Файл: Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы дипломная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все эти правила социальной защиты соответствуют нормам международного права в сфере прав и свобод человека.

Суть социальной защиты граждан заключается в том, чтобы защищать политическую, идеологическую и религиозную специфику.

Социальная идея в Конституции Российской Федерации проводится признанием идеологического многообразия – это отражено в статье 13 части 1. Запрет на установление какой-либо идеологии обязательной или государственной (статья 13 части 2). Признание политического многообразия и многопартийности (статья 13 части 3). Установление равенства общественных объединений (статья 13 части 4).

Мы имеем социально-ориентированное конституционное законодательство. Оно защищает возможность образования в обществе проявления форм социальной и политической активности граждан, но исключение составляют те, которые ставят целью уничтожения “основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной розни” (статья 13 части 5).

Социальная защита гражданина должна защищать от дискриминации социального и правового статуса, а также социально-имущественного положения.

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности (статья 19 части 2). В статье 19 части 1 гарантируются права граждан “все равны перед законом и судом.”

Конституция Российской Федерации порождает обязанности государства, а также всех должностных лиц обеспечивать их осуществление. Не допускает отчуждения таковых прав, даже если гражданин проявляет волеизъявление. Итак, Конституционный законодатель создал необходимую правовую основу. Он установил, что права и свободы человека “… определяют смысл содержания и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.” (статья 18).

Однако, законодатель установил границу осуществления прав и свобод гражданина в виде тех же прав и свобод другого гражданина положением о том, что осуществление этих прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. (статья 17 части 3).

Это очень сложно, так как возможны разнообразные конфликты, особенно в отношении прав собственности. В Конституции Российской Федерации регуляция самозащиты многоаспектна.


Статья 29 каждому гарантирует свободу мысли и слова (части 1). С другой стороны устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (статья 29 части 2).

Законом не ограничиваются возможности для социального законотворчества субъектов Российской Федерации (статья 39 части 2). Мы видим, что происходит реализация норм Всеобщей декларации прав человека 1948 года, где каждый человек имеет право на социальное обеспечение (статья 22).
1.2Правовое регулирование защиты прав граждан в области социального обеспечения
Понятие социального обеспечения нельзя признать вполне разработанным. Институт права социального обеспечения составляет основу права социальной защиты. З.Д.Виноградова предприняла попытку дать определение институту права социального обеспечения. “Право на социальное обеспечение заключается в том,что государство гарантирует предоставление средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей9.”

Чаще всего “социальное право” объединяет три юриспруденции: трудовое право, социальное обеспечение и социальная помощь. Законодатель предусматривает, что “права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.” (статья 55 части 3)

Ограничение прав и свобод человека является объективной необходимостью и всегда имеет место в любом государстве. В демократическом государстве все ограничения такого рода производятся на основании конституции. Предусматриваются случаи, когда ограничения прав и свобод могут быть совершены федеральным законом.

“Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.” (статья 55 части 1) Конституция Российской Федерации предусматривает развитие института социальной защиты. Это может производиться не только за счет средств государства. Об этом говорится в статье 39 (поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (часть 3).



В статье 40 части 2 Конституции Российской Федерации устанавливаются обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, и тем самым обязывают должностные лица обеспечивать социальные права граждан на жилье. Входит в обязанность поощрять жилищное строительство, а также создавать условия для осуществления права на жилище.

Статья 41 Конституции Российской Федерации содержит одно из самых важных социально-экономических прав. Права на охрану здоровья (части 1):

“Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.”

Медицинская помощь в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В части 2 данной статьи законодатель предельно четко разъясняет право на здоровье, на развитие физической культуры и спорта, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие. В данной статье четко устанавливается обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепление здоровья населения.

Статья 42 конкретно указывает на ответственность в форме возмещения ущерба, то статья 41 устанавливает ответственность административно-правового и уголовного характера, для должностных лиц, которые нарушают права на здоровье граждан России и лиц пребывающих на территории Российской Федерации (статьи 40 части 3).

Статьи 45-48 носят строго правозащитный характер и соответствуют международным стандартам, которые составляют основу политических и гражданских прав, а также свобод человека. Данные нормы приобретают социальный характер.

В Российской Федерации предусмотрены юридические институты государственной поддержки и финансирования адвокатуры и юридической помощи, которая оказывается бесплатно ( статья 48 части 1,2).

Рассмотрим также понятие как социальная защита, социальное обслуживание.

Конституция новой России принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года. Она провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством. Политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В нашей стране находятся под охраной труд и здоровье людей.

Государство поддерживает семью, материнство и детство, отцовство, заботится о пожилых гражданах и инвалидах, устанавливает гарантированный минимальный размер заработной платы. На данный момент в Российской Федерации развивается система социальных служб. Устанавливаются государственные пенсии, пособия и гарантии социальной защиты.


В правовой системе социальная деятельность отражается во многих отраслях. При защите несовершеннолетних и инвалидов используют нормы трудового права, которое регулирует их труд. Сами основы закреплены в Конституционном праве.

Административное право и его нормы призваны регулировать общественные отношения, которые возникают между личностью и государством (сфера взаимодействия государственных органов социальной защиты с гражданами).

Предметом регулирования социального права являются общественные отношения (между гражданами и государственными органами социальной защиты населения).

Социальное развитие, социальное обеспечение или профсоюзами и представителями государственных органов. Смело можно сказать, что социальное право – это совокупность норм, при помощи которых государство проводит социальную политику в области социальной защиты населения.

Существуют меры, которые воздействуют на занятость населения, качество жизни, демографию, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы. Сюда можно отнести меры, обеспечивающие целевую государственную и благотворительную помощь менее защищенным, малоимущим и социально уязвимым слоям населения.

Законодательство Российской Федерации (в сфере социальной деятельности) включает множество нормативных актов, регулирующих данную область.

Итак, что же подразумевает социальное обеспечение?

Такие понятия как:

- Социальная защита населения;

- Социальная поддержка;

- Социальная помощь;

- Социальное обслуживание

входят в систему социального права.

Система социальной защиты населения является общефедеральной системой. Она включает в себя систему социального обеспечения. Социальная защита не только предусматривает социальную поддержку лиц, оказывающихся в трудном материальном положении, но также оказывает помощь населению по смягчению негативных результатов экономической реформы, охране окружающей среды и так далее.

Иногда возникают непредвиденные обстоятельства, когда граждане утрачивают средства существования, попадая в различные жизненные ситуации, несут непредвиденные расходы и нуждаются в социальной поддержке от государства. В результате – отсутствие средств существования. Граждане приобретают право на различные виды социальной помощи.


Виды социальной помощи:

- Денежные выплаты (субсидии и социальные пособия);

- Натуральные выдачи (одежда, обувь, топливо, медикаменты, продукты и так далее).

Социальное обслуживание. Право на социальное обслуживание и социальную защиту является объективным и необходимым условиям для нуждающихся граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.10

В Российской Федерации большой процент населения ограничен в жизнедеятельности. Здоровье граждан ухудшается (данные статистики), растет процент нетрудоспособных граждан. Существует проблема, связанная с безработицей и малообеспеченностью, поэтому государство обязано способствовать сохранению полноценной жизни своего населения. Для этого в нашей стране действует система социальной защиты.

Базой для доктрины социальной политики служит:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральные законы;

- Нормативно-правовые акты Российской Федерации;

- Международные договоры России в области социальной политики.

Уровень социального обслуживания на территории субъектов Российской Федерации недостаточно высок. Потребность в социальном обеспечении граждан намного выше того, что предлагает государство.

Проблемы возникают из-за:

- Несовершенства законодательства;

- Экономическая ситуация;

- Изношенность материально-технической базы государственных и муниципальных организаций социального обслуживания;

- Малоразвитость негосударственной системы социального обеспечения.

В настоящее время, сфера, относящаяся к социальному обеспечению населения, недостаточно финансируется. Данная проблема приводит к кадровому дефициту, низкому качеству услуг, плохому материальному оснащению учреждений.

Законодательство препятствует развитию данной сферы. В законодательных актах можно встретить противоречивость.

Суть конституционного права на социальное обеспечение в том, что это право материально гарантируется государством. Человек, при наличии оговоренных в законодательстве условий, получает обеспечение или социальные услуги от государства. При негосударственной форме обеспечения гражданину нужно вложить свои денежные средства. Пенсионные выплаты он сможет получить из негосударственного фонда при наступлении соответствующих страховых случаев.