Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 307
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
221
является одним из самых эффективных способов сделать конкурента несостоя- тельным в стремительно меняющемся мире
1
Особенно уязвимым для троянского обучения оказывается удаленная учеба, ведь здесь разные участники образовательного процесса получают широкие воз- можности для скрытого вторжения в учебный процесс конкурента, искажения или подмены учебного материала и т.п. Наиболее яркие примеры можно найти в об- ластях, связанных с интернет-обучением военным видам деятельности. Например, можно вести дискуссию по поводу эффективности определенных инструментов и процессов, ссылаясь на статистику и цифры, угодные компании, для того чтобы сместить акцент с наиболее прогрессивных или переориентировать компанию в иное русло, выступая в качестве потребителя или члена потребительской органи- зации или союза.
Анализируя общекультурные формы фиксации и передачи значимого соци- ального опыта, начиная с тех, которые усваиваются с детства, – мифов, сказок, поговорок, устойчивых языковых выражений, можно видеть, что в них достаточно широко представлены ситуации противодействия обучению и использования обу- чения в целях, противоположных интересам обучающегося
2
. Существует много пословиц, поговорок и выражений, противоположных по смыслу пословице «Уче- нье – свет, а неученье – тьма». Они отражают возникающую в определенных си- туациях необходимость противодействия обучению и познанию нового и подчер- кивают возможную опасность знания: «Много будешь знать – скоро состаришься
(не успеешь состариться)», «Научил (не научить бы) на свою голову», «Научить плохому», «Подучить кого-то сделать что-то плохое» и др.
Классическим примером мифа, в котором описаны обучение и противодей- ствие ему, является миф о Прометее. Зевс препятствовал обучению людей поль- зованию огнем, орудиями и овладению ремеслами и жестоко наказал Прометея, осуществившего это обучение.
В сказках очень часто встречаются ситуации, когда эксперт в своей области
(мастер, колдун и т.п.) препятствует тому, чтобы поступивший к нему в учение герой усвоил действительные секреты деятельности. Кроме того, одни персонажи учат других тому, что для последних невыгодно или опасно (Баба-яга учит Ива- нушку садиться на лопату для того, чтобы затолкнуть его в печь; Лиса учит Вол- ка, как ловить рыбу на собственный хвост в проруби; Братец Кролик учит Братца
Лиса, как вести себя покойнику при появлении соболезнующих друзей, и т.п.).
Подобные сюжеты широко представлены и в современных литературных произ- ведениях, кинофильмах и др. В некоторых сюжетах противодействие обучению
1
Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия // Психоло- гическая наука и образование. 1998. №3–4. С. 5–12. URL: http://psyedu.ru/view.php?id=229.
2
Поддьяков А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: ие- рархии целей обучения в конфликтующих системах // Вопросы психологии. 2002. № 5.
С. 79–89.
Глава 9. Поведение потребителя: теория ожидаемой полезности и «троянского обучения»
222
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки и отказ обучать представлены как героический поступок (например, отказ учить шотландцев легендарного малютки-медовара из стихотворения Р. Стивенсона
«Вересковый мед»)
1
В реальной жизни случаи противодействия обучению встречаются в самых раз- ных возрастных, социальных, профессиональных группах. Примером троянского обучения в студенческой сфере может быть следующий: одногруппник, сообщая домашнее задание или задание, данное для самостоятельного изучения, говорит только о его части, стремясь выполнить больше и тем самым быть более конкурен- тоспособным на занятии. Даже совершенно неопытные и юные индивиды могут учить заведомо проигрышным стратегиям игры, чтобы выигрывать самим; про- фессионалы – преднамеренно давать другим неправильные или невыгодные со- веты, рецепты, инструкции и т.д.
В компании, занимающейся изготовлением, комплектованием и реализацией телекоммуникационного оборудования, руководитель отдела по работе с клиента- ми, ответственный в том числе за их обучение обращению с этой сложной техни- кой, получил инструкцию от директора фирмы. Директор отметил, что в компанию под видом клиентов могут обращаться конкуренты для получения консультации, ответов на интересующие вопросы и, как правило, выведывания профессиональ- ных секретов компании. В связи с этим консультировать и обучать всех прихо- дящих надо так, чтобы они ничему существенному не научились, кроме самых элементарных и распространенных операций (например, нажимания кнопок на внешней панели). В случае возникновения проблем истинный клиент компании всегда может обратиться в саму компанию, где он получит своевременную помощь и профессиональную консультацию.
Данный пример интересен следующим фактом. Мы можем наблюдать, как один человек учит другого (нижестоящего), как тому не обучать своих клиентов. В свою очередь нижестоящий ставится в сложное положение, способное вызвать внутри- личностный конфликт (желание научить, не обучая, и наоборот). В приведенном случае противодействие обучению вызвано такими соображениями, как секрет- ность и относительная принципиальность.
В жесткой конкурентной среде современности можно видеть, что технологии противодействия обучению соперников и троянского обучения развиваются в тес- ной связи с развитием технологий, стимулирующих обучение.
1. Троянское обучение подчиняется принципу: «Тот, кто выступает в роли обу- чаемого, должен знать и уметь только то, что ему положено знать и уметь, – лиш- ние знания и умения недопустимы (вредны)»
2
. Отметим, что такого дидактическо-
1
Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия // Психоло- гическая наука и образование. 1998. №3–4. С. 5–12. URL: http://psyedu.ru/view.php?id=229.
2
Малюк А.А., Погожин Н.С., Толстой А.И. Обучение вопросам компьютерной безопас- ности специалистов-профессионалов и персонала, связанного с противодействием ком- пьютерным атакам. Доклад на российско-американском семинаре по проблемам компью- терного терроризма. М., 18 марта 2003 г.
223
го принципа не найти в традиционных учебниках педагогики, где вопрос недопу- щения учащегося к знаниям показался бы нонсенсом.
2. В реальном бизнесе при слиянии фирм и компаний в альянсы одна из них может специально выступать в роли так называемого троянского коня, чтобы в пе- риод нахождения в альянсе в процессе скрытого или явного обучения другой ком- пании – участником альянса получить у той скрываемую технологическую и иную профессиональную и релевантную информацию. Получив нужную информацию, как правило, компания – «троянский конь» может разорвать альянс и выйти на рынок с более высоким уровнем конкурентоспособности. В свою очередь другая фирма, закономерно предполагая возможность и такого варианта развития собы- тий, принимает меры защиты от этого не санкционированного ею приобретения знаний участником альянса
1
. Это одна из сторон управления знаниями в конку- рентной борьбе.
3. Дж. Олсон (James Olson) приводит примеры того, как странам с враждеб- ными режимами, пытающимся нелегально получить мощные компьютеры, за- прещенные к продаже, давали возможность украсть или купить предварительно подготовленную компьютерную систему со специальными «закладками» («логи- ческими бомбами»), которые приводили, например, к опасным скачкам давления в трубопроводе, находящемся под контролем этой системы, или другим внештат- ным, потенциально опасным ситуациям
2 4. Если в будущем способность интеллектуальных систем обучаться станет осо- бо важной характеристикой, дающей значительное конкурентное преимущество, с большой вероятностью обладатели этих систем введут определенные ограничения и запреты на доступ к ним, их приобретение и т.д. Кроме того, тем субъектам, кто попытается нелегально обойти эти ограничения, время от времени будут предла- гаться системы с «троянской начинкой», но уже в отношении способности учить- ся. Это могут быть системы, чьи способности к обучению ниже ожидаемых, обу- чающие не совсем тому или даже совсем не тому, что нужно пользователю, и т.д.
5. Одна зарубежная компания выступила с предложением осуществления бес- платного обучения технологиям компьютерных расчетов для атомных электростан- ций. Обращено это предложение было к Государственному научному центру РФ
«Физико-энергетический институт». После проведения юридической экспертизы выяснилось, что данная зарубежная компания в случае положительного рассмо- трения высказанного предложения может, воспользовавшись правом интеллекту- альной собственности, использовать право вето для прекращения или недопуще- ния действий или операций, в которых будет тем или иным образом задейство- вана технология компании. Данное предложение и, собственно, обучение были рассмотрены главой центра как универсальный способ «закабаления конкурента», поскольку чем качественнее сотрудники обучались по предлагаемым технологи-
1
Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы. М.: ИНФРА-М, 2002.
2
Olson J. Fair play: the moral dilemmas of spying. Washington: Potomac Books, 2006.
Глава 9. Поведение потребителя: теория ожидаемой полезности и «троянского обучения»
224
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки ям, тем глубже, чаще и шире обучающаяся компания использовала инструменты обучающей компании, следовательно, тем объемнее и масштабнее потенциальный спектр действий обучающей компании
1
Данный случай является одним из ярких примеров троянского обучения. Стра- тегию компании, производящей троянское обучение, можно назвать стратегией поглощения. В свою очередь, компаниям, на которые ориентирована данная стра- тегия троянского обучения, следует придерживаться стратегии уклонения.
6. Приведем пример конкурентной борьбы с нарушением правовых и этиче- ских норм на уровне межвузовских отношений. В одной из стран СНГ «лобби», представлявшее интересы группы юридических вузов, сумело инициировать ин- спекционные проверки конкурирующих вузов и поднять вопрос о целесообраз- ности подготовки в них юристов. Это было сделано с использованием «не вполне корректных методов». Лишь вмешательство Государственной аккредитационной комиссии предотвратило принятие необоснованных решений о прекращении обу- чения студентов в этих учебных заведениях
2
В любых обществах содействие и противодействие обучению становятся ин- струментами культурной политики, орудиями влияния на чужое развитие. В ряде случаев противодействие и прямые запреты в обучении могут быть оправданны и обоснованны, в других – неоправданны, границу между ними не всегда можно провести однозначно.
Макиавеллизм – черта, поведенческая установка, выражающаяся в использо- вании психологической манипуляции в качестве основного средства достижения своих целей (часто в ущерб интересам других субъектов). Проблема макиавеллиз- ма стремительно завоевывает популярность среди отечественных ученых. Обо- ротной стороной ценности обучения и обучаемости становится недобросовестная, хищническая конкуренция в этой сфере, поскольку удар по способности учиться, процессам обучения и овладения новыми видами деятельности воспринимается участниками социальных взаимодействий как эффективное средство для того, чтобы сделать конкурента несостоятельным в стремительно меняющемся, перена- сыщенном новой информацией мире.
Для того чтобы проанализировать помехи учебной деятельности других субъ- ектов, вызванные конкуренцией, выделим причины противодействия чужому обу- чению и развитию.
1. Приобретение и трансляция опасного опыта пресекаются. Так, во многих странах запрещено курить и распивать спиртные напитки в общественных местах во избежание копирования и обучения этому детей.
2. Противодействие обучению может быть вызвано необходимостью выполне- ния более важной, чем учебная, деятельности с точки зрения противодействующе-
1
Коновалова И., Коновалов Б. Все на продажу // Вечерняя Москва. 1998. №28.
2
Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия // Психоло- гическая наука и образование. 1998. №3–4. С. 5–12. URL: http://psyedu.ru/view.php?id=229.
225
го субъекта. Это, например, отвлечение учащихся на нетематические конференции для заполнения зала, военную службу и т.п.
3. Причиной противодействия обучению нередко является необходимость эко- номии и сохранения тех или иных ресурсов, расходуемых при обучении (в том числе финансовых). К разряду вынужденного противодействия, которое нельзя не упомянуть из-за его масштабов, является общее сокращение средств на обучение и образование в России в 1990-е гг. Например, курсанты-летчики не летали из-за нехватки бензина.
4. Возникновение новых видов деятельности, для которых еще не сформули- рованы или плохо сформулированы нормы и правила, требует от изменяющегося общества активного управления и регулирования, в том числе путем противодей- ствия и ограничений по отношению к обучению этим видам деятельности. Таким способом общество пытается приспособиться к данным видам деятельности и приспособить их к себе. Другое направление приспособления к новым условиям – препятствия передаче и распространению опыта, который считается устаревшим, уже ненужным в этих новых условиях. Иерархия опасных – безопасных, важных
– неважных видов деятельности меняется со временем, причем нередко на проти- воположную. Может запрещаться или ограничиваться неформальными средства- ми обучение атеистическим научным концепциям, религии, кибернетике, языку соседнего государства и другим учебным предметам, которые были разрешены ранее или будут разрешены и приветствуемы впоследствии. Противодействие обу- чению может являться орудием расизма, шовинизма, религиозного экстремизма и т.д. На государственном уровне можно привести пример некоторых стран быв- шего Советского Союза, которые ограничивают количество поступающих в вузы неродной для страны национальности.
5. Участники образовательного процесса конкурируют и соперничают. Удар по способности учиться новым видам деятельности – один из наиболее эффективных методов сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире.
Противодействие обучению – это один из видов социальных противодействий, которые в настоящее время оказывают друг другу субъекты социальных взаимо- действий всех уровней из-за дифференциации общества на группы с противоречи- выми интересами и возрастания межгруппового и межиндивидуального соперни- чества и конкуренции (табл. 9.1).
Проанализируем противодействие обучению других субъектов, вызванное кон- куренцией. Анализ противодействия обучению и троянского обучения выводит нас на проблематику преднамеренного создания трудностей. Выделяют два полярных типа отношения человека, создающего проблемы и трудности, к другому человеку, для которого он их готовит:
– как к подопечному, нуждающемуся в помощи;
– как к сопернику, продвижение которого надо тем или иным способом остано- вить.
Глава 9. Поведение потребителя: теория ожидаемой полезности и «троянского обучения»