом. При этом результаты эмпирических исследований проводи- лись на основе малых групп (не более 500 человек). Кроме того, испытуемые при участии в эксперименте могли ощущать нереальность сформулированной ситуа- ции и вести себя неординарно, поэтому повторяемость в жизни таких результатов совершенно не гарантирована.
В работах Д. Канемана и А. Тверски не раз отмечались влияние изобретателя на ход эксперимента, внутреннее желание подтвердить гипотезу, а это нередко иска- жает результаты эксперимента. Недоучет этой проблемы в своих работах авторами
«теории перспектив» существенно изменяет ценность полученных эмпирическим путем результатов.
Несмотря на все вышеперечисленные недостатки теории поведенческих фи- нансов, нельзя не отметить того факта, что именно это направление на данном этапе развития экономической теории способно дать объяснение некоторых осо- бенностей поведения людей, присущих им в условиях кризиса. К тому же проана- лизированные парадоксы не противоречат теории Марковица, что не мешает син- тезировать различные подходы к поведению человека и обогатить существующую теорию портфеля. В этом смысле поведенческие финансы являются продолжени- ем и закономерным развитием теории ожидаемой полезности с учетом фактора неполноты информации вследствие объективных и субъективных причин.
219
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 27
Троянское обучение в экономическом поведении
В настоящее время исследователи уделяют все больше внимания изучению проблем противодействия обучению и распространению троянского обучения.
Подобные образовательные тенденции тесно связаны с неотъемлемой частью ры- ночной системы экономики – конкуренцией. Производители применяют разно- образные приемы, направленные на ослабление позиции соперника, для того чтобы достичь определенного преимущества и получить максимально возможную при- быль. Можно выделить два вида стратегии конкурентного преимущества: фирма может работать над увеличением собственного потенциала (тогда мы имеем дело с соревновательной конкуренцией) либо старается ослабить своего противника
(имеется в виду хищническая конкуренция). Эти положения о типах конкуренции применимы и к сфере обучения.
Когда мы говорим о троянском обучении, имеем в виду обучение конкурента тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам орга- низатора обучения. Чтобы победить соперника, часто достаточно сформировать у него определенный образ ситуации или мира в целом, побуждающий его к обу- словленному поведению. «Эффективное троянское обучение делает переучива- ние, необходимое учащемуся для того, чтобы все-таки достичь нужного уровня компетентности, более затратным в отношении материальных, финансовых, вре- менных, психологических ресурсов или даже вообще невозможным. Тем самым можно утверждать, что троянское обучение уменьшает человеческий капитал обучаемого»
1
Другой вопрос в том, способен ли субъект распознать дезориентирующее воз- действие на него обучающей стороны и противостоять ему. «Учитель может учить не совсем тому или совсем не тому, чего от него хотят. И здесь может начать ра- ботать в полную силу понятие “формирование доктрины противника посредством его обучения”, дезориентирующей противника деятельности»
2
В условиях жесткой конкурентной среды, в том числе в сфере образования, на- ряду с помощью и кооперацией имеет место и нечестное соперничество – помехи чужому обучению, использование ситуаций обучения для нанесения ущерба. Пони- мание ключевой роли знаний и обучаемости может вести к двум разным стратегиям поведения. Соревновательная конкуренция в образовательной сфере проявляется в повышении своей обученности и обучаемости, а хищническая – в ослаблении чужой. Темной стороной обучения – этой (по определению) «светлой», «просве- щающей» деятельности – становится скрытое противодействие обучению другого субъекта, а также троянское обучение – обучение конкурента тому, что для него не- выгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения.
1
Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия // Психоло- гическая наука и образование. 1998. №3–4. С. 5–12. URL: http://psyedu.ru/view.php?id=229.
2
Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ,
2003.
Глава 9. Поведение потребителя: теория ожидаемой полезности и «троянского обучения»
220
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Стремительное развитие острейшей конкурентной борьбы образователь- ных учреждений всех типов, уровней и форм на рынках образовательных услуг
– одна из основных современных тенденций в сфере образования
1
. Это ведет к целому спектру следствий – и положительных, и отрицательных. Одно из наи- более существенных подчеркнул Л.Л. Любимов, охарактеризовав современный рынок образовательных услуг как «рынок с тонированными стеклами», «рынок дезинформации»
2
. Это касается и рекламы, и содержания обучения. По мнению многих ученых, сегодня возможно возрождение средневековых традиций утаива- ния секретов профессионального мастерства, что может угрожать воспроизвод- ству профессиональной культуры.
Удар по способности учиться, процессам овладения новыми видами деятель- ности является одним из наиболее эффективных, чтобы сделать конкурента несо- стоятельным в меняющемся мире. Противодействующие процессы в сфере эконо- мики могут проявляться в нежелании передавать наработанные навыки профес- сиональной деятельности молодым или новым работникам. Некоторые работода- тели, по словам А.Н. Поддьякова, боятся, что, если эти знания перейдут к другим сотрудникам, они могут «утечь» к конкурентам, фирма окажется в проигрышном положении
3
Что же представляет собой противодействие обучению? Фактически это соз- дание помех в процессе получения субъектом необходимых для него знаний и на- выков. Противодействие обучению, по словам А.Н. Поддьякова, может быть обо- сновано рядом причин, в том числе нехваткой ресурсов, необходимостью выпол- нения альтернативных видов учебной деятельности. В самом противодействии, несомненно, присутствует психологический аспект. Удар по способности учиться быстрее своих конкурентов, процессам обучения и овладения новыми видами дея- тельности является одним из наиболее эффективных, чтобы сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире. С точки зрения экономики, построенной на знаниях, противодействие обучению конкурента или же обучение его тому, что для него невыгодно, – это закономерная работа по снижению роста данного вида человеческого капитала (потенциала) у соперника.
В целом можно утверждать, что цивилизация развивается под влиянием двух противоположных и взаимосвязанных направлений социальных воздействий: а) стимулирования обучения и развития интеллекта; б) противодействия им. Без- условно, это в первую очередь относится к обществу знаний: в нем удар по спо- собности учиться, процессам обучения и овладения новыми видами деятельности
1
Новиков А.М. Российское образование: парадоксы наследия, векторы развития. М.:
Эгвес, 2000.
2
Любимов Л.Л. Выступление перед студентами и преподавателями факультета психо- логии ГУ ВШЭ. М., 17 сентября 2003 г.
3
Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия // Психоло- гическая наука и образование. 1998. №3–4. С. 5–12. URL: http://psyedu.ru/view.php?id=229.