Файл: Государства правовой обычай, Закон Русский, договоры Руси с Византией, княжеские уставы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Привилегированные категории населения:
Зависимые категории населения:
Причинами феодальной раздробленности являлись:
Особенности вечевого управления республик:
Содержание Соборного уложения 1649 года
Значение Соборного уложения 1649 года
Реформа государственного управления
Жалованная грамота дворянству.
Система вещного права состояла из:
Конституционно-демократическая партия(кадеты)Долгоруков,Петрункевич,Милюков
Умеренно-прогрессистская партия(Ефремов Коновалов)
Всероссийский торгово-промышленный союз(Максимов)
Союз 17 октября(октябристы) Гучков
Партия правового порядка(Савенко)
Партия монархистов-конституционалистов(царистов)
Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.
Выделялись и другие преступления:
Условия освобождения от уголовного наказания:
Причины принятия:
-
Изменения в стране, произошедшие более чем за сто лет после последнего Судебника Ивана Грозного в 1550 году, требовали нового свода законов, который отражал бы эти изменения. -
Необходимость упорядочения многочисленных законов, указов, их систематизация.
Содержание Соборного уложения 1649 года
Определяло статус государства и самого царя, законодательно закреплял процесс становления абсолютной монархии.
Окончательно юридически закрепляло закрепощение крестьян. Оформлена юридически сословная структура общества, регламентировало права и обязанности каждого сословия.
Ограничивалось церковное землевладение.
За дворянами было признано право передачи земли в наследство, если сыновья будут служить, как отец, то есть значительно повышалась роль дворянства в стране.
Нормы права, регулирующие деятельность органов государственного управления.
Нормы права по отдельным отраслям.
Прикрепляло жителей посада к «тяглу» ( тягло- государственные повинности) и месту жительства.
Новое уложение определяло статус государства и самого царя, содержало комплекс норм, регулирующих деятельность всех органов государственного управления, устанавливало порядок въезда и выезда из страны.
В уголовном праве появилась новая система классификации преступлений. Появились такие виды, как:
преступление против церкви; преступление против государства;
преступление против порядка управления (самовольный выезд
из страны); преступления против благочиния (содержание притонов);
должностные преступления:
преступления против личности; имущественные преступления; преступления против нравственности.
Появились также и новые виды наказаний. Теперь преступник мог рассчитывать на смертную казнь, ссылку, тюремное заключение, конфискацию имущества, штраф или бесчестящее наказание.
Гражданское право также значительно расширилось благодаря росту товарно-денежных отношений. Появилось понятие физического лица и коллектива, возросла правоспособность женщин в вопросах совершения сделок, устная форма договора теперь заменялась письменной, положив начало современным сделкам купли-продажи.
Семейное право не сильно поменялось – все еще действовали принципы
«Домостроя» - главенство мужа над женой и детьми.
Также в Соборном уложении был расписан порядок судопроизводства, уголовного и гражданского – появились новые виды доказательства (документы, крестное целование и т.д.), выделились новые процессуальные и розыскные мероприятия, направленные на доказательство виновности или невиновности.
Важным отличием от предыдущих судебников было то, что при необходимости, Соборное уложение 1649 года дополнялось и переписывалось при появлении новых актов.
Закрепощение крестьянУложение не только не дало крестьянам свободы, оно окончательно их закрепостило. Теперь крестьяне (включая их семьи и имущество) фактически становились собственностью
феодала.
Передавались по наследству, как мебель и не имели собственных прав. Изменились также правила касательно выхода из-под гнета – теперь крестьяне практически не имели возможности стать свободными (теперь беглый крестьянин не мог стать свободным спустя несколько лет, теперь сыск велся бессрочно).
Значение Соборного уложения 1649 года
Соборное уложение регулировало все стороны государственной и общественной жизни, действовало до 1832 года , то есть более 180 лет.
Это памятник русского права, позволяющий проследить систему развития права в стране, её значительное совершенствование с учётом изменившегося времени, закрепило новые социальные черты и институты.
Юридически закрепило крепостное право, просуществовавшее в России до
1861 года.
Значительно усовершенствовалась структура права, систематизация правовых документов, сделано разграничение по отраслям права
-
Государственный строй России при абсолютной монархии (конец XVII
— первая четверть XVIII в.).
существенные особенности абсолютизма в России:
-
если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества; -
если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался почти исключительно на крепостническое дворянство, служилое сословие.
Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограничено принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви
монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой. В феврале 1711 г. был учрежден Сенат. Первоначально он состоял из 9 человек, назначаемых царем, независимо от их происхождения.Царь контролировал деятельность Сената через специально созданные органы.
Главную роль в Сенате играло присутствие, т.е. общее собрание сенаторов. Здесь обсуждались и решались голосованием основные вопросы, подведомственные Сенату, вначале единогласно, а с 1714 г. - большинством голосов.В ряде случаев(в особенности в отсутствие царя) Сенат издавал указы общегосударственного значения от своего имени, разрабатывал законопроекты или участвовал в их обсуждении, осуществлял контроль над деятельностью государственных учреждений. Его решения не подлежали обжалованию. Сена т являлся органом надзора за судами, финансовы м управлением, осуществляя этот надзор через фискалов, прокуроров и рекетмейстера.С 1722 г. Сенат получил право посылать ежегодно в губернии и про винции одного ревизующего сенатора. После смерти Петра I роль
Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала снижаться.
В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими,
«государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств.
Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом),