Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 280

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

285
ности, обеспеченности, платности, которые отражаются в кредитном договоре.
В определенных случаях дополнительно рассматривают принцип целевого назна- чения кредита. Возвратность кредита означает обязательное обратное движение средств от заемщика к кредитору. Срочность предполагает возврат кредита в ука- занные в соглашении сроки. Предоставление кредита под определенное обеспе- чение (первичное, в качестве которого выступают денежные потоки, и вторичное, в качестве которого выступают залог, поручительство и др.) обеспечивает опре- деленные гарантии возвратности кредита и выполнения заемщиком своих обяза- тельств. Основной формой реализации принципа «платности» является ссудный процент, кроме которого в договоре предусматриваются дополнительные платежи, связанные с обслуживанием кредита. Таким образом, по поводу кредита возника- ет целая система отношений, опосредующая движение денежных средств в про- цессе их аккумулирования, размещения, распределения, перераспределения, ис- пользования, возврата заимствованных средств, а также образования процентных доходов кредитных организаций. Полученная заемщиком ссуда временно замеща- ет их доходы, а возврат первоначальной суммы предусматривает ее увеличение на величину ссудного процента. Содержание кредитных отношений отражается в функциях аккумулирования временно свободных финансовых ресурсов, их раз- мещении, замещении собственных доходов заемщиков. На кредитном рынке под влиянием механизмов спроса и предложения, а также других факторов формиру- ется «рыночная цена» кредитных ресурсов в виде процентов по кредитам и депо- зитам. Важными факторами, влияющими на уровень рыночных ставок ссудного процента, являются степень деловой активности, уровень инфляции, риска кре- дитной сделки, конкуренция на кредитном рынке, величина ставок ссудного про- цента, которую устанавливает ЦБ РФ.
Выполняя ценовую, регулирующую, информационную функции, а также функ- цию обеспечения рентабельности ссудного капитала, кредитный рынок функцио- нирует в определенной кредитной системе. Различают банковский коммерческий, потребительский, государственный, международный кредит. Коммерческий кре- дит предоставляется преимущественно в товарной форме, ссудный процент имеет скрытый характер, поскольку экономический интерес кредитора выражается не столько в процентном доходе, сколько в расширении продаж (эффект масштаба).
Разновидностями коммерческого кредита являются лизинг, факторинг, форфей- тинг, вексельный кредит и др. В отличие от коммерческого, банковский кредит предоставляется в денежной форме. Кредитные сделки осуществляются не только
(и не столько) за счет собственных средств, но и за счет привлеченных в качестве депозитов. Любая кредитная сделка отражает встречное движение обязательств, с одной стороны, обязательства банка возвратить средства вкладчикам (включая проценты), с другой – обязательства заемщика возвратить ссуды, выданные бан- ком (с начисленными процентами).
По характеру участия в воспроизводственном процессе различают текущие, инвестиционные и межбанковские кредиты. Первые предоставляются на текущие
Глава 14. Оппортунистическое поведение коммерческих банков в сфере инвестирования реального сектора российской экономики


286
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки хозяйственные нужды, вторые – на развитие производства и приобретение недви- жимости, третьи связаны с кредитованием ЦБ РФ коммерческих банков.
Положение о распределении пучка прав собственности является фундамен- тальным при анализе форм проявления оппортунизма. Банк распоряжается финан- совыми ресурсами, собственниками которых являются акционеры (государство), вкладчики. В то же время заемщики получают ссуду и право пользования финан- совыми ресурсами, временно замещая ими собственные доходы. В свою очередь собственники денежных средств передают права распоряжения и пользования по- тенциальным кредиторам и заемщикам. Все права контрагентов кредитного рынка отражены в контрактах, заключаемых сторонами.
Рассматривая модели оппортунистического поведения в механизме инвести- рования реального сектора экономики, подвергнем институциональному анализу возвратный переход прав на ссужаемую стоимость от заемщика к кредитору. Как известно, этот возвратный переход, а также выплата ссудного процента происхо- дят через определенный временной срок в зависимости от условий, принятых в договоре (контракте). Этот временной лаг, который образуется между датой вы- дачи кредита и датой его предполагаемого погашения, может быть значительным, порождает ситуацию неопределенности, а также допускает асимметричное рас- пределение информации между кредитором и заемщиком. Оба указанных условия
(неопределенность и асимметричность информации) формируют предпосылки оппортунистического поведения. При этом поведенческий оппортунизм может проявляться как на стадии заключения контракта, так и на этапе его реализации.
На стадии заключения контракта кредитор сталкивается с «проблемой отбора» объектов кредитования и субъектов «контрактных» отношений. У кредитных орга- низаций, несмотря на достаточно длительный этап формирования банковской си- стемы, до сих пор нет надежных источников достоверной информации о заемщи- ках (банка кредитных историй, источников надежных экспертных оценок и др.).
Проблема неблагоприятного отбора формирует предпосылки для установле- ния «завышенных» процентных ставок, что делает кредиты дорогими. Мотива- ция поведения российских банков, устанавливающих высокие процентные став- ки, такова: поскольку нет достоверной информации о заемщиках, в «цену денег», выдаваемых в форме кредитов, необходимо включить «страхование риска» от не- возврата кредита, задержки выплат процента и других форм оппортунистическо- го поведения.
Подобные решения имеют негативные последствия как для самих кредитных организаций, так и для предприятий реального сектора экономики. Дело в том, что
«завышенная» цена кредита исключает из числа потенциальных заемщиков ее наи- более консервативную и надежную часть, а именно тех, кто в наименьшей степени склонен к риску. Одновременно расширяется сегмент заемщиков, склонных к ри- ску и не отвечающих высоким характеристикам надежности. В этом случае отбор может быть наименее благоприятным. Для решения проблемы предотвращения неблагоприятного отбора целесообразно использовать инструмент рационирова-


287
ния, суть которого состоит в разработке и использовании надежных критериев и методов оценки кредитоспособности заемщика. Возможно использование допол- нительных признаков отбора (таких как наличие безупречной кредитной истории, поручительств, рекомендаций и др.).
Различные формы оппортунистического поведения проявляются со стороны кредитора и заемщика, когда участники кредитного рынка обнаруживают поведен- ческий оппортунизм как на стадии заключения контракта, так и в последующем
– на стадии его реализации. Предконтрактный оппортунизм проявляется как фор- ма неблагоприятного отбора. Со стороны кредитора предпринимаются попытки сокрытия реальной ставки по кредиту, когда «дополнительные поборы», ничем не оправданные, обозначаются в договоре мелким шрифтом, в завуалированной фор- ме и т.д. Заемщик, концентрируясь на главных положениях договора, часто не за- мечает условий, дополнительно обременяющих контракт. Кроме того, со стороны кредитора поведенческий оппортунизм на предконтрактной стадии проявляется в различных формах искажения информации, содержащейся в малоправдивой или недобросовестной рекламе, которая привлекает заемщика.
Со стороны заемщика также возможны различные формы оппортунизма как на пред-, так и на послеконтрактной стадии. На этапе заключения контракта нередко проявляются такие формы оппортунизма, как предоставление неполной, недосто- верной или заведомо ложной информации о финансовом состоянии организации и результатах реализации проекта. Кроме того, практика развития и функциониро- вания кредитного рынка показывает, что оценка заемщиком уровня риска инвести- ционного проекта, как правило, бывает заниженной. Вряд ли в данном контексте важен вопрос о «сознательном» или «невольном» поведенческом оппортунизме, связанном с неадекватной оценкой риска, поскольку эти действия будут в любом случае иметь негативные последствия.
Послеконтрактный поведенческий оппортунизм имеет также различные фор- мы проявления как со стороны кредитора, так и со стороны заемщика. Так, со сто- роны кредитора он проявляется в форме требований приобретать сопутствующие банковские продукты, что увеличивает «цену» кредита и является для заемщика не совсем выгодным, повышая его издержки. Такое поведение со стороны кре- дитора в контексте концепции оппортунизма можно квалифицировать как «вы- могательство». Оппортунизм проявляется также при попытке кредитных органи- заций провести процедуру «преднамеренного банкротства», чтобы избавиться от различного рода обременений (долгов, обязательств и др.). Со стороны заемщика послеконтрактный оппортунизм проявляется прежде всего в нецелевом исполь- зовании средств заемщика, а также их невозврате или задержке выплат процента по кредиту. Кроме того, заемщики часто требуют пересмотра условий погашения долга, оказывая давление на кредитную организацию, угрожая невозвратом по- лученных средств, проявляя различные формы «вымогательства» и «шантажа».
Вымогательство чаще всего возникает в кредитных трансакциях со специфиче- ским активом. Часто заемщик, испытывая временные финансовые затруднения,
Глава 14. Оппортунистическое поведение коммерческих банков в сфере инвестирования реального сектора российской экономики


288
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки предлагает банку изменить первоначальные условия кредитного договора, требуя для себя дополнительных выгод (например, снижения ставки по кредиту, предо- ставления беспроцентной отсрочки выплаты, других льгот дальнейшего погаше- ния задолженности). Законодательство РФ предусматривает выплату долгов по банковским кредитам в порядке «третьей очереди», что осложняет и затягивает процедуру возврата ссуд, повышая вероятность невозможности их взыскания. В этих условиях банки вынуждены идти на уступки и соглашаться взаимодейство- вать с заемщиками на заведомо невыгодных условиях. Учитывая указанные об- стоятельства, банки включают возможные «риски оппортунизма» в стоимость кре- дитной услуги для других заемщиков.
Поведенческий оппортунизм банков проявляется и в стремлении быстро занять значительную долю кредитного рынка, пренебрегая при этом тщательным отбо- ром заемщиков и используя «упрощенную» технологию выдачи кредитов. С одной стороны, банки могут получать повышенные доходы как результат «эффекта мас- штаба», с другой – рост удельного веса просроченной задолженности по кредитам является следствием избранной стратегии банков.
Последствия оппортунистического поведения кредитора имеют негативные по- следствия не только для заемщика, но и для экономики в целом. Негативные по- следствия оппортунизма для заемщика проявляются в выделении и «дорогих кре- дитов», в стоимость которых включены не только «собственно процентная став- ка по кредиту», но и «комиссионные сборы», а также дополнительные платежи.
Негативные последствия для экономической системы проявляются, во-первых, в дестимулировании и сдерживании инвестиционного процесса, во-вторых, в уси- лении зависимости механизма инвестирования реального сектора экономии от за- рубежных кредитов.
Послеконтрактные формы оппортунизма со стороны кредиторов и заемщиков также оказывают негативное влияние как на субъектов кредитного рынка, так и на развитие реального сектора экономики в целом. Невозможность учета всех буду- щих обстоятельств, неполная специфицированность условий договора позволяют одной из сторон максимизировать свою полезность в ущерб другой стороне, на- пример, путем сокрытия информации. Кредитор, с одной стороны, старается све- сти потери от возникновения подобных рисков к минимуму, используя инструмен- тарий снижения неопределенности, с другой – возможность рисков учитывается при формировании стоимости кредитной услуги в сторону ее повышения. Таким образом, поведенческий оппортунизм проявляется как реакция одного контраген- та на действия другого.
Взаимодействие сторон кредитного рынка (кредиторов и заемщиков) зависит от ряда макроэкономических, отраслевых, региональных и институциональных фак- торов, особенностей циклической динамики и фазы цикла, которую переживает национальная экономика, возможностей снижения спроса на продукцию данной отрасли, финансового состояния предприятий, особенностей платежеспособного спроса потребителей и ряда других важных факторов, которые также необходимо


289
учитывать. Так, доля просроченной задолженности по кредитам, выданным нефи- нансовым организациям, по нашим оценкам, которые сопоставимы с результатами, полученными в работах других авторов, зависит от доли предприятий, у которых произошло снижение реальной прибыли, а также понижение спроса на выпускае- мую продукцию. Выбор оптимальной формы контракта, который лежит в основе минимизации издержек оппортунистического поведения экономических субъек- тов, опирается на три атрибута: специфичность актива, участвующего в транзак- ции, степень неопределенности отношений и регулярность взаимодействия между экономическими агентами.
Таким образом, оппортунистическое поведение в механизме инвестирования реального сектора экономики проявляют как предприятия реального сектора эко- номики, так и коммерческие банки. Рассмотренные ранее условия, связанные с асимметричным распределением информации между кредитором и заемщиком, а также неопределенность формируют предпосылки оппортунистического пове- дения. При этом поведенческий оппортунизм может проявляться как на стадии заключения контракта, так и на этапе его реализации. На стадии заключения контракта кредитор сталкивается с «проблемой отбора» объектов кредитования и субъектов «контрактных» отношений. Помимо поведенческого оппортунизма, проявляющегося как реакция одного контрагента кредитного рынка (кредитора) на действия другого (заемщика), в период экономической рецессии выявлен тип поведенческого оппортунизма коммерческих банков, проявившийся как реакция на изменение экономической среды в условиях экономической рецессии.
Мировая рецессия (2008–2009) сопровождалась банкротством крупнейших фи- нансовых институтов, падением фондовых индексов, кризисом доверия в банков- ских системах. В России происходил отток иностранного капитала с российских фондовых рынков, кроме того, закрывались кредитные линии. Падение цен на основные товары российского экспорта на фоне сдерживания курса рубля сформи- ровало отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. В результате было приня- то решение о «плавной» девальвации курса национальной валюты. Ограниченные возможности привлечения средств на внешних рынках, сокращение объемов кре- дитования со стороны российских коммерческих банков наряду с острой потребно- стью в ресурсах российских компаний сформировали предпосылки сжатия спроса в российской экономике. В настоящее время происходит не только снижение ин- вестиционной активности – предприятия реального сектора экономики перешли к стратегии оптимизации издержек. Испытывая сложности с обеспечением текущей деятельности, российские компании резко снизили инвестиционную активность.
Учитывая негативные последствия «дефицита» инвестиционных ресурсов, госу- дарство выделило значительные средства для финансирования реального секто- ра экономики, которые были переданы коммерческим банкам для осуществления дальнейших трансакций. Наличие временного лага между получением банками средств от государства и выдачей их предприятиям реального сектора экономики породило ситуацию неопределенности, обусловив ассиметричное распределение
Глава 14. Оппортунистическое поведение коммерческих банков в сфере инвестирования реального сектора российской экономики